ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Галерея русских химиков»

Президент РФ объявил 2012 год - годом российской истории. Химическая наука является частью этой истории, а русские ученые-химики ее достоянием. Предлагаю интеллектуальную игру для 10-11 классов, которую можно провести как на заключительных уроках, так и на мероприятии в рамках предметной недели . Цель: расширить знания учащихся по истории русской химической науки; приобщить к чтению научной и научно-популярной литературы; способствовать развитию творческих возможностей и познавательного интереса...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Галерея русских химиков».ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Галерея русских химиков».ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Галерея русских химиков».ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Галерея русских химиков».ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Галерея русских химиков».ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Галерея русских химиков».ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Галерея русских химиков».ГБОУ НПО ПУ-30 МО

Методическая разработка

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА: «Галерея русских химиков».









Разработал

Преподаватель химии

Лукьяненко Е.В.











Коломна 2012-2013 уч.год.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Галерея русских химиков» проводилась в рамках предметной недели химии. 13.06.2013 года.

Цель: расширить знания учащихся по истории русской химической науки; приобщить к чтению научной и научно-популярной литературы; способствовать развитию творческих возможностей и познавательного интереса.

Подготовка к игре:

  • За неделю до игры учащимся объявляются имена ученых химиков и сообщается источники информации для подготовки.

Часть первая: Александр Порфирьевич Бородин, Александр Михайлович Бутлеров, Иван Алексеевич Каблуков, Карл Карлович Клаус, Михаил Васильевич Ломоносов, Дмитрий Иванович Менделеев, Николай Николаевич Семенов, Александр Николаевич Радищев.


  • Учащиеся по желанию могут подготовить сообщение о любом из перечисленных ученых.

Технология игры:

  • В игре принимали участие 6 команд(группы Пж-121, А-112, Пт-125, А-122, СМ-113).

  • По описанию важнейших событий жизни и деятельности ученого команды должны назвать его имя. Предлагается 8 русских ученых химиков.

  • Первого ученого определяет учитель. Отвечает та команда, которая первой поднимает руку.

  • Если команда ответила правильно - она выбирает портрет следующего ученого. Если команда не ответила - ход переходит другой команде.

  • На обдумывание ответа - 10 секунд.

  • Если вы узнали русского химика по фотографии, то вы получаете 10 баллов.

  • За правильный ответ после устной подсказки учителя получаете 5 баллов, после каждой очередной подсказки на слайде - на 1 балла меньше.

  • Выкрики с места запрещены.

  • За нарушение правил игры - команда или ученик штрафуется на 1 балл.

Инструкция:

  • Игровое поле (слайд № 3). В игре восемь портретов русских ученых-химиков, которые закрыты. Выбрав портрет и щелкнув по номеру вопроса - открывается портрет. По гиперссылке на номере - переходим к слайду, который содержит данный вопрос. При выборе вопроса происходит смена цвета.


  • Каждый вопрос содержит пять подсказок: первая - устная от учителя, четыре последующие - на слайде. Далее (по щелчку мыши) переход на следующий слайд: портрет, даты жизни, дополнительная информация. После ознакомления по гиперссылке происходит возврат в меню игры (игровое поле).


  • На слайд № 20 «Спасибо» можно попасть по гиперссылке в конец со слайда №3 «Игровое» поле.



Х О Д З А Н Я Т И Я:

Слайд № 1 «ТИТУЛЬНЫЙ»

На слайде с открытием презентации появляется заголовок «Галерея русских ученых» и «зал первый».

Учитель зачитывает стихотворение:

М.В.Ломоносов

О вы, счастливые науки!

Прилежно простирайте руки

И взор до самых дальних мест

Пройдите землю и пучину

И степи и глубокий лес

И саму высоту небес.

Везде исследуйте всечасно,

Что есть велико и прекрасно,

Чего еще не видел свет…

В земные недра ты, химия,

Проникни взора остротой

И что содержит в нем Россия

Драги сокровища открой.

По щелчку мыши появляется девиз игры: «Тот народ достоин уважения, который чтит свою историю»

По щелчку мыши переход на слайд № 2 «ВЫСКАЗЫВАНИЕ»

Слайд № 2

«ВЫСКАЗЫВАНИЕ»


На слайде по щелчку мыши появляется высказывание: «Жизнь замечательных и деятельных людей - очень важный фактор в развитии науки, а жизнеописание их является необходимой составной частью истории науки»

(С.И.Вавилов)

По щелчку мыши переход на слайд № 3 «ИГРОВОЕ ПОЛЕ».


Слайд № 3

«ИГРОВОЕ ПОЛЕ»

Учитель объясняет правила игры.

Учитель:

Итак, игра начинается. Желаю всем удачи.











Часть 1

Дополнительная информация (на слайде)


Подсказки (на слайде)

ФИО, даты жизни


Подсказка учителя

(5 баллов):

Российский химик и ботаник. Основоположник химии платины и ее спутников в России.

На слайде с фотографией:

Карл Клаус родился в семье художника. Когда Карлу было четыре года, умер его отец, ещё через два года умерла его мать.

Участвовал в ботанических исследованиях степей между реками Уралом и Волгой.

В 1844 году Демидовскую премию.

1.Весть об открытии нового металла была встречена зарубежными учеными с недоверием. Однако после повторных опытов Йенс Якоб Берцелиус написал автору открытия: «Ваше имя будет неизгладимо начертано в истории химии».

2.Новому металлу наш герой дал название в честь своей страны.

3.Он является основоположником Казанской школы химиков. Его учеником был Александр Михайлович Бутлеров.

4.Открытый металл в честь России был назван им рутением.

1.Карл Карлович Клаус

1796-1864

Подсказка учителя

(5 баллов):

Этот химик выводил новые сорта роз, разводил пчел и оставил книги по цветоводству и пчеловодству.

На слайде с фотографией:

Его отец был отставным полковником, участником войны 1812 года.

Его учениками были в 1868 году ему присвоена Ломоносовская премия Академии наук.

«А.М.Бутлеров - один из величайших русских ученых, он русский и по ученому образованию, и по оригинальности трудов» (Д.И.Менделеев)

1.В стенах пансиона, где он жил мальчиком, его пристрастие к химии сопровождалось взрывами. В наказание его выводили из карцера с черной доской на груди с надписью «Великий химик».

2. Он окончил университет со степенью кандидата за сочинение по зоологии на тему «Дневные бабочки Волго-Уральской фауны».

3. Он открыл новый способ синтеза йодистого метилена, получил параформальдегид, синтезировал в 1859 году уротропин.

4. Он основал в Казани школу химиков-органиков. Он создатель классической теории химического строения веществ.

2. Александр Михайлович Бутлеров

3 (15) сентября 1828(18280915)- 5 (17) августа 1886

Подсказка учителя

(5 баллов):

Он - гордость русской науки - воплотил в себе народный гений, широту и силу русского характера. На все века этот ученый оставил своей Родине пример того, как наука может и должна служить своему народу.

На слайде с фотографией:

Узнав о смерти ученого-энциклопедиста, наследник престола великий князь Павел Петрович сказал: «Что дурака жалеть - казну только разорял и ничего не сделал».

«Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» (А.С.Пушкин).

1.Он был первым физикохимиком.

2.Он создал первую русскую химическую лабораторию в 1748 году.

3.Когда заходила речь о его профессии, отвечал не задумываясь: «Химик». До него химию не считали наукой, а лишь «химическим искусством». После его работ искусством её уже не называл никто.

4. Его открытия относятся к химии, физике, математике, науке о Земле, астрономии и др.

3. Михаил Васильевич Ломоносов

8 (19) ноября 1711 -

4 (15) апреля 1765

Подсказка учителя

(5 баллов):

Он был внебрачным сыном князя Л.С.Гедианова и солдатской дочери А.К.Антоновой. До десяти лет числился крепостным собственного отца, который, лишь умирая, дал ему вольную.

На слайде с фотографией:

«Господин Бородин, - часто говаривал своему студенту профессор химии Н.Н.Зинин, - поменьше занимайтесь романсами, на вас я возлагаю свои надежды».

«Занимайтесь музыкой», - призывал уже известного профессора-химика композитор Н.А.Римский-Корсаков.

В одном из писем Бородина есть такие строчки: «Когда я болею настолько, что сижу дома, ничего дельного делать не могу… то я сочиняю музыку».

1.Его не принимали в Медико-хирургическую академию в Петербурге как бывшего дворового человека. Поэтому его мать фиктивно приписала сына к купечеству третьей гильдии и тем самым дала ему возможность учиться в высшем учебном заведении.

2.В 1862 году он получил первое фторорганическое соединение - фтористый бензоил.

3. В 1872 году при исследовании химических свойств ацетальдегида им открыт новый тип реакций - альдольная конденсация. Она стала одним из классических методов химического синтеза. Он оставил 91 печатный труд по органической химии. Оказал большую помощь в развитии образования женщин в России.

4. Он был профессором химии, генералом и одновременно композитором. Он - автор оперы «Князь Игорь», «Богатырской симфонии» и других музыкальных произведений.

4. Александр Порфирьевич Бородин

31 октября (12 ноября) 1833- 15 [27] февраля 1887

Подсказка учителя

(5 баллов):

Советский физико-химик, почётный член АН СССР (1932; член-корреспондент 1928), заслуженный деятель науки РСФСР (1929), заслуженный профессор Московского университета. Он посвятил служению науке 65 лет своей жизни.

На слайде с фотографией:

Лозунгом его было: "учёным можешь ты не быть, а гражданином быть обязан".

В списке трудов Каблукова более 20 работ, посвященных пчеловодству.

Результаты многолетних исследований он обобщил в книге «О меде, воске, пчелином клее и их помесях». Эта книга, изданная в 1941 году, остается одним из лучших справочных руководств по пчеловодству.

1.Родился в семье сельского зубного врача, вольноотпущенного крепостного.

2. Еще во время обучения в Московском университете он начал проводить исследования свойств многоатомных спиртов в лаборатории В.В.Марковникова.

3. Он является пионером нового раздела физической химии - электрохимии неводных растворов.

4. Разработал метод получения брома из рапы Сакского озера в Крыму.

5. Иван Алексеевич Каблуков

21 августа (2 сентября) 1857 - 5 мая 1942


Подсказка учителя

(5 баллов):

Он первый и пока единственный химик в истории России, удостоенный Нобелевской премии по химии.

1.В 1913 году он окончил реальное училище в Самаре. Еще в старших классах школы увлекался химией, имел небольшую домашнюю лабораторию и читал много книг по химии и физике.

2. В 1956 году ему совместно с англичанином Сирилом Норманом Хиншелвудом была присуждена Нобелевская премия по химии за работы по механизму химических реакций.

3. Избран в состав 14 иностранных академий наук, ему была присуждена почетная степень Honoris causa восьми известных университетов мира.

4. Награждён 9 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Лауреат Ленинской премии, Сталинской премии 2-й степени. Награждён Большой золотой медалью имени М.В.Ломоносова АН СССР.

6. Николай Николаевич Семенов

3 (15) апреля 1896 - 25 сентября 1986

Подсказка учителя

(5 баллов):

Если бы не его ссылка в далекую Сибирь, где он имел всецело отдаться своей любимой науке - химии, возможно, его имя вошло бы в историю славной русской химической науки.

На слайде с фотографией:

Автор знаменитого литературного произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790г.)

650 экземпляров своей книги он напечатал в домашней типографии.

Это сочинение находилось под запретом до 1905 года.

1.По сведению его сына, в университете «учился предпочтительно юриспруденции, литературе, медицине и химии».

2. Князь Воронцов по его просьбе прислал ему в Илимский острог не только книги по химии, но и приборы, и инструменты, необходимые для химического эксперимента.

3. В своем имении после ссылки начал заниматься агрохимией, исследуя почвы.

4. В главе «Слово о Ломоносове» он пишет «о слоистости Земли», о действии огня в глубине недр и т.д. и заканчивает словами: «Там - узрел Ломоносов сии мертвые по себе сокровища в природном их виде».

7. Александр Николаевич Радищев

20 (31) августа 1749 - 12 сентября по старому стилю 1802

Подсказка учителя

(5 баллов):

Этот знаменитый ученый в одиночку совершил полет на воздушном шаре для наблюдения солнечной короны во время солнечного затмения. Он проделал на нем путь около 100км с максимальной высотой полета 4км и удачно посадил его.

На слайде с фотографией:

«….- это воплощение глубокого ума и тонкого восприятия всей действительности» (А.А.Блок)

«Великие люди умирают, но творения их живут и многому нас поучают...»

(И.А Каблуков)

1. Он был в семье последним, семнадцатым ребёнком.

…То, что он сделал, он сделал вопреки окружающему, благодаря исключительной силе своей личности, признанной со стороны иностранцев, и поддержке на родине очень немногих понявших его лиц.

2. Тема его докторской диссертации «О соединении спирта с водой» (1865 год). Работая над трудом «Основы химии», он открыл в феврале 1869 года один из фундаментальных законов природы.

3. В 1955 году группой американских ученых был открыт химический элемент и был назван в честь него.

4. Его любимая опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки; любимый балет - «Лебединое озеро» П.И.Чайковского; любимое произведение - «Демон» М.Ю.Лермонтова.

8. Дмитрий Иванович Менделеев

27 .01 (08 .02) 1834 -

20.01 (02 .02) 1907

По результатам интеллектуальной игры:

1 место заняла 2 команда(Пж-121), набравшая 44 балла.

2 место заняла 1 команда(Пт-125, Пт-115), набравшая 33 балла.

3 место заняла 6 команда(А-122), набравшая 25 баллов.

© 2010-2022