- Преподавателю
- Химия
- Открытый урок по химии на тему: Алканы
Открытый урок по химии на тему: Алканы
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Носкова Ю.В. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение московской области
«Чеховский техникум»
Открытый урок по химии на тему:
«Алканы»
Подготовила преподаватель химии
ГБПОУ МО «Чеховский техникум»
Носкова Ю.В.
2016 г
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Урок предназначен для изучения нового материала на базовом уровне на 1 курсе по программе О.С. Габриеляна.
Урок разработан с использованием элементов технологий ИКТ, проблемного обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС на уроке идет формирование и развитие УУД.
Личностные УУД:
-
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Познавательные УУД:
-
поиск и выделение необходимой информации;
-
применение методов информационного поиска;
-
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
-
Развитие умения работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;
Коммуникативные УУД:
-
развитие навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; коллективной работе, воспитание информационной компетентности.
Регулятивные УУД:
-
умение определять цели, ставить задачи на каждом этапе урока.
Цель урока: формирование представления о предельных углеводородах как классе органических соединений.
Задачи:
Образовательная:
-
формирование у учащихся представлений о гомологическом ряде, видах изомерии, правилах номенклатуры ИЮПАК на примере алканов;
-
изучить электронное и пространственное строение молекул алканов;
-
формирование умения записывать уравнения реакций с органическими веществами.
Развивающая:
-
создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи между строением, составом и свойствами;
-
развивать умение работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;
-
отрабатывать предметную культуру речи, творческое и логическое мышление.
Воспитательная:
-
способствовать развитию навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; воспитывать информационную компетентность.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор.
Демонстрационный материал: примеры углеводородов в различных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, парафин), коллекции с образцами природных УВ.
Раздаточный материал: шаростержневые модели, тестовая работа.
Реактивы и оборудование: Гексан, парафин, керосин; фарфоровые чашки, лучина, огнезащитная прокладка, пробирка, зажим пробирочный, горелка, кристаллизатор.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания
Выполнение теста.
Приложение 1
Самостоятельная работа
Актуализация знаний
Актуализация знаний проходит через обсуждение проблемной ситуации и решение расчётной задачи, ответом в которой является метан - горючий газ, алкан.
«Не так давно случилась на Кольском полуострове небывалая история. Горный инженер, работавший в апатитовом руднике близ города Кировска, услышал какой-то странный свист и шум, идущий из-под земли. Кто-то из рабочих неосторожно предложил: «Попробуем - подожжем?..» И попробовали... Вспыхнувшая спичка вызвала взрыв. К счастью, инженер и рабочие отделались только ожогами. Позднее выбросы газа повторились. Химики определили, что в состав газа входит 75 % углерода и 25 % водород, относительная плотность газа по воздуху равна 0,55. Что за газ чуть не унес жизни людей?»
После получения ответа учитель объявляет тему урока. (Слайд 2) и совместно с учащимися определяют план изучения класса органического соединения.
(Слайд 3)
Решают расчетную задачу.
После объявления темы урока и плана изучения, пробуют сформулировать цель урока и план изучения класса соединения.
Изучение нового материала
Изучение класса соединений согласно предложенного плану.
1. Начинаем изучать алканы с нахождения в природе (слайд 4-8) и их значения в жизни человека. (слайд 9-10)
Лабораторный опыт: Знакомство с образцами природных УВ и продуктами их переработки (работа с коллекциями)
Составляют опорный конспект и записывает его в тетрадь.
Работа с коллекциями
2. Даю определение классу алканов, общая формула, гомологический ряд алканов. (слайд 11-12)
Записывают определение, общую формулу, гомологический ряд
3. Изомерия: Лабораторный опыт: «Изготовление моделей молекул алканов»
При составлении модели бутана у студентов должно получиться 2 модели: n- бутан и изобутан.
После чего вспоминают определение изомерии (изомеры) и ее виды.
Выполняют лабораторный опыт.
Отвечают на вопросы учителя
4. Номенклатура алканов.
Правила образования названий разветвленных алканов по международной номенклатуре (ИЮПАК) (Слайд ).
Группы работают с карточками. Приложение-2.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания:
-
№1 - на составление названий по формуле
-
№2 - на составление формул по названию.
Один студент от группы выходит к доске и пишет название вещества.
5. Физические свойства алканов
Работа с учебником : агрегатное состояние, растворимость в воде и других растворителях, зависимость Ткип и Тпл от значения Mr; (Слайд )
Демонстрация: Примеры УВ в различных агрегатных состояниях ( пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин асфальт)
Работа с учебником, записывают в тетрадь.
Закрепление изученного материала
Данный этап урока проводят в том случае, если останется время, после изучения нового материала.
Вопросы для закрепления:
Определите, какие из углеводородов относятся
к алканам:
С4Н8, С8Н18, С6Н6,
С3Н8, С20Н42, С11Н22.
Выпишите формулы алканов:
Сl2, С3Н8, AlCl3, C2H5OH,
NH4, C2H4, C2H6, CH3COOH,
C6H14, C6H6.
Отвечают на вопросы учителя.
Подведение итогов урока
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Что нового на уроке узнали?
- Что было интересным?
Домашнее задание
Приложение 1.
Соотнеси понятие и характеристику.
ПОНЯТИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКА
1) валентность
a) группа атомов -CH2
2) гомологическая разность
б) одинаковый состав, но разное строение и свойства
3) изомеры
в) система построения названий веществ
4) номенклатура
г) способность образовывать электронные пары
8) Изомерия - это
9) Гомология - это
10) Валентность углерода в органических соединениях всегда равна ___________ .
Приложение-2.
1. Составьте структурные формулы, для следующих веществ.
а) 2-метилпентана; б) 2 -метилпропан.
2. Дать название веществам:
А) Б)