- Преподавателю
- Химия
- Преподавание химии в сельской школе
Преподавание химии в сельской школе
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Игнатович Т.А. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Преподавание в сельских школах имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при планировании и осуществлении учебного процесса. В статье рассмотрены некоторые приемы, способствующие эффек-
-тивному обучению химии.
В повышении качества обучения и воспитания учащихся малокомплектной сельской школы важную роль играет углубление и конкретизация знаний,
тесная связь их с жизнью, окружающим производством. В этом плане представляется полезным введение в учебно-воспитательный процесс теоретических вопросов, упражнений и задач сельскохозяйственного содержания. Такие задания предлагаются учащимся как на уроке, так и для домашней работы. Выполняя их, школьники получают более полные и конкретные сведения о применении изучаемых химических веществ и явлений в сельскохозяйственном производстве, мелиорации, на предприятиях по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, в пищевой промышленности, сельскохозяйственном транспорте и т.д. При этом наряду с прочными знаниями они приобретают и ценные
практические умения, необходимые для работы на приусадебных участках, что особенно важно в связи с развитием фермерских хозяйств.
Практически в любой теме и разделе по курсу неорганической химии можно использовать задания, позволяющие ознакомить учащихся с применением химических знаний в окружающем сельскохозяйственном производстве и на обслуживающих его предприятиях. Большинство из заданий предназначено для группового (2-3 человека) выполнения.
Главная особенность такого рода заданий - широкая опора при их выполнении на межпредметные связи химии с биологией, физикой, географией, технологией и др. Реализация этих связей позволяет более целенаправленно осуществлять трудовую подготовку, экономическое, экологическое и нравственное воспитание учащихся.
Задания сельскохозяйственного содержания могут включать вопросы,
способствующие развитию логического мышления учащихся; упражнения,
расчетные и экспериментальные задачи, вырабатывающие умение самостоятельно пополнять знания и применять их на практике.
Рассмотрим примеры заданий, в которых используются не просто химические формулы, но также и названия конкретных веществ (продуктов),
имеющих данные формулы.
1. Для получения преципитата CaHPO4 было взято 40 кг 60%-ной фосфорной кислоты. Вычислите массу гидроксида кальция,содержащего 2% примесей, которая потребовалась для этого.
2.Рассчитайте массу простого суперфосфата, которую необходимо
внести на площадь 1 га, если норма составляет 25 кг оксида фосфора на 1 га.
3.Объясните, почему нерастворимый фосфат кальция в составе фосфоритной или костной муки, а также преципитат вносят исключительно на кислые почвы. Ответ поясните ионным уравнением реакции.
4.Сульфаты и хлориды калия и аммония, некоторые другие удобрения
называют физиологически кислыми (они подкисляют почву) из-за предпочтительного поглощения растениями катионов этих солей.
Напишите в ионном виде уравнения реакций процесса известкования таких почв.
5.Подсчитано, что с каждой тонной пшеницы из почвы извлекается около 25 кг азота. Рассчитайте массу сульфата аммония, необходимую для восполнения выноса азота из почвы.
6.Рассчитайте массу аммиачной селитры, полученной при нейтрализации 50 г 40%-ной азотной кислоты необходимой массой аммиака.
7.В почву должно быть внесено 45 кг связанного азота. Какая масса для этих целей потребовалась бы чистых солей: а) сульфата аммония; б) калийной селитры; в) гидрофосфата аммония?
8.Где больше массовая доля (%) оксида фосфора-в простом или двойном суперфосфате? Ответ подтвердите расчетами.
9.Какое из минеральных удобрений-жидкий аммиак, нитрат аммония или карбамид CO(NH2)2-богаче азотом? Ответ подтвердите расчетом массовой доли (%) азота в этих соединениях.
10.В трех склянках без этикеток находятся прозрачные растворы минеральных удобрений: хлорида калия, нитрата натрия, сульфата аммония. Составьте план распознавания этих веществ. Напишите уравнения реакций.
В зависимости от дидактической цели и задач урока учитель может использовать подобные задания на разных его этапах: для усиления обучающего характера опроса, в целях конкретизации нового, при закреплении и повторении изученного материала. В домашние задания можно включать упражнения и задачи краеведческого характера, например,
по сбору сведений о применении химических веществ на местных предприятиях, о влиянии используемых в хозяйстве средств химизации на
урожайность выращиваемых культур и продуктивность животных.
Самая первостепенная задача современного учителя-сформировать у обучающихся универсальные учебные действия (УУД). Систематическое
выполнение конкретизированных, интегрированных (связанных с бытом и
другими предметами) заданий способствует формированию и развитию
следующих навыков: умения работать с учебником, дополнительной литературой и другими источниками информации (информационная компетенция); анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы; применять полученные
знания для объяснения новых фактов.
Одна из наиболее эффективных современных образовательных технологий
-проектная деятельность-самостоятельная творческая деятельность обучающихся, результатом которой является информационный продукт -
оформленный проект, обладающий новизной. Здесь также необходимо учитывать специфику жизненных условий и интересов школьников. И, что немаловажно, при формулировке темы проекта у работ, связанных с местными исследованиями, больше вероятности отличиться новизной.
По правилам проектной деятельности нельзя заранее формулировать темы проектов, так как они рождаются в голове самих учеников исходя из личностной значимости, мы можем лишь направлять.
Примерные темы проектов для сельских школ:
1. Исследование молока различных пород домашних животных.
2. Оценка влияния разных видов и доз минеральных удобрений на урожайность сельскохозяйственных культур.
3. Исследование пригодности разных органических субстратов для культивирования дождевых червей.
4. Сравнение содержания витамина С в местных ягодах или фруктах.
5. Исследование овощей, выращенных в разных условиях, на содержание
нитратов.
6. Исследование разных почв на содержание гумуса.
7. Исследование кислотности местных почв и практических способов химической мелиорации.
В заключение хотелось бы отметить, что непременным условием успешной работы в сельской школе, где влияние учителя более глубоко и значимо,
является использование такой традиционной и в то же время
современной педагогической технологии как педагогика сотрудничества. Это
предполагает совместную развивающую деятельность детей и взрослых,
стимулирование и направление педагогом познавательных интересов
обучающихся. Результатом такого взаимодействия является формирование у
обучающихся не только предметных знаний, умений и навыков, но и умений
сотрудничать, планировать и осуществлять совместные действия, проявлять
инициативу - то, что в стандартах общего образования называется метапредметными результатами и универсальными учебными действиями.
Литература:
1. Князева Р.Н., Артемьев В.П. Задания по химии для учащихся
малокомплектной школы: Книга для учащихся. -М.: Просвещение, 1993.