Урок тема «Периодическая система и периодический закон Д. И Менделееве

Тема урока:  «Периодический закон и периодическая система Д.И Менделеева» Цель: В занимательной форме обобщить и закрепить знания о периодическом законе и периодической системе Д.И. Менделеева и строении атома. Задачи: 1. Образовательная - обобщение, закрепление и расширение знаний учащихся о периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строении атома, отдельных элементах. 2. Развивающая - развитие познавательного интереса учащихся, естественнонаучного мышления и мировоззрения. 3. Воспитательная - воспитание стремления к получению знаний, трудолюбия, чувства патриотизма и коллективизма. Тип урока: урок обобщения (урок-играУрок обобщения по теме «Периодический закон и периодическая система Д.И Менделеева»8 класс с использованием элетронной доски  программы activstudio,Meil Teхt
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

«Периодический закон и периодическая система Д.И Менделеева»

Цель: В занимательной форме обобщить и закрепить знания о периодическом законе и периодической системе Д.И. Менделеева и строении атома.

Задачи:

1. Образовательная - обобщение, закрепление и расширение знаний учащихся о периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строении атома, отдельных элементах.

2. Развивающая - развитие познавательного интереса учащихся, естественнонаучного мышления и мировоззрения.

3. Воспитательная - воспитание стремления к получению знаний, трудолюбия, чувства патриотизма и коллективизма.

Тип урока: урок обобщения (урок-игра)

Ход урока

Организационный момент Добрый день! Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Мы совершим увлекательное путешествие в необычную страну, открытую удивительным человеком - Д.И. Менделеевым. Если вы правильно назовёте химические элементы, знаки которых записаны на доске, то из первых букв этих названий получится крылатая фраза, которая является девизом нашего урока.

Эта фраза Знание - сила(1 слайд )

Эта страна находится совсем рядом. Несколько уроков мы с вами знакомились с жителями этой страны, изучали их имена и законы.

Учитель: Что это за страна?

Ученики: Мы изучали Периодическую систему Д.И.Менделеева.

Учитель: Совершенно верно. И так как вы старательно вникали во все подробности их жизни, то сегодня Периодический Система приглашает вас в гости.

І. Вступление.

Учитель:

"Мир сложен,

Он полон открытий, сомнений

И тайн бесконечных, и

смелых догадок -

Как чудо природы

Является Гений -

И в хаосе этом наводит

порядок".

Эти строки написаны о великом русском ученом Д. И. Менделееве (показывает на портрет ученого). Он является автором, первооткрывателем одного из самых фундаментальных законов природы - Периодического закона, с которым мы с вами ознакомились на предыдущих уроках.

Для закрепления прошлого материала мы начнем урок с повторения знаков химических элементов. Сейчас один ученик выходит напротив символов элементов ставит их названия ( используется стрелка для переноса делается все под музыку)

(2 слайд )

Для обобщения прошлого материала мы проведем тестирование по пройденной теме. Один ученик у доски тестируется в программе Meil Teхt Все на месте на листочках. Учащиеся обмениваются листочками проводят взаимопроверку( правильные ответы спрятаны за периодическую систему)

(3 слайд )

Учитель : Следующее задание у нас «Назови слово - отгадай ребус»

Ребята перед вами ребусы вам нужно отгадать названия соответствующих химических элементов.

(4слайд )

А сейчас мы проведем игру «Из глубины веков»

Найдите в периодической системе элементы, названные в честь ученных

( вставка флипчарта №2 Таблица и ученные)

(5 слайд )

Металлы - это химические элементы, атомы которых отдают электроны внешнего (а иногда предвнешнего) электронного слоя, превращаясь в положительные ионы. Металлы - восстановители. Это обусловлено небольшим числом электронов внешнего слоя, большим радиусом атомов, вследствие чего эти электроны слабо удерживаются с ядром. Перед вами соединения металлов ученик у доски пользуясь калькулятором высчитывает атомные массы. ( используется калькулятор за картинкой правильные ответы)

(6слайд )

А сейчас мы попробуем ответить на вопросы. Речь идет о химических элементах(используется инструмент перо и шторка)

(7слайд )

Когда его называли гением, он морщился: "Какой там гений. Трудился всю жизнь, вот и стал гением". Когда в 26 лет писал курс "Органическая химия", два месяца не отходил от стола. С другой стороны, он яркий пример некабинетного ученого. Ведь занимался практическими вопросами, чего не хватает сегодня многим академическим мужам.

(8слайд )

Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске, в семье директора гимназии Ивана Павловича Менделеева и был последним, семнадцатым ребёнком.

Д. И. Менделеев - автор более чем 500 научных трудов по химии, физике, метрологии, воздухоплаванию, экономике, народному просвещению, народонаселению и др.

Выступление ученика биография Д.И Менделеева.( вставка флипчарта Биография Д.И Менделеева).

Сегодня на уроке мы еще раз вспомним современную формулировку Периодического закона.Давайте сравним свойства химических элементов натрия и магния.а также их соединений гидроксидов. Элементы главных подгрупп I и II групп ПС - щелочные и щелочноземельные металлы. Они

.Щелочные металлы

Главная подгруппа I группы ПС, называется подгруппой щелочных металлов, включает Li, Na, K, Rb, Cs, Fr Название подгруппы - щелочные металлы - отражает характерные особенности химии этих элементов

Это типичные металлы. Они легкоплавки, быстро окисляются на воздухе (Cs со взрывом). Хранят щелочные металлы без доступа воздуха и влаги, чаще всего под керосином. Свойства щелочных металлов закономерно изменяются по группе с увеличением относительной атомной массы

В электрохимическом ряду напряжений металлов все щелочные металлы стоят значительно левее водорода, причем с увеличением атомного номера (и уменьшением потенциала ионизации) электрохимическая активность металлов увеличивается. Исключение составляет Li - расположение на левом фланге электрохимического ряда напряжений металлов обусловлено исключительно высокой энергией гидратации Li, максимальной среди металлов.

Химические свойства натрия и калия похожи, причем активность калия несколько выше. Оба они отдают внешний s-электрон с образованием ионных соединений.

Натрий легче воды, поэтому кусочки металлов в воде плавают, бурно реагируя:

2K + 2H2O = 2КОН + Н2↑

Выделяющейся водород воспламеняется. В результате реакции получают сильные основания (щелочи). Загоревшийся натрий и калий нельзя тушить водой!

Гидроксиды калия и натрия - важнейшие химические соединения щелочных металлов.

Щелочноземельные металлы

К Щелочноземельным металлам относят элементы, главной подгруппы II группы ПС: Ca, Sr, Ba, Ra. Кроме них в эту группу входят Be и Mg

Металлический магний медленно реагирует с холодной водой:

Mg + 2H2O = Mg(OH)2 + H2↑

Гидроксид магния плохо растворим в холодной воде, гораздо лучше в горячей

И сейчас мы докажем кто из них сильнее с помощью прибора определяющего уровень рН

Чем ниже уровень рН - тем среда более кислая (от 6,9 до О). Щелочная среда имеет высокий уровень рН (от 7,1 до 14,0).

В нашем случае ,чем выше цифра тем сильнее свойства.

Проделаем практическую работу, измерим уровень рН у гидроксида натрия и гидроксида магния

Слайд проведение опыта (10 слайд)

И так уровень рН у NaOH=12.2

уровень рН у Mg(OH)2=10.1

Следовательно гидроксид натрия сильнее основание чем гидроксид магния.

Что и следовало доказать согласно ПЗ.

Учитель:

Периодический закон был открыт Д.И.Менделеевыми в 1869 году. С того времени было открыто огромное количество новых химических элементов, изучено строение атома, но все эти открытия основываются на периодическом законе. Каким гением нужно быть, каким умом должен обладать ученый, чтобы при открытии закона предвидеть его огромное значение в будущем, и недаром Д.И.Менделеев говорил:

"Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются"

(11Слайд)Урок закончен.

Автор урока : Болдырева Сауле Давлетовна, учитель химии









© 2010-2022