Рабочая программа по химии (ФГОС)

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии 8 класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», № 273 от 29. 12.2012 г., Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1897 от 17.12.2010 г., с учетом Примерной программы, автор А.М. Кондаков. По учебным предметам. Химия. 8-9 классы: проект. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011 - 44 с., авторской программой О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Перечнем учебников, рекомендованных к использованию Минобрнауки РФ (от 31.03.2014 г. № 253), Программой формирования УУД.

Цели основного общего образования с учетом химического содержания.

В предметах естественно-математического цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. В связи с этим основными целями обучения химии в основной школе являются:

1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
2) Обобщать знания обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания.

Внесены следующие изменения в примерную авторскую программу:

- тема № 5 Практикум «Простейшие операции с веществом» (5ч) перераспределена между темами: Введение (2ч), Тема 4. Изменения, происходящие с веществами ( 2ч), Тема 5. Растворы. Свойства растворов электролитов (1ч), в результате реализации тем Введение (4 добавлен 2ч), Тема 4. Изменения, происходящие с веществами ( 12 добавлен 2ч), Тема 5. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 добавлен 1ч), так как считаем целесообразно проводить практические работы после прохождения теоретического материала по данной теме, в целях закрепления и более глубокого понимания обучающимися химического материала.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Цели учебного предмета химии 8 класса.

1. Овладеть способом разнообразной деятельности познания объектов и процессов окружающего мира; использовать ключевые навыки в практической деятельности (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Задачами изучения учебного предмета «Химия» в 8 классе являются:

  1. Овладеть способом разнообразной деятельности познания объектов и процессов окружающего мира:

    1. - описать и сравнить объекты и процессы, происходящие в окружающем мире;

    2. - классифицировать вещества по составу.

  2. Описывать строение атомов на основе положения химического элемента в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

  3. Определять тип химической связи по формуле вещества, а также принадлежность неорганических веществ к классу по формуле и описывать свойства отдельных представителей.

  4. Устанавливать причинно-следственные связи между составом вещества и видом химической связи, а также между классами неорганических соединений.

  5. Моделировать свойства веществ и процессов в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

  6. Пользоваться лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами ТБ.

  7. Проводить химический эксперимент и описывать его результаты с помощью естественного (русского или родного) языка.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

В соответствии с учебным планом на изучение химии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год, при нормативной продолжительности учебного года 35 учебных недель.

4.Планируемые результаты обучения.

При изучении химии в основной общеобразовательной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

• выражать гордость за вклад российских ученых в химическую науку;

• демонстрировать правила здорового и безопасного образа жизни;

• использовать основы экологического мышления в практической деятельности и жизненных ситуациях;

Метапредметные:

Познавательные.

  • Давать определения понятиям;

  • Устанавливать причинно-следственные связи;

  • Проводить наблюдение и эксперимент под наблюдением учителя;

  • Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

  • Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой и утилизацией веществ;

Коммуникативные.

  • Устанавливать и сравнивать разные точки зрения на свойства химических процессов, аргументировать свою точку зрения;

  • Работать в группе - устанавливать и демонстрировать рабочие отношения;

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач химического содержания; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание.

Регулятивные.

  • Устанавливать и планировать пути достижения при решении поставленных химических задач;

  • Адекватно и самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Предметные:

1.В познавательной сфере:

• давать определения понятиям: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация».

• описывать ход и результаты химических экспериментов;

• различать простые и сложные вещества, классы неорганических соединений (оксиды, основания, кислоты, соли), типы химических реакций (по составу реагирующих веществ);

• оформлять результаты наблюдений, делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, выдвигать предположения о свойствах неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

• структурировать химическую информацию, пользуясь разными источниками (Интернет, справочники, электронные диски и т.д.).

• описывать строение атомов элементов 1-3 периодов (главных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева), строение простых молекул.

- составлять химические уравнения химических процессов.

- вычислять относительные атомные массы веществ, относительные молекулярные массы.

2. В трудовой сфере:

• проводить химический эксперимент, использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;

3. В сфере безопасности жизнедеятельности:

• рассказывать о приемах оказания первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах при работе с химическими веществами и лабораторным оборудованием.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Введение 6ч.

Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы.

Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Пр. раб. № 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

Пр. раб. № 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание (домашний эксперимент).

Домашний эксперимент. Анализ почвы и воды.

Тема 1. Атомы химических элементов (9 ч.)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов - физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения. Взаимодействие атомов металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Тема 2. Простые вещества (7 ч.)

Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы (железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов - водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого понятия. Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы

измерения количества вещества - миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».

Тема 3. Соединения химических элементов 14 ч.

Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул. Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих

водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и

кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала pH). Изменение окраски индикаторов. Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия.

Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов - физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения. Взаимодействие атомов металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами 14ч.

Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, - физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света - реакции горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений

химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей. Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена - гидролиз веществ

Пр. раб. № 4. Признаки химических реакций.

Пр. раб. № 5. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе..

Тема 5. Растворы. Свойства растворов электролитов 19ч.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до

конца. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами,

особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах. Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.

Пр. раб. № 7.Решение экспериментальных задач

п/п

Дата

Тема

Цели и задачи

урока

УУД

Оборудование, эксперимент

Виды деятельности.

  1. Введение (6 ч.)

Цель и задачи: Формирование у учащихся знаний и умений в предмете химия в рамках вводного курса:

  • понятийный аппарат

  • представление о химических реакциях

  • представление о ПСХЭ Д.И.Менделеева

  • научить расчитывать молекулярную массу и массовую долю вещества

  • познакомить учащихся с лабораторным оборудованием

  • познакомить учащихся с правилами ТБ


1

Правила ТБ на уроках химии. Вещества и их свойства.

Дать понятие о предмете химии. Сформировать первоначальные представления:

а) о веществе, а также о простых и сложных веществах;

б) о химическом элементе и о трех формах его существования;

в) начать формировать умение характеризовать вещества, используя для этого их физические свойства.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.Мотивация научения предмету химия

2.Развивать чувство гордости за российскую химическую науку

3.Нравственно-этическое оценивание

КОММУНИКАТИВ-НЫЕ:

1. Планирование практической работе по предмету

2.Разрешение конфликта

3.Управление поведением партнера

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Формирование познавательной цели

  • Символы химических элементов

  • Химические формулы

  • Термины

  • Анализ и синтез

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

1.Целеполагание и планирование

.

Описывают по плану физические свойства веществ.Выявляют различия между простыми и сложными веществами.

2

Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни. Краткий очерк истории химии.

1.Начать формирование понятий о химических явлениях, их отличий от физических явлений.

2.Дать начальные представления о химической реакции.

3.Раскрыть роль химии в жизни человека. Кратко представить историю развития науки химии.

Хим.опыты «Превращение воды в «молоко» и «молока» в воду» и «Превращение «воды» в «кровь»

Хлорид кальция (р-р)

Карбонат натрия (р-р)

Соляная к-та

Вода

Уксусная к-та

Фенолфталеин

Выявляют различия между физическими и химическими явлениями. Наблюдают дем.опыты, анализируют.

3

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов.

1.Ввести понятие о знаках хим.элементов.

2.Ознакомить уч-ся со структурой Периодической таблицы.

Таблица Д.И.Менделеева,

Знакомятся со структурой Периодической таблицы,изучаютзнаки хим.элементов.

4

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярные массы.

1.Дать первые представления о хим. формулах, научить школьников читать их.

2.Сформировать понятие о коэффициентах и индексах. Дать понятия об относительной атомной и молекулярной массах.

3.Научить ребят рассчитывать относительную молекулярную массу.

Таблица Д.И.Менделеева,

Учатся читать хим.формулы, рассчитывать относительную молекулярную массу

5

Вычисления по химическим формулам.Массовая доля элемента в соединении.

Научить уч-ся вычислять массовую доли элемента в химическом соединении

Таблица Д.И.Менделеева,

Вычисляют по формулам массовую долю элемента в соединении.

6

Практ. работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

«Правила Т.Б»

1.Познакомить уч-ся с лабораторным оборудованием, приемами обращения с ним.

2.Рассмотреть правила техники безопасности в кабинете химии

Лабораторная посуда, лабораторное оборудование

Выполняют практическую работу.

Тема 2. Атомы химических элементов (10ч.)

Цели и задачи: Формирование у учащихся целостного представления о мире в рамках изучаемой темы:

  • строение атома

  • изотопы

  • электронная оболочка атома

  • химическая связь и ее виды




7

Основные сведения о строении атома.

1.Формировать знания уч-ся о составе атома и атомного ядра.

2.Показать взаимосвязь понятий: протон, нейтрон и массовое число.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.Формировать у учащихся учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

КОММУНИКАТИВ-НЫЕ:

1. Формулировать собственное мнение и позицию;

2.Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать

собственную позицию;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

1.Самостоятельно адекватно оценивать правильность

выполнения действия и вносить необходимые коррективы в

исполнение как по ходу его реализации, так и в конце

действия.


Объясняют понятия:электрон,протон,нейтрон,их взаимосвязь.

8

Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы.

1.Сформировать представления о изотопах.

2.Дать современное определение понятия «химический элемент»

Работают с текстом. Объясняют понятия «Изотоп» «химический элемент»,

9

Строение электронных оболочек атомов.

1.Сформировать представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях.

2.Рассмотреть электронное строение элементов первых трех периодов.

Составляют электронные формулы элементов 1-3 периодов.

10

Металлические и неметаллические свойства элементов. Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов.

1.Сформировать понятие о металлических и неметаллических свойствах элементов на атомном уровне.

2.Показать причины изменения свойств элементов в периодах и группах на основе строения их атомов.

3.Периодический закон и ПСХЭ в свете строения атома.

Таблица Д.И.Менделеева

Объясняют причины изменения свойств элементов в периодах и группах на основе строения их атомов.

11

Ионная связь.

1.Дать понятия «ионы», «химическая связь»;

2. Дать первоначальные представления об ионной связи.

3.Научить определять тип химической связи в соединениях .

Табл. «Типы хим.связи»

Учатся определять тип химической связи в соединениях, составлять схемы образования связи.

12

Ковалентная химическая связь.

1.Дать понятие о ковалентной химической связи.

2.Научить школьников записывать схемы образования ковалентной связи для двухатомных молекул.

3.Сформировать понятие о кратности ковалентной связи

Табл. «Ковалентная связь»

Учатся определять тип химической связи в соединениях, составлять схемы образования связи.

13

Ковалентная полярная химическая связь.

1.Сформировать понятия о ковалентной полярной хим.связи.

2.Ознакомить учащихся с понятием электроотрицательности.

3.Продолжить формировать умения составлять схемы образования молекул соединений с ковалентной полярной химической связью

Учатся определять тип химической связи в соединениях, составлять схемы образования связи.

14

Металлическая химическая связь.

1.Сформировать представления о металлической связи.

2.Показать единую природу хим.связи

Табл. «Типы хим.связи»

Учатся определять тип химической связи в соединениях, составлять схемы образования связи.

15

Подготовка к контрольной работе по теме «Атомы химических элементов»

1.Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме.

2.Решение типовых заданий.

Объясняют отличия видов химических связей, определяют виды связи по формулам.

16

Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов»

Контроль знаний, умений, навыков.

Выполняют контрольную работу по теме «Атомы химических элементов»

Тема 3. Простые вещества (7ч.)

Цели и задачи: Приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности и познания, ключевых компетенций, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решение проблем и задач:

  • Относительность деления элементов на металлы и неметаллы

  • Сформировать понятия: количество вещества, молярный объем газов, молярная масса и научить производить расчеты, используя эти понятия


17

Простые вещества - металлы и неметаллы.

1.Ознакомиться с общими физическими свойствами металлов и неметаллов.

2.Ввести понятие аллотропии.

3.Рассмотреть относительность деления элементов на металлы и неметаллы.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.Формировать устойчивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач

КОММУНИКАТИВ-НЫЕ:

1.Аргументировать свою позицию и координировать ее с

позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Ориентироваться на разнообразие способов решения задач

2.Устанавливать причинно-следственные связи;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

1.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Выявляют отличия между физическими свойствами металлов и неметаллов.

18

Количество вещества.

1.Ввести понятие о количестве вещества и единицах его измерения

2.Дать представление о постоянной Авогадро.

3.Показать взаимосвязь массы, количества вещества и числа частиц.

Вычисляют массу, количество вещества и число частиц по формулам.

19

Молярный объем газов.

1.Сформировать понятие о молярном объеме газов и рассмотреть единицы измерения его.

2.Научить производить расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярный объем», «молярная масса», «постоянная Авогадро»

Вычисляют массу, молярный объем количество вещества и число частиц по формулам.

20

Решение расчетных задач с использованием понятий «количество вещества», «молярный объем», «молярная масса», «постоянная Авогадро»

Научить производить расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярный объем», «молярная масса», «постоянная Авогадро»

Решают расчетные задачи с использованием понятий «количество вещества», «молярный объем», «молярная масса», «постоянная Авогадро»

21

Урок - упражнение

Проверка и закрепление знаний, умений и навыков.

Решают расчетные задачи с использованием понятий «количество вещества», «молярный объем», «молярная масса», «постоянная Авогадро»

22

Подготовка к контрольной работе по теме «Простые вещества»

1.Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме.

2.Решение типовых заданий., навыков.

Повторяют, обобщают и закрепляют знания по теме.

Решают типовые заданий., навыков.

23

Контрольная работа по теме «Простые вещества»

Контроль знаний, умений .

Выполняют контрольную работу по теме «Простые вещества»

Тема 4. Соединения химических элементов (14ч.)

Цели и задачи: Формирование знаний и умений:

  • по номенклатуре химических соединений,

  • по классификации неорганических веществ

  • формирование умений пользоваться лабораторным оборудованием

  • совершенствовать знание правил ТБ в кабинете химии


24


Степень окисления. Бинарные соединения.

1.Дать понятие степени окисления.

2.Научить рассчитывать степени окисления по формулам и составлять формулы по степени окисления.

3.Дать первоначальные представления о номенклатуре химических соединений.

4. Дать понятие о номенклатуре бинарных соединений.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.Развитие внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

2.Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

КОММУНИКАТИВ-НЫЕ:

1.Совершенствовать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

2.Развивать умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета

интересов и позиций всех его участников;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Формировать умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

2.Формировать у учащихся представление о номенклатуре неорганических соединений;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

1.Формировать умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в

новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реализации.


Рассчитывают степени окисления по формулам и составляют формулы по степени окисления.

25

Оксиды.

1.Сформировать понятия об оксидах.

2.Закрепить на оксидах знание химической номенклатуры для бинарных соединений

Образцы оксидов.

Объясняют понятие об оксидах.

Закрепляют на оксидах знание химической номенклатуры для бинарных соединений.

26

Важнейшие оксиды в природе и жизни человека. Водородные соединения элементов.

1.Показать огромное значение оксидов для жизни человека.

2.Познакомить уч-ся с важнейшими представителями водородных соединений элементов.

Составляют формулы оксидов и водородных соединений по степени окисления.

27

Основания.

1.Познакомить уч-ся с классом оснований.

2.Рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований.

Образцы оснований.

Объясняют классификацию, состав и номенклатуру оснований. Составляют формулы оснований.

28

Кислоты.

1.Сформировать понятие о кислотах.

2.Рассмотреть состав, названия и классификацию кислот.

3.Познакомить уч-ся с важнейшими неорганическими кислотами.

Растворы кислот, индикаторы, стеклянная хим.посуда.

Объясняют состав, названия и классификацию кислот. Определяют заряд иона кислотного остатка.

29

Соли.

1.Сформировать понятие о солях.

2.Рассмотреть состав и названия солей.

3.Продолжить обучение определения с.о. элементов и зарядов ионов в сложных соединениях

Образцы солей

Рассмотривают состав и названия солей. Составляют названия солей по таблице и формулы по названиям.

30

Соли.

1.Проверить знания и умения уч-ся по основным классам хим.соединений

2.Ознакомить уч-ся с важнейшими представителями неорганических солей.

Образцы солей.

Рассмотривают состав и названия солей. Составляют названия солей по таблице и формулы по названиям.

31

Кристаллические решетки.

1.Итоги самостоятельной работы.

2.Сформировать понятие о кристаллическом и аморфном состоянии твердых тел.

3.Ознакомить с типами кристаллических решеток.

4.Рассмотреть влияние хим.связи на свойства твердых тел.

5.Дать представление о законе постоянства состава веществ

Табл. «Кристаллические решетки»

Модели кристаллических решеток разных типов.

Знакомятся с типами кристаллических решеток, работают с текстом, заполняют таблицу.

32

Чистые вещества и смеси.

1.Сформировать понятия о чистом веществе и смеси веществ.

2.Ознакомить со способами разделения смесей

Приборы для фильтрования, выпаривания, возгонки.

Соответствующие для опытов растворы и смеси веществ.

Объясняют понятия о чистом веществе и смеси веществ.

Знакомятся со способами разделения смесей.

33

Практ.работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли»

1. Научить уч-ся приемам очистки смесей.

2. Вырабатывать умение пользоваться лабораторным оборудованием

Лабораторное оборудование.

Выполняют практическую работу

«Очистка загрязненной поваренной соли»

34

Массовая и объемная доля компонентов смеси (раствора).

1.Сформировать понятия массовой и объемной долей.

2.Научить производить расчеты с использованием этих понятий

Решают задачи на вычисление массовой и объемной доли компонентов в смеси.

35

Практ.работа №5 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе»

Научить уч-ся готовить раствор заданной концентрации, рассчитывать массовую долю растворенного вещества.

Выполняют практическую работу, рассчитывают массовую долю растворенного вещества.

36

Решение расчетных задач с использованием понятия «доля».

1.Научить производить расчеты массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.

2.Научить вычислять массовую долю вещества в р-ре по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.

3.Научить вычислять массу раст. в-ва и растворителя, для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей раств. вещества.

Решают расчетные задачи с использованием понятий массовая и объемная доля.

37

1

Контрольная работа по теме «Соединения химических элементов».

Контроль знаний, умений, навыков.

Выполняют контрольную работу по теме «Соединения химических элементов».

Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (10ч.)

Цель и задачи: Формирование ЗУН в рамках изучаемой темы:

  • понятие о химических реакциях;

  • типы химических реакций;

  • формирование умения составлять уравнения химических реакций


38

Физические явления в химии.

1.Ознакомить уч-ся с основными способами разделения смесей.

2. Показать применение этих способов в промышленности и в быту.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

2. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

КОММУНИКАТИВ-НЫЕ:

1.Формировать умение:

• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнера;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

Формировать умение:

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

Формирование умения:

1.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

2. Адекватно воспринимать оценку учителя;

3. Различать способ и результат действия

Растворение перманганата калия; диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания

Знакомятся с основными способами разделения смесей,заполняют таблицу по тексту.

39

Химические реакции. Уравнения химических реакций.

1.Повторить признаки и условия протекания хим.реакций.

2.Сформировать понятия об экзо- и эндотермических реакциях.

3.Сформировать представление о химическом уравнении.

4.Начать формировать умение составлять уравнения хим.реакций.

Взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; получение гидроксида меди (II);.

Объясняют различия между экзо- и эндотермическими реакциями.

Составляют уравнения хим.реакций.

40

Расчеты по химическим уравнениям.

Научить школьников производить расчеты по химическим уравнениям.

Производят расчеты по химическим уравнениям.

41

Реакции разложения

1.Дать понятие о реакциях разложения.

2.Продолжать формировать умение составлять уравнения хим.реакций.

Объясняют понятие о реакциях разложения.

Составляют уравнения хим.реакций.

42

Реакции соединения

1.Дать понятие о реакциях соединения.

2.Продолжать формировать умение составлять уравнения хим.реакций.

Окисление меди в пламени спиртовки или горелки

Объясняют понятие о реакциях соединения.

Составляют уравнения хим.реакций.

43

Реакции замещения

1.Дать понятие о реакциях замещения.

2.Продолжать формировать умение составлять уравнения хим.реакций

Замещение меди в растворе хлорида взаимодействие разбавленных кислот с металлами;

Объясняют понятие о реакциях замещения.

Составляют уравнения хим.реакций.

44

Реакции обмена

1.Дать понятие о реакциях обмена.

2.Продолжать формировать умение составлять уравнения хим.реакций

Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты

Объясняют понятие о реакцияхобмена.

Составляют уравнения хим.реакций.

45

Типы химических реакций на примере свойств воды.

1.Рассмотреть различные типы хим.реакций на примере свойств воды.

2.Дать понятие о гидролизе.

3. Продолжать формировать умение составлять уравнения хим.реакций

Рассмотривают различные типы хим.реакций на примере свойств воды. Составляют уравнения хим.реакций.

46

Подготовка к контрольной работе.

1.Закрепить знания и расчетные навыки уч-ся.

2.Рассмотреть типовые примеры контрольной работы.

Закрепляют знания и расчетные навыки,готовятся к контрольной работе.

47

Контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Контроль знаний, умений, навыков.

Выполняют контрольную работу по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов(21ч).

Цель и задачи: Формирование системы химических знаний и целостного представления, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности:

  • Понятие о электролитической диссоциации и положениях ТЭД

  • Развивать понятия о классах неорганических соединений в свете ТЭД

  • Научить учащихся составлять ионные уравнения реакций

  • Сформировать понятие о генетической связи между классами веществ

  • Вырабатывать умение пользоваться лабораторным оборудованием и проводить опыты

48

Растворение. Растворимость веществ в воде.

1.Ознакомить уч-ся с растворением как физико-химическим процессом и с растворами как физико-химическими системами.

2.Рассмотреть зависимость растворимости твердых веществ от температуры.

3.Дать классификацию растворов по признаку растворимости.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

КОММУНИКАТИВ-НЫЕ:

1.Формировать умение

использовать речь для регуляции своего действия;

2.Адекватно использовать речевые средства для решения

различных коммуникативных задач, строить монологическое

высказывание, владеть диалогической формой речи

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Формирование умения:

осуществлять сравнение и классификацию,

выбирая критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

1.Развивать умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Работают с текстом и графиками учебника, определяют растворимость по графику.

49

Электролитическая диссоциация.

1.Сформировать понятия об электролитах и неэлектролитах.

2.Рассмотреть механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью.

3.Ввести понятие «степень электролитической диссоциации» и рассмотреть классификацию электролитов.

Прибор для определения электропроводности растворов с электрической лампочкой.

Растворы кислот, щелочей, солей одинаковой концентрации, растворы сахара, спирта, ледяная уксусная кислота.

Рассмотривают механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью.

50

Основные положения теории электролитической диссоциации.

1.Сформулировать основные положения теории электролитической диссоциации.

2.Обобщить сведения об ионах.

формулируют основные положения теории электролитической диссоциации.Обобщать сведения об ионах.

51-52

Ионные уравнения.

Научить школьников составлять ионные уравнения реакций

Составляют ионные уравнения реакций.

53-54

Кислоты, их классификация и свойства.

1.Сформировать понятие о кислотах как классе электролитов.

2.Рассмотреть их классификацию.

3.Представить химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.

Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной).

Объясняют понятие о кислотах как классе электролитов. Составляют ионные уравнения реакций

55-56

Основания, их классификация и свойства.

1.Сформировать понятие об основаниях как классе электролитов.

2.Рассмотреть их классификацию.

3.Представить химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации.

Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II).

Объясняют понятие обоснованиях как классе электролитов. Составляют ионные уравнения реакций

57

Оксиды, их классификация и свойства.

1.Обобщить сведения об оксидах.

2.Рассмотреть свойства кислотных и основных оксидов.

Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция) и для кислотных оксидов (например, для углекислого газа..

Рассматривают свойства кислотных и основных оксидов. Составляют ионные уравнения реакций.

58-59

Соли, их классификация и свойства.

1. Сформировать понятие о соляхкак классе электролитов.

2.Рассмотреть общие свойства солей в свете теории электролитической диссоциации.

Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II).

Объясняют понятие о соляхкак классе электролитов. Составляют ионные уравнения реакций.

60-61

Генетическая связь между классами веществ.

1.Сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде.

2.Рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов.

Объясняют понятие о генетической связи и генетическом ряде. Решают генетические ряды металлов и неметаллов

62

Практ.работа №4 « Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

Рассмотреть химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей

Табл. «Правила техники безопасности труда в кабинете химии»

Выполняют практическую работу №4 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

63-64

Окислительно-восстановительные реакции

1.Сформировать понятие об окислительно-восстановительных реакциях.

2.Научить уч-ся уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.

Учатся уравнивать записи ОВР методом электронного баланса,определять окислитель и восстановитель..

65

Практ.работа №5 «Решение экспериментальных задач»

Научить решать экспериментальные задачи

Табл. «Правила техники безопасности труда в кабинете химии»

Выполняют практическую работу №5 «Решение экспериментальных задач»

66

Подготовка к контрольной работе.

1.Закрепить знания и расчетные навыки уч-ся.

2.Рассмотреть типовые примеры контрольной работы.

Готовятся к контрольной работе,решают типовые задания.

67

Итоговая контрольная работа.

Контроль знаний, умений, навыков.

Выполняют контрольную работу.

68

Анализ контрольной работы.

Закрепление знаний, умений, навыков уч-ся.

Подведение итогов за год.

69-70

Решение задач по химическим уравнениям




7.Литература для учителя:

1.О.С.Габриелян Методическое пособие. М. Дрофа 2002г.

2.О.С.Габриелян. Методическое пособие. «Настольная книга учителя 8 - 9 класс.- М.:Дрофа,2003.

3. О.С.Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.:Дрофа,2008.

4. Е.В.Савинкина, Н.Д.Свердлова. Сборник задач и упражнений по химии. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия.8 класс» - М.:Экзамен,2006.

5.Химия.Контрольные и проверочные работы.К учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс». .- М.:Дрофа,2010.

Литература для учащихся:

  1. О.С.Габриелян. Химия 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа,2007.

  2. Химия 8 класс. Рабочая тетрадь. Габриелян О.С., Яшуков А.В.- М.: Дрофа,2007.



© 2010-2022