• Преподавателю
  • Химия
  • Развитие творческих способностей обучающихся на уроках химиичерез приёмы самостоятельной работы с учебной литературой

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках химиичерез приёмы самостоятельной работы с учебной литературой

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие творческих способностей на уроках химии через приемы организации самостоятельной работы с учебной литературой»

Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. Сегодня на первый план выходят методы и приёмы обучения, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, умения видеть проблемы и искать пути их решения, ставить эксперимент и описывать методику его проведения. Все это помогает реализовать школьникам свои способности в обширном информационном пространстве, позволяет уйти от единообразия в обучении и в максимальной степени учитывать индивидуальные особенности детей. Учитель должен не только помочь учащимся в полной мере овладеть знаниями. Но и проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность и творческий потенциал.

Цель работы:

Раскрыть условия для развития творческих способностей обучающихся средствами формирования интеллектуальных умений, использование системы креативных заданий и формирование функциональной грамотности, информационной компетентности через приемы организации самостоятельной работы с различными источниками учебной литературы.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной проблеме.

  2. Провести диагностику, проанализировать результаты, выявить проблемы.

  3. Наметить пути решения проблемы.

    1. Формирование интеллектуальных умений

    2. Использование системы креативных заданий через приемы организации самостоятельной работы с учебной литературой.

Творчество - явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально - педагогическими и психологическими предпосылками.

Э.Фра определяет творчество (креативность) как способность удивлять и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях на нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

А.В. Хуторской под креативностью предлагает понимать интегративную способность, вбирающую в себя целую систему взаимосвязанных способностей - элементов, например, воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность.

Используя элементы творческой деятельности на уроках, дети не только получают необходимый набор знаний и умений, но и более успешно продвигаются в своем развитие, потому что в результате творчества у ученика происходит процесс познаний, вместе с креативной деятельностью осуществляется и познавательная деятельность. Это дает импульс для более успешного проявления творческих способностей. Развитию творчества содействует и стиль проведения самих уроков: доброжелательный микроклимат, обстановка уединения и сотрудничества учителя и ученика, внимания к каждому участнику образовательного процесса, постоянное поощрение нестандартного, оригинального решения.

Для развития у школьников креативности необходимо научить их использовать усвоенные знания в новых условиях. Это может быть применение знаний в нестандартной ситуации, разнообразные творческие задания, которые вначале предлагает учитель, а затем сами ребята. Учитель, освобождаясь от доминирующей информирующей роли, вдохновляет своих учеников на самостоятельный поиск знаний, вооружая их некоторыми приемами, «техниками», алгоритмами, предлагая разнообразные задания для самостоятельной работы.

На уроках биологии я использую приемы организации самостоятельной работы с учебной литературой (учебником).

У ребят развивается умение ориентироваться в учебнике, работать с его текстом, иллюстрациями, схемами, самостоятельно оформлять результаты работы.

В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ

  1. Работа с книгой (текстом учебника)

  2. Решением разнообразных задач- упражнений

  3. Самостоятельные работы, контрольные работы, биологические диктанты.

  4. Доклады, рефераты

  5. Выполнение индивидуальных и групповых заданий.

  6. Домашние наблюдения.

    • Приведу примеры «Работы с учебником».

При изучении темы «Пищеварение» по тексту предлагается ребятам: 1) прочитать и понять текст учебника, 2) найти главные мысли и на выбор учащимися выполнить следующие задание.

  • Составить план прочитанного.

  • Заполнить таблицу.

Питательны вещества

Пищевые продукты

Функции питательных веществ





  • Составьте в тетради схему «Состав пищи»

  • Выполните задания - упражнение:

  1. Задание.

    1. Какова роль пищеварительной системы в обмене веществ?

    2. Продукты, какого происхождения являются основными поставщиками углеводов и белков

    3. Человек использует диету, направленную на снижение белков в организме. К каким последствиям это приведёт?

    4. как понимать слова: « Кушать надо со вниманием и удовольствием».

  1. Задания.

Прочему лучше отдавать предпочтение растительным жирам, а не животным при приеме пищи? Объясните данный факт? К чему он приводит? Сделайте рисунок. Составьте рекомендации человеку, страдающему ожирением.

  • Работа с учебной литературой.

  1. Задания

  1. Прочитать текст «Углеводы» (книга «Как быть здоровым»); текст распечатан и выдан в качестве раздаточного материала.

  2. Выделите главную мысль текста

  3. С каким противоречием вы столкнулись в тексте, исходя из своего отношения к пище, богатой углеводами.

  4. Почему сахар - является единственным вредным углеводом?

  5. К каким вредным последствиям может привести недостаток углеводов в организме?

  6. Составьте рекламу продуктам богатым углеводами (Девиз, плакат, совет диетолога, эмблема или в другой форме)

Результат:

80% учащихся с этими заданиями справились хорошо; у 10% учащихся вызывают затруднения при работе с текстом, они не всегда могут разделить его на смысловые части, выделить главные; 5-10% не всегда могут найти необходимые сведения для заполнения таблиц и схем.

На уроках я осуществляю работу по учебнику с терминологией, цель которой является умение быстро находить биологические термины, раскрывать их содержание.

Такая работа дает возможность у учащихся сознательно усвоить определение, понять логику его построения. Хорошие результаты дают биологические диктанты по понятиям. Например: в теме « Рефлекс» учащимся предлагается найти определение рефлекса, выделить определимое слово - «рефлекс», выявить наиболее общий признак - реакция организма на раздражение, а патом его особенности, отличительные признаки - осуществление реакции через центральную нервную систему и её контроль.

В своей практике я использую следующий прием организации самостоятельной работы.

Прочитать текст учебника и составить вопросы к тексту разного уровня слаженности. Затем эти вопросы я проверю в виде игры «Задай вопрос по цепочке». Такая работа требует сложной мыслительной деятельности школьников. Она позволяет сконцентрировать внимание учащихся, основательно проработать содержание текста и поставить к нему вопросы

Результат: Большинство ребят составляют вопросы I и II уровня сложности, часть учебников составляют более сложные: я думаю, что научу составлять III уровень.

В своей практике использую работу с иллюстрациями учебника, т.к в них наглядно отображается содержание текста, они дополняют и конкретизируют его. Работа с рисунками учебника позволяет включать учащихся в разнообразную познавательную деятельность

Предлагаю ребятам на выбор в любой теме: «Пищеварение»; «ДНК»; «Кровь и кровообращение».

  1. Распознать органы, системы органов, этапы процессов жизнедеятельности.

  2. Использовать подписи для анализа содержания рисунков.

  3. Найти необходимые сведения для ответа на вопрос

  4. Сравнить объекты, изображаемые на рисунках.

  5. Использовать иллюстрации в качестве самостоятельного источника знаний.

Например: при изучении темы» «Витамины» (прочитать текст учебника, используя рисунок), выполнить задания на выбор:

  • Составьте 5-6 жизненных ситуаций, когда организму требуются дополнительные порции «Эликсира жизни»

  • Витамины оказывают влияние на обмен веществ, защищают человека от инфекций. Составьте рекламу витамина A,D,C, используя рисунок учебника.

  • Заполните таблицу в тетради с использованием рисунка учебника ( рис «Витамины»)

    Название витамина

    Роль в обмене веществ

    Признаки авитаминоза

    Продукты, богатые витаминами.


  • Составьте по рисунку рассказ, проблемный вопрос.

Таким образом, работа с рисунками учебника является необходимым материалом, для лучшего усвоенное курса «Человек».

Использую в преподавании курса творческие задания по учебной литературе: рефераты, доклады, кроссворды, оформление стендов, групповые работы - задания. При изучении темы «Пищеварение» ребята пишут рефераты. При написании работы учащихся самостоятельно работают с дополнительно литературой, затем инстересный материал из рефератов используются учениками на уроке. Используют и свои личные наблюдения, решают сложные проблемные вопросы, требующие ответа на различные жизненные ситуации.

Таким образом, все виды работы с учебной литературой преследуют разные дидактические цели, но все они направлены на лучшую реализацию учебных воспитательных задач курса, на развитие мыслительной деятельности и самостоятельности учащихся.

Итак, используя в своей практике различные виды самостоятельной работы, повышается работоспособность детей, происходит развитие их творческих способностей. Мне кажется, что организация самостоятельной деятельности учащихся - это сильнейшее средство эффективности обучение. Она имеет психологическое обоснование: отвечает детской любознательности стремлению, выраженному в словах «Я сам». Каждый учитель, осознающий свою социальную ответственность должен стремиться работать творчески, развивать в себе творческие возможности.


Литература

  1. Селиванова О.Г, Сысолятина Н.Б.

Дидактические материалы по биологии Киров 2004

  1. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д.

Педагогическое творчество.

М :Просвещение, 1990 г.

  1. Всесвятский Б.В.

Творческая активность учащихся при изучении биологии. Сборник статей

М: Просвещение, 1995 г.


© 2010-2022