Конспект интеллектуальной игры Есть контакт!

Раздел Химия
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА


«ЕСТЬ КОНТАКТ!»





По предметам: химия, материаловедение, охрана труда.

Разработчики:

Корнюхина С.В. - преподаватель химии

Иванов Ю.И. - преподаватель материаловедения

Смоленцева Т.С. - инженер по охране труда.





ГОУ СПО МО «ГПК» (корпус №4)

Апрель 2011год

Тема игры: «Металлы».

Игра предназначена для обучающихся 1 - 2 курса по профессии «Слесарь»

ЦЕЛИ:


  1. Обобщение и систематизация знаний и умений по предметам химия, материаловедение, охрана труда.


  1. Развитие познавательного интереса, творческой активности обучающихся.


  1. Совершенствование мышления, внимания, творческого воображения.

ЗАДАЧИ:

  1. Сформировать у обучающихся:

А) навыки для решения практического задания;

Б) поведенческие качества личности, чувства коллективизма;

В) ответственное отношение к порученному делу, внимательность, умение работать в бригаде.

2. Раскрыть индивидуальность обучающихся и их творческий потенциал.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Было дано задание сформировать команду по 5 человек из каждой группы. И каждой команде было выдано домашнее задание, включающее в себя: название команды, эмблему, девиз, приветствие.





1 РАУНД: Филворд:

Участники среди множества букв должны найти в филворде названия трех предметов по которым будет проводиться игра. Слова могут поворачиваться в любом направлении под прямым углом. Слова не пересекаются (материаловедение, химия, охрана)

(По результатам отгадывания определяется очередность команд для участия в игре)

М

А

О

Е

К

П

И

С

А

Г

К

Т

Е

Р

В

Ч

Т

Д

О

Х

М

Р

У

И

П

М

Т

Г

Б

Р

И

Т

Б

А

Ю

Ж

Д

А

Н

А

А

В

Ы

Л

Ф

Й

У

К

Ц

Е

З

Х

Щ

О

В

Е

Д

Е

М

И

К

Е

Н

Г

Ш

Щ

З

Н

З

Х

Т

Н

О

Л

Р

Б

Ю

И

П

А

Р

Я

Я

О

Л

Ю

Б

Е

Г

О

М

М

И

Т

У

К

Е

Н

Г

З

Х

И

И

М

С

Ч

Я

В

А

П



2 РАУНД: домашнее задание:

Команды представляют название своей команды, девиз, приветствие, эмблему.

(Максимальное количество 5 баллов)



3 РАУНД: Разминка.

Каждой команде задается по 3 вопроса: по одному из каждого предмета.

(Максимальное количество баллов за один вопрос - 3 балла).

Вопросы для группы 01:

1.Назовите жидкий металл. (ртуть)

2.От чего зависит способность металлов и сплавов подвергаться различным видам технологической обработки - обработка давлением, резание, сварка.

(Зависит от их технологических свойств, для этого проводят технологические пробы - испытание на изгиб, осадку, сплющивание, бортование, загиб труб…)

3.Назовите инструмент, который применяется при разметке материала и требования охраны труда при работе с ним. (линейка, чертилка, разметочный циркуль, кернер, молоток - все инструменты должны быть исправными, без трещин, заусенцев, забоин; линейка - металлическая, начало от нуля с хорошо видными рисками; чертилка, циркуль, кернер - хорошо заточены, размещать на верстаке острыми концами от себя, молоток -должен иметь хорошую ручку, плотно насажен и расклинен)

Вопросы для группы 03:

1.Какие металлы вы знаете? (ртуть, железо, алюминий, медь………)

2. Дайте определение физическому свойству - теплопроводность

(Способность материала передавать через свою толщину тепловой поток, возникающий вследствие разности температур на противоположных поверхностях).

3.Назовите инструмент, который применяется при гибке металла и требования охраны труда при работе с ним. (линейка, молоток, разметочный инструмент - все инструменты должны быть исправными, без трещин, заусенцев, забоин; линейка- металлическая, начало от нуля с хорошо видными рисками молоток -должен иметь хорошую ручку, плотно насажен и расклинен, разметочный инструмент располагать острыми концами от себя)

Вопросы для группы 07:

1.Какие металлы находятся в организме человека ? (железо, кальций)

2.Дайте определение явлению коррозия металлов.

(Это процесс разрушения металлов и сплавов вследствие химического и электрохимического взаимодействия их с коррозийной средой).

3.Назовите инструмент, который применяется при рубке металла и требования охраны труда при работе с ним. (разметочный инструмент, молоток, зубило, крейцмейсели, канавочники- все инструменты должны быть исправными, без трещин, заусенцев,забоин: зубило, крейцмейсели, канавочники - должны хорошо заточены, иметь длину не менее 125 мм, при работе использовать защитные очки, располагать инструмент острыми концами от себя)

Вопросы для группы 97:

1.Назовите самый твердый металл. (вольфрам)

2.Дайте определение механическому свойству - прочность.

(Это способность материалов воспринимать, не разрушаясь, различные виды нагрузок, вызывающих внутренние напряжения и деформации)

3.Назовите инструмент, который применяется при опиливании металла и требования охраны труда при работе с ним. ( напильники- все инструменты должны быть исправными, без трещин, заусенцев, забоин, напильники применять только с насаженными ручками, на деревянных ручках обязательно иметь бандажные кольца, предохраняющие ручку от растрескивания, насечки должны быть исправными)

Вопросы для группы 98:

1.Соль какого металла мы употребляем в пищу (соль натрия)

2.Дайте определение механическому свойству - усталость.

(Это изменение механических и физических свойств материала под действием циклически изменяющихся во времени напряжений и деформаций.)

3.Назовите инструмент, который применяется при резке металла и требования охраны труда при работе с ним. (ножовка по металлу, ручные и рычажные ножницы, труборез, механизированные устройства - все инструменты должны быть исправными, без трещин, заусенцев, забоин, нельзя выполнять резание ножовкой со слабо или сильно натянутым полотном, со слабо насаженной или расколотой рукояткой, нельзя сильно нажимать на ножовку вниз, при резании ручными и рычажными ножницами надо использовать рукавицы во избежание порезов)

4 РАУНД: О каком металле идет речь?

Команде даются подсказки, по которым они должны отгадать название металла. Максимальное количество подсказок - 5.

(Максимальное количество баллов - 5 баллов; минимальное - 1 балл)

Вопросы для группы 01: металл - алюминий

- Это серебристо-белый металл с температурой плавления 660 градусов

(5 баллов);

- Он очень пластичен, легко вытягивается в проволоку (4 балла);

- Хорошо проводит электрический ток, по электропроводимости уступает только серебру и меди (3 балла);

- Используется для получения легких сплавов (2 балла);

- Его листы можно прокатывать в фольгу, используется для изготовления бытовых предметов. (1 балл).

Вопросы для группы 03: металл - железо

- Это мягкий, пластичный металл, серебристо-белого цвета. (5 баллов);

- У него достаточно высокая температура плавления - 1539 градусов (4 балла);

- Этот металл применяют для изготовления трансформаторов, электромоторов

(3 балла);

- Основная масса его используется в виде сплавов чугуна и стали (2 балла);

- Это единственный металл, обладающий магнитными свойствами (1 балл).

Вопросы для группы 07: металл - медь

- Это тягучий, вязкий металл светло-розового цвета (5 баллов);

- В природе встречается в составе минералов - колчедан, малахит (4 балла)

- Он хорошо прокатывается в листы, его температура плавления 1083 градуса (3 балла)

- Он отличный проводник проводник электрического тока (2 балла);

- В чистом виде используется в электротехнической промышленности для изготовления электрических проводов (1 балл).

Вопросы для группы 97: металл - цинк

- Это голубовато-серебристый металл, при обычной температуре хрупок (5 баллов);

- При температуре 100-150 градусов - прокатывается в листы, при температуре более 200 градусов - очень хрупок. Температура плавления - 420 градусов (4 баллов);

- При обычных условиях на него не действуют ни кислород воздуха, ни вода (3 балла);

- Применяется для получения технически важных сплавов, а так же для производства гальванических элементов, которые используются батарейках (2 балла);

- Основная его масса расходуется на защитные покрытия железных листов и стальных изделий (1 балл).

Вопросы для группы 98: металл - титан

- Это серебристо-белый металл, сравнительно легкий, немного тяжелее алюминия

(5 баллов);

- Это прочный, тугоплавкий, жаростойкий металл. Температура плавления 1665 градусов (4 балла);

- Обладает высокой стойкостью против коррозии (3 балла);

- Применяется для изготовления деталей самолетов, ракет (2 балла);

- Этот металл не действует на живые ткани организма, поэтому применяется в хирургии для скрепления костей при переломах (1 балл).


5 РАУНД: Жизнь моя в опасности без правил безопасности.

Каждой команде задается по 3 вопроса по охране труда.

(Каждый правильный ответ 1 балл)

Вопросы для группы 01:

1.Назовите инструктаж по охране труда, который проводится при поступлении на работу (вводный инструктаж);

2. Каким образом оказывается первая медицинская помощь при ранениях (очистить края кожи вокруг раны (перекись и т.д) , смазать йодом, наложить стерильный материал и в лечебное учреждение)

3. Что такое пожар? (неконтролируемое горение, вне спец. очага, наносящее материальный ущерб и создающее опасность для жизни и здоровья людей)

Вопросы для группы 03:

1.Назовите инструктаж по охране труда, который проводится сразу после вводного инструктажа (первичный);

2. Каким образом оказывается первая медицинская помощь при кровотечениях (наложение жгута выше места ранения, предварительно обернуть место наложения жгута мягким материалом, под жгут кладут записку со временем наложения жгута зимой на 1 час, летом 1,5-2 часа)

3. Перечислите виды огнетушителей (порошковые, углекислотные, пенные, химические пенные, воздушно-пеннные, аэрозольные генераторы)

Вопросы для группы 07:

1.Назовите инструктаж по охране труда, который проводится через 3-6 месяцев после вводного (повторный);

2. Каким образом оказывается первая медицинская помощь при переломах конечностей ( наложение шины, подручных материалов для создания полной неподвижности конечности и в лечебное учреждение)

3. Что делать, если загорелся пролитый у гаража бензин? (сообщить руководителю работ, применить химический пенный, порошковый, углекислотный огнетушители, сухой песок, асбестовые покрывала, сообщить при необходимости 01)

Вопросы для группы 97:

1.Назовите инструктаж по охране труда, который проводится при замене или модернизации оборудования (внеплановый);

2. Каким образом оказывается первая медицинская помощь при ушибах (наложить холод-лёд, снег, тряпка смоченная в холодной. воде и тугая повязка)

3. Как оказать помощь человеку, получившему термический ожог? (при ожогах 1и 2 степени - наложение стерильной повязки, при тяжёлых ожогах- не раздевая завернуть в чистую ткань и доставка в лечебное учреждение)

Вопросы для группы 98:

1.Назовите инструктаж по охране труда, который проводится при массовых мероприятиях (целевой);

2. Каким образом оказывается первая медицинская помощь при растяжениях (холод, тугая повязка, обратиться к врачу)

3. Перечислите все возможные первичные средства тушения пожара (вода, песок, одеяла, кошма, асбестовые покрывала, огнетушители, внутренние пожарные краны, лопаты, совки, багры, топоры)

6 РАУНД: Веселые перевертыши.

Командам предлагается разгадать слова-анаграммы, в которых порядок букв переставлен. Участникам предлагается по 2 анаграммы, которые они выбирают, начиная с команды, набравшей наименьшее количество баллов. Одна анаграмма - название металла, вторая - медицинские препараты, которые используются для оказания первой медицинской помощи.

(Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл).

Анаграммы для команды 01:

- Блестит, а не золото - ОРРЕБЕС (серебро);

- Применяется при потере сознания - МКАИМА (аммиак)

Анаграммы для команды 03:

- Металл, который называют автомобильным - ЛЕЖОЕЗ (железо);

- Применяется как кровоостанавливающее средство - ЕРЬИКПЕС (перекись)

Анаграммы для команды 07:

- Белый, пластичный ковкий металл - АТЛАИНП (платина);

- Применяется для снятия болевых ощущений после ожога, смягчающее средство - ЕНИЛГРИЦ (глицерин)

Анаграммы для команды 97:

- Придает жаростойкость и механическую прочность при высоких температурах - ТНАТИ (титан);

- Этим средством пропитываются повязки при ожогах - АУФНИРИЦЛ (фурацилин)

Анаграммы для команды 98:

- У этого элемента большой удельный вес - ЦИНВЕС (свинец);

- Раствор этого вещества применяется после промывания глаз водой - БУЬДИЦАЛ (альбуцид)

7 РАУНД. Сказка.

Всем командам зачитывается сказка им нужно постараться узнать героев рассказа, под именами которых зашифрованы вещества. (ФЕРР - железо; АКВА - вода; КИСЛИ - кислород).

(За каждое правильно угаданное вещество команда получает 1 балл, максимальное колличество баллов - 3 балла).

Приключение с господином Ферром

Уставший господин Ферр пришел домой. Не успел он стряхнуть с себя металлическую пыль, как неожиданно к нему влетел Кисли и предложил создать совместное предприятие. Зная его коварный нрав, Ферр категорически отказался вступать с ним в контакт, но тут явилась очаровательная Аква и настолько легко вошла в доверие к Ферру, притупив его бдительность и осторожность, что Ферр не заметил, как Кисли вместе с Аквой овладели ситуацией. Ферр стал покрываться бурым налетом и выпал в осадок. Так бы и пропал наивный Ферр, если бы на помощь не пришел Верный Газ, который заставил Ферра как следует прогреться, а затем постепенно восстановил его до прежнего состояния









8 РАУНД. Аукцион загадок - кто быстрее?

Всем участникам зачитываются загадки, отвечает на загадку команда первая поднявшая руку.

(За каждый правильный ответ - балл)

Он в белом песке и в кварце,

В составе стекла и в сплавах.

А если в резину войдет,

Стойкость к жаре и морозу ей придает.

(Кремний)

Когда меня сгибают,

Я издаю несильный треск,

Когда же в холод помещают,

То теряю цвет и блеск.

(Олово)

Меня пленка ограждает

От окружающей среды,

Нахожу я примененья

Для кипячения воды.

(Титан)


На внешность я напоминаю

Углеродистую сталь

И поделки из железа

Покрываю, словно шаль.

(Хром)

К цветным металлам отношусь

Пусть не благородным,

Электропроводность - стихия моя,

И в купоросе брат я свободный.

(Медь)

















© 2010-2022