- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока по химии
Конспект урока по химии
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фадеева М.В. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок № __ Тема: Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атомов. Металлическая связь. Физические свойства металлов. (9 класс)
Цели:
Дидактические цели:
-
на основе повторения и обобщения ранее изученного материла и в ходе знакомства с новым углубить знания о положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строении их атомов, образовании металлической связи, физических свойствах металлов;
-
Сформировать представление о металлической связи и ее влияние на физические свойства металлов;
-
познакомить учащихся с особенностями строения атомов металлов и их кристаллов (металлическую решетку);
-
сформировать, обобщить, расширить и закрепить опорные знания учащихся о физических свойствах металлов и их классификации;
-
подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о строении и свойствах металлов;
-
создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты химического эксперимента;
-
развивать умение высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа;
-
продолжать формировать навыки анализа текста, безопасного проведения химического эксперимента;
-
описывать химические свойства веществ на основе знаний о строении атомов элементов металлов;
-
вырабатывать у учащихся на материале учебных предметов способы учебно-познавательной деятельности;
-
формирование умений применять полученные знания на практике;
-
развивать познавательную активность, творческие способности;
-
пропагандировать здоровый образ жизни, убеждать в необходимости охраны окружающей среды;
Цели по развитию:
развитие:
-
мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном мире;
-
элементов творческой деятельности как качеств мышления, интуиции;
-
целостного мировоззрения;
-
провести связь со смежными дисциплинами (физикой, историей);
-
навыков устной и письменной речи;
-
«умений учиться», использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности при изучении различных предметов;
-
памяти, навыков самоорганизации;
-
логического мышления на основе усвоения причинно-следственных связей, сравнительного анализа, способности четко формулировать свои мысли;
-
воображения в процессе наблюдений за видеофрагментами;
-
осмысленного запоминания основных правил при использовании мнемотехники (наглядных средств, таблиц, схем);
-
критическое мышление при анализе и оценке последствий пожаров и взрывов;
Воспитательные цели:
воспитывать:
-
творческую, самоответственную личность, стремящуюся к самоорганизации;
-
активную жизненную позицию, человечность, порядочность;
-
средствами урока уверенность в своих знаниях и умений применять их на практике;
-
культуру безопасного поведения при проведении химического эксперимента
-
подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств личности.
Методы и методические приемы:
Знать: особенностями строения атомов металлов и их кристаллов.
Уметь: высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа по изучаемой теме.
Владеть: навыками безопасного поведения при проведении химического эксперимента.
Оборудования и реактивы: Коллекции образцов металлов; образцы монет. Образцы сплавов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Ход урока
Этап I. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку, постановка целей урока и сообщение плана проведения занятия).
Этап II. Актуализация знаний и действий
В начале урока акцентирую внимание учащихся на значимости новой темы, определяемой той ролью, которую металлы играют в природе и во всех сферах деятельности человека.
Этап III. Создание знания на уроке
-
Подведение к теме (вступительное слово учителя)
Рассказ учителя
Человек использовал металлы с древних времен.
I. В начале был век медный.
К концу каменного века человек открыл возможность использования металлов для изготовления орудий труда. Первым таким металлом был медь.
Период распространения медных орудий называют энеолитом или халколитом, что в переводе с греческого означает «медь». Медь обрабатывалась с помощью каменных орудий методом холодной ковки. Самородки меди превращались в изделия под тяжёлыми ударами молота. В начале медного века из меди делали лишь мягкие орудия, украшения, предметы домашней утвари. Именно с открытием меди и других металлов стала зарождаться профессия кузнеца.
Позже появились литья, а потом человек стал добавлять к меди олово или сурьму, делать бронзу, более долговечную, прочную, легкоплавкую.
II. Далее идёт век бронзовый.
Бронза - сплав меди и олова. Хронологические границы бронзового века датируются в начале 3-го тысячелетия до н. э. до начала 1-го тысячелетия до н.э. Большими преимуществами бронзы в сравнений с медью и другими известными металлами являются более низкая анализы показали, что в составе железных метеоритов на долю железа приходится 91% . Начало производства железа из его руд в Древнем Египте, потом в Индии и в других странах. Температура плавления ( 700° - 900° ) и высокие литейные качества и большая прочность.
III. Далее идет железный век.
Третий и последний период первобытной эпохи характеризуется распространением железной металлургии и железных орудий и знаменует собой железный век. В современном значении этот термин был введен в употребление в середине IX века датским археологом К.Ю. Томсоном и вскоре распространился в литературе наряду с терминами « каменный век» и « бронзовый век».
В отличие от других металлов железо, кроме метеоритного не встречается в чистом виде. Ученые предполагают, что первое железо, попавшее в руки человека, было метеоритного происхождения, и не зря железо именуется «небесным камнем». Самый крупный метеорит нашли в Африке, он весил около шестидесяти тонн. А во льдах Гренландии нашли железный метеорит весом тридцать три тонны.
И в настоящее время продолжается железный век. Ведь в настоящее время железные сплавы составляют почти 90% всего количества металлов и металлических сплавов.
Далее очень кратко говорю о роли золота, серебра и меди для производства монет, а бронзы - для изготовления скульптур и других произведений искусства.
Затем учитель подчеркивает, что исключительное значение металлов для развития общества обусловлено, конечно, их уникальными свойствами, и просит учащихся назвать эти свойства.
Вопрос к классу (создание проблемной ситуации):
-
Какие же физические свойства отличают металлы и их сплавы от неметаллов?
(Учащиеся называют также свойства металлов как электропроводность и теплопроводность, характерный металлический блеск, пластичность, твердость (кроме ртути) и др.)
Учитель задает учащимся ключевой вопрос:
-
А чем же обусловлены эти свойства?
На этот опрос ответ мы получим после изучения нового материала.
2. Рассказ учителя с элементами беседы по плану, записанного на доске:
План (учащиеся записывают план лекции в тетрадь)
I. Химические элементы - металлы.
1. Особенности электронного строения атомов.
2. Положение металлов в ПСХЭ в связи со строением атомов.
3.Закономерности в изменении свойств элементов - металлов.
II. Простые вещества- металлы.
1. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка.
2. Физические свойства металлов.
I. Химические элементы - металлы.
1. Особенности электронного строения металлов.
Металлы - это химические элементы, атомы которых отдают электроны внешнего (а иногда предвнешнего) электронного слоя, превращаясь в положительные ионы. Металлы - восстановители. Это обусловлено небольшим числом электронов внешнего слоя, большим радиусом атомов, вследствие чего эти электроны слабо удерживаются с ядром.
2. Положение металлов в ПСХЭ в связи со строением атомов.
Учитель предлагает учащимся охарактеризовать положение элементов с рассмотренным строением атомов в ПСХЭ.
Учащиеся отвечают, что это будут элементы, размещенные в левом нижнем углу ПСХЭ.
Учитель подчеркивает, что в ПСХЭ будут все элементы, расположенные ниже диагонали В - Аt, даже те у которых на внешнем слое 4 электрона ( Je, Sn, Pb), 5 электронов ( Sb, Di), 6 электронов ( Po), так как они отличаются большим радиусом.
Далее учитель углубляя материал спрашивает (на основе знаний о строении атомов химических элементов и положения их в периодической системе)
-
К каким электронным семействам относятся элементы - металлы? (для ответа учащиеся используют таблицу Периодической системы)
В ходе беседы выясняется, что среди них есть s и p-элементы - металлы главных подгрупп, а также d и f металлы, образующие побочные подгруппы.
Легко увидеть, что большинство элементов ПСХЭ - металлы.
3. Закономерности в изменении свойств элементов - металлов.
Далее учитель просит учащихся сравнить восстановительную способность металлов, принадлежащих одному периоду и одной подгруппе.
-
Как изменяется окислительная способность элементов III периода?
( окислительные свойства в периодах усиливаются, а восстановительные - ослабевают. Причиной изменения этих свойств- увеличение количества электронов на последней орбитале.)
-
Как изменяются окислительные свойства у элементов 4 группы главной подгруппы? (снизу вверх окислительные свойства усиливаются. Причиной изменения этих свойств является уменьшение радиуса атома)
-
Исходя из положения металлов в Периодической системе какой можно сделать вывод об окислительно-восстановительных свойствах элементов- металлов?
(Металлы являются восстановителями в химических реакциях, т.к. отдают свои валентные электроны)
Учащиеся отвечают, что прочность связи валентных электронов с ядром зависит от двух факторов: величины заряда ядра и радиуса атома.
Показывают, что в периодах с увеличением заряда ядра восстановительные свойства уменьшаются, а в группах наоборот с возрастанием радиуса атома восстановительные свойства возрастают.(запись вывода в тетрадях учащихся)
У элементов - металлов побочных подгрупп свойства чуть-чуть другие.
Учитель предлагает сравнить активность элементов побочной подгруппы. Cu, Ag, Au - активность элементов - металлов падает. Эта закономерность наблюдается и у элементов второй побочной подгруппы Zn, Cd, Hg. Напоминаем схему электронного строения атомов.
1 2 3 4 5 6 7 номер электронного слоя
У элементов побочных подгрупп - это элементы 4-7 периодов - с увеличением порядкового элемента радиус атомов изменятся мало, а величина заряда ядра увеличивается значительно, поэтому прочность связи валентных электронов с ядром усиливается, восстановительные свойства ослабевают.
Этап IV. Применение знаний и умений на уроке
II. Простые вещества - металлы.
Учитель предлагает рассмотреть простые вещества - металлы. (рассказ учителя)
Сначала обобщим сведения о типе химической связи, образуемой атомами металлов и строение кристаллической решетки. (демонстрация)
- сравнительно небольшое количество электронов одновременно связывают множество ядер, связь делаколизована;
- валентные электроны свободно перемещаются по всему куску металла, который в целом электронейтрален;
- металлическая связь не обладает направляемостью и насыщенностью.
Запись определения в тетрадях
Металлической называют связь, образованную в кристалле металла или сплава за счет обобществления всех валентных электронов между атом-ионами.
Учащиеся делают вывод, что в соответствие именно с таким строением металлы характеризуются общими физическими свойствами. (демонстрация таблицы 5 «Классификация металлов по физическим свойствам»)
Сравнивая металлы по температурам плавления можно демонстрировать плавление натрия и его блеск. (демонстрация)
Учитель подчеркивает, что физические свойства металлов определяются именно их строением.
а) твердость - все металлы кроме ртути, при обычных условиях твердые вещества. Самые мягкие - натрий, калий. Их можно резать ножом; самый твердый хром - царапает стекло. (демонстрация)
б) плотность. Металлы делятся на мягкие (5г/см³) и тяжелые (меньше 5г/см³). (демонстрация)
в) плавкость. Металлы делятся на легкоплавкие и тугоплавкие. (демонстрация)
г) электропроводность, теплопроводность металлов обусловлена их строением. Хаотически движущиеся электроны под действием электрического напряжения приобретают направленное движение, в результате чего возникает электрический ток.
При повышении температуры амплитуда движения атомов и ионов, находящихся в узлах кристаллической решетки резко возрастает, и это мешает движению электронов, и электропроводность металлов падает.
Следует отметить, что у некоторых неметаллов, при повышении температуры электропроводность возрастает, например, у графита, при этом с повышением температуры разрушаются некоторые ковалентные связи, и число свободно перемещающихся электронов возрастает.
д) металлический блеск - электроны, заполняющие межатомное пространство отражают световые лучи, а не пропускают как стекло. Поэтому все металлы в кристаллическом состоянии имеют металлический блеск. Для большинства металлов в ровной степени рассеиваются все лучи видимой части спектра, поэтому они имеют серебристо-белый цвет. Только золото и медь в большой степени поглощают короткие волны и отражают длинные волны светового спектра, поэтому имеют желтый цвет. Самые блестящие металлы - ртуть, серебро, палладий. В порошке все металлы, кроме Al и Mg, теряют блеск и имеют черный или темно-серый цвет.
е) пластичность. (демонстрация)
Механическое воздействие на кристалл с металлической решеткой вызывает только смещение слоев атомов и не сопровождается разрывом связи, и поэтому металл характеризуется высокой пластичностью.
Этап V. Задание на дом : записи в тетрадях, сообщения о применении металлов. (запись на доске и в дневниках учащихся)
Этап VI. Контрольный этап
Учитель:
Теперь, для закрепления проведем тест.
1) Электронная формула кальция.
а) 1S² 2S² 2P6 3S¹
б) 1S² 2S²2P6 3S²
в) 1S² 2S² 2P6 3S² 3P6 4S¹
г) 1S² 2S² 2P6 3S ²3P6 4S²
2) Электронную формулу 1S²2S² 2P6 3S1 имеет атом:
а)Na
б)Са
в)Cu
г)Zn
3) Электронная формула наиболее активного металла:
а) 1S² 2S²
б) 1S² 2S² 2P6 3S²
в) 1S² 2S² 2P6 3S² 3P6 3d10 4S²
г) 1S² 2S² 2P6 3S² 3P6 4S²
4) Металлы при взаимодействий с неметаллами проявляют свойства:
а) окислительные;
б) восстановительные;
в) и окислительные, и восстановительные;
г) не участвуют в окислительно-восстановительных реакциях.
5) В периодической системе типичные металлы расположены в:
а) верхней части
б) нижней части
в) правом верхнем углу
г) левом нижнем углу
(Ответы: 1 -Г, 2 -А, 3 -В, 4-Б, 5-Г)
Этап VII. Подведение итогов урока
Учитель: И так, мы рассмотрели строение и физические свойства металлов, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Список литературы:
-
Габриелян О.С. Химия 8. - М.: «Дрофа», 2004.
-
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 8 класс. - М.: «Блик Плюс», 2000.
-
Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химия в 8 классе. - М: «Блик и Кº», 2004.
-
Зуева М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии. - М: Просвещение, 1987.
1