Урок химии

Урок химии по теме: «Растворы. Электролитическая диссоциация» (УМК И.И. Новошинского). Тематический контроль знаний  в 8 классе проводится в форме игры, где учащиеся проходят семь этапов, показывая знание теоретических вопросов, умение писать молекулярные и ионные  уравнения реакций, решать расчетные задачи. Важно, что учащиеся в процессе игры выполняют задания различного типа, работают при этом индивидуально и в составе группы , набирают баллы в индивидуальную и командную копилку,  что позволяе...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок химииУрок химииУрок химииУрок химииУрок химииУрок химииУрок химииУрок химииУрок химииУрок химииУрок по теме: «Растворы. Электролитическая диссоциация».

( Тематический контроль в форме игры)

Цели урока: - Проверить прочность, провести корректировку и учет знаний по изученной теме, закрепить умение писать ионно-молекулярные уравнения, решать задачи с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества»;

- способствовать формированию научного мировоззрения;

- формировать языковую компетентность (монолог, диалог, умение пользоваться современной химической терминологией); социальную компетентность и толерантность:

- продолжить развитие умений проводить самоанализ и контроль;

- развивать познавательный интерес к предмету;

- развивать навыки математической культуры (решение расчетных задач), развивать навыки проведения и анализа эксперимент (умение наблюдать, анализировать, делать выводы).

Оборудование: таблица растворимости, таблица химических элементов Д.И. Менделеева, карточки - задания, реактивы для проведения опытов :растворы NaOH, НCl,АgNO3, индикатор лакмус .

Методы и приемы: диалог, проблемные задания, упражнения, лабораторный опыт, метод познавательной игры, взаимооценивание.

Форма работы: групповая

(Класс делится на команды, во главе каждой капитан.)

Ход урока.


  1. Организационный момент.

Чудесный день!

И настроение чудесное- подстать.

Так разрешите мне урок с улыбки к вам начать.

  1. В течение нескольких уроков мы познакомились с одной из величайших теорий, на которую опирается химическая наука - это теория электролитической диссоциации. Эта теория широко применяется для объяснения многообразных физических и химических явлений в растворах, установления между ними тесной связи. Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Александра Попа «Силу уму придают упражнения, а не покой». Вот сегодня мы и покажем свои знания по теме и поупражняем свой ум выполнением различных заданий.

2.Представление команд(зарание придумывают себе название и защищают его).

На столах команд -лепестки, различающиеся по цвету по количеству участников, которые выкладываются каждым учеником в будущий цветок команды при правильном выполнении задания и формируется цветик- разноцветик знаний команды.

3.Объяснение правил работы.

Этапы игры

1 этап « Дальше ,дальше…»

2 этап «Свои среди чужих»

3 этап «Ромашка»

4 этап «Третий лишний»

5 этап «Поле чудес»

6 этап «Ларец знаний»

7 этап «Криминальное агентство»

7 этап «Мы вместе-сила!»


  1. Тематический контроль

1 этап « Дальше ,дальше…» «Только знания, доведенные до автоматизма,
легко применять на практике» (вопросы задаются команде по очереди каждому ученику. при неправильном ответе - право получить дополнительный балл получит другая команда).

1. Основоположник теории электролитической диссоциации (Аррениус).

  1. Процесс распада электролита на ионы называется…(Электролитическая диссоциация).

  2. Вещества растворы или расплавы которых проводят электрический ток, называются (электролитами)

  3. Какие вещества в водном растворе или расплаве не распадаются на ионы?

  4. Кристаллические вещества, в состав которых входит кристаллизационная вода называются (кристаллогидраты)

  5. Положительно заряженные ионы называются …

  6. отрицательно заряженные ионы называются…

  7. При диссоциации, каких веществ образуются ионы водорода?

  8. При диссоциации щелочей образуются ионы…

  9. Если степень диссоциации вещества 0,8, то такой электролит будет сильным или слабым?

  10. Однородные смеси веществ называются (растворами)

  11. Компонентами раствора являются (растворитель и растворенное вещество)

  12. Свойство вещества образовывать с другими веществами растворы называется (растворимостью)

  13. При увеличение температуры растворимость большинства твердых веществ (увеличивается)

  14. Отношение массы вещества к массе раствора называется (массовой долей вещества в растворе).

  15. Оксиды, нерастворимые вещества, органические соединения это (неэлектролиты).

  16. Электролиты, которые при диссоциации в водных растворах или расплавах образуют только катионы водорода, называются ( кислоты)

  17. Реакции ионного обмена протекают до конца, если (выпадает осадок, выделяется газ, образуется малодиссоциирующее в-во)

2 этап «Свои среди чужих» «Умный товарищ- половина дороги». Среди перечисленных формул выберите: первая команда - электролиты, вторая - неэлектролиты.

Формулы: Fe(OH)3; HCL,NaNO3,BaSO4,AL2(SO4)3,AgCL, KOH,CO2; H2SO4; СаCO3, CuCl2; H2SiO3; H2O.

3 этап «Ромашка» (командам раздаются карточки - задания. )


  1. Впишите катионы и анионы и составьте формулы веществ, которые, соответственно, с центральным анионом образуют электролиты, а с центральным катионом - неэлектролиты..

лот 3.

SO42-

Zn2+



4 этап «Третий лишний» «Гораздо труднее увидеть проблему,
чем решить её» Бернар. Определить признак отличия и найти «лишнее» вещество

№ 1 AlCl3; KOH; BaSO4 №2 H2SO4; H2CO3; HCl

5 этап «Поле чудес» (командам раздаются карточки - задания.).

Заполните пустые места в таблице.

Формула массовой доли растворенного вещества

W

m (вещества)

m (воды)

m (раствора)

1 раствор

10%

100

2 раствор

20

180

3 раствор

30%

300

4 раствор

10

240

5 раствор

20%

500

6 раствор

50

450


6 этап «Ларец знаний» «Ум заключается не только в знании,
но и в умении применять знания на деле» Аристотель.

Учащиеся вынимают из « мешка» карточки для индивидуальной работы по написанию уравнений реакций ионного обмена,

7 экспериментальный этап «Криминальное агентство» (между капитанами)

«Все это просто химические реакции? Вы, видно , шутите , Холмс?»
А. Конан Дойль

Перед проведением этого этапа обязательно вспомнить правила по технике безопасности при работе со стеклянной посудой, кислотами и щелочами ( в ходе эвристической беседы)

(учащимся раздаются карточки задания и наборы реактивов для проведения эксперимента.)

Дело №1В кабинете химии учитель заранее написал уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Ночью злостные хулиганы с целью сорвать урок проникли в кабинет и стерли почти все. Вот что осталось: Cu+2 + 2OH- = Cu(OH)2 восстановите запись учителя. Докажите опытным путем свое решение.

Дело №2 Две преступницы по кличке Кислота и Щелочь совершили хулиганское нападение на миролюбивого гражданина по фамилии Лакмус. Вину свою отрицают. Докажите вину преступников, предоставив вещественные доказательства.

7 этап «Мы вместе-сила!» « Больше науки-умнее руки!»

Записана правая часть уравнения.

1-й участник его продолжает.

2-й расставляет коэффициенты.

3-й пишет полное ионное уравнение.

4-й сокращенное ионное уравнение.

5-й комментирует и называет признак реакции ионного обмена.

K2SO4 + BaCl2 =

НNO3+NaOH= Командам раздаются карточки - задания. Кто быстрее сделает и меньше допустит ошибок.

Вторая команда: NaOH + H2SO4=

K 2S+Рв(NO3)2=

  1. Подведение итогов

Выставление баллов в группах: активность, умение помочь товарищу, умение работать в группе.

Если вы набрали от 9-12 баллов - вы молодец. Хорошо усвоили учебный материал и можете работать в группе.

Если от 6 до 9 балов - вам необходимо обратить внимание на основные понятия и навыки, приобретенные в ходе изучения темы

Если у вас меньше 5 балов - обратитесь за помощью к учителю, чтобы восполнить пробелы в знаниях по данной теме.

Подведение итогов конкурсов.

Награждение победителей в номинациях

-«Лучший заток темы «Растворы. Электролитическая диссоциация»

- «Знаток темы «Растворы. Электролитическая диссоциация»

- «Кандидат в знатоки темы «Растворы. Электролитическая диссоциация»

Прекрасный день!

Урока подошел конец.

Пусть каждый скажет про себя:

Какой я молодец



Вариант-1
1.Анионы- это……
а) H+, S, SO 42- б)СL-, NO3, СO3 в) Fe2+, H+, AL3+


2.Составьте уравнение диссоциации веществ

HNO3=

СuCL 2=

3.Составьте молекулярные ,полные и сокращенные уравнения реакции:

NаOН+ HCL=

Вариант-1


1.Анионы- это……
а) Fe2+, H+, AL3+ б)СL-, NO3, СO3 в) H+, S, SO 42-


2.Составьте уравнение диссоциации веществ

HCL=

Са(NO3) 2=

3.Составьте молекулярные ,полные и сокращенные уравнения реакции:

NаOН+ HBr=

Вариант-1


1.Анионы- это……
а) H+, S, SO 42- б)СL-, NO3, СO3 в) Fe2+, H+, AL3+


2.Составьте уравнение диссоциации веществ

NаOН=

HCL=

3.Составьте молекулярные ,полные и сокращенные уравнения реакции:

КOН+ HNO3=

Вариант-1


1.Анионы- это……
а) СL-, NO3, СO3 б) H+, S, SO 42- в) Fe2+, H+, AL3+


2.Составьте уравнение диссоциации веществ

HNO3=

СuCL 2=

3.Составьте молекулярные ,полные и сокращенные уравнения реакции:

КOН+ HCL=

Вариант-1


1.Анионы- это……
а) H+, S, SO 42- б) Fe2+, H+, AL3+ в) СL-, NO3, СO3


2.Составьте уравнение диссоциации веществ

NaNO3=

ZnCL 2=

3.Составьте молекулярные ,полные и сокращенные уравнения реакции:

AgNO3+ HCL=


Вариант-2

1.Катион- это……

а) H+, S, SO 42- б)СL-, NO3, СO3 в) Fe2+, H+, AL3+

2.Найдите формулы сильных кислот
а) КОН, NaOH б) HCL,HNO3 в)

3.Составьте молекулярные ,полные и сокращенные уравнения реакции:

КОН+ Н 3 РО 4=

Вариант-2

1.Катион- это……

а) H+, S, SO 42- б) Fe2+, H+, AL3+ в) СL-, NO3, СO3

2.Найдите формулы слабых кислот
а) КОН, NaOH б) HCL,HNO3 в) Н2 СО3, Н 2S

3.Составьте молекулярные ,полные и сокращенные уравнения реакции:

КОН+ Н 3 РО 4=


Вариант-2

1.Катион- это……

а) СL-, NO3, СO3 б) H+, S, SO 42- в) Fe2+, H+, AL3+

2.Выпишите формулы сильных кислот
а) КОН, NaOH б) в) HCL,HNO3

3.Составьте молекулярные ,полные и сокращенные уравнения реакции:

КОН+ H2SO4 =



Вариант-2

1.Катион- это……

а) H+, S, SO 42- б)СL-, NO3, СO3 в) Fe2+, H+, AL3+

2.Выпишите формулы сильных кислот

а) КОН, NaOH б) HCL,HNO3 в) Н 3РО 4, Н 2S

3.Составьте молекулярные ,полные и сокращенные уравнения реакции:

КОН+ Н 3 РО 4=



Вариант-2

1.Катион- это……

а) H+, S, SO 42- б)СL-, NO3, СO3 в) Fe2+, H+, AL3+

2.Выпишите формулы сильных кислот
а) AgNO3, Н 3РО 4, б) HCL,HNO3 в) КОН, NaOH

3.Составьте молекулярные ,полные и сокращенные уравнения реакции:

Fe CL 3+ AgNO3=

Вариант-2

1.Катион- это……

а) Fe2+, H+, AL3+ б)СL-, NO3, СO3 в) H+, S, SO 42-

2.Выпишите формулы сильных кислот

а) HCL,HNO3 б) Н 3РО 4, Н 2S в) КОН, NaOH

3.Составьте молекулярные ,полные и сокращенные уравнения реакции:

NaОН+ H2SO4=


«Пантомима»

«Вся жизнь театр,
А люди в ней -актеры»

Пока помощники и учитель оценивают индивидуальную работу и подводят итоги, группы готовят творческое задание. Показать команде =сопернице явления:

  • выпадения осадка

  • распад электролита на ионы.

© 2010-2022