- Преподавателю
- Химия
- Урок химии
Урок химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Белимова Н. . |
Дата | 11.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок по теме: «Растворы. Электролитическая диссоциация».
( Тематический контроль в форме игры)
Цели урока: - Проверить прочность, провести корректировку и учет знаний по изученной теме, закрепить умение писать ионно-молекулярные уравнения, решать задачи с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества»;
- способствовать формированию научного мировоззрения;
- формировать языковую компетентность (монолог, диалог, умение пользоваться современной химической терминологией); социальную компетентность и толерантность:
- продолжить развитие умений проводить самоанализ и контроль;
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать навыки математической культуры (решение расчетных задач), развивать навыки проведения и анализа эксперимент (умение наблюдать, анализировать, делать выводы).
Оборудование: таблица растворимости, таблица химических элементов Д.И. Менделеева, карточки - задания, реактивы для проведения опытов :растворы NaOH, НCl,АgNO3, индикатор лакмус .
Методы и приемы: диалог, проблемные задания, упражнения, лабораторный опыт, метод познавательной игры, взаимооценивание.
Форма работы: групповая
(Класс делится на команды, во главе каждой капитан.)
Ход урока.
-
Организационный момент.
Чудесный день!
И настроение чудесное- подстать.
Так разрешите мне урок с улыбки к вам начать.
-
В течение нескольких уроков мы познакомились с одной из величайших теорий, на которую опирается химическая наука - это теория электролитической диссоциации. Эта теория широко применяется для объяснения многообразных физических и химических явлений в растворах, установления между ними тесной связи. Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Александра Попа «Силу уму придают упражнения, а не покой». Вот сегодня мы и покажем свои знания по теме и поупражняем свой ум выполнением различных заданий.
2.Представление команд(зарание придумывают себе название и защищают его).
На столах команд -лепестки, различающиеся по цвету по количеству участников, которые выкладываются каждым учеником в будущий цветок команды при правильном выполнении задания и формируется цветик- разноцветик знаний команды.
3.Объяснение правил работы.
Этапы игры
1 этап « Дальше ,дальше…»
2 этап «Свои среди чужих»
3 этап «Ромашка»
4 этап «Третий лишний»
5 этап «Поле чудес»
6 этап «Ларец знаний»
7 этап «Криминальное агентство»
7 этап «Мы вместе-сила!»
-
Тематический контроль
1 этап « Дальше ,дальше…» «Только знания, доведенные до автоматизма,
легко применять на практике» (вопросы задаются команде по очереди каждому ученику. при неправильном ответе - право получить дополнительный балл получит другая команда).
1. Основоположник теории электролитической диссоциации (Аррениус).
-
Процесс распада электролита на ионы называется…(Электролитическая диссоциация).
-
Вещества растворы или расплавы которых проводят электрический ток, называются (электролитами)
-
Какие вещества в водном растворе или расплаве не распадаются на ионы?
-
Кристаллические вещества, в состав которых входит кристаллизационная вода называются (кристаллогидраты)
-
Положительно заряженные ионы называются …
-
отрицательно заряженные ионы называются…
-
При диссоциации, каких веществ образуются ионы водорода?
-
При диссоциации щелочей образуются ионы…
-
Если степень диссоциации вещества 0,8, то такой электролит будет сильным или слабым?
-
Однородные смеси веществ называются (растворами)
-
Компонентами раствора являются (растворитель и растворенное вещество)
-
Свойство вещества образовывать с другими веществами растворы называется (растворимостью)
-
При увеличение температуры растворимость большинства твердых веществ (увеличивается)
-
Отношение массы вещества к массе раствора называется (массовой долей вещества в растворе).
-
Оксиды, нерастворимые вещества, органические соединения это (неэлектролиты).
-
Электролиты, которые при диссоциации в водных растворах или расплавах образуют только катионы водорода, называются ( кислоты)
-
Реакции ионного обмена протекают до конца, если (выпадает осадок, выделяется газ, образуется малодиссоциирующее в-во)
2 этап «Свои среди чужих» «Умный товарищ- половина дороги». Среди перечисленных формул выберите: первая команда - электролиты, вторая - неэлектролиты.
Формулы: Fe(OH)3; HCL,NaNO3,BaSO4,AL2(SO4)3,AgCL, KOH,CO2; H2SO4; СаCO3, CuCl2; H2SiO3; H2O.
3 этап «Ромашка» (командам раздаются карточки - задания. )
-
Впишите катионы и анионы и составьте формулы веществ, которые, соответственно, с центральным анионом образуют электролиты, а с центральным катионом - неэлектролиты..
лот 3.
SO42-
Zn2+
4 этап «Третий лишний» «Гораздо труднее увидеть проблему,
чем решить её» Бернар. Определить признак отличия и найти «лишнее» вещество
№ 1 AlCl3; KOH; BaSO4 №2 H2SO4; H2CO3; HCl
5 этап «Поле чудес» (командам раздаются карточки - задания.).
Заполните пустые места в таблице.
Формула массовой доли растворенного вещества
W
m (вещества)
m (воды)
m (раствора)
1 раствор
10%
100
2 раствор
20
180
3 раствор
30%
300
4 раствор
10
240
5 раствор
20%
500
6 раствор
50
450
6 этап «Ларец знаний» «Ум заключается не только в знании,
но и в умении применять знания на деле» Аристотель.
Учащиеся вынимают из « мешка» карточки для индивидуальной работы по написанию уравнений реакций ионного обмена,
7 экспериментальный этап «Криминальное агентство» (между капитанами)
«Все это просто химические реакции? Вы, видно , шутите , Холмс?»
А. Конан Дойль
Перед проведением этого этапа обязательно вспомнить правила по технике безопасности при работе со стеклянной посудой, кислотами и щелочами ( в ходе эвристической беседы)
(учащимся раздаются карточки задания и наборы реактивов для проведения эксперимента.)
Дело №1В кабинете химии учитель заранее написал уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Ночью злостные хулиганы с целью сорвать урок проникли в кабинет и стерли почти все. Вот что осталось: Cu+2 + 2OH- = Cu(OH)2 восстановите запись учителя. Докажите опытным путем свое решение.
Дело №2 Две преступницы по кличке Кислота и Щелочь совершили хулиганское нападение на миролюбивого гражданина по фамилии Лакмус. Вину свою отрицают. Докажите вину преступников, предоставив вещественные доказательства.
7 этап «Мы вместе-сила!» « Больше науки-умнее руки!»
Записана правая часть уравнения.
1-й участник его продолжает.
2-й расставляет коэффициенты.
3-й пишет полное ионное уравнение.
4-й сокращенное ионное уравнение.
5-й комментирует и называет признак реакции ионного обмена.
K2SO4 + BaCl2 =
НNO3+NaOH= Командам раздаются карточки - задания. Кто быстрее сделает и меньше допустит ошибок.
Вторая команда: NaOH + H2SO4=
K 2S+Рв(NO3)2=
-
Подведение итогов
Выставление баллов в группах: активность, умение помочь товарищу, умение работать в группе.
Если вы набрали от 9-12 баллов - вы молодец. Хорошо усвоили учебный материал и можете работать в группе.
Если от 6 до 9 балов - вам необходимо обратить внимание на основные понятия и навыки, приобретенные в ходе изучения темы
Если у вас меньше 5 балов - обратитесь за помощью к учителю, чтобы восполнить пробелы в знаниях по данной теме.
Подведение итогов конкурсов.
Награждение победителей в номинациях
-«Лучший заток темы «Растворы. Электролитическая диссоциация»
- «Знаток темы «Растворы. Электролитическая диссоциация»
- «Кандидат в знатоки темы «Растворы. Электролитическая диссоциация»
Прекрасный день!
Урока подошел конец.
Пусть каждый скажет про себя:
Какой я молодец
Вариант-1
1.Анионы- это……
а) H+, S, SO 42- б)СL-, NO3, СO3 в) Fe2+, H+, AL3+
2.Составьте уравнение диссоциации веществ
HNO3=
СuCL 2=
3.Составьте молекулярные ,полные и сокращенные уравнения реакции:
NаOН+ HCL=
Вариант-1
1.Анионы- это……
а) Fe2+, H+, AL3+ б)СL-, NO3, СO3 в) H+, S, SO 42-
2.Составьте уравнение диссоциации веществ
HCL=
Са(NO3) 2=
3.Составьте молекулярные ,полные и сокращенные уравнения реакции:
NаOН+ HBr=
Вариант-1
1.Анионы- это……
а) H+, S, SO 42- б)СL-, NO3, СO3 в) Fe2+, H+, AL3+
2.Составьте уравнение диссоциации веществ
NаOН=
HCL=
3.Составьте молекулярные ,полные и сокращенные уравнения реакции:
КOН+ HNO3=
Вариант-1
1.Анионы- это……
а) СL-, NO3, СO3 б) H+, S, SO 42- в) Fe2+, H+, AL3+
2.Составьте уравнение диссоциации веществ
HNO3=
СuCL 2=
3.Составьте молекулярные ,полные и сокращенные уравнения реакции:
КOН+ HCL=
Вариант-1
1.Анионы- это……
а) H+, S, SO 42- б) Fe2+, H+, AL3+ в) СL-, NO3, СO3
2.Составьте уравнение диссоциации веществ
NaNO3=
ZnCL 2=
3.Составьте молекулярные ,полные и сокращенные уравнения реакции:
AgNO3+ HCL=
Вариант-2
1.Катион- это……
а) H+, S, SO 42- б)СL-, NO3, СO3 в) Fe2+, H+, AL3+
2.Найдите формулы сильных кислот
а) КОН, NaOH б) HCL,HNO3 в)
3.Составьте молекулярные ,полные и сокращенные уравнения реакции:
КОН+ Н 3 РО 4=
Вариант-2
1.Катион- это……
а) H+, S, SO 42- б) Fe2+, H+, AL3+ в) СL-, NO3, СO3
2.Найдите формулы слабых кислот
а) КОН, NaOH б) HCL,HNO3 в) Н2 СО3, Н 2S
3.Составьте молекулярные ,полные и сокращенные уравнения реакции:
КОН+ Н 3 РО 4=
Вариант-2
1.Катион- это……
а) СL-, NO3, СO3 б) H+, S, SO 42- в) Fe2+, H+, AL3+
2.Выпишите формулы сильных кислот
а) КОН, NaOH б) в) HCL,HNO3
3.Составьте молекулярные ,полные и сокращенные уравнения реакции:
КОН+ H2SO4 =
Вариант-2
1.Катион- это……
а) H+, S, SO 42- б)СL-, NO3, СO3 в) Fe2+, H+, AL3+
2.Выпишите формулы сильных кислот
а) КОН, NaOH б) HCL,HNO3 в) Н 3РО 4, Н 2S
3.Составьте молекулярные ,полные и сокращенные уравнения реакции:
КОН+ Н 3 РО 4=
Вариант-2
1.Катион- это……
а) H+, S, SO 42- б)СL-, NO3, СO3 в) Fe2+, H+, AL3+
2.Выпишите формулы сильных кислот
а) AgNO3, Н 3РО 4, б) HCL,HNO3 в) КОН, NaOH
3.Составьте молекулярные ,полные и сокращенные уравнения реакции:
Fe CL 3+ AgNO3=
Вариант-2
1.Катион- это……
а) Fe2+, H+, AL3+ б)СL-, NO3, СO3 в) H+, S, SO 42-
2.Выпишите формулы сильных кислот
а) HCL,HNO3 б) Н 3РО 4, Н 2S в) КОН, NaOH
3.Составьте молекулярные ,полные и сокращенные уравнения реакции:
NaОН+ H2SO4=
«Пантомима»
«Вся жизнь театр,
А люди в ней -актеры»
Пока помощники и учитель оценивают индивидуальную работу и подводят итоги, группы готовят творческое задание. Показать команде =сопернице явления:
-
выпадения осадка
-
распад электролита на ионы.