Генетическая связь между различными классами неорганических соединений

Предлагаю вам разработку урока для учащихся 8 класса. При выполнении заданий, предлагаемых в ходе урока обучающиеся систематизируют знания об основных классах неорганических веществ. Созданы условия для развития логического мышления учащихся, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.  Формирую  у учащихся умение выделять главное, существенное, логически излагать материал, а также применять полученные знания на практике, при выполнении химического эксперимента, решать экспериментальные и р...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Генетическая связь между различными классами соединений

8 класс

(Генезис - история зарождения)

Цель урока: Сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде.

Задачи:

  1. Обобщить знания об основных классах неорганических веществ.

  2. Рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов.

  3. Продолжить формирование навыков проведения эксперимента

Оборудование: серная кислота, индикаторы, оксид кальция, гидроксид кальция, вода, пробирки. Плакаты «Кислоты. Основания. Соли. Генетическая связь».

Девиз: Генеалогия - история происхождения от некоего предка, который сам отнюдь не стремился выяснить свою родословную.

1. Организационный момент. Учащиеся на своих рабочих местах приветствуют учителя.

2. Актуализация опорных знаний

Игра «Третий лишний»

На доске написаны формулы веществ, в каждом ряду одно вещество лишнее, найдите его и обоснуйте свой выбор.

S Ca C

Na2O CO2 CaO

H2SO3 HCl H2CO3

HNO3 KOH Ca(OH)2

AlCl3SCl4NaCl

Среди множества химических соединений мы выделили следующие классы веществ: простые вещества (металлы и неметаллы), оксиды (основные и кислотные), основания, кислоты.

Существует ли связь между простыми и сложными веществами? Как это доказать практически?

К нашему уроку я выбрала эпиграф «Генеалогия - история происхождения от некоего предка, который сам отнюдь не стремился выяснить свою родословную».

Попробуйте сформулировать тему урока.

Генетическая связь между различными классами соединений.

3. Создание проблемной ситуации.

В нашу лабораторию обратились медики. Из-за гололеда резко увеличилось число несчастных случаев. В трамвпункте заканчивается вещество, необходимое для фиксации поврежденных конечностей. Помогите, получите это вещество.

Что это за вещество? Попробуем догадаться. Игра «Да - нет». Вы пытаетесь найти ответ, задавая мне вопросы, на которые я отвечаю да или нет. Ваши вопросы.

Это вещество - сульфат кальция. Предложите мне способы получения этой соли. Ваши варианты. Если вы затрудняетесь, проведите эксперимент из реактивов, находящихся на столах получите необходимую соль.

Вариант: В раствор серной кислоты добавим индикатор метиловый оранжевый, затем небольшими порциями к раствору будем добавлять основный оксид кальция, пока окраска индикатора не изменится. Это свидетельствует о том, что кислоты больше нет, т.е произошла реакция:

CaO + H2SO4 = CaSO4 + H2O

Какие способы получения соли вы еще можете предложить

Ca(OH)2 + H2SO4 = CaSO4 + 2 H2O

CaO + SO3 = CaSO4

Ca(OH)2 + SO3 = CaSO4 + H2O

Поднимите руку кто так написал, у кого есть другие варианты?

СаО, Са(ОН)2, Са, СаSO4 существует ли между этими веществами родственная связь и кто по-вашему является основателем этого рода?

Са - СаО - Са(ОН)2 - CaSO4

Единство и многообразие химических веществ этого мира наиболее ярко проявляется в генетической связи веществ, которая отражается в генетических рядах. Уже в конце 18 века исследователи начали делить элементы на 2 группы. Какие? Эти элементы отличались не только по физическим свойствам (каким?), но и по химическим. Химики 18 века начали различать химическое поведение металлов и неметаллов, выявили разную природу их соединений образующихся в реакциях с кислородом, водой. Попробуйте составить схему, которая бы внесла ясность во взаимосвязи соединений различных классов. И прокомментируйте ее.


Схема

Генетическая связь между различными классами неорганических соединенийГенетическая связь между различными классами неорганических соединений Металл Неметалл

Генетическая связь между различными классами неорганических соединенийГенетическая связь между различными классами неорганических соединенийГенетическая связь между различными классами неорганических соединенийГенетическая связь между различными классами неорганических соединенийГенетическая связь между различными классами неорганических соединений

ОГенетическая связь между различными классами неорганических соединенийГенетическая связь между различными классами неорганических соединенийсновной оксид Кислотный оксид

Генетическая связь между различными классами неорганических соединенийГенетическая связь между различными классами неорганических соединений Основание Кислота

Соль


По схеме видно, что существуют два ряда веществ с противоположными свойствами. Один ряд - металл, основный оксид, основание (характерен для металлического элемента).

Другой ряд: неметалл - кислотный оксид - кислота (характерен для неметаллического элемента).

Попробуйте сформулировать признаки генетического ряда.

  1. Все вещества генетического ряда должны быть образованы одним химическим элементом.

  2. Вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, должны принадлежать к разным классам (т.е. отражать разные формы существования химического элемента)

  3. Вещества, образующие генетический ряд одного химического элемента, должны быть связаны взаимопревращениями.

Противоположность свойств проявляется во взаимодействии веществ: металлы взаимодействуют с неметаллами, основные оксиды с кислотными, кислотные оксиды с основаниями.


Дайте определение что такое генетическая связь.

Генетической называется связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения.

Закрепление: из приведенного перечня выпишите формулы веществ, составляющих генетический ряд:

1 вариант - натрия,

2 вариант - фосфора

Са3(РО4)2, Na2O, HNO3, MgCl2, Na2SO4, P, H3PO4, Na, N2O5, P2O5, NaOH, Al2O3



Формула какого вещества пропущена.

S  SO2 ?  Na2SO3

А) SO3 Б) H2O В) H2SO4 Г) H2SO3

+HCl

Ba  BaO  Ba(OH)2 ?

А) BaSO4 Б) Ba(NO3)2 В) BaCl2 Г) Ba(OН)2

Проверьте работу друг друга

Оцените её и поставьте оценки

У кого такие ответы. У кого ошибки. (Реакции написать).

Домашнее задание: как из простых веществ серы, бария и кислорода получить сульфит бария

(Подсказку найдете, если составите генетический ряд бария и серы)

§ 42

Творческое задание по группам.

По литературным источникам узнайте какие соли играют важную роль в жизни человека. Предложите способы получения этой соли. Придумайте рекламу этой соли (можно в стихах, частушках).

Резюме: Что я узнал на уроке?

Чему мы научились в ходе нашей работе?

Как я оцениваю свою работу на уроке;

Проверили знания по свойствам кислот, оснований, солей.

Узнали понятие генетическая связь

Научились находить связи между классами веществ и выстраивать генетические ряды.


© 2010-2022