• Преподавателю
  • Химия
  • Формирование общепрофессиональных компетенций на дисциплине «Химия нефти и газа»

Формирование общепрофессиональных компетенций на дисциплине «Химия нефти и газа»

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование общепрофессиональных компетенций на дисциплине «Химия нефти и газа».

Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования.

Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Спрос на хорошо подготовленных техников и операторов по добыче нефти и газа сегодня достаточно высок. Это оправдано, так как на работника среднего звена в нефтяной отрасли ложится основная профессиональная нагрузка, предполагающая трудовую деятельность, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий. Это, конечно же, все относится к профессиональным компетенциям.

На втором месте по преобладанию, выступает компетенция личностного самосовершенствования, позволяющая оставаться востребованным и конкурентоспособным специалистом.

Исходя из составляющих общепрофессиональных компетенции, профессиональной, компетенции личностного самосовершенствования, нам представляется наиболее оптимальным в качестве механизма формирования данных видов компетенций на занятиях по дисциплине «Химия нефти и газа».

Основные пути методы формирования перечисленных компетенции у студентов при освоении программы по дисциплине «Химия нефти и газа» происходят на лекционных, практических, и лабораторных занятиях. При помощи применения деловых игр и бесед, выполнения письменных работ (доклады и сообщения, рефераты), в ходе научно исследовательской работы, при помощи самостоятельной работы вне учебного времени.

При формировании профессиональной компетенции большое значение имеют методы экспериментирования ввиду своей многофункциональности при изучении нефтяных дисциплин, данном случае дисциплина «Химия нефти и газа». Лабораторный эксперимент выполняет важнейшие функции: образование, воспитание (нравственное, духовное, трудовое, эстетическое, экономическое и др.) и развитие (в том числе памяти, мышления, мотивов и др.). Современное профессиональное обучение трудно представить без лабораторных и практических технологий, позволяющих изложить материал наглядно, в образной, легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме. При этом повышается качество процесса обучения и уменьшается утомляемость студентов.

Формой работы на уроке, в ходе которой формируется исследовательская компетенция обучающихся, является лабораторная работа. Это именно та форма занятий, в рамках которой обучающиеся должны проводить поиск и отбор необходимых источников знаний, осуществлять анализ, сравнение, оценку наблюдаемых процессов, обосновывать свою точку зрения и формулировать выводы, соответствующие (несоответствующие) выдвинутой гипотезе.

На мой взгляд, лабораторные работы по химии нефти и газа направлены на формирование всех видов компетенций.

Как правило, студенты с большим интересом включаются в практическую деятельность. Внутренняя неосознанная мотивация здесь существует независимо от роли преподавателя (каждый студент в душе исследователь), она порождает познавательную активность. Для того чтобы этот процесс повлек за собой развитие способности к преодолению когнитивных трудностей, самостоятельность в процессе познания и положительное эмоциональное отношение к учебе, необходимо тщательно подбирать темы лабораторных и практических работ и их содержание.

Практический метод обучения мобилизует экспериментальное и креативное мышление особенно в проблемной ситуации. Зачастую для решения поставленной задачи недостаточно имеющегося багажа знаний, и обучающиеся вынуждены обращаться к дополнительным источникам информации, развивая, таким образом, познавательные процессы, учебные навыки и уровень интеллекта. Анализ и оценка полученных результатов способствует развитию рефлексивных способностей студентов.

Примером может служить лабораторная работа по теме «Физические и химические свойства нефти» на 3 курсе. По методике, предложенной в методической разработке обучающиеся должны определить вязкость, содержание воды, серы в нефти. Работе можно придать исследовательский характер, если предложить студентам несколько образцов нефти из разных районов республики, где, допустим, проходят практику наши студенты.

При ходе лабораторной работы, возникнет изначальный проблемный вопрос «Какая (и в каком месторождении) нефть «лучше»?», во-вторых, потребуется не просто анализ, но и сопоставление полученных результатов.

Работу можно разнообразить, сформулировав дополнительные вопросы, которые представлены после лабораторной. Чтобы ответить на эти или иные вопросы обучающимся потребуется работа с дополнительной литературой.

Работу необходимо проводить по группам, из 3-4 человек, предложив каждой группе разные образцы нефти, тогда по итогам исследования получится комплект результатов, который оформляется в специальной тетради для лабораторных работ по химии нефти и газа. Не исключается возможность, что творческая активность, которая явно будет присутствовать (она и присутствует) у некоторых в процессе выполнения данной работы, породит у них желание создать исследовательский проект по теме «Нефть и его производные» и участвовать в ежегодном конкурсе исследовательских работ «Хайтэк». .Хочу также отметить, прежде чем приступить к лабораторной работе, каждая группа студентов проговаривает правила техники безопасности в кабинете химии, и отвечают на вопросы предыдущей лекции по данной теме (коллоквиум).

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующий вывод: внедрение лабораторных занятий, химических и научных экспериментов в учебный процесс дает возможность вести обучение на качественно новом уровне и получать в результате специалиста в соответствии с современными требованиями работодателя. Повышается интерес студентов к выполнению лабораторных работ, систематизировать полученные теоретические знания на уроке.

Следует отметить, что вышеописанная методика формирования профессиональных компетенций при изучении дисциплины «Химия нефти и газа» с помощью лабораторных занятий значительно повысила качество и усвояемость знаний студентов по предмету. При этом студенты охотно работают с оборудованием, делают расчеты по формулам, записывают наблюдения опытов и экспериментов.





© 2010-2022