- Преподавателю
- Химия
- Методические рекомендации по организации деятельного подхода в обучении химии
Методические рекомендации по организации деятельного подхода в обучении химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Митрофанова В.Д. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ.
Митрофанова В.Д. преподаватель химии
В концепции ФГОС общего образования определён культурно-исторический системно-деятельностный подход к современному российскому образованию. На данном этапе приоритетными педагогическими технологиями являются те, которые обеспечивают интеликтуальное, коммуникативное, социальное и личностное развитие студентов. Следовательно, процесс обучения химии необходимо организовать таким образом, чтобы обучающиеся не только приобретали знания, навыки и умения, но и овладевали методами их адекватного применения для достижения поставленных перед ними задач, а также навыками коллективного взаимодействия, самооценки и самоконтроля.
В связи с социально-экономическими изменениями в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Поэтому неслучайно на образование возлагается функция, которая бы способствовала формированию такой личности. Причем акцент ставится на более активные виды самостоятельной работы. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.
Метод проектов широко известен и издавна используется в мировой педагогической практике. Впервые он описан в книге «Метод проектов» в 1918 году американским психологом и педагогом В. Килпатриком, хотя его начали использовать значительно раньше [6]. Его цель индивидуализировать процесс обучения, дать возможность каждому ребенку обучаться в наиболее удобном для него режиме, «выплеснуть» ограниченный временными рамками урок во внеурочную деятельность. За ним закрепилась слава наиболее эффективного метода обучения, особенно применительно к таким предметам, где предусматривается та или иная практическая деятельность, где реализуется идея конструктивизма, проблемный подход к обучению, исследовательские методы.
В нашу страну метод проектов пришел в 1905 году. Под руководством русского педагога С. Г. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся пропагандировать метод проектов среди российских педагогов. Однако он не занял достойного места в системе образования, поскольку не был педагогически осмыслен, очень быстро выродился в так называемый бригадный метод и был изъят из учебного процесса школы. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался [6].
В наше время к методу проектов обращаются в связи с тем, что современный этап развития общества выдвигает особые требования к образованию и ставит задачу учить школьников и студентов самим добывать знания, развивать их познавательные способности. А метод проектов для этого предоставляет наилучшие возможности. В последнее десятилетие он стал одной из наиболее значимых инноваций в образовании России. Метод проектов постепенно завоевывает ведущие позиции и признан перспективным направлением развивающего обучения.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Работа над проектом предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей использование разнообразных методов и интегрирование знаний, умений из различных областей. В основе этого метода лежит развитие познавательных, творческих навыков участников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Традиционная связь «преподаватель - студент» меняется на связь «студент - преподаватель». Это именно тот исключительный случай, когда от перестановки слагаемых меняется сумма (учебно-воспитательный результат). Особое значение приобретает привлечение студента к процессу поиска, в котором важным является ни сколько сам результат, а скорее процесс достижения результата.
Метод проектов называют технологией четвёртого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении. Проектная деятельность студентов - совместная учебно-познавательная, творческая или индивидуальная деятельность студентов, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Работа над проектом включает следующие этапы (по И. Д. Чечелъ):
-
Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач.
-
Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение
предполагаемых стратегий, выбор способов. -
Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя.
-
Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе).
-
Исследование, решение конкретных задач.
-
Обобщение результатов, выводы.
-
Реализация проекта.
-
Анализ успехов и ошибок.
Проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но и в ещё большей степени сам процесс.
Функции учителя при работе студентов над проектом:
-
Помогает им в поиске нужной информации;
-
Сам является источником информации;
-
Координирует весь процесс;
-
Поддерживает непрерывную обратную связь.
Результаты, к которым стремится любой преподаватель, работающий в проектной методике:
-
Повышение уровня активности школьников и качества
знаний; -
Интеграция между предметами различных образовательных областей;
-
Профессиональное самоопределение учащихся.
Вашему вниманию предлагается опыт проектной деятельности на уроках химии в рамках курса «Химия» и «Экологические основы природопользования».
-
Тема: « Красители в газированных напитках ».
Актуальность темы: Существуют противоречивые мнения о пользе газированных напитков. Многие знают о том, что газированные напитки годятся лишь для чистки чайников, но продолжают их покупать. Поэтому мы решили в работе проверить: газированные напитки так же полезны, как и вкусны?
Гипотеза: Искусственные красители в газированных напитках отрицательно влияют на организм человека, так как при частом употреблении вызывают различные заболевания.
Объект исследования: газированные напитки.
Предмет исследования: красители в газированных напитков.
Цель работы: изучить влияние красителей на живые организмы.
Задачи:
1.проанализировать литературу по данной теме;
2.провести опрос среди студентов с целью изучения предпочтений марок безалкогольных газированных напитков и частоты их приобретения и наличия заболеваний желудочно- кишечного тракта ;
3.провести опыты с искусственными красителями;
4.обобщить и сделать вывод о пользе и вреде газированных напитков;
5. составить рекомендации по их использованию и выступить перед студентами.
В работе над проектом были использованы различные методы исследования:
-
работа с литературой и Интернет-ресурсами;
-
социологический опрос;
-
постановка химического и биологического эксперимента;
-
анализ полученных результатов.
В результате работы с литературой и Интернет-ресурсами был изучен состав газированных напитков. Анализ состава данных напитков показал, что в них присутствуют пищевые добавки, влияющие на вкус, аромат, цвет и другие показатели. В частности, во многих напитках встречаются как натуральные, так и искусственные красители. Например, в состав напитка Coca cola входит натуральный или идентичный натуральному краситель сахарный колер (Е150), в состав Fanta - натуральный краситель каротин (Е160а) и искусственный азокраситель хинолиновый желтый (Е104), в состав Shweaps - синтетический азокраситель азорубин (Е122), в состав Тархуна - синтетический азокраситель тартразин (Е102), триарилметановый краситель (Е133) и другие. Хотя эти красители, особенно синтетические, и разрешены для использования в пищевых продуктах, вопросы их безопасности изучаются в разных странах мира. Так, например, имеются публикации, что тартразин, триарилметановый краситель и азорубин могут вызывать аллергические реакции у людей, страдающих бронхиальной астмой. Хинолиновый желтый может обладать канцерогенным действием.
Для проведения социологического опроса была составлена анкета из 5 вопросов, которые позволили выявить отношение анкетируемых к газированным напиткам, знания о составе напитков, частоту их использования, индивидуальные предпочтения и наличие желудочно-кишечных заболеваний.
Анкетирование прошли 30 человек 1-2 курса УГСХ. Средний возраст анкетируемых составил 18,3 лет. Анкетирование показало, что 90% студентов употребляют окрашенные газированные напитки, 10% - не употребляют. При этом часто их употребляют 20% опрошенных, иногда - 80%. Среди употребляемых напитков наибольшим предпочтением пользовались: Fanta, Pepsi,Coca cola, Sprite, 7up и др.
Для биотестов выбрали инфузории. Характерная особенность инфузорий - относительно быстрая изменчивость, которая позволяет им адаптироваться к самым разным условиям. Подсчитывали число инфузорий до и после опыта под микроскопом. Был поставлен токсикологический эксперимент по влиянию 2 синтетических красителей (азорубин и желтый хинолиновый) на биологические тест-объекты (одноклеточные инфузории ). Действие красителей изучалось в 3-х концентрациях: 10, 50 и 100 мг/мл. Следует отметить, что для краситель желтый хинолиновый допускается концентрация 100 мг/мл, для азорубина в безалкогольных напитках концентрация не должны превышать 50 мг/мл (СанПин 2.3.2.1293-03. Гигиенические требования по применению пищевых добавок). В результате проведенных исследований на инфузориях было установлено, что изученные красители не обладали острой токсичностью (3 сутки эксперимента), но краситель азорубин в концентрации 100 мг/мл обладал токсичностью, снижая численность инфузорий на 15 % (на 4 сутки эксперимента).
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости продолжения изучения вопросов биобезопасности данных и других красителей. Необходимо также проанализировать взаимосвязь химического строения красителя и показателей токсичности, расширить спектр изучаемых биологических объектов.
Ценность такого опыта применения данной формы деятельностного подхода в изучении учебной темы в том, что учитель имеет возможность организовать работу по формированию ключевых компетенций студентов:
-
предметные (усвоение темы);
-
общеучебные (умение находить необходимый материал в
учебных и справочных изданиях, компилировать основной блок из
большого массива информации...); -
информационно-технологические (использование Интернета и ПК);
-
коммуникативные компетенции и другие.
Таким образом, метод проектов представляет собой способ достижения поставленной цели посредством применения совокупности исследовательских методов и средств обучения, а также необходимости интегрирования знаний различных областей и умений применять эти знания на практике.
Метод проектов, безусловно, способствует повышению эффективности процесса подготовки специалистов, которым предстоит жить и работать в высокотехнологичном обществе, развивать современное производство, внедряя передовые технологии и принимая обоснованные управленческие решения.
Литература:
-
Безрукова В. С. Настольная книга педагога-исследователя. - Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2000. - 236 с.
2. Галкин, И. А. Операционно-проектные технологии активизации креативно-инновационного потенциала /И. А. Галкин, О. В. Парубец, Е. Г. Розметова //Вестник высшей школы.- № 2.-2013.- с. 47-50.
3.Емельянова, Н. В. Проектная деятельность студентов в учебном процессе / Н. В. Емельянова // Вестник высшей школы.- № 3.-2011.- с. 82-84.
4. Лазарев, В. С. Новое понимание метода проектов в образовании / В. С. Лазарев //Педагогика.- № 10.- 2011.- с. 5-11.
5.Маркачев, А. Е. Учебно-исследовательские проекты по химии: Содержание и методика реализации/ А. Е. Маркачев, Т. А. Боровских, Г. М. Чернобельская.- М.: Чистые пруды, 2009.- 32 с: ил.- (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 27)
6. Полат, Е. С. Метод проектов: история и теория вопроса /Е. С. Полат //Школьные технологии. - № 6.- 2006.- с. 43-47.
7. docs.google.com/document/d/.../edit