Урок. Аммониак и соли аммония

Материал урока рассчитан на учащихся, которые имеют хорошие  опорные знания по курсу неорганической химии, владеют навыками самостоятельной работы.Содержние материала дает возможность опираться на имеющиеся знания и одновременно закладывать знания , которые необходимы для изучения других разделов химии. Данный урок является комбинированным,,что позволяет наиболее эффективно решать все поставленные задачи.Исследовательский метод обучения- наиболее эффективный способ получения и усвоения материала...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок химии в 10 классе по теме «Аммониак и соли аммония .»

Цели урока: На основе строения аммониака изучить его химические свойства: реакции, протекающие по донорно-акцепторному механизму и восстановительные свойства. Закрепить и отработать понятия «окислитель», «восстановитель», умение определять степени окисления и составлять уравнения ОВР; рассмотреть области применения аммониака , состав солей ,которые он образует.

Образовательные задачи урока: обеспечить условия для усвоения понятий «донорно-акцепторный механизм», «донор», «акцептор». Совершенствовать умение пользоваться химической терминологией и составлять уравнения ОВР.

Развивающие задачи урока: развивать познавательный интерес, используя элементы современных технологий. Формировать умение наблюдать, сравнивать, выделять основные признаки сравнения.

Воспитывающая задача: содействовать формированию научно-мировоззренческих идей.

Реактивы и оборудование

NH4CL, Са(ОН)2, Н2О, НС1, конц.НNОз, Н 2S04

фенолфталеин, предметные столики, штатив, прибор для собирания газов, лакмусовая

бумага, кристаллизатор с водой, компьютер (программа - презентация по данной теме

урока), мультимедийный проектор (диск с презентацией прилагается).

Девиз урока:

«Можно не любить химию, но прожить без неё сегодня и завтра нельзя» (О.М. Нефёдов)

Структура урока:

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

II. Операционно-исполнительский этап .

Прогнозирование свойств аммониака.

Изучение свойств аммониака.

Физические свойства.

Химические свойства.

Знакомство с солями аммония.

Области применения аммониака и его производных.

Способы получения аммониака.

III. Оценочно-рефлексивный этап.

Контроль и самоконтроль: работа с опорным конспектом.

Выводы.

Домашние задания.

Ход урока .

I. Мотивационно-ориентировочный этап

На прошлом уроке мы познакомились с водородными соединениями неметаллов. Мы видели, что теоретические знания могут позволить предсказать свойства вещества, как физические, так и химические.

Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным веществом, которое, на мой взгляд, имеет необыкновенные свойства.

Сегодня на уроке мы будем пользоваться опорным конспектом (он включает технологическую карту и вопросы к уроку).

Эта история произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.

Демонстрационный опыт № 1. «Дым в стакане»

Вещество, о котором пойдет речь, имеет древнюю историю. Вас взволновало то, что вы сейчас увидели, как густой дым наполнил колбу и начал выливаться на стол? А представьте, как были взволнованы алхимики, когда имели дело с этим веществом!

Посредине ливийской пустыни стоял храм, посвященный богу Амону Ра. В древности арабские алхимики получали из оазиса Амон, находившегося около храма, бесцветные кристаллы. Они звали вещество «нушадир», его растирали в ступках, нагревали - и всякий раз получался едкий газ. Сначала его именовали аммониак, а потом сократили название до «аммиак».

В средние века этот газ называли почему-то «щелочной воздух», а его раствор и поныне называется «нашатырный спирт».

Давайте, ребята, проведем небольшое исследование и решим, откуда у этого газа столь необычные свойства и названия.

1. охарактеризуйте строение атома азота 2. Сколько ковалентных связей может образовать атом азота? 3. Учитывая ОЭО азота, скажите, какие типы связей можно наблюдать в молекуле аммиака? 4. Рассмотрите модель молекулы аммиака. Какую геометрическую фигуру напоминает молекула аммиака?

II. Операционно-исполнительский этап Новый материал

Используется программа -презентация, которая проецируется с компьютера на мультимедийный проектор.

Этапы презентации:


1.) Физические Свойства аммониака. .1. Прогнозирование свойств аммониака

Как вы думаете, будет ли он растворяться в воде.

2. Давайте получим аммониак так же, как его получали алхимики. Справедливости ради, надо сказать, что лабораторный способ получения аммониака с тех пор практически не изменился.

Демонстрационный опыт № 2

Получение аммониака взаимодействием нашатыря и гашеной извести.

Демонстрационный опыт 3

Испытание индикатором раствора аммониака в воде.

Беседа по вопросам: Легче или тяжелее аммониак воздуха? Растворяется ли он в воде? Как вы думаете, почему это вещество имеет такой едкий запах? Используют ли люди это свойство аммониака? Раньше барышни, склонные к обморокам, носили с собой «нюхательную соль». Как вы думаете, что это за вещество?

Лабораторная работа 1

Знакомство с физическими свойствами аммониака. Охарактеризуйте физические свойства аммиака по плану: 1.Агрегатное состояние2.Цвет3.Запах4.Растворимость в воде. 5.Плотность.

2 ) Строение молекулы аммониака

3 ) Химические свойства аммониака.

Беседа - прогнозирование свойств аммониака .Подумайте , откуда в растворе аммиака берутся ионы ОН-? Не может ли именно этот факт объяснить едкий запах и вкус аммиака?

Будет ли аммиак реагировать с кислотами? Почему? (В растворах кислот много ионов Н+).

Химические свойства аммониака.

1. Реакции присоединения:

а) С водой: (реакция обратимая»)

NH3 + H2O = NH3*H2O

или NH3 + H2O = NH4OH

б) С кислотами:

NH3 + HCl = NH4Cl

Демонстрационный эксперимент 4.

Взаимодействие аммониака с соляной кислотой

Опыт проводят, потирая друг о друга две стеклянные палочки, одна из которых смочена раствором аммониака, а другая - раствором соляной кислоты.

Теперь бы вы смогли объяснить англичанам, почему между их кораблем и судном противника появился едкий «дым в) С кислыми солями аммония (превращает в средние)

NH3 + NH4H2PO4 = (NH4)2HPO4

NH3 + NH4HSO4 = (NH4)2SO4

2. С кислородом:

NH3 +О2 =N2 +H2O (1)

NH3 + О2 =NO + H2O (2 )

3. C хлором:

NH3 + Cl2 =N2 ↑ + HCl (3 )

4. С оксидом меди (II):

CuO + NH3 = Cu + N2 ↑ + H2O (4 )

5. C металлами:

NH3 + Al =AlN +H2 (5 )

6. С углекислым газом

2 NH3 + CO2 = H2O + CO(NH2)2

7. Реакция разложения:

2 NH3 = N2 + 3H2

В реакциях( 1)-(5)расставьте коэффициенты М.Э.Б.

4) .Получение аммониака :

1. Синтез из простых веществ:

N2 + 3H2 = 2NH3

2. Нагреванием раствором щелочей с солями аммония:

2NH4Cl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2NH3 ↑ + 2H2O

Объясните, какие факты позволили детскому поэту написать такие строчки:

Добрый старый аммиак, Он богач, и он бедняк, Богат неподеленными своими электронами, Но только, вот беда, ему В растворе скучно одному. Он погулять готов всегда: Там кислота, а тут вода… Потом, обобранный до нитки, Он плачет: «Где мои пожитки? Какое это беззаконие: Стал катионом я аммония!»

Ребята, а как узнать аммиак, отличить его, не спутав при этом с другими веществами?

Конечно, по запаху. А ещё можно, как настоящий химик, провести качественные реакции. Качественные реактивы на аммиак знали ещё алхимики - это растворы сульфата меди (II) и сульфата кобальта (II).

Демонстрационный опыт 6

Качественные реакции на аммиак

При взаимодействии солей меди с аммиаком наблюдается васильковое окрашивание, а при взаимодействии солей кобальта с аммиаком - розовый цвет сначала переходит в синий, а потом в коричнево-желтый. Вещества, которые образуются при этом, имеют сложное строение, мы будем их изучать в старших классах.

5 ).Применение аммониака:

Производство азотной кислоты.

Для получения аммиачной воды.

Производство азотных удобрений.

В медицине, в быту.

В холодильных установках.

Для паяния.

Взрывчатых веществ.

III. Оценочно-рефлексивный этап

1.. В опорном конспекте расставьте коэффициенты в уравнениях 1 , 2 , 3 , 4 , 5 методом электронного баланса . Определите типы всех реакций , которые характерны для аммониака . ( Работа в парах ). 1 б -1 уравнение 2.Что узнали нового на уроке? (На столах карточки с двумя уровнями заданий.)

Обучающиеся отвечают сразу на карточках, выбирая свой уровень.

1 уровень Задания 1-7 оцениваем 0,25б.

  1. 1) Аммониак ____________ растворяется в воде.
    2) Раствор аммониака в воде называют ___________ водой или ___________ спиртом.
    3) Под действием аммониака влажная фенолфталеиновая бумажка меняет свою окраску на ________________.
    4) При взаимодействии аммониака с концентрированной соляной кислотой образуется вещество в виде клубов белого дыма, называемого _______________.
    5) Аммониак в реакциях проявляет ______________ свойства.
    6) На каких свойствах аммониака основаны методы борьбы с его утечкой?
    7) На каких свойствах аммониака основано его применение в медицине, в холодильных установках? 8 )Определите массу соли, которая образовалась вследствие взаимодействия аммониака с 73 г хлоридной кислоты. 2б.

2 уровень Задания 1-5 оцениваем 0,5б.

1)Молекула аммониака имеет неподелённую электронную пару:

А. Одну. Б. Две. В. Три. Г. Пять.

2) Какое вещество является восстановителем в реакции

NH3 + O2 -> N2 + H2O

А. Аммониак Б. Кислород В. Азот Г. Вода

3) Аммониак не взаимодействует с:

А. Серной кислотой Б. Соляной кислотой В. Гидроксидом натрия Г. Водой

4) Установите соответствие:

Свойства азота

Химические уравнения реакций

1. Реакции, связанные с изменением степени окисления азота.

А. NH3 + H2O <-> NH4OH
Б. 2NH3 <-> N2 + 3H2
В. 4NH3 + 3O2 = 2N2 +6H2O
Г. NH3 + HCl = NH4Cl

2. Реакции, связанные с образованием ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму.

5) Составить уравнение химической реакции аммониака с азотной кислотой HNO3.

  1. 6) Почему окрашенная в аммониаке фенолфталеиновая бумажка со временем обесцвечивается? Составьте соответствующие уравнения реакций. 7. В результате разложения 53,5г аммоний хлорида выделилось 15 г аммиака. Определите практический выход продукта реакции. Карточки сдаются учителю(4б)

2. Рефлексия .



Содержание


Умею (сильная сторона)


Не умею (слабая сторона)


Определять типы химических реакций


Определять степени окисления химических элементов


Составлять химические уравнения

6. Итоги урока.

Домашнее задание §. Приготовить презентацию про аммиак.

Осуществить превращение:

N2 -> NH3 -> (NH4)2SO4 -> NH4Cl -> NH3

Опорный конспект урока Аммониак .

1 этап урока

1Охарактеризуйте строение атома азота ,какую валентность он проявляет в соединениях , металл или неметалл ? 2. Сколько ковалентных связей может образовать атом азота? 3. Учитывая ОЭО азота, скажите, какие типы связей можно наблюдать в молекуле аммиака 4. Рассмотрите модель молекулы аммиака. Какую геометрическую фигуру напоминает молекула аммиака

2 этап урока. 1)Спрогнозируйте химические свойства аммониака.

Как вы думаете, будет ли аммониак растворяться в воде.

Подсказка: обычно в воде растворяются те вещества, молекулы которых могут притягиваться к молекулам воды.

2) Лабораторная работа 1 Знакомство с физическими свойствами аммиака

Охарактеризуйте физические свойства аммиака по опорному конспекту по плану: Агрегатное состояние , цвет , растворимость в воде ,запах плотность .

4. Химических свойств аммониака .

1. Реакции присоединения:

а) С водой: (реакция обратимая»)

NH3 + H2O = NH3*H2O

или NH3 + H2O = NH4OH

б) С кислотами:

NH3 + HCl = NH4Cl

в) С кислыми солями аммония (превращает в средние)

NH3 + NH4H2PO4 = (NH4)2HPO4

NH3 + NH4HSO4 = (NH4)2SO4

2. С кислородом:

NH3 +О2 =N2 +H2O (1)

NH3 + О2 =NO + H2O (2 )

3. C хлором:

NH3 + Cl2 =N2 ↑ + HCl (3 )

4. С оксидом меди (II):

CuO + NH3 = Cu + N2 ↑ + H2O (4 )

5. C металлами:

NH3 + Al =AlN +H2 (5 )

6. С углекислым газом

2 NH3 + CO2 = H2O + CO(NH2)2

7. Реакция разложения:

2 NH3 = N2 + 3H2

4) .Получение аммониака :

1. Синтез из простых веществ:

N2 + 3H2 = 2NH3

2. Нагреванием раствором щелочей с солями аммония:

2NH4Cl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2NH3 ↑ + 2H2O

Литература:

1. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  1. . Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1995.

  2. . Ахметов Н.С. Химия. 9 кл. - М.: Просвещение, 2002.

  3. . Иванова Р.Г. Химия. 8-9 кл. - М.: Просвещение, 2002-2003.

  4. . Книга для чтения по химии. Часть первая. Составили Парменов К.Я. и Сморгонский Л.М. - М.: Просвещение, 1955.

  5. . Сорокин В.В., Злотников Э.Г. Проверь свои знания: Тесты по химии: Книга для учащихся. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997.

  6. Что мы знаем о химии? Вопросы и ответы: Справ. пособие / Ю.Н. Кукушкин, В.Ф. Буданова, Р.А. Власова и др.: Под ред. Ю.Н. Кукушкина. - М.: Высш. школа, 1993.

© 2010-2022