Интегрированный урок «Катализ»

Данный урок является интегрированным, желательно проводить учителям химии и биологии совместно. На уроке используются исследовательская деятельность учащихся, информационно-коммуникационные технологии, групповая работа. За 7-10 дней в классе выбираются три группы учащихся, которые будут работать в трех разных лабораториях, они получают задания: 1)     Теоретическая лаборатория готовит презентацию по  теме «Катализ. Катализаторы» с научным теоретическим обоснованием 2)     Экспериментальная лаборатория готовит демонстрацию опытов, подтверждающих действие химических и биологических катализаторов, а также видеоматериалы об использовании катализаторов в промышленности, о значении ферментов в биохимических процессах в клетках живых организмов. 3)     Вычислительный центр решает расчетные задачи.
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок химии по теме «Катализ»

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока - интегрированный

Используемые технологии:

• исследовательская деятельность учащихся,

• проектный метод,

• технология обучения в сотрудничестве (групповая работа),

• информационно-коммуникационные.

Цель урока:

На основе химических понятий: катализ, катализаторы, - расширить и углубить знания учащихся по химии и биологии. Обобщить и систематизировать знания о роли катализаторов в природе, химическом производстве, обмене веществ.

Задачи:

Обучающие: Обеспечить в ходе урока закрепление следующих основных химических понятий : катализ, катализаторы, ингибиторы, ферменты.

Продолжать формирование умений и навыков: планировать ответ, работать с различными информационными источниками, работать с лабораторным оборудованием.

Воспитывающие: Содействовать формированию следующих мировоззренческих идей:

1) объективность и реальность окружающего мира;

2) причинно-следственные связи между явлениями;

3) обусловленность развития химической науки потребностями производства, жизни и быта;

4) истинность научных знаний и законов природы.

Развивающие: Развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать, составлять, обобщать, систематизировать, компактно и логически последовательно излагать свои мысли.

Развивать самостоятельность и волю учащихся, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, самостоятельное составление задач.

Развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации (удивления, радости, желания помочь товарищу, занимательности, сопереживания).

Развивать познавательный интерес, мотивы и потребности учащихся, используя данные о применении изучаемых химических объектов в окружающем мире, собственном организме, в науке и технологии.

Оборудование и реактивы:

Комплект лабораторного оборудования для демонстрации опытов.

Порошки цинка и кристаллического йода, вода, пероксид водорода, оксид марганца (IV), пепсин, молоко, каталаза, кусочки сырого и вареного мяса, хлеб.

Видеоролики и презентации, приготовленные учащимися.

Предварительная подготовка:

В классе выбираются три группы учащихся, которые будут работать в трех разных лабораториях, они за 7-10 дней до урока получают задания:

  1. Теоретическая лаборатория готовит презентацию по теме «Катализ. Катализаторы» с научным теоретическим обоснованием

  2. Экспериментальная лаборатория готовит демонстрацию опытов, подтверждающих действие химических и биологических катализаторов, а также видеоматериалы об использовании катализаторов в промышленности, о значении ферментов в биохимических процессах в клетках живых организмов.

  3. Вычислительный центр решает расчетные задачи,

Ход урока:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель: химия относится к естественно-математическим наукам

- какие это науки (математика, физика, география, биология)?

Все эти науки настолько неотделимы друг от друга, что возникают между ними и смежные науки, одной из которых является биохимия. И сегодня мы попробуем проследить эту связь, как две очень интересные дисциплины могут помогать, дополнять и обогащать друг друга. Писатель-гуманист Ги де Мопассан сказал устами одного из своих героев: «до сих пор пока естественные науки не пойдут по новому пути, взяв исходной точкой химию органическую, химию биологическую, с уверенностью на них полагаться нельзя, ибо они лишены научной основы». Мы, конечно, можем поспорить с этим героем, но одно из направлений изучения науки действительно верно. Итак, мы объединяем две темы «Катализ» (химия) и «Обмен веществ» (биология). С нами работает три лаборатории (представление).

В течение урока каждый учащийся должен сделать конспект по теме урока (черновик).

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП УРОКА

1) теоретическая лаборатория выступает с творческим отчетом (с применением собственной презентации). Учащиеся рассказывают, что такое катализаторы, ингибиторы, как действуют катализаторы, о катализе (гомогенном и гетерогенном), о биологических катализаторах (ферментах).

2) девиз: опыт давно служит доказательством того, что катализатор сильно ускоряет химическую реакцию

Учащиеся из экспериментальной лаборатории

а) демонстрируют опыты:

  • Разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV),

  • Взаимодействие цинка с йодом в присутствии воды,

б) демонстрируют видеоматериалы об использовании катализаторов в промышленности.

3) Есть такие химические заводы, которые не чадят, не шумят, где нет никаких аппаратов, и где изо дня в день старые цеха уничтожаются, уступая место новым. Сто это за заводы? (конечно, это живые организмы, к которым относимся и мы с вами)

Каждый организм во время роста увеличивает свой запас живой материи, а для этого ему необходим строительный материал. Кроме того, ему требуется горючее - источник энергии. Это реализуется в процессе..? ..питания.

Для химических реакций, протекающих в клетке, характерны величайшая организованность и упорядоченность. Каждая реакция протекает в строго определенном месте, а управляют ими особые вещества ферменты.

Учащиеся из экспериментальной лаборатории демонстрируют

  • Опыты с биологическими катализаторами

  • Видеоматериалы о значении ферментов в биохимических процессах в клетках живых организмов.

4) Наш организм не изолированная система и может существовать только в определенных взаимоотношениях с окружающей средой. Средой своего обитания.

Обмен веществ- ….? ..сложная цепь превращений веществ в организме, начиная с момента их поступления из внешней среды и заканчивая удалением продуктов распада. Посмотрим, как изменяется пища, которая попадает в пищеварительный тракт (используется таблица с пищеварительной системой человека, составляется таблица в тетради):

Орган пищеварения

Железы

Пищеварительный сок

Действие ферментов

Ротовая полость

3 пары слюнных

Слюна

ПТИАЛИН - крахмал расщепляется на простые сахара

(опыт с кусочком хлеба)

Желудок

желудочные

Желудочный сок

ПЕПСИН - белки до пептидов

(опыт с желудочным соком)

Двенадцати перстная кишка

Печень

Желчь

Эмульгирует жиры

Поджелу -дочная

Поджелудоч ный сок

ТРИПСИН, ХИМОТРИПСИН - белки до аминокислот

АМИЛАЗА - углеводы до глюкозы

ЛИПАЗА - жиры до глицерина и жирных кислот

Тонкий кишечник

кишечные

Кишечный сок

ЭРЕПСИН- - белки до аминокислот

САХАРАЗА, МАЛЬТАЗА, ЛАКТАЗА - углеводы до глюкозы

ЛИПАЗА - жиры до глицерина и жирных кислот

Аминокислоты, глюкоза всасываются ворсинками тонкого кишечника и кровь разносит их ко всем клеткам

Глицерин и жирные кислоты, проходя через однослойный эпителий ворсинок образуют человеческий жир, который поступает в лимфу.

В клетках происходит два процесса, которые относятся к обмену веществ:

Метаболизм (обмен веществ и энергии)

Ассимиляция

(анаболизм; пластический обмен)

Диссимиляция

(катаболизм; энергетический обмен)

синтез сложных веществ из более простых

распад сложных органических

веществ на более простые

Энергия поглощается и накапливается в химических связях

Энергия выделяется

Все реакции в клетках являются каталитическими. При столь низкой температуре, которая в наших клетках для каждой реакции потребовались годы, а они происходят за минуты, секунды, доли секунд.

5) Решение расчетных задач.

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Резюме: 1) что понравилось?

2)что не понравилось?

3)поставь себе оценку.

Кто хочет сказать вслух ответы на эти вопросы? (короткое обсуждение)

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ оформить конспект урока, пользуясь черновиком, составленным на уроке.

© 2010-2022