- Преподавателю
- Химия
- Интегрированный урок «Катализ»
Интегрированный урок «Катализ»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Анищенко Н.В. |
Дата | 08.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок химии по теме «Катализ»
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока - интегрированный
Используемые технологии:
• исследовательская деятельность учащихся,
• проектный метод,
• технология обучения в сотрудничестве (групповая работа),
• информационно-коммуникационные.
Цель урока:
На основе химических понятий: катализ, катализаторы, - расширить и углубить знания учащихся по химии и биологии. Обобщить и систематизировать знания о роли катализаторов в природе, химическом производстве, обмене веществ.
Задачи:
Обучающие: Обеспечить в ходе урока закрепление следующих основных химических понятий : катализ, катализаторы, ингибиторы, ферменты.
Продолжать формирование умений и навыков: планировать ответ, работать с различными информационными источниками, работать с лабораторным оборудованием.
Воспитывающие: Содействовать формированию следующих мировоззренческих идей:
1) объективность и реальность окружающего мира;
2) причинно-следственные связи между явлениями;
3) обусловленность развития химической науки потребностями производства, жизни и быта;
4) истинность научных знаний и законов природы.
Развивающие: Развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать, составлять, обобщать, систематизировать, компактно и логически последовательно излагать свои мысли.
Развивать самостоятельность и волю учащихся, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, самостоятельное составление задач.
Развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации (удивления, радости, желания помочь товарищу, занимательности, сопереживания).
Развивать познавательный интерес, мотивы и потребности учащихся, используя данные о применении изучаемых химических объектов в окружающем мире, собственном организме, в науке и технологии.
Оборудование и реактивы:
Комплект лабораторного оборудования для демонстрации опытов.
Порошки цинка и кристаллического йода, вода, пероксид водорода, оксид марганца (IV), пепсин, молоко, каталаза, кусочки сырого и вареного мяса, хлеб.
Видеоролики и презентации, приготовленные учащимися.
Предварительная подготовка:
В классе выбираются три группы учащихся, которые будут работать в трех разных лабораториях, они за 7-10 дней до урока получают задания:
-
Теоретическая лаборатория готовит презентацию по теме «Катализ. Катализаторы» с научным теоретическим обоснованием
-
Экспериментальная лаборатория готовит демонстрацию опытов, подтверждающих действие химических и биологических катализаторов, а также видеоматериалы об использовании катализаторов в промышленности, о значении ферментов в биохимических процессах в клетках живых организмов.
-
Вычислительный центр решает расчетные задачи,
Ход урока:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель: химия относится к естественно-математическим наукам
- какие это науки (математика, физика, география, биология)?
Все эти науки настолько неотделимы друг от друга, что возникают между ними и смежные науки, одной из которых является биохимия. И сегодня мы попробуем проследить эту связь, как две очень интересные дисциплины могут помогать, дополнять и обогащать друг друга. Писатель-гуманист Ги де Мопассан сказал устами одного из своих героев: «до сих пор пока естественные науки не пойдут по новому пути, взяв исходной точкой химию органическую, химию биологическую, с уверенностью на них полагаться нельзя, ибо они лишены научной основы». Мы, конечно, можем поспорить с этим героем, но одно из направлений изучения науки действительно верно. Итак, мы объединяем две темы «Катализ» (химия) и «Обмен веществ» (биология). С нами работает три лаборатории (представление).
В течение урока каждый учащийся должен сделать конспект по теме урока (черновик).
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП УРОКА
1) теоретическая лаборатория выступает с творческим отчетом (с применением собственной презентации). Учащиеся рассказывают, что такое катализаторы, ингибиторы, как действуют катализаторы, о катализе (гомогенном и гетерогенном), о биологических катализаторах (ферментах).
2) девиз: опыт давно служит доказательством того, что катализатор сильно ускоряет химическую реакцию
Учащиеся из экспериментальной лаборатории
а) демонстрируют опыты:
-
Разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV),
-
Взаимодействие цинка с йодом в присутствии воды,
б) демонстрируют видеоматериалы об использовании катализаторов в промышленности.
3) Есть такие химические заводы, которые не чадят, не шумят, где нет никаких аппаратов, и где изо дня в день старые цеха уничтожаются, уступая место новым. Сто это за заводы? (конечно, это живые организмы, к которым относимся и мы с вами)
Каждый организм во время роста увеличивает свой запас живой материи, а для этого ему необходим строительный материал. Кроме того, ему требуется горючее - источник энергии. Это реализуется в процессе..? ..питания.
Для химических реакций, протекающих в клетке, характерны величайшая организованность и упорядоченность. Каждая реакция протекает в строго определенном месте, а управляют ими особые вещества ферменты.
Учащиеся из экспериментальной лаборатории демонстрируют
-
Опыты с биологическими катализаторами
-
Видеоматериалы о значении ферментов в биохимических процессах в клетках живых организмов.
4) Наш организм не изолированная система и может существовать только в определенных взаимоотношениях с окружающей средой. Средой своего обитания.
Обмен веществ- ….? ..сложная цепь превращений веществ в организме, начиная с момента их поступления из внешней среды и заканчивая удалением продуктов распада. Посмотрим, как изменяется пища, которая попадает в пищеварительный тракт (используется таблица с пищеварительной системой человека, составляется таблица в тетради):
Орган пищеварения
Железы
Пищеварительный сок
Действие ферментов
Ротовая полость
3 пары слюнных
Слюна
ПТИАЛИН - крахмал расщепляется на простые сахара
(опыт с кусочком хлеба)
Желудок
желудочные
Желудочный сок
ПЕПСИН - белки до пептидов
(опыт с желудочным соком)
Двенадцати перстная кишка
Печень
Желчь
Эмульгирует жиры
Поджелу -дочная
Поджелудоч ный сок
ТРИПСИН, ХИМОТРИПСИН - белки до аминокислот
АМИЛАЗА - углеводы до глюкозы
ЛИПАЗА - жиры до глицерина и жирных кислот
Тонкий кишечник
кишечные
Кишечный сок
ЭРЕПСИН- - белки до аминокислот
САХАРАЗА, МАЛЬТАЗА, ЛАКТАЗА - углеводы до глюкозы
ЛИПАЗА - жиры до глицерина и жирных кислот
Аминокислоты, глюкоза всасываются ворсинками тонкого кишечника и кровь разносит их ко всем клеткам
Глицерин и жирные кислоты, проходя через однослойный эпителий ворсинок образуют человеческий жир, который поступает в лимфу.
В клетках происходит два процесса, которые относятся к обмену веществ:
Метаболизм (обмен веществ и энергии)
Ассимиляция
(анаболизм; пластический обмен)
Диссимиляция
(катаболизм; энергетический обмен)
синтез сложных веществ из более простых
распад сложных органических
веществ на более простые
Энергия поглощается и накапливается в химических связях
Энергия выделяется
Все реакции в клетках являются каталитическими. При столь низкой температуре, которая в наших клетках для каждой реакции потребовались годы, а они происходят за минуты, секунды, доли секунд.
5) Решение расчетных задач.
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Резюме: 1) что понравилось?
2)что не понравилось?
3)поставь себе оценку.
Кто хочет сказать вслух ответы на эти вопросы? (короткое обсуждение)
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ оформить конспект урока, пользуясь черновиком, составленным на уроке.