Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии: Своя игра

Урок-игра проводится в конце учебного года как обобщающий по курсу общей химии. Перед началом урока класс делится на три группы (число групп может быть больше, в зависимости от наполняемости класса). По жребию одна из групп выбирает тему, по которой будут представлены вопросы первого тура. Затем все три группы отвечают на вопросы по принципу «кто быстрее», поднимая сигнальную карточку или ударяя по камертону. За каждый правильный ответ начисляется 10 баллов, а за неправильный – снимается то же к...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Своя игра

Урок-игра проводится в конце учебного года как обобщающий по курсу общей химии. Перед началом урока класс делится на три группы (число групп может быть больше, в зависимости от наполняемости класса). По жребию одна из групп выбирает тему, по которой будут представлены вопросы первого тура. Затем все три группы отвечают на вопросы по принципу «кто быстрее», поднимая сигнальную карточку или ударяя по камертону.

За каждый правильный ответ начисляется 10 баллов, а за неправильный - снимается то же количество баллов. Тур заканчивается, когда будут даны ответы на все вопросы данной темы. После чего, команда, выигравшая в этом туре, выбирает следующую тему.

По ходу игры встречаются вопросы, обозначенные как «кот в мешке», такой вопрос необходимо переадресовать соперникам. Или вопрос-«аукцион», когда можно выкупить вопрос у соперников за большее количество баллов, но не более заработанных командой.

Главной задачей данного урока является создание условий для использования умений применять полученные знания при нахождении ответов на конкретные вопросы.

На слайдах имеются управляющие кнопки, при помощи которых возможен переход к выбранной теме.

Данная разработка может быть использована и как внеклассное мероприятие, например, при проведении недели химии.

Тип урока - обобщающий, на котором происходит актуализация знаний по курсу общей химии, через осознание и осмысление изученной в течение года учебной информации, с использованием имеющихся навыков и умений, а также с опорой на жизненный опыт.

Вид урока - урок-игра по нахождению группами правильных ответов на предложенные на слайдах вопросы.

Методы и методические приемы. Работа в группах по нахождению правильных ответов, обсуждение выбранного ответа, формулировка ответов на поставленные вопросы, ответы на вопросы по принципу «кто быстрее».

Цели и задачи урока.

Обучающие. Создать условия: для использования умений применять полученные знания при ответах на конкретные вопросы; для обобщения и систематизации знаний учащихся по курсу общей химии; создать условия для совершенствования: умений ориентироваться в огромном количестве разнообразных элементов и их свойствах; умений устанавливать связь между свойствами той или иной группы веществ и основными законами общей химии; умений находить и формулировать правильный ответ на поставленный вопрос, умений отстаивать свою точку зрения.

Развивающие. Способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся - формированию умения сравнивать, обобщать, давать научное обоснование.

Воспитательные. Продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах; чувства ответственности за свои действия.

Дидактическое обеспечение и оборудование. Компьютер, запись урока-презентации на диске, проектор мультимедийной установки.

Ход урока.

Мотивационно-целевой этап урока.

Слайд 1. Своя игра.

Учитель объясняет правила игры, проводит жеребьевку, чтобы определить, какая команда будет выбирать тему.

Слайд 2. Темы:

  1. Определения по курсу общей химии.

  2. Элементы первой группы.

  3. Элементы второй группы.

  4. Элементы третьей группы.

  5. Элементы четвертой группы.

  6. Элементы пятой группы.

  7. Элементы шестой группы.

  8. Элементы седьмой группы.

  9. Элементы побочных подгрупп.

Команда, победившая в жеребьевке, выбирает тему первого тура, а затем команды отвечают на вопросы.

Слайд 3. Определения по курсу общей химии.

  1. Энергия ионизации -

  2. Энергия сродства к электрону -

  3. Окислительно-восстановительная реакция -

  4. Длина химической связи -

  5. Скорость химической реакции -

  6. Правило Вант-Гоффа -

  7. Экзотермическая реакция -

  8. Катод - Анод -

  9. Энтальпия экзотермической реакции…

Силы Ван-дер-Ваальса -

Слайд 4. Элементы первой группы.

  • Как называются элементы первой группы?

  • Как изменяются свойства элементов в группе с увеличением порядкового номера?

  • Как распознать катионы щелочных металлов?

  • Какой из металлов самый активный?

  • Как хранят щелочные металлы и почему?

  • Почему нельзя получать щелочные металлы электролизом растворов их солей?

Слайд 5. Элементы второй группы.

  • Как называются элементы этой группы?

  • Как можно распознать катионы щелочно-земельных металлов?

  • Как называются сосульки, свисающие со сводов карстовых пещер?

  • Какие вещества имеют формулу CaCO3?

  • Что является качественной реакцией на карбонаты?

  • На что указывает ряд активности металлов?

Слайд 6. Элементы третьей группы.

  • Что такое амфотерность?

  • Каково координационное число в соединении [Al(H2O)6]Cl3? Назовите соединение.

  • Какую среду имеет раствор сульфата алюминия?

  • Что служит сырьем для получения алюминия?

  • В чем заключается промышленный способ производства алюминия?

Слайд 7. Элементы четвертой группы.

  • Назовите вещества: Al4C3 Mg2Si.

  • Какова высшая и низшая валентность элементов четвертой группы?

  • Какие аллотропные модификации углерода Вы знаете?

  • Что такое адсорбция?

  • В каком агрегатном состоянии находится кремниевая кислота при комнатной температуре?

  • Назовите газы: SiH4 CH4.

  • Какое вещество более ядовито - метан или силан?

Слайд 8. Элементы пятой группы.

  • Что такое «царская водка» и почему она так называется?

  • Что образуется при разложении нитратов?

  • Каковы формулы ортофосфорной и метафосфорной кислот?

  • Какую формулу имеют бурый газ и веселящий газ?

  • Назовите вещество K3[Fe(CN)6]. Реактивом на катионы какого металла она является?

Слайд 9. Элементы шестой группы.

  • Назовите простейшие бинарные кислородсодержащие соединения.

  • Как называются вещества:Na2CO3•10H2O; CuSO4•5H2O; CaSO4•2H2O ?

  • Назовите формулу пероксида водорода и где он применяется?

  • Какие степени окисления проявляет сера в соединениях: H2S; SO2; H2SO4 ?

  • Будет ли взаимодействовать с концентрированной серной кислотой серебро и что при этом образуется?

  • Как называется вещество NaHSO4?

Слайд 10. Элементы седьмой группы.

  • Как называются элементы этой группы и почему?

  • Назовите самый сильный окислитель в периодической таблице.

  • Какова формула хлорной извести?

  • Как называются соли хлорноватистой кислоты?

  • Назовите формулу бертолетовой соли.

  • Какова формула плавиковой кислоты и в чем ее особенности?

Слайд 11. Элементы побочных подгрупп.

  • Какие металлы называются благородными и почему?

  • Почему элементы побочных подгрупп могут иметь переменную валентность?

  • Какие металлы относятся к коррозионно-стойким?

  • В чем перевозят концентрированные серную и азотную кислоты?

  • Назовите вещества: Na2CrO4; KMnO4.

В конце урока подводятся итоги игры, и объявляется победитель.


© 2010-2022