• Преподавателю
  • Химия
  • Использование стратегий критического мышления на разных этапах урока химии для развития функциональной грамотности учащихся

Использование стратегий критического мышления на разных этапах урока химии для развития функциональной грамотности учащихся

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование стратегий критического мышления на разных этапах урока химии для развития функциональной грамотности учащихся



Алдабергенова Л.А.

учитель химии

ГУ «Средняя школа № 26»



Пройдя уровневые курсы, на уроках химии для развития функциональной грамотности учащихся я использую различные виды стратегий, и большое внимание уделяю модулю критического мышления.

Критическое мышление - это развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.

В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии: "вызов - осмысление новой информации - размышление (рефлексия)".

1 стадия - Вызов. На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Эта стадия имеет две цели: первая - осуществление нескольких важных познавательных видов деятельности; вторая цель - активизация обучаемого. Учение - активная, а не пассивная деятельность.

Задачами первой стадии являются:

  • самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;

  • самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;

  • на этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: "Что это значит для меня?", "Зачем это мне нужно?".

2 стадия - Осмысление новой информации. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать. Это та стадия, на которой обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Главная задача стадии осмысления состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова - это первое. Второе это поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания, когда учащиеся отслеживают собственное понимание, они соотносят новую информацию со своими устоявшимися представлениями, они сознательно увязывают новое с уже известным. Как показано на рисунке . они строят мосты строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того чтобы создать новое понимание.

3 стадия - Рефлексия, Размышление. Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии.

Задачи фазы рефлексии:

  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;

  • Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Во время этой стадии учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на стадии учащиеся делают новые знания своими.


Используемые приёмы на уроках химии на примере изучении темы «Неметаллы»:

Прием "Перепутанные логические цепопочки"

Утверждения

Стадия «Вызов»

Стадия «Рефлексия»

Неметаллы - обладают свойствами металлов

-

-

(не обладают)

Неметаллы могут быть жидкостями, твердыми веществами, газами.

+

+

Инертные газы в реакции не вступают , соединений не образуют

-

+

(иногда вступают)

Газы- водород, хлор, фтор, азот образуют трехатомные молекулы

-

-

(двухатомны)

Кислород образует два газа: О2 и О3.

-

+

Йод похож на металл, т.к. имеет блеск и твердый

+

+

Неметаллы хрупкие вещества

-

+

Неметаллы проводят тепло и электрический ток

+

-

(не проводят)

Неметаллов в ПСХЭ больше, чем металлов

+

-

(меньше в 4 раза)

Большинство неметаллов это жидкие вещества

-

-

(нет, только бром)

Прием «Маркировочная таблица

«+»

«-»

«V»

«?»

Простые вещества с металлической связью.

Семь металлов - семь планет.

.Металлы проводят тепло и электрический ток.

Все металлы твердые вещества, исключение ртуть.

. Обладают пластичностью и ковкостью.

Пластичность золота (1г.-3км.)

Металлы имеют блеск.

Самый блестящий металл железо.

Свет поглощается поверхностью металла, и его электроны начинают испускать свои , вторичные, волны излучения.

Почему проводят тепло.

Прием «Двухчастный дневник »

ПОМЕТКИ

ВОПРОСЫ

Скорость реакции- изменение концентрации вещества в единицу времени.

Почему скорость реакции может быть отрицательной?

Молярная концентрация

Как рассчитывать скорость реакции для твердых веществ,

Гомогенные реакции-однородная среда.

Гетерогенные реакции- неоднородная среда.

Прием «Лист решения проблем,» Какой объем займет кислород массой 64 грамма?

ПРОБЛЕМА

ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ

РЕШЕНИЕ

Найти объем кислорода

V = n х Vm

Неизвестно количество вещества

Найти количество вещества кислорода

n= m : M

m = 64 г

Молярной массы кислорода

М (О2)= 16+16=32г/моль

n=64 : 32 = 2 моль

Найти объем кислорода

n=2 моль

Vm= 22,4 моль/л

V= 2 моль 22,4 моль/л

= 44,8 л

Прием «Таблица аргументов»

АРГУМЕНТ

Почему «ДА»

Почему «НЕТ»

Органическая химия это химия веществ полученных из живых организмов - «витализм».

Многие органические вещества образуются в живых организмах.

Краху «витализма» способствовало получение органических веществ искусственным путем.

Не одним ученым не были синтезированы органические вещества.

До 1824г.

Органические вещества можно синтезировать:

1.1824г. Велер - щавелевая кислота;

2.1828г. Велер - мочевину;

3.1842г. Кольбе - анилин;

4.1854г. Бертло - жир.

Прием «Кластер»

1.Напишите ключевое слово или предложение в середи­не.

2.Начните записывать слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой.

З. По мере того, как у вас возникают идеи, и вы записы­ваете их, начните устанавливать те связи между идеями, которые вам кажутся подходящими.

4. Выпишите столько идей, сколько придёт вам на ум, пока не будут исчерпаны все ваши идеи.

Прием «Синквэйн Правила написания синквэйна:

1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).

3. Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.

4. Четвертая - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Синоним из одного слова, который повторят суть темы.

Пример синквэйна к теме: «Неметаллы - простые вещества»

Неметаллы. Разнообразные, аллотропные. Не куются, не проводят, не блестят.

Нет правил без исключения. Антиподы.

Прием «Эссе»

1. На уроке я научился решать задачи по уравнениям, повторил вычисление молярной массы веществ, понятия моль и молярный объем газов, вычисления с помощью пропорции, узнал, что можно ее использовать в химии. Если вещество дано с примесью, то расчет необходимо вести только по чистому веществу.

2. Почему коэффициент, стоящий перед веществом показывает количество вещества?

Прием «Самоанализ»

Содержание

Знаю уверено

Надо повторить

1. Скорость химической реакции:

а) определение скорости химической реакции;

б) единицы скорости химической реакции;

в) формула расчета химической реакции;

г) гомогенные и гетерогенные реакции

2. Условия, влияющие на скорость химической реакции:

а) природа реагирующих веществ;

б) концентрация реагирующих веществ;

в) закон действующих масс;

г) от температуры, правило Вант-Гоффа.

3. Катализаторы:

а) катализаторы;

б) ингибиторы;

в) ферменты.



© 2010-2022