Рабочая программа 5 класс

Раздел Химия
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 села Кушнаренково

муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан


«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО учителей

Протокол № от _____________ г.

__________ (___________________)

«СОГЛАСОВАНО»

зам. директора по УВР

_________ (_______________)

«___» ___________ 2015 г.




Рабочая программа по внеурочной деятельности «Химия» для 5 класса на 2015-2016 учебный год


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ №1

с. Кушнаренково

____________ Р.Р. Идрисов

Приказ № от_____________ г.













Составила: Филатова Татьяна Сергеевна.

с.Кушнаренково 2015 г.

1.Пояснительная записка.

1.1.Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 5 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень) составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163-р);

  2. Федеральный закон от 29.12.2012г. 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство науки и образования Российской Федерации.

  4. Региональный базисный учебный план 5 - 9 классов, утвержденный приказом Министерства образования Республики Башкортостан от 06.05.2014 г. № 824;

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» на 2014/2015 учебный год»;

  6. Авторская программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сельскохозяйственный труд. Автор Е.А.Ковалёва. Москва. ВЛАДОС. 2011 г.

  7. Учебный план МБОУ СОШ № 1 села Кушнаренково Муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан на 2015 учебный год (Приказ МБОУ СОШ № 1 с. Кушнаренково МР Кушнаренковский район РБ от 20.08. 2015г. № 91 );

  8. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов МБОУ СОШ № 1 с. Кушнаренково МР Кушнаренковский район РБ (приказ № от 2015 года.).

  9. Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (8 вид) МБОУ СОШ № 1 села Кушнаренково Муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан на 2015 - 2016 учебный год (Приказ МБОУ СОШ № 1 с. Кушнаренково МР Кушнаренковский район РБ от 20.08.2015 год. № 91.

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:

1. Пояснительную записку.

2. Общую характеристику курса химии.

3. Место курса химии в базисном учебном плане.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса химии.

5. Содержание курса химии.

6. Тематическое планирование.

7. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению

учебного процесса.

1.2. Предмет «Химия» входит в предметную область «Естественнонаучные предметы».

1.3.Цели и задачи изучения предмета.

Цели: способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса химии на последующих этапов обучения.

Задачи:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • овладение школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки;

  • формирование познавательного интереса к химии, развитию творческих способностей, осознанных мотивов учения.

1.4.Концепция (основная идея) программы;

  • Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования следующих компетенций:

  • коммуникативной;

  • смысловой;

  • личностного саморазвития;

  • информационно - поисковой;

  • рефлексивной;

  • учебно - познавательной.

Содержательная линия изучения химии на ступени основного общего образования направлена на приобретение учащимися биологических знаний, приведенных в простейшую пространственно - хронологическую систему; на формирование умений оперировать химической терминологией, в соответствии со спецификой определенных элементов, знакомство с основными способами химического анализа.

1.5. Обоснованность программы.

Главной особенностью программы является ее направленность на:

приобретение учащимися химических знании;

формирование умений оперировать химической терминологией;

достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через химию;

развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений;

навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, расширение общего кругозора.

Программа отличается:

а) осуществлением индивидуального подхода к детям;

б) предотвращением наступления утомления;

в) использование методов, с помощью которых можно максимально активировать познавательную деятельность детей;

г) проявлением особого педагогического такта. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности;

д) использование развивающих игр, упражнений с конкретными примерами.

Программа реализует:

Идею ориентации прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала биологической науки для их социализации, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Программа предусматривает прочное усвоение материала. С этой целью:

  • На повторение изученного материала в программе отводится значительное место.

  • Выделяются специальные часы для повторения в начале и в конце учебного года.

  • Каждая тема завершается повторением пройденного.

1.6. Структура и основные принципы отбора материала.

Программа содержит:

  • отобранный в соответствии с задачами обучения информационный материал по разделу Химия.

  • сведения о возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов в химической науки.

  • определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых обучающимися.

Программа построена с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе обучения на предшествующей ступени. Соблюдая преемственность, предусматривается обучение русскому языку на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. Повысить интенсивность и плотность прочеса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

1.7. Сроки реализации программы - 1 год. (2015 -2016 г.)

2. Общая характеристика учебного предмета.

2.1. Место и роль курса в обучении.

В школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы, самостоятельного стиля мышления. Достижения биологической науки и изменения в окружающем мире предъявляют к школьному биологическому образованию требование сформировать у подрастающего поколения биологическую грамотность, экологическую культуру.

Методы и приемы обучения:

  • Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой).

  • Наглядный (наблюдение, демонстрация).

  • Практический.

  • Методы контроля.

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • работа с учебником

  • пересказ

  • беседа

  • работа с картинкой

  • работа с планом.

2.3.Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

  • определять и объяснять понятия:

  • уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе:

  • рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной биологической обстановке, применяя принципы биологии:

  • раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления природы и окружающей среды:

  • анализировать биологические явления, принципы, факты:

  • обобщать и систематизировать полученную информацию:

  • давать на основе анализа конкретного материала научные обьяснения сущности фактов и связей между ними:

  • осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного наблюдения, опыта:

  • определять свою личную точку зрения уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения.

2.4.Межпредметные связи предмета с другими предметами учебного плана.

Реализация программы химического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей интегративное взаимодействие курса химии позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и химической обусловленности современных форм жизни, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование понтециала межпредметных связей курсов биологии и географии расширяет знание учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умения оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей химии и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить статистические и образно - выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися химического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусства».

2.5.Требования к результатам обучения и освоению содержания курса:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Химия»

Взаимосвязь результатов освоения предмета «Химия» можно системно представить в виде схемы.

Личностными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

  • вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

  • учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • формирование основ научного мировоззрения и химического мышления;

  • воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;

  • воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:

Формирование основ научного мировоззрения и химического мышления:

  • различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;

  • характеризовать понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества.

Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов:

  • оценивать абсолютную погрешность измерения, применять метод рядов;

Диалектический метод познания природы:

  • оперировать пространственно-временными масштабами мира, сведениями о строении Солнечной системы и представлениями о её формировании;

  • обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества.

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни:

  • определять цену деления измерительного прибора;

Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

3.Место учебного предмета в учебном плане.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 5 класса. Срок реализации настоящей программы 2015 - 2016 уч. год. Занятия по данной рабочей программе производится в форме урока (45 минут), Количество часов в неделю - 1 час. Общее количество часов - 17

4.Содержание тем учебного курса.

Содержание учебного предмета соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

В данной части программы определена последовательность изучения учебных тем в соответствии с задачами обучения. Указан минимальный перечень демонстраций, проводимых учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых учениками.

Введение

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек - часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы. Химия - наука о природе.. Тела и вещества. Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория. Знакомство с простейшим химическим оборудованием (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок). Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества. Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

Лабораторные работы

  • Знакомство с лабораторным оборудованием.

  • Знакомство с измерительными приборами.

  • Измерение объема жидкости и емкости сосуда с помощью мензурки.

  • Измерение объема твердого тела.

Тела и вещества

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Органические и неорганические вещества. Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы. Температура. Термометры.

Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона. Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева.
Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль).
Кислород. Горение в кислороде. Фотосинтез. Водород. Растворы и взвеси. Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды. Воздух - смесь газов. Плотность вещества.

Лабораторные работы

  • Наблюдения тел и веществ.

  • Наблюдение воды в различных состояниях.

  • Наблюдение делимости вещества.

  • Наблюдение взаимодействия молекул разных веществ.

  • Знакомство с химическими элементами при помощи периодической системы Менделеева.

  • Наблюдение горения в кислороде.

  • Приготовление раствора с определенной массовой долей поваренной соли.

  • Разделение фильтрованием растворимых и нерастворимых в воде веществ.

  • Обнаружение кислорода в составе воздуха.

Лабораторные работы

  • Наблюдение электролизации различных тел и их взаимодействия.

  • Изучение свойств магнита.

  • Изучение трения.

  • Наблюдение уровня жидкости в сообщающихся сосудах.

  • Исследование действия жидкости на погруженное в нее тело.

Химические явления

Тепловые явления

Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Учет теплового расширения и использование его в технике. Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой. Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении.) Конденсация. Теплопередача.

В результате изучения предмета «Химия» в 5 классе обучающийся научится:


Тепловые явления

• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, различные способы теплопередачи;

• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя химическую величину -температура;

• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы;

• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;

Обучающийся получит возможность научиться:

• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования химических знаний о тепловых явлениях;

• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях.

Основная форма организации учебного процесса - урок.

Технология обучения - технология проблемного обучения.

Виды и формы контроля:


Вид контроля

Форма контроля

устный

индивидуальный опрос

фронтальный опрос

письменный

химический диктант

тест

решение задач

практический

лабораторная работа

лабораторный опыт

графический

таблица

наблюдение

самоконтроль


Химия как учебный предмет в системе основного общего образования играет фундаментальную роль в формировании у обучающихся системы научных представлений об окружающем мире, основ научного мировоззрения. В процессе изучения предметов решаются задачи развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников, овладения ими основами диалектического мышления, привития вкуса к постановке и разрешению проблем. Приобретённые школьниками химические знания являются в дальнейшем базисом при изучении биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Своими целями, задачами и содержанием образования предмет «физика и химия» должен способствует формированию функционально грамотной личности, т.е. личности, которая способна использовать уже имеющиеся у неё знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений и которая способна осваивать новые знания на протяжении всей жизни.

Основные линии развития обучающихся средствами предмета «Химия»


Изучение физики и химии в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на реализацию следующих линий развития обучающихся средствами предмета:

1) Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления. Освоение знаний об основных методах научного познания природы, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом); химических явлениях; величинах, характеризующих явления; законах, которым явления подчиняются.

2) Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов. Умение обрабатывать результаты наблюдений или измерений и представлять их в различной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения природных явлений, принципов действия отдельных технических устройств, решать физические задачи.

3) Диалектический метод познания природы. Формирование понимания необходимости усвоения хических знаний как ядра гуманитарного образования, необходимости общечеловеческого контроля разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития общества и разрешения глобальных проблем.

4) Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Умение ставить и разрешать проблему при индивидуальной и коллективной познавательной деятельности.

5) Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни. Оценка результатов своих действий, применения ряда приборов и механизмов; обеспечение рационального и безопасного поведения по отношению к себе, обществу, природе.

При преподавании химии в 5-6 классах достижение сформулированных выше общих линий развития обучающихся осуществляется в объёме, определяемом содержанием учебного предмета в данном классе.

Общая характеристика учебного предмета «Химия»


Физика и химия вместе с другими предметами (курс «Окружающий мир» начальной школы, физическая география, биология) составляет непрерывный школьный курс естествознания.

Построение логически связанного курса опирается на следующие идеи и подходы:

- Усиление роли теоретических знаний с максимально возможным снижением веса математических соотношений, подчас усваивающихся формально. Использование теоретических знаний для объяснения физических явлений повышает развивающее значение курса физики, ведь школьники приучаются находить причины явлений, что требует существенно большей мыслительной активности, чем запоминание фактического материала.

- Генерализация учебного материала на основе ведущих идей, химии. Задачам генерализации служит широкое использование обобщенных планов построения ответов (А.В. Усова) и ознакомление учащихся с особенностями различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация).

- Усиление практической направленности и политехнизма курса. С целью формирования и развития познавательного интереса учащихся к предмету преподавание физики ведётся с широким привлечением демонстрационного эксперимента, включающего и примеры практического применения химических явлений и законов. Учениками выполняется значительное число фронтальных экспериментов и лабораторных работ, в том числе и связанных с изучением технических приборов. Предлагается решение задач с техническими данными, проведение самостоятельных наблюдений учащимися при выполнении ими домашнего задания, организация внеклассного чтения доступной научно-популярной литературы, поиски химикоко-технической информации в Internet.

В качестве ведущей методики при реализации программы рекомендуется использование проблемного обучения. Это способствует созданию положительной мотивации и интереса к изучению предмета, активизирует обучение. Совместное решение проблемы развивает коммуникабельность, умение работать в коллективе, решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. На уроке введения новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

Индивидуальная работа при выполнении домашних заданий в соответствии с выбранной образовательной траекторией (принцип минимума и максимума) развивает способность учащегося самостоятельно мыслить и действовать, нести ответственность за результаты своего труда.


Литература и средства обучения


Основная и дополнительная учебная литература


1. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика и химия. 5-6 классы: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2011

2. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Преподавание физики и химии в 5-6 классах средней школы. - М.: Просвещение, 2006


Календарно-тематическое планирование уроков химии в 5 классах


№ урока

Тема урока

Основные виды

учебной деятельности обучающихся

Формирование УУД

Вид

контроля

Форма

контроля

Домашнее задание

Дата проведения



Введение (4 часа)


1/1

Явления природы. Человек - часть природы. Влияние человека на природу.

Различать способы познания природы (Н), оперировать пространственно-временными масштабами мира (П).

Определять цену деления измерительных приборов (Н).

Регулятивные УУД:

Работать по плану, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Уметь оценивать степень успеха или неуспеха своей образовательной деятельности.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять информацию в виде конспекта, рисунка, схемы.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Устный

Фронтальный опрос

У с.4-5

2/2

Что изучает химия.

Устный

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

У с.6-8

Задание с.7

3/3

Научные методы изучения природы.

Лабораторный опыт «Знакомство с лабораторным оборудованием и измерительными приборами»

Устный

Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Лабораторный опыт

У с.9-12

Задание с.12

4/4

Лабораторная работа №1 «Измерение объема жидкости и твердого тела с помощью мензурки»

Определять цену деления измерительного прибора и объема жидкости при помощи мензурки (Н).

Практический

Лабораторная работа

У с.13-14

Задание с.14

Тела и вещества (13 часов)


5/5


Лабораторная работа № 2

« Измерение массы с помощью рычажных весов»

Применять полученные знания для решения практической задачи измерения массы (Н).

Пользоваться измерительными приборами (весами) и определять массу тел (Н).

Регулятивные УУД:

Работать по плану, используя самостоятельно подобранные средства.

Уметь оценивать степень успешности своей образовательной деятельности.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Представлять информацию в виде таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Устный

Письменный

Фронтальный опрос

Тест

У с.18-19

6/6

Температура. Термометры.

Лабораторный опыт «Измерение температуры воды и воздуха»

Характеризовать

понятие температуры (М).

Устный

Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Лабораторный опыт

У с.20-21

Задание с.21

7/7

Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы.

Лабораторный опыт «Наблюдение делимости вещества»

Характеризовать понятия, связанные с атомно-молекулярным строением вещества (Н), три состояния вещества (Н).

Сравнивать частицы (электрон, протон, нейтрон) (П), три состояния вещества и обнаруживать их сходства и отличия (П).

Обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества (П).

Регулятивные УУД:

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы.

Давать оценку своим личностным качествам.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Различать в устной речи мнение, доказательства, гипотезы, теории.

Устный

Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Лабораторный опыт

У с.22-23

8/8

Движение и взаимодействие частиц вещества и атомов.

Лабораторный опыт

«Наблюдение явления диффузии»,

«Наблюдение взаимодействия молекул разных веществ»

Устный


Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Лабораторный опыт

У с.24-27

9/9

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

Лабораторный опыт

« Наблюдение воды в различных состояниях»

Устный

Фронтальный опрос

У с.15-17, 28

10/10

Строение атома и иона.

Устный

Фронтальный опрос

У с.29-31

11/11

Химические элементы.

Простые и сложные вещества.

Практическая работа

«Знакомство с химическими элементами при помощи периодической системы Менделеева»

Регулятивные УУД:

Выдвигать версии решения проблемы.

Работать по плану, используя самостоятельно подобранные средства.

Уметь оценивать степень успешности своей деятельности.

Познавательные УУД:

Использовать различные виды чтения.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Представлять информацию в виде таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Устный


Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Практическая работа

У с.32-34

12/12

Кислород. Горение в кислороде.
Фотосинтез.

Лабораторный опыт

«Наблюдение горения в кислороде»

Письменный

Практический

Решение задач

Лабораторный опыт

У с.35-36

13/13

Водород.

Устный

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

У с.37

14/14

15/15

Растворы и взвеси.
Вода. Вода как растворитель.

Лабораторный опыт « Разделение фильтрованием растворимых и нерастворимых в воде веществ»

Устный


Практический

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

Лабораторный опыт

У с.39

Задание с.39

16/16

Испарение жидкостей. Конденсация.

Лабораторный опыт

«Изучение испарения жидкостей»

Характеризовать тепловые процессы, связанные с изменением агрегатного состояния вещества (Н).

Использовать обобщенные планы построения ответов для описания тепловых процессов (П).

Разрешать учебные проблемы, возникающие при анализе процессов плавления и кристаллизации, испарения и парообразования (П).

Объяснять влияние процессов, связанных с изменением агрегатного состояния воды, на климат (М).

Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П).

Регулятивные УУД:

Составлять план решения проблемы.

Уметь оценивать степень успеха или неуспеха своей деятельности.

Познавательные УУД:

Выявлять причины и следствия явлений.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять информацию в виде рисунка, схемы.

Коммуникативные УУД:

Приводить аргументы, подтверждая их фактами.


Лабораторная работа

У с.69-70



17/17

Теплопередача.

Лабораторный опыт «Наблюдение теплопроводности различных веществ»

Разрешать учебную проблему при анализе опытов, подтверждающих существование выталкивающей силы в жидкостях (Н).

Применять на практике теоретический метод анализа химической ситуации, связанной с определением выталкивающей силы (П).

Пользоваться измерительными приборами (Н).

Устный





© 2010-2022