- Преподавателю
- Химия
- Формирование универсальных учебных действий на уроках химии в 7 классе
Формирование универсальных учебных действий на уроках химии в 7 классе
Раздел | Химия |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Попова С.И. |
Дата | 09.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Формирование универсальных учебных действий в 7 классе на уроках химии.
учитель химии
МАОУ лицея №28 имени Н.А.Рябова
Попова Светлана Ивановна
Согласно новым тенденциям в образовании, основной акцент смещен в сторону индивидуализации обучения и наконец-то образование приобретет человеское лицо. Гуманизации обучения способствует личностно-деятельностный подход, который зявляется платформой ФГОС.
ФГОС основного общего образования определил в качестве главных результатов обучения личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Виды заданий, формирующие УУД.
Виды УУД
Виды заданий
Личностные
Участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
мысленное воспроизведение картины,
ситуации;
самооценка события,
дневники достижений.
Познавательные
Найди отличия(можно задать их количество); Поиск лишнего;
Лабиринты;
Цепочки; хитроумные решения; составление схем-опорных конспектов; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями.
Регулятивные
«Преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
химический диктант; диспут;
заучивание материала наизусть в классе;
Ищу ошибки;
контрольный опрос на определенную проблему
Коммуникативные
Составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; магнитофонный опрос;
«Отгадай, о каком веществе говорим»
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
«подготовь рассказ…», «опиши устно..», «объясни…»
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется с учетом возрастных особенностей ребенка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности учащихся и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
В качестве примера можно привести задания для учеников 7 класса, которые реализуются на уроках химии.
Выполните задание:
Задание1
а) Используя данные табл. 1, изобразите в виде секторной диаграммы соотношение четырех макроэлементов в организме человека. Пятый сектор отразит долю всех микроэлементов и следовых элементов.
б) Постройте диаграмму в виде колонок.
в) Какой способ представления информации более нагляден и удобен для проведения сравнения данных?
г) Выполните аналогичное задание, используя данные табл. 2.
д) Назовите одну причину, почему указанные способы подачи информации неудачны для сравнения обобщенных данных табл. 1 и табл. 2.
Справочный материал
Элементы, из которых состоят соединения, входящие в состав организма человека, можно разделить на три типа.
М а к р о э л е м е н т ы (основные элементы), на их долю приходится 260% общего количества атомов всего организма; к ним относятся, например, углерод и водород (табл. 1)
Таблица 1 Макроэлементы в организме человека.
Элемент
Доля атомов, %
Кислород
25,9
Углерод
11,0
Водород
59,4
Азот
2,39
М и к р о э л е м е н т ы, их доля составляет 0,01-1%,например, кальций или фосфор.
Элемент
Доля атомов, %
Кальций
0,22
Сера
0,13
Фосфор
0,13
Калий
0,04
Хлор
0,03
Натрий
0,03
Магний
0,01
Таблица 2 Микроэлементы в организме человека
C л е д о в ы е э л е м е н т ы содержатся в организме в количествах менее чем 0,01%; это, в частности, железо и йод.
Данные об элементном составе человеческого организма представлены в виде текста и таблиц. Такой способ подачи информации не всегда наилучший. Более удобной может оказаться диаграмма, например секторная или в виде колонок.
Данное задание способствует развитию всех видов УУД.
Задание№2.
Закончи предложение:
Элементы натрия и магния имеют одинаковое число:
нейтронов в ядре атома
-
протонов в ядре атома
-
валентных электронов
-
электронов в атоме
Решение
Для выбора правильного ответа необходимо, используя метод сравнения, выявить сходство в составе и строении атомов натрия и магния. Такое сравнение удобно представить в виде таблицы
Признаки сравнения
Na
Mg
Порядковый номер
11
12
Заряд ядра
+11
+12
Число протонов в ядре
11
12
Общее число электронов в атоме
11
12
Число валентных электронов
1
2
Относительная атомная масса
23
24
Число нейтронов в ядре
12
12
После такого сравнения правильный ответ очевиден. Кроме этого можно отметить и различие сравниваемых объектов. Данное задание способствует развитию всех видов УУД.
Задание№3.
Проведите классификацию следующих оснований: Cu(OH)2,NaOH,
Ca(OH)2, KOH, Ba(OH)2, Mg(OH)2, Al(OH)3, Fe(OH)2, Fe(OH)3.
Какой наиболее существенный признак вы выберете для деления оснований на группы?
Решение
Исходя из всего вышесказанного, целью классификации является создание классификационной схемы оснований. Признаки - растворимость в воде и кислотность (количество ОН-групп). Какой из этих признаков будет существенным? Тот, который даст минимальное количество групп (классификация должна быть удобной в пользовании). А это растворимость в воде. Тогда получаем классификационную схему:
Основаниярастворимые NaOH,Ca(OH)2.KOH.Ba(OH)2
нерастворимые Cu(OH)2, Mg(OH)2, Al(OH)3, Fe(OH)2, Fe(OH)3
Задачи, формирующие универсальные учебные действия.
Задача 1.
При рентгеноскопическом исследовании организма человека применяют , так называемые, рентгеноконтрастные вещества. Так при просвечевании желудка пациенту дают выпить суспензию труднорастворимого сульфата бария, не пропускающего рентгеновские лучи. Какие количества оксида бария и серной кислоты потребуются для получения 100г BaSO4/Ответ: 0,43 моль оксида бария и 0,43 моль серной кислоты.
Задача 2
Первым кровезаменителем, которым воспользовались хирурги еще в 1960-х гг., был 85%-й водный раствор хлорида натрия. Вычислите количество вещества хлорида натрия, необходимое для получения 550,6 г раствора, массовая доля соли в котором 0,85 %. Ответ: n(NaCI)= 0,08 моль
Задача 3
Вычислите, какую массу сульфата цинка необходимо взять для получения 10 г раствора глазных капель, применяемых при лечении конъюктивита, если известно, что массовая доля соли в растворе 0,25%.
Ответ: m(ZnSO4) = 0,025 г.
Задача 4 Нитрит натрия NaNO2 так же, как и нитроглицерин, обладает сосудорасширяющим свойством. Его назначают при стенокардии для приема внутрь в виде 0,5%-го раствора из расчета 0,1 г NaNO2 на 1 кг массы тела. Рассчитайте массу раствора нитрита натрия, которую необходимо назначить человеку массой 89 кг.
Ответ: m(р-ра NaNO2) = 1600 г.
5