Урок по химии на тему Соединения фосфора

Цель урока: рассмотреть  свойства соединений фосфора: оксид фосфора (V), фосфорная кислоты и её соли. Задачи:  обучающие: сформировать знания о физических и химических свойствах соединений фосфора; продолжит навыки составления уравнений химических реакций; совершенствовать умения составлять реакции ионного обмена, умение отражать сущность окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса; развивающие: развивать умение определять и прогнозировать свойства вещества по его составу...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по химии на тему Соединения фосфораУрок по химии на тему Соединения фосфораУрок по химии на тему Соединения фосфораУрок по химии на тему Соединения фосфораУрок 41

Тема: Соединения фосфора.


Цель урока: рассмотреть свойства соединений фосфора: оксид фосфора (V), фосфорная кислоты и её соли.

Задачи: обучающие: сформировать знания о физических и химических свойствах соединений фосфора; продолжит навыки составления уравнений химических реакций; совершенствовать умения составлять реакции ионного обмена, умение отражать сущность окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса;

развивающие: развивать умение определять и прогнозировать свойства вещества по его составу и строению, умение анализировать, выделять общее и частное;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к здоровью (ТБ при работе с едкими веществами); показать роль химических знаний в жизни (значение соединений фосфора в жизни человека).

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы работы: индивидуальная, фронтальная, словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический.

Оборудование: Презентация «Соединения фосфора»; реактивы: фосфорная кислота, раствор нитрата серебра; пробирки.

Ход урока


1. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие обучающихся.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Положительный настрой на работу.

2. Изучение нового материала (25 мин.)

Оксид фосфора (V)

1. Состав. Строение. Физические свойства.

Вопросы и задания: Запишите формулу оксида фосфора (V). Определите степень окисления, валентность фосфора, вид химической связи, тип кристаллической решётки.

2. Химические свойства.

Вопросы и задания:

  • К какой группе оксидов относится оксид фосфора (V)?

  • Какие свойства характерны для кислотных оксидов?

  • Составьте уравнения реакции оксида фосфора (V) с водой, оксидом кальция и гидроксидом натрия. Реакции обмена рассмотрите с т.з. теории электролитической диссоциации.

Фосфорная кислота и её соли.

3. Состав. Строение и свойства.

Вопросы и задания:

Запишите формулу фосфорной кислоты. Определите степень окисления, валентность фосфора, вид химической связи, тип кристаллической решётки.

4. Классификация.

Вопросы и задания:

Дайте классификацию фосфорной кислоты по: наличию кислорода, основности, растворимости в воде, летучести, степени электролитической диссоциации, стабильности.

5. Химические свойства.

Вопросы и задания:

Составьте уравнения реакции фосфорной кислоты с щелочами, основными оксидами, солями (карбонаты).

Как определить наличие фосфат-иона в растворе? Составьте уравнение реакции фосфорной кислоты с нитратом серебра (лабораторный опыт). Рассмотрите реакцию с т.з. ТЭД.

Соли фосфорной кислоты

Вопросы и задания: Составьте формулы средних и двух кислых фосфатов алюминия. По таблице растворимости сделайте вывод о растворимости солей фосфорной кислоты: с увеличением содержания атомов водорода в молекуле соли её растворимость увеличивается.

Применение фосфорной кислоты и фосфатов

Задание: Познакомьтесь со схемой. Сделайте вывод о значении соединений фосфора в жизни человека.

3. Проверка усвоения знаний по теме «Фосфор» (15 мин.)

Задание: см. Приложение.

Тест «Фосфор»

1 вариант


1. Сходство в строении атомов фосфора и азота заключается в одинаковом:

а) числе энергетических уровней;

б) числе электронов на внешнем уровне;

в) заряде ядра атома;

г) числе нейтронов в атоме.

2. Низшую степень окисления фосфор проявляет в соединении, формула которого:

а) P4 б) P2O5 в) Na3PO4 г) PH3

3. Продукт взаимодействия кальция с фосфором растворили в кислоте. При этом выделился газ:

а) водород; б) кислород; в) фосфин; г) озон.

4. При взаимодействии оксида фосфора (V) c раствором гидроксида калия могут образоваться различные соли фосфорной кислоты. Число этих солей равно:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

5. Сокращенному ионному уравнению 3Ca2+ + 2PO43- Ca3(PO4)2

соответствует взаимодействие между:

а) Ca(OH)2 и Mg3(PO4)2

б) CaCO3 и H3PO4

в)CaCl2 и H3PO4

г) Ca(OH)2 и H3PO4


Тест «Фосфор»

2 вариант

1. Молекулярную кристаллическую решетку имеет:

а) белый фосфор; в) черный фосфор;

б) красный фосфор; г) все перечисленные.

2. Основным природным сырьем для получения фосфора в промышленности является:

а) самородный фосфор; в) фосфид кальция;

б) оксид фосфора (V); г) фосфат кальция.

3. В окислительно-восстановительных реакциях фосфин проявляет восстановительные свойства, так как:

а) водород находится в высшей степени окисления;

б) фосфор находится в низшей степени окисления;

в) водород находится в низшей степени окисления;

г) фосфор находится в высшей степени окисления.

4. Качественным реагентом на фосфат-ион РО43- является:

а) H+ б) NH4+ в) Ag+ г) Na+

5. Ортофосфорная кислота образуется при окислении фосфора концентрированной азотной кислотой

P + HNO3 + H2O H3PO4 + NO .

Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции равна:

а) 5 б) 10 в) 13 г) 18

4. Подведение итогов урока (3 мин.)

Рефлексия: Я узнал … Я научился … Было сложно … Было интересно … .

Домашнее задание: §28 (стр. 161-162), упр. 6 (п.), 7 (у.)

© 2010-2022