Урок по химии на тему Предельные одноатомные спирты для 1 курса

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чувашской Республики "Чебоксарский электромеханический колледж"

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики






Методическая разработка урока


«Предельные одноатомные спирты»

(Разработка урока на основе технологии развития критического мышления)








Автор: Л.А. Хлебникова

преподаватель химии

ГАПОУ ЧР ЧЭМК











2015

Введение

Технология РКМЧП позволяет развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях. Особое внимание в этой технологии уделяется развитию способности «слышать» мнение другого, соглашаться или опровергать его, обосновывая свою точку зрения.

Получение знаний важно, но в настоящее время это не самая главная цель учебного процесса. Главной задачей сегодня является научить ребят мыслить критически. Современное образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию. Получая новую информацию, студенты должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности.

В связи с этим формирование критического мышления студентов, основанное на универсальном умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и т. д.), является одной из актуальных задач современного образования. В свою очередь, способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях в значительной степени способствует успешной самореализации личности.

Применение данной технологии осуществляется мною на уроке химии по теме «Предельные одноатомные спирты».

Тема урока

«Предельные одноатомные спирты»

Цели урока:

образовательные:

- изучить состав, физические и химические свойства, номенклатуру и изомерию, области применения предельных одноатомных спиртов;

- выявить причины токсичности этилового спирта.

развивающие:

- развитие представлений о генетической связи между классами углеводородов и кислородсодержащими органическими веществами;

- развитие умений наблюдать и объяснять физические свойства и химические явления, зависимость свойств веществ от их строения;

- развитие интеллектуальных способностей учащихся и их интереса к изучению химии.

воспитательные:

стимулировать познавательную деятельность учащихся, формировать негативное отношение к алкоголю (важнейшее направление гуманизации при изучении данной темы), формирование навыков умения работать в группе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование и реактивы: компьютер с установленной программой «Уроки химии Кирилла и Мефодия» и презентацией к уроку, спиртовка, этанол, пробирки, медная проволока, спички. Таблицы «Гомологический ряд метана», «Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов», печатный раздаточный материал, справочные материалы, тестовые материалы для проверки знаний учащихся.

Технология: развитие критического мышления.

Хронокарта занятия (1 час 30 минут): 1. Стадия вызова (8-10 мин.), 2. Стадия осмысления (55-60 мин.), 3. Стадия рефлексии (15-20) мин.).

Структура урока


Этапы

Время

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Прогнозируемый

результат

1.Организа

ционный

2 мин.

Приветствие


Приветствие


Настрой на работу

2. Стадия вызова

10 мин.

Сообщает тему и цели урока.

Вызов уже имеющихся знаний, задает вопросы студентам, на которые хотел бы получить ответ, записи идей на доске, обсуждение.

Работа индивидуальная и групповая


Записывают тему в тетрадь.

Вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме, систематизируют информацию до ее изучения.

Публично демонстрируют свои знания с помощью устной и письменной речи.

Понятие важности темы.

Систематизация имеющихся знаний;

стимулиование мыслительной деятельности учащихся.

Идеи сформированы.


3. Стадия осмысления (организация учебной деятельности)

50-52 мин.

Отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.

Непосредственный контакт с новой информацией.

Работа ведется индивидуально-парами-группами.

Читают текст учебника и списывают уравнения реакции. Заполняют таблицу, кластер.

Составляют схему.

Целостное осмысление и обобщение полученной информации.

Кластер создан.

4. Стадия

рефлексии

20 -21 мин.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Творческая переработка, анализ.

Обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения. Показывают презентацию.

Анализ. Вырабока собственного отношения к изучаемому материалу.

5.Домашнее

задание

3 мин.

Объясняет как выполнить домашнюю работу.

Записывают д/з в тетрадь.

Корректируется

задание по степени сложности

6. Итоги

2 мин.

Подводит итоги, выставляет оценки

Задают вопросы.

Получен позитивный настрой.


Ход занятия:

1. Стадия вызова

1.1. Вступительное слово преподавателя (актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации).

В газете «Аргументы и факты» от 28 ноября 2012 года пишут: «Новогодних каникул во многих российских семьях ждут с содроганием, если не сказать - с ужасом. Пока не все могут уезжать на праздники, на горнолыжные курорты … . Но все могут позволить себе «немного» выпить. И кто-то после этого уже не остановится никогда, как бы ни повышались цены на главный русский продукт - водку». Догадались, о каких соединениях сегодня пойдет речь?

1.2. Использование методического приема «Корзина идей, понятий, имен…).

Что вам первое приходит на ум когда произносится слово «спирт»? Каждый учащийся вспоминает и записывает все, что знает по этой теме (индивидуальная работа, 1-2 мин.). Затем проводится обмен информацией в группах (групповая работа 2-3 мин.). Затем каждая группа по очереди называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного другими группами (составляется список идей). Преподаватель кратко, в виде тезисов заносит сведения в корзину, даже если они ошибочны. Ошибки исправляются по мере освоения нового материала.

Список идей по теме «Спирты»

Спирты - органические вещества,

Они могут быть разными, например этиловый спирт, метиловый спирт.

Спирты содержат гидроксильную группу.

Спирты применяют в медицине, косметологии, парфюмерной и пищевой промышленности.

Спирты жидкие.

Они растворяются в воде.

Этиловый спирт имеет запах.

2. Стадия осмысления

2.1 Составление кластера («гроздь) - это выделение смысловых единиц и графическое оформление их в определенном порядке.

Растворитель радикал от предельного углеводорода группа ОН

Алкоголь

окисление

Бутадиен первичные

Каучук вторичные

третичные

Предельные одноатомные спирты

Этилен горение

Полиэтилен водородные связи

Объединить названные понятия по группам.

На основании ответов студентов составляется схема:

Состав молекул -

Взаимное влияние атомов в молекуле - порядок соединения атомов в молекуле - строение - свойства - применение.

Как только изменяется качественный и количественный состав молекулы, порядок

соединения атомов в ней, сразу же происходит перераспределение электронной

плотности, поэтому одни связи становятся более прочными, а другие - более слабыми, изменяются активность и свойства вещества.

Далее учащиеся работают в группах.

Задание для группы 1: Покажите в молекуле этанола распределение электронной плотности.

Задание для группы 2: Обозначьте наиболее реакционноспособные зоны в молекуле спирта.

Задание для группы 3: Определите место спирта в ряду других веществ, содержащих ОН группу, расположив их в порядке увеличения кислотности.

Задание для группы 4: Сравните подвижность атома водорода в молекуле этанола и в молекуле 2 хлорэтанола -1

После выступления групп - возврат к кластеру - Что определяет свойства спиртов? Какие реакции характерны? ( Предельным одноатомным спиртам характерны реакции замещения, отщепления, окисления, дегидрирования).

Задание для всех. Начертить в тетради таблицу, в которой будут отражены химические свойства спиртов.


- ОН

R-OH

окисление

дегидрирование

Натрий + спирт,

а если натрий + вода?

По каким связям идет реакция межмолеку-

лярной дегидратации?

Окисление этанола, а если окисление пропанола - 2 ?

Первичный спирт - альдегид, вторичный спирт -?


Задание по группам. Каждая группа должна прочитать текст на стр. 325-327 учебника, выписать уравнения реакций, относящиеся только к своему столбику и попытаться ответить на вопросы, обозначенные в своем столбике.

Ответы учащихся сопровождаются лабораторным опытом (спирт + нагретая медная проволока), который проделывает 4 группа.

По ходу выступления каждой группы, задается один и тот же вопрос: Как вы думаете, где могут применяться продукты данных реакций?

Возврат к кластеру: Как химические свойства спиртов связаны с областями их применения?

Сводная таблица, заполняемая учащимися по ходу урока.

Положительное применение спирта

Негативное применение спирта




3 Стадия рефлексии

О губительном действии алкоголя - мини-проект «Исследование влияния этанола на молекулы белков».

Цель. Выявление причин и последствий необратимой денатурации белковых молекул для живой материи; убедить учащихся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.

Объект исследования (возможный ответ). Денатурация белковых молекул.

Предмет исследования (возможный ответ). Последствия воздействия спирта на белковые молекулы.

Гипотеза (возможный ответ). Спирт приводит к необратимой денатурации белков, что приводит к ряду побочных отрицательных эффектов в организме человека.

Задача:

провести химический эксперимент, в ходе которого выявить, как влияет этанол на

молекулы белков, найти причины этого влияния.

Оборудование. Ячный белок, разведённая кровь животного, физиологический раствор, раствор этанола, химические пробирки, штатив для пробирок, белый лист бумаги - экран.

Ход опыта: а) в 2 пробирки налейте по 2 мл яичного белка. В одну добавить 8 мл воды, в другую - столько же этанола.

В первой пробирке белок растворяется, хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок - в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции.

Б) в две мини - пробирки налейте разведённой крови. В одну их них добавьте 2 мл воды, в другую - 2 мл спирта.

(необратимая денатурация белка, гемолиз - разрушение эритроцитов в крови с выделением гемоглобина во внешнюю среду).

Теоретически обосновать:

  • почему происходит нарушение клеточных мембран;

  • последствия воздействия спирта на молекулы ферментов, находящихся в клетке;

  • причины разрушения молекулами спирта эритроцитов и последствия этого процесса;

  • почему этанол обладает дезинфицирующими свойствами.

Сделать вывод.

Учащиеся выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят знак «+» напротив него.

Рефлексивный тест:

1. Мне это пригодится в жизни.

2. На уроке было над, чем подумать.

3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

4. На уроке я поработал(а) добросовестно.

4. Домашнее задание.

Написать эссе «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».

Первый уровень.

1. Осуществите превращение: С2Н4 → С2Н6 → СО2

С2Н5ОН


Второй уровень.

1. Осуществите превращение: СН3 - СН3 → CH3 - CH2Cl → CH3CH2OH → CH3COH

2. Из 50 кг этилена за одно прохождение через реактор получается 36 кг этилового спирта. Рассчитайте массовую долю выхода продукта реакции.

Третий уровень

Cоставить кроссворд по теме "Спирты".

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Предполагаемый результат: повышение познавательного интереса к учебной дисциплине, развитие коммуникативных способностей, отработка умений: работать с новой информацией; составлять уравнения реакций с карбоновыми кислотами; устанавливать генетические связи между классами органических веществ.

В жизни каждого молодого человека есть время перекрёстка, когда человек стоит перед выбором: налево пойдешь?

направо пойдешь?

или прямо пойдешь?

Так хочется, чтобы при этом выборе человек не ошибся и выбрал свой, правильный путь. Чтобы это был путь удивления и радости. И вот на этой ноте надежды, позвольте закончить. Спасибо всем!













Список использованной литературы:

1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. - Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.: изд-во "Бонфи", 2002. - 239 с.

2. Ерохин Ю.М. Химия: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений.- М.: Изд. Центр «Академия», 2010

3. Химия в таблицах. АСТ-пресс. 2001


festival.1september.ru/articles/213459/

ref.by/refs/62/30006/1.html

lib.1september.ru/2004/17/15.htm
































© 2010-2022