Программа дополнительного образования детей Химия вокруг нас

Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа ДО

«Химия в сельском хозяйстве»


Учитель: Митракова Т.И.


Пояснительная записка


Программа «Химия в сельском хозяйстве» позволит познакомить обучающихся с основными понятиями и закономерностями агрохимии: питанием растений из почвы, методами анализа почв, удобрений, с применением химических препаратов.

Теоретической основой данной программы служат знания, полученные учащимися на уроках химии и биологии.

Цель программы: знакомство обучающихся с основами сельскохозяйственного производства, агрохимии.

Задачи:

  • Осуществить связь обучения основам химии с сельскохозяйственным трудом;

  • раскрыть учащимся основы агрохимических знаний и умений, необходимых для выполнения анализов почв и определения потребности растений с соблюдением требований техники безопасности;

  • познакомить обучающихся с современным сельскохозяйственным производством, его технологией и организационно-экономическими основами;

  • обучить практическим навыкам работы с удобрениями, их определению и нормам внесения в открытый и закрытый грунт.

Программа позволяет осуществлять связь знаний по основам химии с сельскохозяйственным трудом обучающихся. Основные пути приложения знаний и практических умений к их трудовой деятельности такие: выполнение заданий по анализу почв, удобрений, растений, участие в опытнической работе с минеральными удобрениями, физиологически активными веществами.

Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 1 год обучения. Объем программы - 72 часа (один раз в неделю по два часа).

Методы, применяемы при обучении:

  1. Пояснительно-иллюстративный.

  2. Практический.

  3. Экскурсионный.

  4. Экспериментальный.

Основные формы организации учебных занятий: лекции, экспериментальные и практические работы, экскурсии, конференция.

Формы деятельности учащихся:

- фронтальные - при рассмотрении нового материала всему коллективу;

-индивидуальные - при выполнении докладов, рефератов, выступлений;

-групповые - при выполнении практических и экспериментальных работ.

Формы контроля достижений учащихся: выполнение и защита рефератов, выступление на конференции.

Виды контроля:

  1. вводный; текущий (по данной теме);

  2. рубежный (после изучения отдельного раздела, блока);

  3. итоговый (в конце учебного года);

  4. коллективный анализ ученических работ.

Возраст обучающихся - 14-17 лет.

Наполняемость групп - 4-6 человек. Она обусловлена тем, что на занятиях обучающиеся организуются в рабочие группы, которые выполняют специальные экспериментальные занятия. Задания содержат различный по уровню сложности материал и требуют индивидуальных способностей учащихся в той или иной области.

Учебно- тематический план


№ п/п

Тема

Количество часов

из них:

типовых занятий

практических занятий

1.

Введение. Химия в сельском хозяйстве. Роль химических элементов в питании растений

2

2

-

2.

Почва и почвоведение. Полевое обследование почвы.

12

4

8

3.

Минеральные удобрения и их применение

6

4

2

4.

Склад минеральных удобрений

4

-

4

5.

Определение удобрений. Правила обращения с ними. Условия хранения

8

2

6

6.

Химические средства защиты растений. Регуляторы роста.

12

2

10

7.

Уход за комнатными растениями. Субстраты для посадки растений

16

4

12

8.

Химизации сельского хозяйства в Пронском районе.

4

-

4

9.

Закладка опытов на школьном учебно-опытном участке по влиянию различных удобрений (азотных, фосфорных, калийных) на урожайность овощных и полевых культур

8

-

8

Итого: 72

18

54

Содержание программы


1. Введение. Химия в сельском хозяйстве. Роль химических элементов в питании растений (2 часа)

Задачи и план изучения данного курса. Понятие о науке агрохимии.

Понятия о химизации сельского хозяйства, высокоэффективных минеральных удобрениях, химических средствах защиты растений и технике безопасности при работе с удобрениями. Схема взаимодействия между растениями, почвой и удобрениями.

2. Почва. Почвообразование. Полевое обследование почвы (12 часов)

Основные понятия: почва и почвообразовательный процесс, типы почв, ее состав и некоторые свойства, способы воздействия человека на почву, поглотительная способность почв, состав почвы (по механическому и химическому).

Сложность состава почвенного раствора, содержащего различные катионы и анионы, водорастворимые органические вещества и газы.

Рельеф, характер почвенного покрова или выращиваемой культуры. Почвенный разрез, почвенные горизонты, глубина их залегания и мощность. Методы описания почвенных горизонтов (отмечая окраску, механический состав, развитие корневой системы растений в почве).

3. Минеральные удобрения и их применение (6 часов)

Основные понятия: органические и минеральные удобрения, азотные, калийные, фосфорные сложные удобрения:

-роль элемента в жизни растений. В состав каких веществ, составляющих организм он входит, какова биологическая роль;

-источники элемента для питания растений и поступления его в растение. В каких формах находятся элемент в природе;

-признаки голодания растений при недостатке в почве данного элемента, а также влияние на рост и развитие растений его избытка;

-меры рационального применения системы удобрений. Бережное отношение к минеральным удобрениям, их правильное и экономичное расходование. Предотвращение потерь удобрений.

4. Экскурсия. «Склад минеральных удобрений» (4 часа)

Занятие «Минеральные удобрения» необходимо дополнить экскурсией на склад минеральных удобрений. Здесь учащиеся знакомятся с видами удобрений, поступающими в хозяйство, условиями их хранения, транспортировки, механизацией погрузочно- разгрузочных работ, приготовление для внесения в почву. В беседе с агрономом выясняют нормы внесения под различные культуры и эффективность удобрений.

5. Экспериментальная работа. Определение удобрение (8 часов)

Провести качественные реакции на катионы и анионы, записать уравнения реакций в молекулярном, ионном и кратком ионном виде. Техника безопасности при работе с минеральными удобрениями.

6. Химические средства защиты растений. Регуляторы роста (12 часов)

Пестициды: нематоциды (для уничтожения круглых червей (нематод)), бактерециды (для борьбы с бактериальными болезнями растений), инсектициды (для борьбы с вредными насекомыми), зооциды (для борьбы с грызунами). Гербициды (для борьбы с сорными растениями), фунгициды (для борьбы с болезнями, вызываемыми грибами).

Требования, предъявляемые к пестицидам. Фитогормоны как регуляторы роста.

7. Уход за комнатными растениями. Субстраты для посадки растений (16 часов)

Основные понятия: освещение, влажность воздуха, полив растении,

температура, удобрение и подкормка растений.

Субстраты: торф, листовая земля, компостная земля, керамзит, хвойная земля, перегной, дерновая земля, кора, сфагновый мох, песок.

8. Урок-конференция «Химизации сельского хозяйства в Пронском районе» (4 часа)

Приглашаются представители сельскохозяйственного производства. Заслушиваются выступления, доклады, рефераты учащихся.

9. Экспериментальные работы. Закладка опытов на школьном учебно-опытном участке по влиянию различных удобрений (азотных, фосфорных, калийных) на урожайность овощных и полевых культур (8 часов)

Занятия проводятся на школьном учебно-опытном участке.



Требования к уровню подготовки обучающихся

После окончания обучения обучающиеся должны

знать:

  • понятие о науке агрохимии;

  • основные направления работы в области химизации сельского хозяйства;

  • знать виды почв Пронского района, их основные характеристики;

  • состав почвы, типы и свойства почв, способы воздействия человека на почву;

  • рельеф и характер почвенного покрова, выращиваемых культур;

  • виды и типы минеральных удобрений;

  • химические средства защиты растений, регуляторы роста;

  • правила ухода за культурными и комнатными растениями;

  • технику безопасности при работе с минеральными удобрениями;

уметь:

  • определять тип почвы, описывать почвенные горизонты;

  • определять тип органических и минеральных удобрений, применять их при удобрении почв;

  • записывать химические формулы, уравнения и реакции в молекулярном, ионном и кратком ионном виде;

  • ухаживать за культурными растениями, комнатными растениями.

Учебно-методическое обеспечение

и техническое оснащение

Оборудование: столы, стулья, доска настенная, шкафы, комплект оборудования школьной химической лаборатории для демонстрации химических экспериментов, площадка школьного учебно-опытного участка для проведения экспериментально-практических работ.

Инструменты: карандаши, ручки, линейки, химические приборы.

Материалы: тетради, карандаши, раздаточные материалы, кашпо для комнатных растений, почвенные пробы, коллекули химических средств защиты растений, набор сит и лотков.

Наглядные пособия: таблицы, плакаты, схемы, рисунки, коллекция химических средств защиты растений (муляжи).

Техническое оснащение: компьютер, CD - диски.












Литература для педагога


1.Габрилиян О.С. Химия 11 класс. - М.: Владос, 2001

2. Головкин Б.Н, Колобов Е.С., Котюченко Л.П. Все о комнатных растениях.- М.: Айрис-пресс, 2004.

3. Коренькова Д.А. Удобрения. Их свойства и способы применения. - М.: Колос, 1982.

4. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. - М.: Просвещение, 1984.

5. Санин М.А. Краткий справочник по ядохимикатам. - М., 1982.

6. Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. - М.: Химия, 1979.

7. Санин М.А. и др. Справочник агронома. - М.: Россельхозиздат, 1996.


Литература для обучающихся


  1. Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия. Учебник для 9 класса. - М.: Просвещение, 2004.

  2. Головкин Б.Н, Колобов Е.С., Котюченко Л.П. Все о комнатных растениях.- М.: Айрис-пресс, 2004.

  3. Андросова В.Г. и др. Внеклассная работа по химии в сельской школе. - М.: Просвещение, 1983.

  4. Хомченко И.Г. Краткий справочник по химии. - М.: Новая волна, 2006.

© 2010-2022