- Преподавателю
- Химия
- Программа дополнительного образования детей Химия вокруг нас
Программа дополнительного образования детей Химия вокруг нас
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Митракова Т.И. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа ДО
«Химия в сельском хозяйстве»
Учитель: Митракова Т.И.
Пояснительная записка
Программа «Химия в сельском хозяйстве» позволит познакомить обучающихся с основными понятиями и закономерностями агрохимии: питанием растений из почвы, методами анализа почв, удобрений, с применением химических препаратов.
Теоретической основой данной программы служат знания, полученные учащимися на уроках химии и биологии.
Цель программы: знакомство обучающихся с основами сельскохозяйственного производства, агрохимии.
Задачи:
-
Осуществить связь обучения основам химии с сельскохозяйственным трудом;
-
раскрыть учащимся основы агрохимических знаний и умений, необходимых для выполнения анализов почв и определения потребности растений с соблюдением требований техники безопасности;
-
познакомить обучающихся с современным сельскохозяйственным производством, его технологией и организационно-экономическими основами;
-
обучить практическим навыкам работы с удобрениями, их определению и нормам внесения в открытый и закрытый грунт.
Программа позволяет осуществлять связь знаний по основам химии с сельскохозяйственным трудом обучающихся. Основные пути приложения знаний и практических умений к их трудовой деятельности такие: выполнение заданий по анализу почв, удобрений, растений, участие в опытнической работе с минеральными удобрениями, физиологически активными веществами.
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 1 год обучения. Объем программы - 72 часа (один раз в неделю по два часа).
Методы, применяемы при обучении:
-
Пояснительно-иллюстративный.
-
Практический.
-
Экскурсионный.
-
Экспериментальный.
Основные формы организации учебных занятий: лекции, экспериментальные и практические работы, экскурсии, конференция.
Формы деятельности учащихся:
- фронтальные - при рассмотрении нового материала всему коллективу;
-индивидуальные - при выполнении докладов, рефератов, выступлений;
-групповые - при выполнении практических и экспериментальных работ.
Формы контроля достижений учащихся: выполнение и защита рефератов, выступление на конференции.
Виды контроля:
-
вводный; текущий (по данной теме);
-
рубежный (после изучения отдельного раздела, блока);
-
итоговый (в конце учебного года);
-
коллективный анализ ученических работ.
Возраст обучающихся - 14-17 лет.
Наполняемость групп - 4-6 человек. Она обусловлена тем, что на занятиях обучающиеся организуются в рабочие группы, которые выполняют специальные экспериментальные занятия. Задания содержат различный по уровню сложности материал и требуют индивидуальных способностей учащихся в той или иной области.
Учебно- тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
из них:
типовых занятий
практических занятий
1.
Введение. Химия в сельском хозяйстве. Роль химических элементов в питании растений
2
2
-
2.
Почва и почвоведение. Полевое обследование почвы.
12
4
8
3.
Минеральные удобрения и их применение
6
4
2
4.
Склад минеральных удобрений
4
-
4
5.
Определение удобрений. Правила обращения с ними. Условия хранения
8
2
6
6.
Химические средства защиты растений. Регуляторы роста.
12
2
10
7.
Уход за комнатными растениями. Субстраты для посадки растений
16
4
12
8.
Химизации сельского хозяйства в Пронском районе.
4
-
4
9.
Закладка опытов на школьном учебно-опытном участке по влиянию различных удобрений (азотных, фосфорных, калийных) на урожайность овощных и полевых культур
8
-
8
Итого: 72
18
54
Содержание программы
1. Введение. Химия в сельском хозяйстве. Роль химических элементов в питании растений (2 часа)
Задачи и план изучения данного курса. Понятие о науке агрохимии.
Понятия о химизации сельского хозяйства, высокоэффективных минеральных удобрениях, химических средствах защиты растений и технике безопасности при работе с удобрениями. Схема взаимодействия между растениями, почвой и удобрениями.
2. Почва. Почвообразование. Полевое обследование почвы (12 часов)
Основные понятия: почва и почвообразовательный процесс, типы почв, ее состав и некоторые свойства, способы воздействия человека на почву, поглотительная способность почв, состав почвы (по механическому и химическому).
Сложность состава почвенного раствора, содержащего различные катионы и анионы, водорастворимые органические вещества и газы.
Рельеф, характер почвенного покрова или выращиваемой культуры. Почвенный разрез, почвенные горизонты, глубина их залегания и мощность. Методы описания почвенных горизонтов (отмечая окраску, механический состав, развитие корневой системы растений в почве).
3. Минеральные удобрения и их применение (6 часов)
Основные понятия: органические и минеральные удобрения, азотные, калийные, фосфорные сложные удобрения:
-роль элемента в жизни растений. В состав каких веществ, составляющих организм он входит, какова биологическая роль;
-источники элемента для питания растений и поступления его в растение. В каких формах находятся элемент в природе;
-признаки голодания растений при недостатке в почве данного элемента, а также влияние на рост и развитие растений его избытка;
-меры рационального применения системы удобрений. Бережное отношение к минеральным удобрениям, их правильное и экономичное расходование. Предотвращение потерь удобрений.
4. Экскурсия. «Склад минеральных удобрений» (4 часа)
Занятие «Минеральные удобрения» необходимо дополнить экскурсией на склад минеральных удобрений. Здесь учащиеся знакомятся с видами удобрений, поступающими в хозяйство, условиями их хранения, транспортировки, механизацией погрузочно- разгрузочных работ, приготовление для внесения в почву. В беседе с агрономом выясняют нормы внесения под различные культуры и эффективность удобрений.
5. Экспериментальная работа. Определение удобрение (8 часов)
Провести качественные реакции на катионы и анионы, записать уравнения реакций в молекулярном, ионном и кратком ионном виде. Техника безопасности при работе с минеральными удобрениями.
6. Химические средства защиты растений. Регуляторы роста (12 часов)
Пестициды: нематоциды (для уничтожения круглых червей (нематод)), бактерециды (для борьбы с бактериальными болезнями растений), инсектициды (для борьбы с вредными насекомыми), зооциды (для борьбы с грызунами). Гербициды (для борьбы с сорными растениями), фунгициды (для борьбы с болезнями, вызываемыми грибами).
Требования, предъявляемые к пестицидам. Фитогормоны как регуляторы роста.
7. Уход за комнатными растениями. Субстраты для посадки растений (16 часов)
Основные понятия: освещение, влажность воздуха, полив растении,
температура, удобрение и подкормка растений.
Субстраты: торф, листовая земля, компостная земля, керамзит, хвойная земля, перегной, дерновая земля, кора, сфагновый мох, песок.
8. Урок-конференция «Химизации сельского хозяйства в Пронском районе» (4 часа)
Приглашаются представители сельскохозяйственного производства. Заслушиваются выступления, доклады, рефераты учащихся.
9. Экспериментальные работы. Закладка опытов на школьном учебно-опытном участке по влиянию различных удобрений (азотных, фосфорных, калийных) на урожайность овощных и полевых культур (8 часов)
Занятия проводятся на школьном учебно-опытном участке.
Требования к уровню подготовки обучающихся
После окончания обучения обучающиеся должны
знать:
-
понятие о науке агрохимии;
-
основные направления работы в области химизации сельского хозяйства;
-
знать виды почв Пронского района, их основные характеристики;
-
состав почвы, типы и свойства почв, способы воздействия человека на почву;
-
рельеф и характер почвенного покрова, выращиваемых культур;
-
виды и типы минеральных удобрений;
-
химические средства защиты растений, регуляторы роста;
-
правила ухода за культурными и комнатными растениями;
-
технику безопасности при работе с минеральными удобрениями;
уметь:
-
определять тип почвы, описывать почвенные горизонты;
-
определять тип органических и минеральных удобрений, применять их при удобрении почв;
-
записывать химические формулы, уравнения и реакции в молекулярном, ионном и кратком ионном виде;
-
ухаживать за культурными растениями, комнатными растениями.
Учебно-методическое обеспечение
и техническое оснащение
Оборудование: столы, стулья, доска настенная, шкафы, комплект оборудования школьной химической лаборатории для демонстрации химических экспериментов, площадка школьного учебно-опытного участка для проведения экспериментально-практических работ.
Инструменты: карандаши, ручки, линейки, химические приборы.
Материалы: тетради, карандаши, раздаточные материалы, кашпо для комнатных растений, почвенные пробы, коллекули химических средств защиты растений, набор сит и лотков.
Наглядные пособия: таблицы, плакаты, схемы, рисунки, коллекция химических средств защиты растений (муляжи).
Техническое оснащение: компьютер, CD - диски.
Литература для педагога
1.Габрилиян О.С. Химия 11 класс. - М.: Владос, 2001
2. Головкин Б.Н, Колобов Е.С., Котюченко Л.П. Все о комнатных растениях.- М.: Айрис-пресс, 2004.
3. Коренькова Д.А. Удобрения. Их свойства и способы применения. - М.: Колос, 1982.
4. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. - М.: Просвещение, 1984.
5. Санин М.А. Краткий справочник по ядохимикатам. - М., 1982.
6. Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. - М.: Химия, 1979.
7. Санин М.А. и др. Справочник агронома. - М.: Россельхозиздат, 1996.
Литература для обучающихся
-
Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия. Учебник для 9 класса. - М.: Просвещение, 2004.
-
Головкин Б.Н, Колобов Е.С., Котюченко Л.П. Все о комнатных растениях.- М.: Айрис-пресс, 2004.
-
Андросова В.Г. и др. Внеклассная работа по химии в сельской школе. - М.: Просвещение, 1983.
-
Хомченко И.Г. Краткий справочник по химии. - М.: Новая волна, 2006.