• Преподавателю
  • Химия
  • Урок химии в 12 классе по теме Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация

Урок химии в 12 классе по теме Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация

Раздел Химия
Класс 12 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок химии

в 12 классе по теме «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация»

Составила учитель химии О. В. Ерасова.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Вечерняя (сменная) школа № 9»

г. Ульяновск



Урок химии в 12 классе


Тема урока. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.

Цели урока:


Обучающие:


  1. Закрепить и углубить знания учащихся об основных понятиях теории электролитической диссоциации;

  2. Совершенствовать умение учащихся применять знания теории электролитической диссоциации на практике;

  3. Закрепить умения составлять реакции диссоциации кислот, солей, оснований;

  4. Показать универсальность теории электролитической диссоциации, то есть её применимость, как для неорганических, так и для органических веществ.

Развивающие:


  1. Развивать доказательную речь, умения использовать химическую терминологию;

  2. Проводить наблюдения и описывать химический эксперимент.

Воспитательные:


  1. Развивать трудолюбие, аккуратность (ведение записей в тетрадях), терпимое отношение к ошибкам других людей;

  2. Развивать нравственные и экологические устои личности.

  3. Развивать коммуникативные умения.

Оборудование:


  1. Доска;

  2. Мультимедийное оборудование;

  3. Экран;

  4. Компьютерный диск «Виртуальная лаборатория. 8 - 11 классы);

  5. Таблица растворимости кислот, оснований, солей;

  6. Компьютерные слайды для закрепления и проверки знаний учащихся;

  7. Индивидуальные карточки-задания у учащихся на партах;

  8. Видеоролик «Как происходит диссоциация»;

  9. Карточки с дозированной помощью;

  10. Учебник Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. Химия 11 класс.

  11. Учебник Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. Химия 9 класс.

Оформление доски:

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.


План урока:


  1. Организация начала урока………………………………..2 мин.;

  2. Актуализация знаний…………………………………….. 6 мин.;

  3. Изучение нового материала……………………………....24 мин.;

  4. Этап проверки понимания и закрепления знаний……… 6 мин.;

  5. Подведение итогов на рефлексивной основе……………2 мин.












Ход и содержание урока:


I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку. (слайд 1).

II. Подготовительный этап. Актуализация знаний

  1. Учитель: «Дождливый день. На остановке троллейбуса люди складывают зонтики и заходят в салон. Вот один из них поставил ногу на ступеньку и тут же отпрянул: «Ой, током бьет!»

Как же ток добрался до пассажира? (слайд 2).

- Ответы учащихся

Какие исследования в 1837 году, в Лондоне в лаборатории Королевского института проводили два учёных: Гемфри Деви и Майкл Фарадей?

- Они начали исследования в области электричества и ввели понятия, которыми мы пользуемся до сих пор. Вспомним их. (слайд 3).

Тест №1. «Закончи предложение одним словом» (По цепочке на местах заканчивают предложение прямо на карточках-заданиях).

1. Положительнозаряженный электрод - …(анод).

2. Отрицательнозаряженный электрод - …(катод).

3. Направленное движение заряженных частиц - …(электрический ток).

4. Положительнозаряженные частицы -…(катионы).

5. Отрицательнозаряженные частицы -…(анионы).

6. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…(диссоциация). (слайд 4).


  1. Постановка цели занятия перед учащимися.

Учитель: В 9 классе вы подробно изучили тему «Теория электролитической диссоциации», однако в 12 классе необходимо все знания, полученные ранее систематизировать, дополнить, научиться применять не только на уроке, но и в жизни. Знания этой темы относятся к основным знаниям курса общей химии.

Какова цель нашего урока?

- Закрепление знаний по теории электролитической диссоциации, повторение основных понятий и терминов. (слайд 5).

Учащиеся записывают тему урока в тетради:

«Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация».

Прочитать план урока на экране. (слайд 6).

III. Рассмотрение нового материала урока.

1. Электролиты и неэлектролиты.

Учитель: Деви и Фарадей проводили опыты по определению электропроводности растворов, используя специальный прибор, модель которого представлена на слайде №7. Если вещество проводит ток, то лампочка загорается, если не проводит - не загорается. (слайд 7).

На основании эксперимента (демонстрация диска), проделанного с использованием установки для демонстрации проводимости электрического тока, еще раз убеждаемся, что существуют вещества, растворы которых проводят электрический ток - это электролиты и вещества, растворы который не проводят электрический ток - это неэлектролиты.

Обучающиеся записывают в тетради определения:

  1. Электролиты - это вещества, растворы которых проводят электрический ток.

Неэлектролиты - это вещества, растворы который не проводят электрический ток.

(слайд 8).

Учитель: Электрический ток проводят вещества, у которых есть свободно движущиеся частицы. Какие вещества, кроме электролитов проводят ток? (металлы)

Металлы проводят ток, потому что обладают свободными электронами. Следовательно, в растворах электролитов тоже есть частицы, которые проводят электрический ток. Какие?

Учащиеся должны догадаться, что в соединениях с ионной связью такими частицами являются ионы.

При растворении веществ с ионной кристаллической решеткой происходит разрушение кристаллической решетки, и ионы становятся свободными, т.е способными к перемещению. Поэтому водные растворы проводят электрический ток. (слайд 9).

Демонстрация видеоролика «Как происходит диссоциация». (слайд 10).

Самостоятельная работа с текстом, расположенном на рабочем столе учащихся (приложение 1)

Задание: Изучить текст в течение 5-7 минут. Занести новые понятия в графу 1 таблицы (приложение 2). (слайд 11 - 12).

Ответить на вопросы к тексту.

Приложение 1

Диссоциация электролитов на ионы.

В процессе электролитической диссоциации (распаде электролитов на ионы) большую роль играют молекулы воды. Между атомами водорода и кислорода имеются расположенные под углом около 1050 ковалентные сильнополярные связи. Поэтому молекулы воды полярны и представляют собой диполи: Урок химии в 12 классе по теме Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация

При растворении в воде веществ с ионной связью, например хлорида натрия, молекулы воды притягиваются своими отрицательными полюсами к положительно заряженным ионам натрия, а положительными полюсами - к отрицательно заряженным хлорид-ионам. В результате связь между ионами ослабляется, и кристаллическая решетка разрушается (рис.1). Таким образом, все ионы в растворе связаны с молекулами воды. Такие ионы называются гидратированными, а процесс их образования гидратацией. Положительно заряженные ионы называются катионами, а отрицательно заряженные - анионами. Урок химии в 12 классе по теме Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация Урок химии в 12 классе по теме Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация

Рис.1. Диссоциация NaCl Рис.2. Диссоциация HCl

При растворении в воде веществ с ковалентной сильнополярной связью, например хлороводорода, происходит изменение характера химической связи. Под влиянием полярных молекул воды ковалентная полярная связь превращается в ионную. Затем ионная связь разрывается и в раствор переходят гидратированные ионы водорода (Н3О+-ион гидроксония) и хлорид-ионы (рис.2).

При расплавлении электролитов усиливаются колебательные движения частиц за счет увеличения их энергии, что приводит к ослаблению связи между ними. В результате чего разрушается кристаллическая решетка.

Для количественной характеристики ЭД используют понятие степень ЭД (α), которая равна отношению числа молекул, распавшихся на ионы к общему числу растворенных молекул. Она измеряется в долях от единицы или в %.

В зависимости от значения степени ЭД электролиты бывают:

- сильные (α →100%): HCl, HNO3, H2SO4, HВr, HI, щелочи, почти все соли;

- слабые (α →0%): H2S, H2CO3, H2SO3, H2SiO3, органические кислоты, нерастворимые основания , гидроксид аммония.

Вопросы:

1. Как вы думаете, будут ли электролиты диссоциировать на ионы при растворении их в керосине?

2. Назовите основные причины диссоциации электролитов на ионы при растворении их в воде и расплавлении.

3. В чем отличие диссоциации веществ с ковалентной полярной связью от диссоциации веществ с ионной связью? (слайд 13).

Приложение 2

Основные понятия ТЭД

Основные положения ТЭД

Электролиты и неэлектролиты

Электролитическая диссоциация

Диполь, Гидратированный ион

Гидратация

Катионы и анионы

Степень ЭД

Слабые и сильные электролиты

2. Первичная проверка понимания.

Задание: запишите в два столбца электролиты и неэлектролиты:

HCI, NaNO3, BaSO4, AI2(SO4)3,AgCI,H2SO4,KOH. (слайд 14).

3. Организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу. (слайд 15).

Среди электролитов важное место занимают кислоты, основания и соли.

Задание: Работая с учебником обучающиеся записывают определения кислот, оснований, солей в тетради (учебник 9 класса с. 10 - 11)

- Кислоты - это электролиты, диссоциирующие в водной среде с образование ионов водорода.

- Основания - электролиты, диссоциирующие в водной среде с образованием гидроксид-ионов.

- Соли - электролиты, диссоциирующие в водной среде на катионы металлов и анионы кислотных остатков.

Задание: составить на доске и в тетради схемы диссоциации кислот, солей, оснований, дать определение им как электролитам:

а) K2SO4→ б) AlCl3→ в) NaOH→ г) Ca(OH)2→ д) HCl → е) HNO3

(слайд 16 - 18).

Учитель: Объяснение ступенчатой диссоциации многоосновных кислот у доски.

Обучающиеся составляют в тетради формулы и схему ступенчатой диссоциации ортофосфорной кислоты, гидросульфата натрия. (слайд 19).

Первичная проверка: выполнение заданий:

1) Диссоциация по трем ступеням возможна в растворе:

а) Хлорида алюминия

б) Нитрата алюминия

в) Ортофосфата калия

г) Ортофосфорной кислоты. (слайд 20).

4. Творческое применение и добывание знаний.

Задание. Запишите уравнения диссоциации следующих электролитов: гидрооксида натрия, сульфата натрия, сульфата аммония, фосфорной кислоты, нитрата алюминия. (слайд 21).

Задание. Пользуясь таблицей растворимости приведите примеры четырех веществ, которые в растворах образуют нитрат- ион. Запишите уравнения диссоциации этих веществ. (слайд 22).

5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Учитель: (слайд 23 - 24).

На основании изученного в 9 классе (учебник с. 8 - 9), и изложенного на этом уроке, необходимо сформулировать основные положения теории электролитической диссоциации и записать их в графу 2 таблицы (приложение 2):

  1. Диссоциация электролитов происходит под действием полярных молекул растворителя;

  2. Диссоциация - обратимый процесс;

  3. Диссоциирующие молекулы распадаются на катионы - положительно заряженные частицы и анионы - отрицательно заряженные частицы;

  4. Суммарный заряд всех катионов равен суммарному заряду всех анионов;

  5. Под действием электрического тока в растворах электролитов начинается направленное движение ионов, катионы двигаются к катоду, а анионы - к аноду;

  6. Диссоциация многоосновных кислот и многокислотных оснований происходит ступенчато.

Приложение 2

Основные понятия ТЭД

Основные положения ТЭД

Электролиты и неэлектролиты

Электролитическая диссоциация

Диполь, Гидратированный ион

Гидратация

Катионы и анионы

Степень ЭД

Слабые и сильные электролиты


  1. Диссоциация электролитов происходит под действием полярных молекул растворителя;

  2. Диссоциация - обратимый процесс;

  3. Диссоциирующие молекулы распадаются на катионы - положительно заряженные частицы и анионы - отрицательно заряженные частицы;

  4. Суммарный заряд всех катионов равен суммарному заряду всех анионов;

  5. Под действием электрического тока в растворах электролитов начинается направленное движение ионов: катионы двигаются к катоду, а анионы - к аноду;

  6. Диссоциация многоосновных кислот и многокислотных оснований происходит ступенчато.

IV. Первичная проверка понимания и закрепления знаний.

1. Тест. (слайд 25).

1.Анион- это……

а) ион водорода б) атом серы в) сульфат- ион

2.Катион- это……

а) ион натрия б) нитрат- ион в) атом серы

3.Формула вещества, образующего при диссоциации карбонат- ион

а) СО2; б) К2СО3; в) СаСО3

4.Выпишите формулы сильных кислот

а) КОН, NaOH; б) HCI, HNO3; в) Н3РО4, Н2S.

2. Вывод по уроку:

Учитель: Сегодня мы с вами закрепили и дополнили знания по теме «Электролитическая диссоциация», повторили основные термины и понятия по этой теме (приложение 2). (слайд 26).

V. Подведение итогов. Рефлексия. (слайд 27 - 28).

1.Итог урока: «Сами трудясь, вы сделаете многое для себя и для близких, а если в труде успеха не будет, будет неудача, не беда попробуй еще». Д. И. Менделеев.

2.В заключение - рефлексивный тест.Урок химии в 12 классе по теме Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация

1. Узнал(а) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. Было над чем подумать.

4. На возникшие вопросы я получил(а) ответ.

5. Поработал(а) добросовестно, цель достигнута.

На доске два рисунка с рожицами (с улыбкой и без). Предлагается выбрать вариант ответа в рефлективном тесте и зарисовать рисунок рожицы, который отражает отношение ученика к проведенному уроку на листах.

Учитель благодарит обучающихся за работу на уроке, комментирует полученные оценки за урок. (слайд 29).

© 2010-2022