Из опыта работы с одаренными детьми

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Городской конкурс педагогического мастерства

«Инновация. Индивидуальность. Интерес»


Номинация

«Лучший педагог, работающий с одаренными детьми»








Жмакина Марина Владимировна,

учитель химии МАОУ СОШ №32 города Тюмени









Тюмень, 2013г.

Содержание

Пояснительная записка

3

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

3

Принципы построения программы

6

Этапы реализации программы

7

Методическое обеспечение работы с одаренными детьми

8

Ожидаемые результаты

9

Основные мероприятия программы

10

Основные формы внеурочной деятельности, направленной на развитие способностей обучающихся

12

Работа классного руководителя с одаренными и талантливыми детьми

14

Алгоритм работы с одаренными и талантливыми детьми

15

Мониторинг работы педагога с одаренными и талантливыми детьми

19

Информация о презентации опыта работы педагога

24

Диагностический инструментарий

24

Приложения

Методика диагностики одаренности школьников

Методика оценки общей одаренности

Методика «Карта одаренности»

Графическое представление результатов диагностики

Банк одаренных и талантливых детей 9А класса

Образец индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка

Карта личностного роста обучающегося

Рейтинг обучающихся

Календарно-тематическое планирование по химии в 11 классе

Публикации педагога и обучающихся









Пояснительная записка


Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Выявление, поддержка и социализация одаренных и талантливых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.

Главным ориентиром в постановке целей и задач Программы работы с одаренными и талантливыми детьми являются цели государственной политики в области образования, которые определены в следующих документах:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Программа развития МАОУ СОШ №32 города Тюмени на 2010-2015гг.

Успешное решение задач развития детской одаренности возможно только при объединении усилий семьи, школы и других социальных институтов.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Таким образом, проблема одаренности как комплексная проблема состоит из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.

Другая проблема - педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими,

очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Одаренные дети:

° имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

° имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

° испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Все дети с рождения наделены определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие не востребованности.

Таким образом, для того чтобы способности человека успешно развивались, необходимо соблюдение следующих условий:

  • как можно более раннее и полное выявление всех задатков, имеющихся у ребенка с рождения;

  • активное включение ребенка в те виды деятельности, в которых соответствующие способности формируются и развиваются;

  • включение ребенка в разноплановые виды деятельности, в которых у него одновременно могут формироваться и развиваться разные способности;

  • наличие психологических и педагогических педагогов, которые сами обладают высокоразвитыми способностями соответствующего типа;

  • использование современных развивающих методов и средств обучения;

  • стимулирование развития способностей через мотивацию развивающей эти способности деятельности.

Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями в условиях опережающего развития образования.

Основные задачи:

  • реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств;

  • создание системы работы педагога с одаренными и талантливыми обучающимися;

  • изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности;

  • внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

  • создание банка данных «Одаренные и талантливые дети»;

  • создание портфолио одарённых и талантливых детей.

Принципы построения программы


  1. принцип единства образовательной и воспитательной среды;

  2. принцип максимального разнообразия предоставленных

возможностей для развития личности;

  1. принцип индивидуализации - учет индивидуальных возможностей, способностей каждой конкретной личности;

  2. принцип создания условий для совместной работы учащихся при

минимальном участии учителя;

  1. принцип мотивированности - готовность родителей к восприятию той информации, которую готовит для него педагог.


Этапы реализации программы


Этап

Мероприятия программы

2010-2011 учебный год

  • Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов

  • Создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации проекта

  • Диагностика склонностей учащихся

  • Создание банка одаренных и талантливых детей

  • Участие в предметных олимпиадах, конкурсах, проектных мероприятиях

  • Описание системы работы с одаренными учащимися

  • Разработка Программы «Одаренные дети»

  • Создание банка интеллектуальных и творческих заданий

2011-2012 учебный год

  • Диагностика склонностей учащихся

  • Отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными и талантливыми детьми

  • Участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях

  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися

  • Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов

  • Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников

2012-2013

учебный год

  • Диагностика склонностей учащихся

  • Участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися

  • Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов

  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными и талантливыми детьми

  • Мониторинг личных достижений учащихся, внедрение в практику работы рейтинга учащихся

  • Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми

  • Определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении

  • Создание портфолио учащихся

Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися


Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

  1. Нормативно-правовое обеспечение:

    • Положение о НОУ

    • Положение о проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

    • Положение о проведении предметной недели (декады)

  2. Программное обеспечение (авторские программы спецкурсов, элективных курсов и т.п.).

  3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, литературы по работе с одаренными детьми )

  4. Издание материалов, иллюстрированных отчетов

  5. Сайт школы school32.tymen-edu.ru

  6. Личный сайт zmakina.edu-sites.ru

  7. Личная страничка на proshkolu.ru

Организационно-методическое обеспечение

  1. Повышение квалификации педагога через систему школьных и городских тематических семинаров

  2. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе

  3. Изучение опыта работы педагогов школы по данному направлению

  4. Мониторинг работы педагога с одаренными детьми

Ожидаемые результаты:

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися;

  • Создание базы для развития одаренности и таланта учащихся в современных условиях общеобразовательной школы;

  • Совершенствование форм работы с одаренными и талантливыми детьми;

  • Формирование банка данных «Одаренные и талантливые дети», включающего в себя сведения о детях с различными типами одаренности;

  • Использование систем диагностик для выявления и отслеживания различных типов одаренности;

  • Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы;

  • Повышение квалификации педагога;

  • Обобщение и систематизация материалов, распространение опыта работы педагога.

Показатели эффективности реализации программы работы

с одаренными детьми:

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;

  2. Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

  3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;

  4. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;

  5. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

Основные мероприятия программы

• Разработка программы поиска, выявления и поддержки одаренных детей, обновление банка данных

• Организация и проведение интеллектуальных и творческих конкурсов и т.д.

• Организация научно - исследовательской деятельности обучающихся

• Участие в городских, региональных, российских конкурсах

• Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, средствами школьных, муниципальных, региональных СМИ.

Основной задачей в работе с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих. Развитие способностей происходит не только в урочное, но и в неурочное время.


Работа с одаренными и талантливыми детьми

конкурсы

Олимпиады

  • Научно-практические конференции

Из опыта работы с одаренными детьмиИз опыта работы с одаренными детьми

экскурсии

Из опыта работы с одаренными детьмиИз опыта работы с одаренными детьми

Информационные технологииИз опыта работы с одаренными детьми

индивидуальный подходИз опыта работы с одаренными детьми

предметные кружкиИз опыта работы с одаренными детьми

Из опыта работы с одаренными детьмиИз опыта работы с одаренными детьми

  • дифференцированное обучениеИз опыта работы с одаренными детьми

  • консультации

Из опыта работы с одаренными детьми

  • дополнительные занятияИз опыта работы с одаренными детьми

  • Исследовательская деятельностьИз опыта работы с одаренными детьми

Нестандартные формы урокаИз опыта работы с одаренными детьми

  • Из опыта работы с одаренными детьми

    Индивидуальные образовательные траекторииИз опыта работы с одаренными детьми

Из опыта работы с одаренными детьмиИз опыта работы с одаренными детьми

Интеллектуальные игры

Многопрофильная школа

  • Сотрудничество с образовательными учреждениями, ВУЗами

На уроках можно использовать следующие формы работы с одаренными детьми:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике дифференцированного обучения;

  • проведение нестандартных форм урока, творческие мастерские;

  • работа по индивидуальным образовательным маршрутам;

  • использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, виртуальные лаборатории, тестирование, электронная энциклопедия);

  • выполнение учеником роли учителя.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности, направленной на развитие способностей обучающихся:

Форма

Задачи

Элективные курсы:

«Химия человека. Металлы»

(9 класс),

«Решение химических задач повышенной сложности» (10-11 кл.)

  • учет индивидуальных возможностей учащихся

  • повышение степени самостоятельности учащихся

  • Расширение познавательных возможностей учащихся

  • формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности

Ученическая конференция

  • развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой

  • обобщение и систематизация знаний по предмету

  • формирование информационной культуры учащихся

Предметная неделя (декада)

  • представление широкого спектра форм внеурочной деятельности

  • повышение мотивации учеников к изучению образовательной области

  • развитие творческих способностей учащихся

Научное общество учащихся «Эврика»

  • привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности

  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований

Предметный кружок «Вещества в моем доме»,

дополнительные образовательные услуги «Химия и производство»

  • Развитие творческих способностей учащихся

  • содействие в профессиональной ориентации

  • самореализация учащихся во внеклассной работе

Экскурсии

расширение кругозора обучающихся

Сессии для одарённых детей в многопрофильной школе для одарённых детей на муниципальном и региональном уровнях

• формирование ключевых предметных компетенций

• углубление знаний по предмету

• формирование исследовательской деятельности

Педагог должен работать с одаренными и талантливыми детьми не только как учитель-предметник, но и развивать способности обучающихся как классный руководитель. Так, в работе с классным коллективом, классный руководитель способствует развитию творческой одаренности обучающихся, лидерских качеств.


Работа классного руководителя с одаренными и талантливыми детьми:

Диагностика одаренности

Из опыта работы с одаренными детьми

Составление рекомендаций обучающимся, родителям по организации внеурочной занятости (выбор кружков, секций)

Из опыта работы с одаренными детьмиИз опыта работы с одаренными детьмиИз опыта работы с одаренными детьми

Развитие творческого потенциала учащихся:

Мотивирование одаренных обучающихся на участие в конкурсах, мероприятиях творческого характера:

фотоконкурсы, конкурс социальных плакатов, конкурсы рисунков, конкурс «Таланты без границ», конкурс сочинений, конкурс «Читатель года», конкурс «Учение года» и т.д.


Развитие менеджерского (лидерского) потенциала учащихся:

участие в органах классного самоуправления;

участие в органах школьного самоуправления;

участие в различных акциях;

«Роза ветров»;

Конкурс «Лидер ученического самоуправления» и т.д.

Развитие спортивного (физического) потенциала учащихся:

участие в школьной спартакиаде учащихся;

участие в спортивных соревнованиях класса, школы


Алгоритм работы с одаренными и талантливыми детьми

Все дети обладают разными интеллектуальными способностями. Как необходимо построить свою работу, чтобы продолжать развивать их способности? Предлагается следующий разработанный алгоритм работы с одаренными и талантливыми детьми:

1 диагностика одаренности обучающихся (Приложение 1);

2. диагностика родителей (Приложение 2);

3. графическое представление результатов диагностики (Приложение 3);

4. составление банка данных детей, обладающих различными типами одаренности ;

5. распределение обучающихся на группы по типу одаренности (Приложение 4);

6. разработка индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) для одаренных и талантливых детей (Приложение 5);

7. мониторинг развития одаренных и талантливых детей на основе разработанной «Карты личностного роста обучающегося» (Приложение 6);

8. корректировка ИОМ одаренных и талантливых детей;

9. составление рейтинга одаренных и талантливых детей (Приложение 7).

Разработанный алгоритм удобен в работе, позволяет проследить рост каждого ребенка и наметить пути его дальнейшего продвижения.

Рассмотрим его в действии.

1.Диагностика может проводиться как классным руководителем, так и учителем-предметником. Поскольку почти каждый учитель-предметник является классным руководителем, то результаты диагностики используются комплексно. Учитель-предметник выявляет одаренных детей в своей предметной области. Классный руководитель определяет тип одаренности каждого обучающегося в коллективе. Диагностика родителей позволяет скорректировать полученные результаты. Результаты диагностики будут более объективны, если отметки независимо друг от друга поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

2.Графическое представление полученных результатов. Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) откладываются на графике (методика оценки общей одаренности).

Полухина Алена, 9А класс



Из опыта работы с одаренными детьми







Идеальный результат - правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.

3.Графическое представление результатов позволяет определить тип одаренности обучающихся, создать банк одаренных и талантливых детей (Приложение 4).

Полухина А.

Из опыта работы с одаренными детьми

Классный руководитель определяет направление дальнейшего развития обучающихся, т.е. разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут для учащегося (Приложение 5).

5.Развитие обучающегося можно легко отследить по «Карте личностного роста», которая представлена в виде спайдер-диаграмм.

Из опыта работы с одаренными детьми

Из опыта работы с одаренными детьми

Функции « Карты личностного роста обучающегося»

Функция карты

Развиваемые качества у обучающегося

  1. Воспитательная функция

-потребность к самообразованию

-самоконтроль

-конкурентноспособность

  1. Активизирующая

- самокритичность

-рефлексия

-предметные знания

Развивающая

-ответственность

-коммуникабельность

-системное мышление

Аналитическая

-целеполагание

-целеустремленность

-количественная оценка

Мотивирующая

-стремление к успеху

-внешняя оценка

-общественное признание

6. Используя «Карту личностного роста обучающегося», можно составить рейтинг одаренных и талантливых детей как по предмету (для учителя-предметника), так и по различным типам одаренности по классу в целом. Возможность построения рейтинга легко реализуется с помощью стандартного пакета MS-Office (Приложение 7)

Из опыта работы с одаренными детьми






Мониторинг работы педагога с одаренными и талантливыми детьми


  1. Рост числа учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах областного и всероссийского уровней

Показатель

2010/2011

2011/2012

2012/2013

Количество участников и победителей предметных олимпиад:

- областных

Олимпиада УрФО -4/3:

Жмакин И.Ю.(9а)-высшая лига,

Полухина А.И. (9а)-высшая лига, Юртаева А.Р.(9а)- высшая лига,

Аргат С.В.(8а) -премьер лига

Из опыта работы с одаренными детьми

региональный (III) этап Всероссийской олимпиада школьников - 1/1: Ярунов И.А.(9а) - 3 место;

Из опыта работы с одаренными детьми

олимпиада «Менделеев» - 1/0: Ярунов И.А. (9а) - 6 место;

олимпиада УрФО-4/3:

Азисова Э.А. (9а)-высшая лига,

Аргат С.В.(9а) -высшая лига,

Сафронова С.С. (8а)-высшая лига,

Шебзухова К. А. (8а)-премьер-лига,

Николаева Д.В. (8б)-премьер-лига

Олимпиада УрФО - 5/3:

Сафронова С.С. (9а) - высшая лига,

Азисова Э.А. (10а) - высшая лига,

Аргат С.В.(10а) - высшая лига

Николаева Д.В.(9б) - премьер-лига,

Сиволап Е.Н.(9б) -премьер-лига,

Шебзухова К.А.(9а)- премьер-лига,

Олимпиада «Менделеев» -2/0: Сафронова С.С.(9а), Азисова Э.А.(10а)

- всероссийских

-

I Всероссийская олимпиада по предметам - 1/0: Сафронова С.С. (8а)

II Всероссийская олимпиада по предметам -4/0:

Жмакин И.Ю.(11а) - 8 м;

Аргат С. В.(10а), Сиволап Е.Н.(9б), Шебзухова К.А. (9а)

Из опыта работы с одаренными детьми


  1. Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по предмету (проектов, исследований и др.)


Показатель

2010/2011

2011/2012

2012/2013

Количество участников творческих работ:

муниципальный уровень

НПК «Шаг в будущее» - 1 (3 место)

Из опыта работы с одаренными детьми

Конкурс проектов по энергосбережению -1 (2 место)

Из опыта работы с одаренными детьми

НПК «Ломоносовские чтения» -2 (1 место)

Из опыта работы с одаренными детьми

областной уровень

НПК при ТГУ «Экология жизненного пространства» - 2:

Полухина А.И. (9а кл.) - 3 место, исследовательская работа «Обнаружение нитратов в пищевых продуктах»,

Юртаева А.Р. (9а кл.), исследовательская работа «Влияние автомобильного транспорта на качество воздуха с.Антипино»

Из опыта работы с одаренными детьми

НПК «Шаг в будущее» - 1: Жмакин И.Ю. (10а кл), проект «Использование графического способа при решении теоретических и практических химических задач»,

НПК при ТГУ «Экология жизненного пространства» - 2:

Чернов В.С. (10а кл) -3 место, исследовательская работа «Исследование качества соков»,

Юртаева А.Р. (10а кл.), исследовательская работа " Мониторинг воды с.Антипино»

НПК при ТГУ «Экология жизненного пространства» - 1:

Полухина А.И. (11а кл), исследовательская работа «Получение красителей из природных материалов»;

НПК при ТНГУ «Техлидер» - 1: Жмакин И.Ю.(11а), проект «Проблемы энергосбережения» -поощрительный приз,

НПК при ТНГУ

Из опыта работы с одаренными детьми

«Инжиниринг-мастер»: Жмакин И.Ю., проект «Бытовые фильтры»


  1. Использование различных форм внеурочной деятельности по учебному предмету (кружки, факультативы, предметные недели, праздники и т.д.)

2010/2011

2011/2012

2012/2013

Элективный курс «Химия в быту» (9-е кл.) - 10 человек;

Из опыта работы с одаренными детьми

Кружок «Вещества в моем доме» (8-11кл) - 15 человек;

декада естественно-математических наук: конкурс «Химический хоккей» (8-е екл.) - 20 человек

Из опыта работы с одаренными детьми

Кружок «Вещества в моем доме» - 15 человек;

Из опыта работы с одаренными детьми

Элективный курс «Химия в быту» (9-е кл.) - 15 человек;

Из опыта работы с одаренными детьми

Элективный курс «Химия в быту»

(9-е кл.)

Праздник «Посвящение в химики», 8-е классы (40 человек);

Из опыта работы с одаренными детьми

Тематический вечер (8-е кл.) «Чудо природы - вода» - 30 человек

Кружок «Химия человека. Металлы» -20 человек

Факультатив «Химия и производство» - 10 человек,

Декада естественно-математических наук:

Из опыта работы с одаренными детьми

КВН «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева» - 9 классы (40 человек),

тематический вечер (8-11 кл): «Ломоносов - великий сын России» - 50 человек;

«Химическое лото» (8-е кл.) - 20 человек

Конференция:

Из опыта работы с одаренными детьми

Из опыта работы с одаренными детьми


  1. Результаты работы классного руководителя по развитию одаренности обучающихся

2010/2011

2011/2012

2012/2013

Муниципальный тур:

1)Конкурс стихов собственного сочинения, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне: Долгополова С.Р.(9а) - 2 место, Просверенникова Ю.А.(9а) - 1 место.

Поливода А.М.(9а) - 4 место;

Из опыта работы с одаренными детьми

2)конкурс театральных афиш - Просверенникова К.А. (9а) - 3 место;

3)конкурс презентаций о своей семье, посвященный Дню семьи: Зыкин М.Г. (9а), Огнев Н.Д. (9а);

Из опыта работы с одаренными детьми

4)отборочные соревнования КВН по Ленинскому АО города Тюмени -9а (15 человек);

5)отборочные игры «Что? Где? Когда?» (9а-6 человек);

6)интернет-викторина «Виртуальная зарница» (9а - 10 человек)

7)конкурс проектов «Озеленение пришкольной территории»: Федорова Н.С.(9а) -2 место;

8)конкурс-ярмарка «Птица счастья» - Сафронова Н.С.(9а) - 1 место

Муниципальный тур:

Из опыта работы с одаренными детьми

1)Конкурс «Самый читающий класс» в

рамках проведения

«Года чтения»

(10а кл -24 человека)

- 2 место,


2)Конкурс «Читатель года» в рамках проведения «Года чтения»: Чернов В.С. (10а кл.) - 1 место, Сафронова Н.С. (10а кл.) - 3 место

Из опыта работы с одаренными детьмиИз опыта работы с одаренными детьми

3)Конкурс эссе в рамках конкурса сценариев классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию: Сафронова Н.С. (10а кл.) - 3 место,

4)Конкурс - смотр почетных караулов (10 а кл.),

Из опыта работы с одаренными детьми

5)Конкурс социальных плакатов: Сафронова Н.С. (10а) - 3 место,

Областной уровень:

1)Фестиваль старшеклассников «Фесташка» при ТНГУ: Кобелина И.В.(10а кл.) - 2 место номинация «Эстрадный танец», Сафронова Н.С.(10а кл.) - 3 место фотоконкурс,

2)Конкурс «Университет и регион»: Сафронова Н.С. (10а) - 2 место, Чернов В.С. (10а) - 2 место

Из опыта работы с одаренными детьмиИз опыта работы с одаренными детьми

Всероссийский уровень:

1)Участники телемоста Тюмень - Санкт-Петербург «Россия как открытая система»

Из опыта работы с одаренными детьми

Муниципальный тур:

Из опыта работы с одаренными детьми

Из опыта работы с одаренными детьми

отборочные игры «Что? Где? Когда?» (11а-6 человек);


Областной уровень:

Фестиваль старшеклассников «Фесташка» при ТНГУ: Кобелина И.В.(11а кл.) - 2 место номинация «Эстрадный танец», Чернов В.С. (11а кл.) - номинация «Лидер ученического самоуправления;

Конкурс сочинений «Библиотека и информация в моей жизни»: Чернов В.С. (11а) - лауреат, Сафронова Н.С. (11а) - лауреат;

Акция «Отдохни перед ЕГЭ»: Чернов В.С. (11а) - призер, Жмакин И.Ю. (11а) - призер


Из опыта работы с одаренными детьми

Участие в традиционных школьных мероприятиях:

Конкурс «Ученик года»

Из опыта работы с одаренными детьми

Праздничные концерты

Из опыта работы с одаренными детьми

Коллективно-творческие дела

Из опыта работы с одаренными детьми


  1. Результаты ЕГЭ, ГИА по химии (наличие высокобальников)

2011-2012

2012-2013

ГИА

100 баллов - Сафронова С., 9а

ЕГЭ

95баллов - Азисова Э., 11а








Информация о презентации опыта работы

  1. «Подготовка к ЕГЭ: Использование графического метода при решении теоретических и практических химических задач», ГИМЦ 2012

  2. «Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии», Сборник работ международной заочной научно-практической конференции «Современные тенденции в образовании и науке», ч.4. 2012г, г.Тамбов

  3. Химия человека. Металлы. Программа элективного курса по химии, ГИМЦ, 2009

  4. Работа с одаренными детьми на уроках химии. // festival.1september.ru

  5. Рекомендации родителям по развитию творческих способностей детей. // proshkolu.ru

  6. Задания повышенной трудности по химии.// zmakina.edu-sites.ru


Диагностический инструментарий


1. Методика оценки общей одаренности. А.И. Савенков

2. Методика «Карта одаренности». А.И. Савенков

3. Анкета «Определение уровня познавательной потребности. В.С. Юркевич

4. Опросник креативности Дж. Рензулли

5. Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна.

6. Тест Д. Векслера.

7. Тест Р. Амтхауэра.

8. Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.)

9. Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, 5-7 кл.),

10. Методика «Школьный тест умственного развития»

Приложение 1

Методика диагностики одаренности школьников

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

 математика и информатика (1-й столбец листа ответов);

 гуманитарная сфера (2-й столбец);

 художественная деятельность (3-й столбец);

 физкультура и спорт (4-й столбец);

 коммуникативные интересы (5-й столбец);

 природа и естествознание (6-й столбец);

 труд по самообслуживанию (7-й столбец).

Анкета для учащихся

Запишите свои имя и фамилию ___________________________________

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нра-вится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.

Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»

1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.

2. Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.

3. Петь, музицировать.

4. Заниматься физкультурой.

5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.

6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.

7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

8. Собирать технический конструктор.

9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.

10. Самостоятельно рисовать.

11. Играть в спортивные, подвижные игры.

12. Руководить играми детей.

13. Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

14. Ходить в магазин за продуктами.

15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.

16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.

20. Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).

21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.

22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.

23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).

24. Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).

27. Ухаживать за домашними растениями.

28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).

29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.

30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

31. Участвовать в постановке спектаклей.

32. Заниматься спортом в секциях и кружках.

33. Помогать другим людям.

34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения.

35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов

1 2 3 4 5 6 7

8 9 10 11 12 13 14

15 16 17 18 19 20 21

22 23 24 25 26 27 28

29 30 31 32 33 34 35


Приложение 2

Методика оценки общей одаренности

Инструкция: «Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: 5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения; 4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко; 3 - оцениваемое и противоположное свойство личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; 2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому; 1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности; 0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею)».

1. Любознательность (познавательная потребность). Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др,).

2. Сверхчувствителъностъ к проблемам. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

3. Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

4. Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критериий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количество используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

5. Способность к оценке. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

6. Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.

7. Способность рассуждать и мыслить логически. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

8. Настойчивость (целеустремленность). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели.

9. Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.


Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)

Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по 10 относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: (++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто; (+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно; (0) - оцениваемое и противоположное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; (-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к систематизации предметов и явлений.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может чинить незначительно испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет четко придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

33. Опережает своих сверстников в учебе и развитии на год или два, то есть реально должен бы учиться в старшем классе, чем учиться сейчас.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов. 39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственных усилий.

42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремиться пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о со- здании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. 55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания событий (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время, не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

7. Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с гли- ной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремиться выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол, и т.д.).

. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Лист ответов

Обработка результатов. Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности: 1) интеллектуальной; 2) творческой; 3) академической (научной); 4) художественно-изобразительной; 5) музыкальной; 6) литературной; 7) артистической; 8) технической; 9) лидерской; 10) спортивной.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80


























Приложение 3


Графическое представление результатов диагностики


Из опыта работы с одаренными детьмиПолухина Алена

Из опыта работы с одаренными детьмиЖмакин Игорь



Из опыта работы с одаренными детьми

Чернов Вячеслав


Из опыта работы с одаренными детьмиСафронова Наталья





Полухина Алена, 9А класс




Из опыта работы с одаренными детьми















Приложение 4

Банк одаренных и талантливых детей

(на примере 9а класса)


Интеллектуальная одаренность

Академическая (научная) одаренность

Художественно - изобразительная одаренность

творческая

Музыкальная


Полухина А

Пальянова А.

Жмакин И.



Юртаева А.

Гурьянова О.


Кобелина И.

Долгополова С.

Сафронова Н.



Хачатрян А.

Поливода А.


Литературная

Артистическая

Техническая


Лидерская

спортивная


Чернов В.

Сафронова Н.



Поливода А.


Жмакин И.

Шелудков А.



Чернов В.


Зыкин М.

Калеев Е.




























Приложение 5

Индивидуальный образовательный маршрут

Ярунова Ивана, 9А класс

2010-2011 учебный год


сроки

Деятельность на уроке

Деятельность во внеурочное время

Мероприятия

Сентябрь

Отработка темы «ОВР», знакомство с электронно-ионным методом расстановки коэффициентов (учебное пособие Хомченко В.Н.)

Подготовка к школьному этапу Всероссийской олимпиады по химии: решение задач по термохимии

Диагностика затруднений

Октябрь

Отработка темы «Решение задач на избыток и недостаток» (учебное пособие «1000 олимпиадных задач по химии»

Подготовка к школьному этапу Всероссийской олимпиады по химии: решение задач на составление химических формул веществ

Школьный этап Всероссийской олимпиады по химии

Ноябрь

Отработка темы «Неметаллы»: решение качественных задач (Сборник олимпиадных заданий)

Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады по химии: решение качественных задач

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по химии;

Олимпиада УРФО

Декабрь

Отработка темы «Свойства серной и азотной кислот» (учебное пособие Хомченко В.Н.)

Подготовка к олимпиаде «Менделеев», электронное тестирование

Участие в декаде естественно-математических наук. Экскурсия в кабинет химии (5-7 классы)

Январь

Отработка темы «Металлы» (учебные пособия Хомченко В.Н., Глинка И.К.)

Подготовка к НПК «Экология жизненного пространства», написание проекта

Заочный этап олимпиады «Менделеев», региональный этап Всероссийской олимпиады по химии

Февраль

Отработка темы «Растворы» (учебное пособие Глинка И.К.)

Решение задач на нахождение концентрации растворов (сборник задач «1000 олимпиадных задач по химии»), написание проекта к НПК

Посещение химического факультета ТГУ.

Заочная областная олимпиада по химии (ТОГИРРО)

март

Отработка темы «Органическая химия» (Электронный учебник «Органическая химия»)

Решение задач на нахождение формул органических веществ, написание проекта к НПК

Тренировочное тестирование по материалам ТОГИРРО

Апрель

Отработка темы «Качественные реакции на катионы и анионы»

Практические занятия на определение химических веществ (качественные задачи Всероссийской олимпиады по химии)

НПК при ТГУ «Экология жизненного пространства»

Май

Электронное тестирование, оказание помощи учителю

Подготовка к ГИА в новой форме по химии















Приложение 6

Карта личностного роста обучающегося





Из опыта работы с одаренными детьми






Приложение 8

Календарно-тематическое планирование по химии в 11 классе

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ/ОБЪЕКТ РАБОТЫ


I ГРУППА

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)



II ГРУППА

(ПОВЫШЕННЫЙ

УРОВЕНЬ)



ОДАРЁННЫЕ УЧАЩИЕСЯ

(ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ)


1 -2 Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.





3. Скорость химической реакции.




2.Химическое равновесие. Смещение химического равновесия


5. Решение задач



6. Окислительно-восстановительные реакции



7. Метод электронного баланса. Метод полуреакций.


8. ОВР в органической химии



9. Ионные реакции




10. Практикум

«Решение экспериментальных задач на определение катионов и анионов»

*знать признаки классификации

*уметь определять типы химических реакций

*уметь писать уравнения химических реакций

Проверка базовых ЗУНов,

индивидуальная работа

тестирование



*знать определение и формулу скорости хим. реакции

*знать факторы, влияющие на скорость химической реакции

*уметь решать простейшие задачи соответствующего теме типа

*решение задач по заданному алгоритму

*знать способы смещения химического равновесия

(индивидуальный опрос)

*решение задачи на основе полученных ранее ЗУНов по изученным темам

(работа парная)


*знать основные понятия: окислитель-восстановитель, окисление-восстановление

*уметь писать ОВ уравнения

*уметь писать ОВ уравнения

(самостоятельная работа, виды заданий - разнообразные)

*уметь определять СО в органических соединениях



*знать основные виды ионов

*иметь представление о качественных реакциях на определение катионов или анионов

*развивать навыки написания ионных уравнений

*осуществление работы в группах

*знать признаки классификации

*уметь определять типы химических реакций

*уметь писать уравнения химических реакций

Проверка базовых ЗУНов

*составление заданий для 1 группы

*тематическое тестирование (часть В заданий ЕГЭ)

*проверка теста


*знать определение и формулу скорости хим. реакции

*знать факторы, влияющие на скорость химической реакции

*уметь решать простейшие задачи соответствующего теме типа

*решение задач повышенного уровня сложности

*знать способы смещения химического равновесия

*решение тестовых задач части В

*решение заданий всех пяти групп

*работа консультанта для 1 группы


*знать основные понятия: окислитель-восстановитель, окисление-восстановление

*уметь писать ОВ уравнения

*освоение новых знаний

*составление опорного листа для 1 группы

*уметь определять СО в органических соединениях

*знать основные окислители и восстановители в органической химии

*тематические задания части В

*решение заданий части С по данной теме



*выполнение роли консультанта в группах базового уровня

*знать признаки классификации

*уметь определять типы химических реакций

*уметь писать уравнения химических реакций

Проверка базовых ЗУНов

*составление заданий для 2 группы

*решение и разбор олимпиадных задач с выходом на часть С заданий ЕГЭ

*тематическое тестирование (часть В заданий ЕГЭ)

*знать определение и формулу скорости хим. реакции

*знать факторы, влияющие на скорость химической реакции

*уметь решать простейшие задачи соответствующего теме типа

*решение задач повышенного уровня сложности

*знать способы смещения химического равновесия

*решение тестовых задач части С по типу «Найди ошибку»

*решение заданий всех пяти групп

*работа консультанта 2 группы

*тематические задания (часть С) или исследовательская деятельность

*знать основные понятия: окислитель-восстановитель, окисление-восстановление

*уметь писать ОВ уравнения

*освоение новых знаний

*составление опорного листа для 2 группы

*уметь определять СО в органических соединениях

*знать основные окислители и восстановители в органической химии

*тематические задания части С

*решение заданий части С по данной теме

*решение олимпиадных заданий по данной теме


*осуществление практикума исследовательской работы








© 2010-2022