• Преподавателю
  • Химия
  • Разработка урока по химии для специальности Технология мяса и мясных продуктов

Разработка урока по химии для специальности Технология мяса и мясных продуктов

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по химии для специальности Технология мяса и мясных продуктов

Министерство образования и науки Пермского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Пермский агропромышленный техникум»




Методическая разработка

Занятия по теме:

«Факторы, влияющие на скорость химических реакций»

Дисциплина: ЕН 03. Химия

Специальность: 19.02.08 Технология мяса и мясной продукции

















Автор: Кордон Ирина Владимировна

преподаватель химии

.





Министерство образования и науки Пермского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Пермский агропромышленный техникум»

Специальность 19.02.08 Технология мяса и мясной продукции

Дисциплина: ЕН 03. Химия

Преподаватель: Кордон Ирина Владимировна

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «Факторы, влияющие на скорость химических реакций»

Тип занятия: комбинированный

Формируемое знание по дисциплине: обучающийся должен знать основные факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Формирование общих и профессиональных компетенций на занятии:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Цель занятия: сформировать у учащихся знания о факторах, влияющих на скорость химических реакций.

Задачи:

  • Образовательная: продолжить формирование понятия «скорость химических реакций», вывести формулы для вычисления скорости гомогенных и гетерогенных реакций, рассмотреть от каких факторов зависит скорость химических реакций; усвоить научные основы оптимальных режимов технологических процессов приготовления пищи, условия хранения пищевого сырья и готовой продукции, влияния ферментов на течение физиологических, биологических процессов приготовления пищи.

  • развивающая: учить обрабатывать и анализировать экспериментальные данные; уметь выяснять взаимосвязь между скоростью химических реакций и внешними факторами;

  • воспитательная: продолжить развитие коммуникативных умений в ходе групповой и работы; акцентировать внимание учащихся на важности знаний о скорости химической реакции протекающих в быту (коррозия металла, прокисание молока, гниение и др.)

Методы обучения: репродуктивный, исследовательский, частично - поисковый, выполнение демонстрационного и лабораторного эксперимента,

Форма организации занятий: беседа, практическая работа, самостоятельная работа.

Форма организации работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Использованные педагогические технологии: проблемное обучение, информационные технологии, работа в группах, практико-ориентированные технологии.

Межпредметные связи: физика, биология, математика.

Методическое обеспечение занятия: инструкция для выполнения лабораторного эксперимента; инструкция по технике безопасности; проектор, компьютер, слайды по основным вопросам урока, CD-диск «Кирилл и Мефодий», таблицы на столах, протоколы лабораторной работы, лабораторное оборудование и реактивы,





Продолжительность урока - 45 минут

Технологическая карта занятия

№ п/п

Этапы занятия

Время,

мин.

Задачи, решаемые на этапе

Содержание этапа


Формы, методы и средства обучения

Предполагаемый результат

Формируемые компетенции

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Организационный момент

3 мин

Создать благоприятные условия для взаимодействия преподавателя и студентов

Представление

Приветствие

Фронтальная,

Живое слово преподавателя,

Средства наглядности:

Положительный эмоциональный фон.

Готовность студентов к работе.

ОК 1

2

Актуализация знаний, постановка проблемы

5 мин

Мотивирование студентов к изучению темы.

Формулирование темы и цели учебного занятия.

Постановка проблемных вопросов, помощь студентам при ответах.

Фронтальная,

живое слово преподавателя.

Средства наглядности:

Познавательный интерес к теме.

ОК1, ОК2

3

Формирование новых знаний и способов действия

12

мин

Сформировать знания о факторах, влияющих на скорость химической реакции.

Изложение материала в форме беседы с демонстрацией методики проведения эксперимента по выявлению факторов, влияющих на скорость химической реакции

Фронтальная,

живое слово преподавателя

Средства наглядности:

Познавательный интерес к теме.

Усвоение информации.

ОК5, ОК4

4

Лабораторная работа

15

мин

Работа по определению факторов влияющих на скорость химической реакции.

Организация работы студентов: формулирование задания, консультирование студентов.

Групповая

Живое слово преподавателя.

Средства наглядности -

Инструкционные карты с приложением,

Наборы реактивов.

Активность студентов.

Приобретение практического опыта осуществлять химический эксперимент.

ОК6, ОК7, ОК8, ОК3

5

Экспертиза выполненной лабораторной работы, подведение итогов

4 мин

Оценивание результатов работы преподавателем и студентами.

Подведение итогов работы, выявление типичных ошибок.

Демонстрация и обоснование результатов практической работы.

Выводы и корректировка при необходимости.

Фронтально-групповая.

Живое слово преподавателя.

Средства наглядности

Активность студентов.

Осознание результатов своей работы.

ОК6, ОК7, ОК8, ОК3

6

Подведение итогов занятия, домашнее задание

4

мин

Обобщение знаний, полученных на занятии

Повторение ключевых положений пройденной темы.

Фронтальная

Средства наглядности

Усвоение и закрепление знаний.

ОК 1

7

Рефлексия

2

мин

Оценка эмоционального состояния студентов и преподавателя

Оценка эмоционального состояния студентов, удовлетворенности от проделанной работы.

Живое слово преподавателя.

Положительные впечатления от занятия

Ход урока

1. Актуализация знаний о скорости химических реакций

1.2.Вопросы для актуализации знаний

1.Для чего нужны знания о скорости химических реакций?

2.Приведите примеры химических реакций, идущих с разной скоростью.

3. Как определяют скорость механического движения? Какова единица измерения этой скорости?

4. Как определяют скорость химической реакции? Что такое мгновенная и средняя скорости химических реакций?

5. Почему скорость многих химических реакций с течением времени уменьшается?

6. Какие реакции называются: а) гомогенными; б) гетерогенными?

7. Чему равна скорость гомогенной реакции?

8. Что называется скоростью гетерогенной реакции?

2. Изучение нового материала

2.1. Рассмотреть с какой скоростью протекают данные реакции.

а) раствор сульфата меди (II) и железа;

б) растворов сульфата меди (II) и гидроксида калия.

Будут ли протекать реакции между данными парами веществ, и какие признаки реакций мы должны при этом увидать?

2.2. Обсуждение и составление уравнений реакций

1.CuSO4 + 2КOH = Cu(OH)2 + К2SO4 ; Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2

2.Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu ; Fe0 + Cu2+ = Fe2++ Cu0

2. 3. Работа в группах

Работа групп включает в себя следующие виды деятельности: - экспериментальное изучение факторов, влияющих на скорость химической реакции (приложения 1,2,3,4,5)

-наблюдение и анализ полученных результатов опытов;

-заполнение лабораторных листов, отражающих ход работы и выводы.

Обязательное условие успешной работы в группах и реализации поставленных задач - обеспечение каждого рабочего места ученика необходимым оборудованием, наглядными пособиями. Во время работы преподаватель подходит ко всем группам, в случае необходимости оказывает консультативную помощь

3. Подведение итогов. Обобщение

3.1. Представление результатов групповой работы, их обсуждение.

По истечении отведённого времени представители групп рассказывают о проделанной работе. Учащиеся выступают у доски, используя таблицы (приложение 6), заполненные по результатам проделанных лабораторных опытов. Организуется краткое обсуждение результатов работы групп, формулируются выводы о значении факторов зависимости химических реакций, применении их для управления химическими процессами. Преподаватель добавляет сведения о каждом факторе, студенты записывают их в тетрадь. При этом происходит углубление знаний о скорости химических реакций через понятия об энергии активации, вводится уравнение Аррениуса, правило Вант-Гоффа, закон действующих масс Гульдберга - Вааге, и его использование для газов (презентация «Факторы, влияющие на скорость химической реакции») -

3.2. Вывод: знания о скорости химической реакции и факторах влияющих на ее изменение, позволяют в значительной степени управлять химическими реакциями.





Приложение 1

Лабораторный опыт № 1

Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ.

Цель. Закрепить понятие «скорость химической реакции» и выявить ее зависимость от природы реагирующих веществ.

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, цинк в гранулах, магниевая лента, раствор соляной кислоты. (Цинк, железо, медь, соляная кислота)

Найдите элементы в периодической системе, сравните их по активности в электрохимическом ряду напряжений металлов. Сделайте выводы.

Ход работы

Наблюдения

Уравнения химических реакций

Выводы

Поместите в одну пробирку гранулы цинка, а в другую - кусочек магниевой ленты. Добавьте в пробирки по 1 мл соляной кислоты

В какой

Пробирке

Быстрее

Произошли

Изменения?

Почему?

Какое условие влияет на скорость данной химической реакции?

Вывод: взаимодействие соляной кислоты с магнием происходит быстрее, что обусловлено особенностями строения металла.




Приложение 2

Лабораторный опыт №2

Влияние температуры на скорость реакции.

Цель. Закрепить понятие «скорость химической реакции» и исследовать влияние температуры на скорость химической реакции.

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, пипетка, спиртовка, пробиркодержатель; гранулы цинка, раствор серной кислоты. (оксид меди, соляная кислота)

Ход работы

Наблюдения

Уравнения химических реакций

Выводы

Провести эксперимент. В пробирку №1 насыпать немного порошка CuO и прилить соляную кислоту. Что наблюдаете?

В пробирку №2 насыпать немного порошка CuO и прилить соляную кислоту

Нагрейте содержимое пробирки. Что наблюдаете? Сделайте обоснованные выводы.

Напишите уравнения реакции.

В какой пробирке реакция протекает более интенсивно? По каким признакам вы это определили?

Какое условие влияет на скорость данной химической реакции?




Вывод: с увеличением температуры скорость реакции возрастает.

Приложение 3

Лабораторный опыт № 3

Зависимость скорости химической реакции от площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ (для гетерогенных реакций).

Цель. Закрепить понятие «скорость химической реакции» и выявить ее зависимость от величины поверхности соприкосновения реагирующих веществ.

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, металл в виде порошка и гранул.

Ход работы

Наблюдения

Уравнения химических реакций.

Выводы

Провести эксперимент между раствором соляной кислоты и металлом, взятым в виде гранул и порошка. Сравните скорости реакции. Дать обоснованный ответ. Напишите уравнение реакции.

В какой пробирке реакция протекает более интенсивно? По каким признакам вы это определили?

Какое условие влияет на скорость данной химической реакции?

Вывод: чем больше площадь соприкосновения реагирующих веществ, тем выше скорость реакции.



Приложение 4

Лабораторный опыт №4

Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.

Цель. Закрепить понятие «скорость химической реакции» и выявить ее зависимость от концентрации реагирующих веществ.

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками; цинк в гранулах,50% раствор соляной кислоты и 20% раствор соляной кислоты.

Ход работы

Наблюдения

Уравнения химических реакций.

Выводы

Провести эксперимент.

В три пробирки наливается раствор соляной кислоты: в 1-ю 3мл, во вторую-2мл, в 3-ю -1мл.

Затем во вторую и третью пробирки доливается вода до 3мл. В каждую пробирку добавили по одной гранулу цинка. Что наблюдаете?

Сделайте обоснованные выводы. Напишите уравнение реакции.

В какой

Пробирке

Быстрее

Произошли

Изменения?

Какое условие влияет на скорость данной химической реакции?

Вывод: с увеличением концентрации реагирующих веществ скорость реакции возрастает.


Приложение 5

Лабораторный опыт № 5

Зависимость скорости химической реакции от катализатора.

Цель. Закрепить понятие «скорость химической реакции» и выявить ее зависимость от катализатора.

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками; H2O2 (пероксид водорода), кусочки измельченного сырого и вареного картофеля(мяса), MnO2 (оксид марганца IV) .

Ход работы

Наблюдения

Уравнения химических реакций

Выводы

В пробирку налить 2-3мл перекиси водорода H2O2 . Что наблюдаете? С помощью стеклянной трубки всыпается немного MnO2, Внесите в пробирку тлеющую лучин.

В пробирку №1 поместить кусочек сырого картофеля

В пробирку №2 отварной картофель добавить раствор пероксида водорода.

.Что наблюдаете?


Что наблюдаете?

Какое условие влияет на скорость данной химической реакции?

Вывод: Катализаторы - вещества, изменяющие скорость химической реакции.

Ферменты - биологические катализаторы белковой природы.



Приложение 6

Факторы, влияющие на скорость реакции

Факторы

Уравнения реакции.

Выводы.

Природа реагирующих веществ

Взаимодействие соляной кислоты с магнием происходит быстрее, что обусловлено особенностями строения металла.

Температура

с увеличением температуры на 10 градусов скорость реакции возрастает в 2-4 раза (увеличивается количество активных соударений)

Площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ (для гетерогенных реакций).

Чем больше площадь соприкосновения реагирующих веществ, тем выше скорость реакции (увеличивается число соударений частиц на поверхности соприкосновения реагентов).

Концентрация реагирующих веществ

с увеличением концентрации реагирующих веществ скорость реакции возрастает (увеличивается число столкновений реагирующих частиц)

Катализаторы

Катализаторы - вещества, изменяющие скорость химической реакции.

Ферменты - биологические катализаторы белковой природы.


© 2010-2022