Статья по темеИспользование игровых технологий на уроках химии

В данной статье обоснована необходимость использования игровых технологий на уроках химии для активизации познавательной деятельности учащихся, развития их мыслительных и творческих способностей.Игра способствует развитию коммуникативных компетенций учащихся. Большую роль в формировании мотивации  к изучению химии играют выполнение творческих заданий. Игра способстует формированию самооценке своих знаний. Игровые технологии позволяют разнообразить деятельность учащихся на уроке.  В статье привед...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование игровых технологий на уроках химии.

Современный мир тесно связан с развитием химии. Химия все активнее проникает в нашу повседневную жизнь. Однако по многолетним наблюдениям можно сделать вывод, что у многих учащихся в школе снижается интерес к изучению химии. Снижение мотивации связано с трудностью усвоения учебного материала, сложностью понятийного аппарата, необходимостью запоминания большого объема учебного материала для дальнейшего его использования. Некоторые школьники задают вопрос «Зачем мне нужна химия, если я буду работать в области далекой от химии?». Поэтому на протяжении всех лет изучения химии возникает необходимость постоянного поддержания интереса к изучению данной науки. В связи с этим необходимо использование на уроках технологий, направленных на активизацию учебной деятельности учащихся, развитию их мыслительных и творческих способностей, умению использовать теоретические знаний на практике.

Большое значение в решении этих проблем играют игровые технологии, которые позволяют не только активизировать работу на уроке, но и незаметно вовлекать в обсуждаемые вопросы слабомотивированных учащихся. Использование на уроках дидактических игр способствует развитию у детей самостоятельности в приобретении знаний, любознательности, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять факты. Игра способствует формированию умений самооценки своих знаний, позволяет критически относиться к пробелам в знаниях. Игровые технологии позволяют разнообразить деятельность школьников во время всего урока, что позволяет снизить умственную нагрузку и предотвратить утомляемость учащихся. Использование на уроках игровых форм обучения вносит элемент состязательности, что стимулирует учащихся к познанию нового.

Игра - наиболее знакомый для детей вид деятельности, позволяющий проявлять ученикам свои индивидуальные особенности, способствует развитию кругозора. Учащиеся во время игры решают более сложные задания, чем на обычных занятиях. Обычно игра применяется в сочетании с другими методами: наблюдениями, самостоятельной работой, лабораторными опытами, работой с различными источниками, сравнением, сопоставлением.

Игра развивает коммуникативные компетенции учащихся. Во время игры школьники выполняют различные роли, они вступают в общение с одноклассниками, учатся слушать, прислушиваться к мнению других, отстаивать свое мнение, вырабатывают коллективное решение. Все это оказывает большое воспитательное значение на становление личности.

Игровые технологии могут использоваться на различных этапах урока: во время проверки знаний учащихся, при изучении нового материала или его закреплении. Игру можно применять при обобщении и систематизации знаний учащихся. Игра может занимать несколько минут или целый урок. Больше урока игра не может продолжаться. В этом случае теряется нить игры. При использовании игр необходимо создание таких ситуаций, при которых будут играть не только ученики, но и учитель.

В своей педагогической деятельности я часто использую игровые технологии. Так, при изучении химических знаков в 8 классе учащимся предлагаются различные игровые ситуации. Например,

а) Используя таблицу, назовите элементы женского и среднего рода.

б) В периодической системе есть 12 элементов, названия которых в русском языке состоят не более, чем из 4-х букв. Найдите эти элементы в загадочном квадрате.

Cu

Pb

Pt

Ba

Fe

Cr

Li

Hg

S

W

Si

Cs

Bi

H

Co

F

N

I

Sn

Sr

Mn

As

Сl

Os

P

Sb

Ca

U

Ag

Ni

Ne

Zn

C

При изучении классов неорганических соединений для отработки умений распознавать вещества различных классов по формуле, для закрепления определений использую игру «Кто лишний?».

Задание: Найдите формулу лишнего вещества, обоснуйте свой выбор.

CaO Mg(OH)2 CO2

CO2 CO H2O

CaO H2O MgO

P2O5 MgO SO3

NaOH KOH SO3

При выполнении данного задания учащиеся используют различные признаки для выделения лишнего вещества: агрегатное состояние, состав вещества, классификационную характеристику.
При изучении типов химических связей использую игру «Крестики - нолики»

Задание: Покажите выигрышный путь, состоящий из пар химических элементов, между атомами которых образуется ионная связь

Na и O

Ca и S

Mg и Cl

F и F

H и H

N и N

S и Cl

Al и S

Oи F

При изучении вопроса генетической связи между классами веществ провожу игру «Узнай родственников»

Задание: на карточках предложены формулы различных веществ, составьте генетический ряд металлов или неметаллов.

При изучении вопроса о степени окисления составляю задания с введением ошибок. Это позволяет учащимся запоминать правила определения степени окисления, постоянные степени окисления у отдельных элементов, воспитывает наблюдательность.

Задание: Найдите и исправьте ошибки в следующем задании.

Вариант 1. H3PO42-, HNO3-, H2SO3-2, H2S2-

Вариант 2. H3P+5O4, HN+3O3, H2S-4O3, H2S-2

При обобщении и систематизации знаний использую уроки - соревнования, уроки - конкурсы. Например, в 9 классе при обобщении и систематизации знаний по теме «Металлы» использую конкурсы.
Конкурс «Разминка» а) Иду на мелкую монету,

В колоколах люблю звенеть,

Мне ставят памятник за это

И значит: имя мое (Медь)

в) Белы его соединенья, в воде бывает иногда.

Не вызывает то сомненья, что это жесткая вода.

В Финляндии и на Урале цветные карбонаты есть,

А белоснежные - в Алтае, таким в дворцах большая честь. (Кальций) и т.д.

Конкурс «Аукцион знаний». На аукцион выставлены вопросы.

- Где расположены металлы в ПСХЭ?

- Какие общие физические свойства характерны для металлов?

- Каковы особые свойства металлов?

- Чем характеризуется внешний энергетический уровень атомов металлов?

- Чем являются металлы в реакциях? Почему?

Конкурс «Расскажи мне обо мне»

Дать полную характеристику металлам по положению в ПСХЭ и строению атомов Ca, Na, Al, K, Ba.

Игра «Найди родственников»

Задание: Составить цепочку превращений.

Конкурс « Практический»

Ребята, к нам в химическую лабораторию поступили две коробки с растворами, но этикетки лежали рядом с банками. Из накладной мы узнали, что получены растворы хлорида бария и хлорида алюминия ( в одном ящике), сульфаты железа (ІІ) и (ІІІ) (в другом ящике). Помогите мне определить данные вещества.

Большое внимание уделяется выполнению учащимися творческих заданий. Школьники с увлечением создают ребусы, химические кроссворды. Некоторые пробуют писать стихи о химических элементах, о своем отношении к химии, о ее значении в жизни человека.

Таким образом, игровые технологии выполняют образовательную, развивающую и воспитательную цели. Уроки с использованием игровых технологий позволяют учащимся лучше запоминать понятия, определения, формулы, законы, раскрепощают ученика, учат его нестандартно мыслить. Учащиеся не боятся высказывать свое мнение, даже если оно ошибочно. Единственным условием успешности применения данных технологий является системность их применения.



© 2010-2022