• Преподавателю
  • Химия
  • «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО УГЛУБЛЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ «химия»»

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО УГЛУБЛЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ «химия»»

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Министерство образования и науки

Карачаево-Черкесской Республики

МКОУ «Лицей №1 г. Усть-Джегуты им.

А.М. Тебуева»







ДОКЛАД

Тема:



«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО

УГЛУБЛЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ «химия»»















Учитель химии

Ткаченко Н.И.



г.Усть-Джегута, 2015





Содержание



  1. Системно-деятельный подход в повышении качества химического образовании

  2. Из истории проекта

  3. Основные этапы проектной деятельности

  4. Характеристика проектов

  5. Требования для создания проектов. Цели проекта

  6. Перечень документов при оформлении проекта

  7. Из опыта работы

  8. Направление проектной деятельности

  9. Литература









Современное качество химического образования способствует умению самостоятельно применять знания в условиях современного общества. В соответствии с положениями ФГОС новым является системно-деятельный подход, который способствует овладению в комплексе универсальными учебными действиями и опытом самостоятельной деятельности. Постановка такой задачи ориентирует учителей на компетентностный подход в организации учебно-воспитательного процесса и предполагает применение новых эффективных технологий. Одной из таких технологий является организация исследовательской деятельности учащихся, которая формирует качества, необходимые человеку в современном обществе.

Стандарт ФГОС второго поколения направлен на достижение образования нового качества, соответствующего современным интересам личности, общества и государства.

Метод проектов или метод проблем был подробно сформулирован американским педагогом Уильямом Килпатриком учеником педагога Джона Дьюи (20 -е годы 20 века). Как считал У. Килпатрик «проблема» из жизни ученика, имеющая значение в получении новых знаний, способствует поиску новых знаний в большей мере в проектной деятельности.

Под исследованием рассматривается учебная работа учителя и ученика, состоящая из:

. постановки проблемы,

. повторение теории изучаемой области,

. практическая деятельность в области обучения,

. обработка результатов, выводы.

Основой исследовательской деятельности является самостоятельный поиск информации, её обработка, анализ с целью получения нового знания.

Для достижения необходимых результатов проектной деятельности необходимо осуществлять основные этапы организации проектной деятельности:

  1. Подготовка к выполнению проекта (практическое значение, применение в жизни, формирование цели и задач проекта; формирование целей и задач определяется при участии учителя, который корректирует, оказывает содействие в наиболее важных аспектах исследовательской работы).

  2. Планирование работы (избежать разочарования детей в работе, нужно учитывать возможности каждого ученика).

  3. Исследование (поиск, отбор, анализ нужной информации; учитель корректирует ход выполнения работы; (важное - межпредметные связи, желательно, чтобы обучающиеся использовали как можно больше разных видов работ: опросы, интервью, наблюдение, анкетирование, что развивает коммуникативность обучающихся.

  4. Обобщение результатов (важно умение кратко излагать свои мысли, логически выстраивать сообщения).

  5. Презентация (отчёт по выполнению проекта; обучающиеся сами принимают участие в презентации своей работы).

  6. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (ученик оценивает ход своей работы, группа анализирует деятельность своих участников; учитель оценивает деятельность каждого ученика).

Большое значение для выработки исследовательских умений имеют творческие работы, такие как, составление кроссвордов, оформление докладов рефератов, проведение ученических исследованийт. д. (Исаев 2010). Введение ФГОС направлено не только на достижение предметных образовательных результатов, но и на формирование такой личности, которая овладела универсальными способами учебнойдеятельности, позволяющей совершенствовать химические знания обучающихся.

Наука химия - трудная для понимания наука для большинства учащихся школы. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.

У обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения:

проблематизация,

целеполагание,

планирование,

поисковые (исследовательские) умения,

коммуникативные умения,

презентационные умения,

рефлексивные умения;

учащиеся, выполняющие проекты по химии, принимают участие и занимают призовые места в предметных школьных, районных, областных олимпиадах; участвуют в научно-практических конференциях.

Проект важен потому, что в ходе его выполнения, обучающиеся сами приобретают знания, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. Не секрет, что школьник любой ступени обучения переживает трудности в создании проекта и в этом ему помогает учитель. Проекционная деятельность - это совместный труд и учителя и обучающегося.

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего умениями и навыками самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения.

По характеру доминирующей в проекте деятельности они являются информационными (сбор информации); по профилю знаний: а) монопроект; б) межпредметный (2 и более предметов); по характеру координации: а) скрытая (находится в рабочей группе); б)открытая координация - приводит и учитель и ученик - автор проекта, по уровню контактов: а) внутриклассный; б) внутришкольный; в) региональный; г) межрегиональный; поколичествуконтактов:телекоммуниционный (сеть интернет), по количеству участников: а)индивидуальный; б) парный; в) групповой, по продолжительности: а) минипроект (20 минут урока); б)краткосрочный (от 2-х до 6-ти уроков); в) долгосрочный (от 30-ти уроков до 1-го года и даже до 3-х лет).

Проекты, проводимые в учебном процессе при изучении химии, могут быть самыми разными не только по форме, но и по содержанию: викторины, экскурсии, выставки, рефераты (если там высказывается своё мнение) и т. д., но все виды проектов объединяют требования к их созданию и организации. Для создания обучающимися проектов предъявляются следующие требования:

. проекты должны быть связаны с учебной программой;

.обязательно содержание проекта (наличие собранного материала, отвечающего целям и задачам проекта);

. применение мультимедийных средств;

. использование педагогических технологий в создании проекта: а) традиционные методы - информация от учителя к ученику; б) технология сотрудничества;

. использование иллюстративности (плохо когда много иллюстраций. их негормоничность сочетания), очень важно, чтобы дизайн и содержание совпадали;

. организация применения проекта в школе.

Главная задача проекта - это достигнуть какого-либо результата, т.е. свершение. Цель должна быть одна и начинается с таких слов как «выявить», «определить», «изучить», «разработать», «создать», «выполнить» и т.д. Задачи вытекают из цели и количество задач и выводов должно совпадать.

При оформлении проекта важен перечень документов:

. паспорт проекта,

. отзыв руководителя на эту работу,

.рецензия, анализ проектной работы на выявление продукта исследования,

. список оборудования,

. перечень целей, поставленных учителем,

. литература,

. краткаяанатация проекта (тезисы, цели и актуальность темы).

За последние три года в результате опыта моей работы была выполнена учащимися нашего лицея следующая проектная деятельность: « Окислительно-восстановительные реакции в природе и жизни человека», «Сложные эфиры в природе и их практическое значение», «Влияние работы цементного завода «Кавказцемент» на состояние экологии внешней среды», «Использование пальмового масла в производстве продуктов питания и его последствия», «Влияние сахара на здоровье человека». Итоговой работой кружка «Решение задач по химии» в 8-м классе явилась защита проектных работ: «Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элемента», «Задачи с использованием физических величин. Количество вещества и молярная масса», эти проекты можно использовать при проведении уроков химии. Участниками кружка были оформлены проектные работы к викторине «О космосе».

Пример проектной папки к викторине «О космосе»:

1.Планирование работы

1.Название: викторина «О космосе».

2.Ознакомление учащихся с вопросами викторины:

. С названием какого элемента совпадает название земной коры?

. Какой элемент был впервые открыт на Солнце, кем икогда было сделано это открытие?

.Какие химические элементы имеют одинаковыеназвания с названием небесных тел?

. Что такое солнечный ветер?

. Почему Луну называют «зеркалом» Земли?

. Когда появилось слово «луноход»?

. Каково происхождение гейзера на Луне?

. Назовите русского учёного-вестника космической механики?

  1. Сбор информации и её обработка, выделение наиболее главного, интересного материала.

  2. Оформление проектной работы на диске. Папка с презентацией.

  3. Консультация учителя химии.

  4. Защита проектной работы на заседании кружка.

  5. Оформление документации.

  6. Автор проекта.

2.Цель: выявить межпредметные связи при выполнении проектной работы, используя проблемный метод: собрать материал на вопросы викторины и обсудить их, предложив для ответов исторические и научные факты.

Задачи: 1) формировать упорство в достижении цели;

2) умение работать с научной литературой; выявлять главное в источнике;

3) закрепить понятие «элемент», «простое вещество», «металлоид»;

4) применять принцип научности в изложенном материале;

5) воспитывать аккуратность в оформлении работы;

6) умение работать с современными техническими средствами (компьютером, кинопроектором и т.д.);

7) использовать артистизм в защите работы и т. д.

3. Отзыв учителя на работу.

4. Анализ проектной работы.

5. Используемая литература.

Проектная деятельность направлена на формирование нового типа учащегося, обладающего новыми умениями и навыками в достижении своих практических целей в современном обществе.

Метод проектов на уроках химии стимулирует познавательную активность учащихся, развивает интерес и любовь к предмету, способствует развитию личности, востребованной обществом и государством. Многие мои выпускники использовали химию для выбора своей будущей профессии.

Литература

  1. Стандарт общего образования: концепция государственных стандартов общего образования. М.,2007

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е.С. Полат М., 2000

  3. «Проектная деятельность учащихся». Ширшина Н.В. ХИМИЯ Волгоград 2007





© 2010-2022