Рабочая программа по химии по специальности Автомеханник

Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»



УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ МО «Павлово-Посадский промышленно-

экономический техникум»

__________________ Е.И. Волкова

«____» ______________ 201__г.










рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


OДБ.05 ХИМИЯ


23.01.03 АВТОМЕХАНИК














г. Павловский Посад, 2015 г.

Рабочая программа дисциплины ОДБ.05 Химия по профессии 23.01.03Автомеханик разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Химия», рекомендованной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.

Регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум».

Разработчик: Рождественская Юлия Игоревна, преподаватель

Рассмотрена и одобрена цикловой методической комиссией

общих естественнонаучных и математических дисциплин

Председатель _____________ Позднякова Г.Е.

Протокол № _____ от «____» _____________ 20___г.










СОДЕРЖАНИЕ


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5-22

  1. условия реализации программы

23-24

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


25-28


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.05 Химия является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Химия» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).


1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной хими-

ческой науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

− умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

• метапредметных:

− использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

• предметных:

− сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

− владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

− сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

− владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

В результате освоения учебной дисциплины ОДБ.05 Химия в соответствии с требованиями к освоению ФГОС СПО по профессии 23.01.03 Автомеханик

создаются условия для формирования общих компетенций:

Код

Общие компетенции

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

171

Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)

114

в том числе:


практические занятия

13

лабораторные работы

16

контрольные работы

7

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)

57

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ХИМИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся


Объем часов

1

2

3

Введение. Тема 1. 1. Основные понятия и законы химии

Содержание учебного материала

Уровень освоения


1.Инструктаж по ТБ. Содержание и построение курса химии.

1

2.Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

1

3.Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него.

1

4.Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

1

Тематика учебных занятий

6

  1. Урок: Инструктаж по ТБ. Содержание и построение курса химии. Методы химических исследований.

1

  1. Контрольная работа по теме: «Основные понятия химии» (входной контроль).

1

  1. Урок: Состав вещества. Измерение вещества.

1

  1. Урок: Основные законы химии.

1

  1. Практическое занятие. Решение расчетных задач на нахождение массовой доли, определения относительной молекулярной массы.

1

  1. Практическое занятие. Решение расчетных задач на применение закона Авогадро, уравнения состояния идеального газа.

1

Тема 1. 2.

Периодический закон и Преиодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов.

Содержание учебного материала

Уровень освоения


1.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И.Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов - графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

2

2.Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева. Атом - сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

2

Тематика учебных занятий

5

  1. Урок: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И.Менделеева.

1

  1. Урок: Периодическая таблица химических элементов - графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

1

  1. Урок: Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева.

1

  1. Урок: Урок: Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали.

1

  1. Контрольная работа: «Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева» (межсессионный контроль).

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов на тему:

  1. «Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева».

  2. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…»

  3. Изотопы водорода.

  4. Использование радиоактивных изотопов в технических целях.

6

Тема 1. 3. Строение вещества

Содержание учебного материала

Уровень освоения


1.Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

2

2.Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

2

Металлическая химическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

2

3.Агрегатные состояния вещества. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

2

4.Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

2

5.Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

2

Тематика учебных занятий

8

  1. Урок: Ионная химическая связь.

1

  1. Урок: Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Электроотрицательность.

1

  1. Урок: Металлическая химическая связь.

1

  1. Урок: Агрегатные состояния вещества.

1

  1. Урок: Дисперсные системы. Чистые вещества и смеси.

1

  1. Урок: Практическое занятие. Решение расчетных задач на нахождение массовой доли вещества в смеси.

1

  1. Лабораторная работа №1. «Приготовление суспензии карбоната кальция в воде».

1

19. Лабораторная работа №2. «Получение эмульсии моторного масла».

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка двух рефератов по темам:

  1. «Плазма-четвертое состояние вещества».

  2. «Аморфные вещества в природе, технике и быту».

  3. «Защита озонового экрана от химического загрязнения».

  4. «Количественные характеристики загрязнения окружающей среды».

  5. «Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV)».

  6. «Защита озонового экрана от химического загрязнения».

По выбору обучающегося.

8

Тема 1. 4. Вода. Растворы Электролитическая диссоциация.

Содержание учебного материала

Уровень освоения


1.Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества.

2

2. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

2

Тематика учебных занятий

7

  1. Урок: Вода. Растворы. Растворение. Массовая доля растворенного вещества.

1

  1. Урок: Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи.

1

  1. Урок: Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

1

  1. Урок: Основные положения теории электролитической диссоциации.

1

  1. Урок: Кислоты, основания и соли как электролиты.

1

  1. Урок: Жесткость воды. Способы устранения жесткости.

1

  1. Практическое занятие. Решение расчетных задач на нахождение массовой доли растворенного вещества.

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить рефераты по предложенным темам:

  1. «Растворы вокруг нас».

  2. « Вода как реагент и как среда для химического процесса».

6

Тема 1. 5. Классификация неорганических соединений и их свойства.

Содержание учебного материала

Уровень освоения


1.Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

2

2.Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

2

3. Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

Гидролиз солей.

2

4.Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

2

Тематика учебных занятий

12

  1. Урок: Кислоты и их свойства.

1

  1. Урок: Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

1

  1. Урок: Основания и их свойства.

1

  1. Урок: Соли и их свойства.

1

  1. Урок: Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

1

  1. Урок: Гидролиз солей.

1

  1. Урок: Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды.

1

  1. Урок: Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла.

1

  1. Урок: Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

1

  1. Практическое занятие. Составление уравнений гидролиза.

1

  1. Лабораторная работа №3 «Гидролиз солей».

1

  1. Контрольная работа по теме: «Классификация неорганических соединений и их свойства».

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить два реферата по предложенным темам:

  1. «Серная кислота-хлеб химической промышленности».

  2. «Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля».

  3. «Оксиды и соли как строительные материалы».

  4. «Поваренная соль как химическое сырье».

  5. «Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту».

  6. «Жизнь и деятельность С.Аррениуса».

  7. «Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации».

8. «Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях».

9. Серная кислота - «хлеб химической промышленности».

12

Тема 1. 6. Химические реакции.

Содержание учебного материала

Уровень освоения


1.Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

2

2.Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

2

3.Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

2

4.Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

2


Тематика учебных занятий

13

  1. Урок: Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

1

  1. Урок: Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции.

1

  1. Урок: Окислительно-восстановительные реакции.

1

  1. Урок: Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций.

1

  1. Урок: Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

1

  1. Урок: Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции.

1

  1. Урок: Химическое равновесие и способы его смещения.

1

  1. Практическое занятие. Решение расчетных задач на нахождение скорости химической реакции.

1

  1. Практическое занятие. Решение упражнений по теме: Химическое равновесие.

1

  1. Лабораторная работа №4 «Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды».

1

  1. Лабораторная работа №5 «Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы, концентрации, температуры, зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации, зависимость скорости взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой от температуры»

1

  1. Лабораторная работа №6 «Качественные реакции на анионы кислотных остатков».

1

  1. Лабораторная работа №7 «Получение гидроксида алюминия и доказательство его амфотерных свойств».

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить презентацию по теме: «Химия в моей будущей профессии»

8

Тема 1.7. Металлы и неметаллы.


Содержание учебного материала

Уровень освоения

1. Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

2. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.


2


2

Тематика учебных занятий

7

  1. Урок: Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов.

1

  1. Урок: Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

1

  1. Урок: Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия.

1

  1. Практическое занятие. Получение, собирание и распознавание газов.

1

  1. Практическое занятие. Решение экспериментальных задач.

1

  1. Лабораторная работа №8 «Качественные реакции на катионы металлов».

1

  1. Контрольная работа по теме: «Основы общей и неорганической химии».

1

Самостоятельная работа. Подготовка презентации по одной из тем:

  1. «Роль металлов в истории человеческой цивилизации».

  2. «История получения и производства алюминия».

  3. «Специальности, связанные с обработкой металлов».

5

Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.

Содержание учебного материала

Уровень освоения

1.Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

2

2.Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

2

3.Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

2

4.Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.

2

Тематика учебных занятий

8

  1. Урок: Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества.

1

  1. Урок: Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

1

  1. Урок: Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры.

1

  1. Урок: Классификация органических веществ.

1

  1. Урок: Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, гидратации).

1

  1. Урок: Реакции галогенирования, гидрогалагенирования.

1

  1. Практическое занятие. Классификация и номенклатура органических соединений.

1

  1. Лабораторная работа №1 «Определение элементного состава органического вещества».

1

Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники

Содержание учебного материала

Уровень освоения


1.Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

2

2.Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена).Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

2

3.Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

2

4.Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединений хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

2

5.Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

2

6.Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.

Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

2


Тематика учебных занятий

13

  1. Урок: Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов.

1

  1. Урок: Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

1

  1. Урок: Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена).Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов.

1

  1. Урок: Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация.

1

  1. Урок: Диены и каучуки.

1

  1. Урок: Диены и каучуки.

1

  1. Урок: Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединений хлороводорода и гидратация.

1

  1. Урок: Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование).

1

  1. Урок: Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.

1

  1. Урок: Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

1

  1. Лабораторная работа №2. «Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки».

1

  1. Практическое занятие. Значение углеводородов в жизни и будущей профессии. Основные направления промышленной переработки природного газа. Использование газа в качестве топлива.

1

  1. Контрольная работа по теме «Углеводороды».

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата по одной из предложенных тем:

1. «Экологические аспекты использования углеводородного сырья».

2. «Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья».

3. «История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в РФ».

4.«История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации».

5. «Углеводородное топливо, его виды и назначение».

7

Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения.

Содержание учебного материала

Уровень освоения


1.Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия для организма человека и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

2

2.Фенол. Физические и химические свойства фенола.Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

2

3.Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту,восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

2

4. Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

2

5.Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.Мыла.

2

6.Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔полисахарид.

2

Тематика учебных занятий

18

  1. Урок: Спирты. Строение и классификация.

1

  1. Урок: Одноатомные и многоатомные спирты.

1

  1. Урок: Гомологи бензола.

1

  1. Урок: Фенол. Физические и химические свойства фенола.

1

  1. Урок: Альдегиды. Кетоны.

1

  1. Урок: Карбоновые кислоты. Общая характеристика.

1

  1. Урок: Химические свойства карбоновых кислот.

1

  1. Урок: Сложные эфиры.

1

  1. Урок: Жиры.

1

  1. Урок: Углеводы. Общая характеристика.

1

  1. Урок: Значение углеводов в живой природе и жизни человека.

1

  1. Урок: Моносахариды.

1

  1. Урок: Полисахариды.

1

  1. Урок: Дисахариды.

1

  1. Лабораторная работа №3. «Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II)».

1

  1. Лабораторная работа №4. «Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II)».

1

  1. Лабораторная работа №5. «Качественная реакция на крахмал».

1

  1. Практическое занятие. Сравнение крахмала и целлюлозы по происхождению, свойствам и значению для растительного организма.

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка презентации по одной из тем:

1. «Этанол - величайшее благо и страшное зло».

2. «Алкоголизм и его профилактика».

2

Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения.



Содержание учебного материала

Уровень освоения


1.Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин как органическое основание. Получение анилина из нитробензола.

Применение анилина на основе свойств.

2

2.Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие с щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

2

3.Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

2

4.Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

2

5.Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

2

6. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

2

Тематика учебных занятий

16

  1. Урок: Амины.

1

  1. Урок: Аминокислоты.

1

  1. Урок: Аминокислоты.

1

  1. Урок: Белки.

1

  1. Урок: Полимеры.

1

  1. Урок: Пластмассы.

1

  1. Урок: Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

1

  1. Урок: Волокна, их классификация.

1

  1. Урок: Химия и здоровье человека.

1

  1. Урок: Проблемы утилизации химического производства.

1

  1. Урок: Химическое производство Московской области.

1

  1. Лабораторная работа №6. «Растворение белков в воде».

1

  1. Лабораторная работа №7. «Обнаружение белков в молоке и мясном бульоне».

1

111.Лабораторная работа №8. «Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.

1

112. Контрольная работа по разделу: «Органическая химия».

1

113.Практическое занятие. Полистирол, получение. Использование полимеров в моей будущей профессии.

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов по темам:

«Анилиновые красители: история, производство, перспектива».

«Синтетические волокна на аминокислотной основе»

«Жизнь это способ существования белковых тел…»

3

Дифференцированный зачет

  1. Итоговая контрольная работа.

1

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины.


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Освоение программы учебной дисциплины «Химия» предполагает наличие кабинета химии с лабораторией и лаборантской комнатой, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время

учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) .

В состав учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета химии входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;

  • натуральные объекты, модели, приборы и наборы для постановки демонстрационного и ученического эксперимента;

  • печатные и экранно-звуковые средства обучения;

  • средства новых информационных технологий;

  • реактивы;

  • перечни основной и дополнительной учебной литературы;

  • вспомогательное оборудование и инструкции;

  • библиотечный фонд.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.

Для студентов

  1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. - М., 2014.

  2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для профессий и специ-альностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред.проф. образо-вания. - М., 2014.

  3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред.проф. об-разования. - М., 2014.

  4. Габриелян О. С.,Остроумов И. Г., Сладков С. А.,Дорофеева Н. М. Практикум: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

  5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

  6. Габриелян О. С.,Лысова Г. Г.Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

  7. Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. - М., 2014.

  8. Ерохин Ю. М. Химия: Задачи и упражнения: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

  9. Ерохин Ю. М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

  10. Ерохин Ю. М.,Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического про-филя. Электронный учебно-методический комплекс. - М., 2014.

  11. Сладков С. А., Остроумов И. Г., Габриелян О. С., Лукьянова Н. Н. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное из-дание) для студ. учреждений сред.проф. образования. - М., 2014.

Для преподавателя

  1. Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего об-разования».

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».

  4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

  5. ФГОС СПО по специальности: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

  6. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. - М., 2012.

  7. Габриелян О. С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение).

Интернет-ресурсы

  1. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

  2. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).

  3. alhimikov.net(Образовательный сайт для школьников).

  4. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).

  5. enauki.ru(интернет-издание для учителей «Естественные науки»).

  6. 1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).

  7. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).

  8. hij.ru(журнал «Химия и жизнь»).

  9. chemistry-chemists.com(электронный журнал «Химики и химия»).


  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Важнейшие химические понятия

Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология

Основные законы химии

Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ.

Установка причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок периодического закона Д.И.Менделеева. Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах.

Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева

Основные теории химии

Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов.

Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии.

Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток.

Формулировка основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений.

Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений

Важнейшие вещества и материалы

Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших металлов (IА и II А групп, алюминия, железа, а в естественно-научном профиле и некоторых d-элементов) и их соединений.

Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших неметаллов (VIII А, VIIА, VIА групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей.

Аналогичная характеристика важнейших представителей других классов органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксусной кислоты, для естественно-научного профиля представителей других классов кислот), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс

Химический язык и символика

Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.

Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.

Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций

Химические реакции

Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества.

Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии.

Классифицикация веществ и процессов с точки зрения окисления-восстановления. Составление уравнений реакций с помощью метода электронного баланса.

Объяснение зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов

Химический эксперимент

Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности.

Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента

Химическая информация

Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах

Расчеты по химическим

формулам и уравнениям

Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов.

Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям

Профильное и профессионально значимое содержание

Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.

Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях.

Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.

Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на производстве.

Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников

1

© 2010-2022