Химико-биологическая игра Невероятные реальности (7-9 кл)

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

химико-биологической игры

«Невероятные реальности»






Химико-биологическая игра Невероятные реальности (7-9 кл)



Подготовила:

Булеева Лариса Владимировна

учитель химии и биологии

высшей категории

старший учитель

Донецкой общеобразовательной

школы I-III ступеней №105


Донецк

Невероятные реальности

химико-биологическая игра


Научная цель: Повторить, обобщить, привести в систему теоретические и

практические знания по химии, биологии, экологии.

Воспитательная цель: Воспитывать научное мировоззрение того, что

химические, биологические, экологические законы,

научное подтверждение материальности, единства и

познания окружающего мира.

Развивающая цель: Развитие познавательного интереса учащихся к

химии, биологии, экологии.

Играют две команды - химическая и биологическая лаборатории.

Учитель: Сегодня мы собрались в нашем клубе

«Эрудит» научного ученического общества

МАН, чтобы быть свидетелями и участниками

научной битвы двух лабораторий-химической и экологической.

Ведущий (1 уч-ся) - В наше время вопросы химии и

экологии очень важны и актуальны. Учёные утверждают - каждый час на нашей планете:

-1700 акров продуктивной земли становятся пустынными;

- примерно 2 000 детей умирают от голода; - 55 человек отравляются и гибнут от пестицидов и других химических элементов;

- 1000 человек умирают от отравления водой;

-2 000 тонн кислотных дождей выпадают в Южном полушарии;

-5-6 видов животного или растительного мира исчезают;

каждую минуту:

- уничтожаются больше 51 акров тропических лесов;

- уничтожается 50 тонн плодородного грунта из-за неправильного его использования;

- выделяется больше 12 000 тонн углекислого газа в атмосферу;

Ведущий(2 уч-ся) - Наша игра будет посвящена вопросам химии, экологии, биологии. Для проведения конкурса-игры приглашаются научные лаборатории: химическая во главе с заведующим - Биличенко Е. 9-а и экологическая во главе с заведующим-Шепелёвой О. 8-б кл.

Судить нашу игру будет жюри в составе:

1) Мануленко Е.Г.- директор школы;

2) Болховская Л.Б.-зам. директора по УВР;

3) Логунова Е.В.- учитель рус. языка ;

4) Лисогор Л.Н.-учитель георафии;

Ведущий (2 уч-ся) Для того, чтобы все участники лаборатории играли слаженно проведем разминку, которая называется «В одной связке».

1) По моей команде станьте по росту.

2) Выстроитесь по начальным буквам имён в алфавитном порядке и представьтесь.

Ведущий (1 уч-ся) Молодцы. К работе готовы. Начинаем.

Первый тайм «Теория и реальность».

На нашей планете много небезопасных зон. Вы

знаете, что по вине человека исчезло Аральское море,

в озере Байкал погибают ценные породы рыб, в атмо-

сфере очень много углекислого газа, а это приводит к

глобальному потеплению. А сколько горя нам принес

Чернобыль.

Ведущий (2 уч-ся) На нашей карте отмечены места

экологических катастроф. Ваше задание ответить на вопросы:

1) Что такое озоновая дыра? Что разрушает озоновый слой?

2) Какие вещества образуют кислотные дожди?

3) Какое значение на погодные условия имеет избыток углекислого газа?

4) Почему рахит распространённая болезнь жителей Англии?

5) Какое экологическое значение имеют заповедники Украины?

6) Городской мальчик, приехав, в гости в село к бабушке, разорил гнездо кукушки. Через год корова его бабушки стала давать меньше

молока. Почему?

Второй тайм «Информация к размышлению».

На сцене укреплены большие буквы. Члены лабораторий - команд выбирают какие- нибудь. Каждая буква-задание:

А.- Какой элемент необходим для сохранения зубной эмали?

Б.- Выберите растение, которое испаряет наибольшее количество влаги: ель, береза, сосна, тополь, капуста, морковь?

В.- Какой элемент лишний почему?

Al, Cl, Cu, Na, Pb, K.

Г.- Кто лишний? Почему?

Медведь, тюлень, волк, лисица, тигр, заяц?

Третий тайм- «Внимание! Эксперимент».

Получили посылки на адрес наших лабораторий:

научное общество «Эрудит» ОШ № 105 химическая и экологическая лаборатории.

Задания в посылках:

химическая лаборатория, - в какой из пробирок находится кислота и щелочь

экологическая лаборатория - определить наличие крахмала в данных продуктах.

Пока лаборатории работают, проводятся игры с болельщиками

-твёрдый как - алмаз;

-злой как - фтор;

Назовите «гремучий газ»?

Как называется песня соловья?

Орган обоняния у Матроскина?

Английский ученый, который расщепил атом?


Четвертый тайм «Домашнее задание»

1Экологический исследовательский проект.

2.Пропедевтическая информация «Это интересно

знать».

Пятый тайм «Чем быстрее, тем лучше»

Только, что подвезли грунт. Лаборатории должны выяснить, как влияют новые минеральные удобрения на урожай риса, гречки.

1.Задание:

Разобрать семена круп на скорость.


Шестой тайм «Найди меня»

Выбираем по одному участнику от команды

1.Назвать плоды этих растений:

груша, яблоко, перец, помидор, орех и т. д.

Седьмой тайм «Экзамен»

Конкурс заведующих лабораторий. За одну минуту получить наибольшее количество правильных ответов.

Химическая лаборатория:

1) Положительно заряженная частица в атоме?

(протон)

2) Самый сильный окислитель?(F)

3)Назовите благородные металлы?( Au,Pt,Ag)

4)Элемент, придающий зелёный цвет листьям?

(Mg)

5) Элемент, необходимый для придания крови красного

цвета? (Fe)

6) От неё разгорается пламя? (лучина)

7) Минимальная валентность серы?(2)

8) Любимый цветок наркоманов?

9) Орган обоняния у Матроскина? (усы)

10) Валентность кислорода?(2)

11) Сначала вода, затем кислота!

Иначе случится большая беда!

О каком явлении идёт речь?

(Растворение серной кислоты в воде.)

Экологическая лаборатория:

1)Максимальная валентность серы?(6)

2) Туман, лёд, облако, снег. Что объединяет эти слова?

(это вода в различных состояниях)

3) Черное золото? (уголь)

4) Газ в газировке? ( СО)

5) Колыбель жизни на Земле? (вода)

6) Почему в Мертвом море нет жизни? (из-за солей)

7) Самый распространенный элемент в космосе? (H)

8) Слово серебро, молчание? (золото)

9) Сам не горит, а горение поддерживает? (О 2 )

10) Минимальная валентность углерода? (2)

Подведение итогов игры. Вручение дипломов по

номинациям:

Лучшему эрудиту

Лучшему экспериментатору

Самому активному болельщику

За лучшую информацию «Это интересно знать»

За лучший экологический проект

Лучшему заведующему лаборатории

Лаборатории- победителю игры.





Учащийся- консультант 9-а класса Колесов Денис оценивает ответы и

дополнения к ним, анализирует работу.







Постоянные участники школьной лаборатории «Юный химик»



Ток-шоу «Химия польза или

вред»

Участники команд защищают тезисы «Химия-

это польза», «Химия-это вред». Приводят

свои доводы и аргументы.








Пропедевтический урок «Химия и здоровье

человека», где можно узнать, почему рекомендуется чистить зубы зубной пастой

«Coldale» и беречь здоровье смолоду






Тема:Попытки классификации химических элементов. Понятие о щелочных

металлах,галогенах,инертых газах.

Цель:

учебная: закрепить знания о химических элементах, формах существования

химических элементов в природе классификацию химических элементов;

дать представление о природных группах элементов ( на примере

щелочных металлов и галогенов); выяснить зависимость металлических и неметаллических особенностей от значения атомной массы;

развивающая: формировать умения сравнивать, находить общее,

делать выводы.

Оборудование: натрий, дистиллированная вода, фенолфталеин,

кристаллический йод, алюминий; таблицы

« Щелочные металлы», « Галогены».

Тип урока: Урок изучения нового материала.

I.Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной

деятельности.

Вопросы к классу:

1. Что такое химический элемент?

2. Какие формы существования химических элементов в природе?

3.На какие группы делятся химические элементы?

4. Составьте генетические ряды:

а) металлов;

б) неметаллов;

в) переходных элементов.

На доске:

Химические элементы

металлы переходные элементы неметаллы

основной оксид амфотерный оксид кислотный оксид

основание амфотерный гидроксид кислота

Возле доски выполняют задание три учащихся:

1. Докажите, что кальций оксид- основной оксид.

2. Докажите, что цинк оксид- амфотерный оксид.

3. Докажите, что фосфор (V) оксид_- кислотный оксид.

Учитель. Сегодня мы рассмотрели группы элементов, подобных

по свойствам,- это щелочные металлы, которые являются наиактивнейшими среди металлов и галогены- найактивнейшие неметаллы.

Сообщение учащихся ( по 3-5 мин. )

1. Применение металлов.

2. Применение галогенов, значение элементов-галогенов в нашей жизни.

II. Изучение нового материала.

1.Необходимость классификации химических элементов.

Рассказ учителя.

Беседа.

1) Какие вещества называют простыми?

2) Чем простые вещества отличаются от сложных?

3) На чем основано деление элементов на металлы и неметаллы?

2.Открытие естественных групп химических элементов

1) Щелочные металлы

Рассказ учителя.

Работа с учебником.

Уч-ся изучают табл.1 (1, с.9 ), которой рассмотрены физические

св-ва щелочных металлов.

Демонстрационный опыт: взаимодействие натрия с водой

2Na + 2HOH 2NaOH + H

(в присутствии фенолфталеина)

Вывод Щелочные металлы имеют: физические св-ва (легкие ,

легкоплавки, мягкие) и общие химические св-ва ( взаим. с водой, кислородом, неметаллами при обычных условиях ). Химическая активность увеличивается по мере увеличения атомной массы.

2) Галогены

Используя таблицы, вывешенные на доске, текстом учебника уч-ся отвечают на вопросы:

а) Какие элементы относятся к галогенам, где они находятся

в периодической системе? (Напишите их химические символы)

б) Какое строение имеют простые вещества-галогены? Определите агрегатное состояние.

в)Как изменяется температура кипения? О чем это свидетельствует?

г) Напишите уравнения реакций взаимодействия:

фтора с водородом;

хлора с калием;

д)Напишите общую формулу высшего оксида (кроме ), водородного соединения ,назовите формулы некоторых солей.

Вывод Галогены имеют общие физические. химические свойства ( активные по отношению к водороду, металлам ). Химическая активность увеличиваются при уменьшение атомной массы. Наиактивнейший -F

III. Закрепление знаний.

Тестирование

Проводятся тесты «Группа щелочные металлы», «Галогены».

Учитель читает утверждения. Уч-ся в зависимости от того, согласны они или нет, отвечают соответственно «да» или «нет».

V. Домашнее задание

1.Изучить п.1.

2.Выполнить задания № 3-5 (с.12.)

VI. Итоги урока. Выводы.

Тема: «Периодический закон и Периодическая система элементов

Д.И.Менделеева».

Цель:

учебная: ознакомить учащихся с историей открытия Периодического закона и

созданием на основе Периодического закона Периодической системы элементов; ознакомить учащихся с структурой Периодической системы;

периодами, группами, подгруппами; проследить за изменениями свойств

элементов и их свойств в периодах и группах;

развивающая: усовершенствовать умения сравнивать, делать выводы.

Оборудование: Периодическая система, магнитные карточки химических

элементов.

Тип урока: комбинированный.

I. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Индивидуальные задания.

№1

Как изменяется химическая активность щелочных металлов

с увеличением Ar? Объясните это на примерах отношения к

кислороду; к воде.

№2

Как изменяются химические свойства галогенов с увеличениемAr? Объясните это на примерах реакции соединения Al: a) Br ;б) J.

3. Задание классу:

1) Дать сравнительную характеристику щелочным металлам.

2) Дать сравнительную характеристику галогенам.

4. Возле доски уч-ся выполняют превращения:

K KOH KCl KNO

Cl HCl ZnCl Zn(OH)

Вывод : Открытие природных групп элементов стало важным этапом на пути классификации хим. элементов, но необходимо

было установить общую взаимосвязь элементов. И такая взаимосвязь между группами элементов с противоположными

свойствами была установлена Д.И.Менделеевым.

II. Изучение нового материала.

За основу систематизации хим. элементов Д.И.Менделеев брал Ar.

Вопросы к классу:

а) В каких единицах измеряются массы атомов и молекул?

б)Что такое Ar ?

1.История открытия периодического закона.

( Рассказ учителя)

На магнитной доске учитель прикрепляет карточки элементов,начиная от H до Ar. Учащиеся изучают данные, записанные на карточках, пользуясь учебником

( табл. 3, с. 14).

Вопросы к классу:

а) Каким образом изменяется валентность в высшем оксиде в элементах:

. от лития к карбону;

.от натрия к аргону?

б) Как меняется характер оксидов?

в) Как изменяется валентность неметаллов в летучих соединениях с Гидрогеном?

2. Периодический закон Д.И.Менделеева ( 1869 год)

( работа с учебником).

3. Структура периодической системы.

Учащиеся записывают в тетрадь понятия: период, ряд, группа, подгруппа.

4.Триумф периодического закона.

( Рассказ учителя)

Беседа

Как вы думаете, почему периодический закон является классическим примером научного подхода к пониманию окружающего мира?

III. Закрепление знаний.

1. Где в Периодической системе находится элемент №20?

Составьте формулу его оксида и гидроксида.

2. Назовите элементы:

а) 4 периода, IV группы, главной подгруппы;

б) 5 периода, III группы, побочной подгруппы.

3. Решение задач:

а) при взаимодействии 11,5г одновалентного металла с водой выделилось 0,25 моль водорода. Назовите этот металл.

б) в результате взаимодействия 4г двухвалентного металла с водой выделилось 0,1 моль водорода. Назовите этот металл.

Экспериментальное задание.

Практическим путем докажите амфотерные свойства Zn(OH).

IV.Домашнее задание.

1.Изучить п.2,3

2. Выполнить задание №8-10 (с. 17)

3. Учащимся подготовить сообщения об открытии экабора,

экваалюминия,экасилиция.

V. Подведение итогов урока.

.


Тема: « Периодическая система элементов Д.И.Менделеева- графическое

выражение периодического закона».

Цель:

учебная: закрепить понятия «период», «группа», «подгруппа»; продолжить

формировать понятия о периодичных изменениях свойств элементов

малых и больших периодах, в главных подгруппах; формировать умения

предвидеть свойства элементов, исходя из положения в периодической

таблице;

развивающая: усовершенствовать умения анализировать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

I. Проверка д/з

1.Выяснение вопросов, которые не поняли учащиеся.

2. Сообщение учащихся.

II. Систематизция знаний учащихся о периодических изменениях свойств элементов и их соединений.

1. Пользуясь таблицей на с. 14, проанализируйте, как изменяются металлические и неметаллические свойства элементов и характер их оксидов в малых периодах.

Вывод 1: Металлические свойства в периодах ослабляются, а неметаллические усиливаются.В больших периодах изменение свойств от металлических к неметаллическим постепенное

2.Беседа

Каким образом изменялись металлические свойства щелочных металлов и неметаллические свойства галогенов от Ar?

Вывод 2: в главных подгруппах по мере увеличения Ar элементов металлические свойства усиливаются, а неметаллические уменьшаются.

3.Беседа

Каким образом изменяется максимальная валентность элементов в высшем оксиде?

Вывод 3: Максимальная валентность элементов в высшем оксиде

в периодах увеличивается:

в 2 периоде- от 1 до 4;

в 3 периоде- от 1до 7;

в общем- от 1 до 8.

4.Беседа

Каким образом изменяется валентность элементов-неметаллов в водородных соединениях?

Вывод 4: Валентность элементов в главных подгруппах (IV-VIIгр.) летучих водородных соединений уменьшается в периоде от IV-I и соответствует номеру группы-8.

Особое сходство свойств имеют элементы: актиноиды, семейство Fe, платиновых металлов.

5.Возможности, полученные Д.И.Менделеевым после открытия периодичности изменения свойств элементов.

( Работа с учебником, краткая запись тезисов.)

III. Закрепление знаний

1. Беседа

а) назовите эл-т 5 периода с формулой водородного соединения RН.

б) Составьте формулы высших оксидов и укажите их характер:

для элементов № 23,30,34.

2. Тестирование.

3. Самостоятельная работа.

Решение задач по вариантам :

а) При разложении 25г карбоната 2-х валентного металла выделилось 5,6л газа(н.у.). Установите формулу соли.

б) Назовите эл-т по таким данным: находится во 2 группе,Ar гидроксида 235.

По окончании работы взаимопроверка.

IV. Д\з

1. Изучить п.3 (1)

2. Выполнить задание №12-21( устно), 22 (письменно) с.2

3. Нескольким учащимся подготовить краткие сообщения действии радиации на живые организмы и способах радиационной защиты.








Тема: «Понятие о радиоактивности и строении атома».

Цель: расширить знания учащихся о строении атома на основе представлений о

радиоактивности; познакомить с опытами Резерфорда и их выводами; дать

представления о протоне, электроне, нейтроне; развивать материальное

единство мира и возможность его познания.

Оборудование: учебник, Периодическая таблица.

I Проверка домашнего задания

Задания к классу:

1-й уч-ся- № 11-15;

2-й уч-ся- № 16-20;

3-й уч-ся- № 22.

Химический диктант:

1. Назовите эл-т 4 периода, IV группы главной подгруппы.

2. Где в Периодической системе находится эл-т № 26?

3.Назвать формулу высшего оксида эл-та №32.

4. Назвать формулу летучего водородного соединения элемента

№ 8.

5. Назвать элементы 5 периода, которые имеют формулу высшего оксида RO.

6. Назвать наиактивнейший металл:

а) 4 периода;

б) IV группы главной подгруппы.

6. Назвать эл-т 4 периода, который имеют формулу летучего

водородного соединения HR.

7. Закончите предложение: « Периодическая зависимость

означает…»

Проверка учителем, взаимопроверка диктанта.

II. Изучение нового материала

1. Сообщения учащихся:

1) Открытие радиоактивности.

2) Опыты Резерфорда.

2. Установление сложного строения атома

( рассказ учителя)

3. Влияние электрического поля радиоактивное излучение.

( работа с учебником)

Учащиеся анализируют рисунок 1 учебника (1) « Влияние

электрического поля на радиоактивное излучение».

Изучить и законспектировать понятия:

а) радиоактивность;

б) L-излучение;

в) B-излучение;

г) Y-излучение.

Вывод: в состав атомов входят электроны, протоны, нейтроны.

Вопрос: что вам известно об этих частицах из уроков физики?

Ш. Закрепление знаний

Решение задач, выполнение упражнений

1. Назвать элемент II группы, Ar гидроксида. которого составляет 68.

2. Назвать элемент I группы, который при взаимодействии 9,2г этого металла с хлором образует 23,4г хлорида.

IV. Домашнее задание

1. Изучить п.4 (1, с.22).

2. Нескольким учащимся подготовить краткие сообщения об

искусственных трансурановых элементах.









Тема: Значение Периодического закона Д.И.Менделеева.

Эпиграф к уроку: « Периодическому закону будущее не угрожает разрушением,

а лишь надстройку и развитие обещается»

( Д.И.Менделеев, 1905г. ).

Цель урока: раскрыть научное и практическое значение периодической

системы, закона Д.И.Менделеева.

Задачи:

1. Учебные :

1. Выяснить научность открытия Д.И.Менделеева.

2. Раскрыть значение периодического закона для развития

химической науки и производства.

II.Воспитательные:

1.Воспитывать у учащихся любознательность, сформировать

стойкий интерес к изучаемому предмету.

2. Раскрыть роль личности в изучении окружающего мира.

3. Сформировать научное мировоззрение.

III. Развивающая:

1. Развивать креативные способности учащихся путем подбора

заданий творческого уровня, создания проблемных ситуаций.

2. Создать «ситуацию успеха», которая способствует раскрытию

творческих возможностей личности ученика.

Ход урока

1. Психологический настрой

Поздравляю вас, дорогие друзья! Сегодня я приглашаю вас в

путешествие в 60-е годы 19 ст. Вы станете свидетелями одной

из важнейших научных действий того времени - открытия периодического закона , благодаря которому развитее точных наук имело другой путь. Итак, в путь. Для удобства мы разделимся на 5 экипажей.

2. История открытия периодического закона.

Ролевая игра. Ведущий.1869… Мы с вами присутствуем на заседании научного совета европейских ученых.

После заседания, дети, попробуйте выяснить, непонятное, загадочное и интересное этим мужам.

1-й ученый. Уважаемые коллеги! Вы что-нибудь понимаете?

Господин Менделеев из России разослал ученым свой « Опыт

системы элементов, который базируются на их атомной массе

и химических сходствах» на русском и французских языках.

2-й ученый. Ох, сколько их уже было, систем химических

элементов? (Задумывается) Около 50, если мне не изменяет

память.

3-й ученый. И еще одна, от российского ученого. Так, это интересно! Обратите внимание, господа, здесь лишь 63 элемента.

Все подходят к таблице, которая висит на стене, внимательно

её изучают.

1-й ученый А что это за знаки вопросов рядом с знаками химических элементов?

2-й ученый. Так, это интересно!

3-й ученый. А вот знаков химических элементов нет, но их

атомные массы написаны.

Все. Непонятно, загадочно, интересно!

Ведущий. Такой была реакция европейских ученых того времени на первый вариант периодической системы. Интересно,

но в тоже время не всё понятно.

Учитель. А может, кто-то из вас, дети, сможет объяснить все

ученым?

Загадка выяснилась лишь на следующем, 4-ом по расчёту с

момента создания, заседании Русского химического общества,

которое состоялось 18 марта 1869 года. Сам Менделеев из-за

болезни не присутствовал на этом историческом заседании.

Написанный им доклад « Соотношения свойств с атомным

весом элементов» прочитал от его имени профессор Петербургского университета Н.А. Меншуткин. Присутствующие узнали, что 63 известные на то время элементы

Д.И.Менделеев разместил по мере увеличения атомных масс,

и вот что у него вышло…

Ролевая игра

Выходят ученики с знаками химических элементов

Ученый Менделеев размещает их соответственно их атомным

массам.

Li. Атомный вес-7.Одновалентный металл.

В. Атомный вес-11. 3-х валентный неметалл.

С. Атомный вес-12. 4-х валентный неметалл.

N. Атомный вес-14. 5-валентный неметалл.

Ве. Атомный вес-9. 3-х валентный металл.

О. Атомный вес-16. 2-х валентный неметалл.

F. Атомный вес-19. Неметалл.

Менделеев Свойства элементов изменяются от металлических

к неметаллическим, постепенно увеличивается валентность элементов. Но непонятно, что с Ве: он должен размещаться за

Li перед В. Но как был определен его атомный вес?

Учитель. Какую валентность и Ar должен иметь Ве, чтобы

соблюдалась последовательность в изменении свойств элементов?

Ролевая игра

Третий ряд!

Трубите сбор

Na, Mg, Al, Si, P, S, Cl !

По порядку

По закону элементы встали в ряд.

И выходит, что в колону

Все похожие стоят!

Кремний стал под Углеродом,

Сера схожа с Кислородом,

Алюминий стал под Бор -

Замечательный подбор!

Металлы под металлами,

Едкие под едкими,

Ковкие под ковкими

Идут своими клетками.

По порядку все стоит-

Вот природы алфавит!

Вопросы к экипажам

  • Какое свойство атомов Д. И. Менделеев положил в основу своего закона?

  • Сформулируйте закон, открытый Д.И.Менделеевым?

  • Как Д.И.Менделеев назвал свой закон?

Ученик. Д.И.Менделеев назвал свой закон периодическим. Вот, что он писал «В природной последовательности элементов свойство одних элементов периодически повторяется свойства других, отличающихся от них только проявлением этих свойств.

Значение периодического закона для коррекции относительной атомной массы элементов

Д.И.Менделеев, опираясь на сходные свойства элементов, изменил принятые на то время атомные массы и валентности в соединениях с Оксигеном у 10 элементов.

Задание для экипажей

Решить предложенные задачи, найдите элементы, в которых Д.И.Менделеев исправил Ar и валентность.

Предлагаются задачи для каждого экипажа

Учитель. Итак, элемента, в которых Д.И.Менделеев исправил валентность и Ar, вы нашли правильно. Молодцы! А вот еще

7 таких элементов: Бериллий, Индий, Ванадий, Церий, Уран, Цезий, Ербий.

Значение периодического закона для описания свойств не открытых элементов

Д.И.Менделеев и сам понимал: чтоб ученые поверили в правильность закона, он должен описать не открытых еще элементов, выходя из места их положения в периодической системе. Эти элементы он назвал: Экабор, Экаалюминий , Экасилициум.(Приставка «эка» означает «следующий за……..».

Вопросы к экипажам

Как сейчас называют эти элементы?

Исходя из расположения Ga в периодической системе, предположите, какие свойства должен иметь данный элемент и его соединение.

Учитель. Дорогие друзья я предлагаю вам дома описать свойства Германия. Ваши выводы мы сравним с предположениями Менделеева на следующем уроке.

Периодический закон история строения атома.

« Д. И.Менделеев знал все про новые химические элементы, говорили коллеги ученого, - всё, кроме их названий…»

В тоже время Менделеев писал: «Мы не понимаем причин периодического закона», - при этом он был убеждён, что «периодическому закону будущее не угрожает разрушением,

а лишь надстройка и развитие обещает» Эти слова были сказаны в 1905 году, до открытия строение атома осталось всего 6 лет

Вопросы к экипажам

  • Вспомните, что показывает № элемента в строение атома?

  • Как в связи с этим читается периодический закон?

  • Какая теория строение атома объясняет периодичность в смене свойств элементов?

Выводы.

Возвращаясь в 21 век с путешествия 19 века, друзья, подведём итог.

Открытие периодического закона не было научной и исторической ошибкой, правильность его подтвердили время и практика.

Учащиеся рассматривают основные тезисы периодического закона

Мы убедились в правильности слов Д.И.Менделеев «Периодическому закону будущее не угрожает разрушением,

а лишь надстройка и развитие обещает»

Учитель. Вот и всё, наше путешествие зак5ончилось. Всем экипажем большое спасибо, те задачи, которые мы перед вами поставили, вы с успехом выполнили, желаю вам и в жизни ставить перед собой задачи и успешно решать их.

Звучит песня Гладкова с мюзикла «Приключение Незнайки и его друзей»


© 2010-2022