- Преподавателю
- Химия
- План урока по химии на тему d-Элементы периодической системы
План урока по химии на тему d-Элементы периодической системы
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Терехова В.А. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «d-Элементы Периодической системы».
«Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию»
Демокрит
Цели урока:
образовательные:
- расширить и углубить знания студентов о d-элементах Периодической системы;
- сформировать представление о d-элементах как о химических элементах и их соединениях;
- показать взаимосвязь химии с дисциплиной «Товароведение непродо-вольственных товаров»;
- показать роль химии в будущей профессиональной деятельности студента;
- выработать умения использовать накопленные знания и опыт в профессии;
- сформировать познавательный интерес студентов к химии;
развивающие:
- развивать умение студентов работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное, проводить химический эксперимент, сравнивать анализировать, делать выводы;
- развивать способность к творческому мышлению;
- развивать логическое мышление, память;
воспитательные:
- воспитать внимательность и наблюдательность;
- воспитать культуру учебного труда, экономного расходования времени.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения - рассказ с элементами беседы, проблемно-поисковое обучение, опережающее обучение, дифференцированное обучение.
КМО:
- реактивы: медная проволока, концентрированная азотная кислота, растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия, сульфата меди (II) и цинка, хлорида хрома (III);
- оборудование: спиртовая грелка, спички, пробиркодержатель, штатив с пробирками;
- дидактические карточки.
Межпредметные связи:
-
Товароведение непродовольственных товаров: «Металлическая галантерея», «Металлохозяйственные товары», «Ювелирные товары».
-
Товароведение продовольственных товаров: «Вкусовые товары».
Внутрипредметные связи:
-
«Периодический закон и Периодическая система Д.И.Менделеева»;
-
«Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз».
Литература:
Основная:
Л.С.Гузей, Р.П.Суровцева, Г.Г.Лысова. Химия 10 класс. М.: Дрофа, 2002.
Дополнительная:
И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. Химия 10 класс Базовый уровень. М.: Русское слово, 2008.
Ход урока:
I. Организационный момент (1-2 мин.)
II. Актуализация опорных знаний (5-7 мин.)
Фронтальный опрос:
-
Из чего состоят физические тела?
-
Какие вещества мы называем простыми? Как они делятся?
-
Какие вещества мы называем сложными? На какие виды они делятся?
-
Перечислите основные классы неорганических соединений.
-
Из каких частиц состоят вещества?
-
Какого строение атома?
-
Как определить по Периодической системе число в атоме протонов? электронов? нейтронов?
-
Как делятся элементы в Периодической системе по горизонтали? по вертикали?
-
Перечислите элементы IА группы. IIА группы. IIIА группы.
-
Какую валентность проявляют элементы IА группы? IIА группы? IIIА группы?
-
Почему алюминий, несмотря на свою высокую химическую активность находит такое широкое применение в быту и промышленности?
-
Составьте формулы: оксида натрия, оксида кальция, оксида алюминия, гидроксида калия, гидроксида бария, гидроксида алюминия.
-
Какие свойства проявляют оксид и гидроксид алюминия?
Индивидуальный опрос по дидактическим карточкам.
III. Сообщение темы урока, целей и задач; мотивация учебной деятельности
(3-4 мин.)
IV. Формирование знаний, умений и навыков (45-50 мин.):
-
Общие свойства d-элементов (работа с таблицами).
-
Элементы IB группы (работа с таблицами, демонстрационный эксперимент, опережающие задания).
-
Элементы IIВ группы (работа с таблицами, демонстрационный эксперимент, опережающие задания).
-
Хром и марганец (работа с таблицами, опережающие задания).
V. Закрепление изученного материала (10-15 мин.):
Фронтальный опрос (10 мин.):
-
Совпадает ли валентность d-элементов с номером группы, в которой они расположены?
-
Назовите элементы IВ группы. IIВ группы.
-
В каких кислотах растворяется медь?
-
Почему несмотря на свою химическую активность, цинком покрывают стальные и чугунные изделия от защиты от коррозии?
-
Какой металл используют в качестве легирующей добавки для нержавеющих, инструментальны и других видов сталей?
Индивидуальный опрос. Тест по теме: «d-элементы Периодической системы» (5 мин.).
VI. Домашнее задание (2-3 мин.).
На «3» - изучить конспект лекции; учебник Л.С.Гузей. Химия 10 класс. §§ 29.1, 29.2, 29.3, 29.4.
На «4» - Составить уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения веществ:
Cr → CrCl2 → Cr(OH)2 → CrO → Cr.
На «5» - Расставить коэффициенты в уравнении окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса:
Сu + HNO3(разб) = Cu(NO3)2 + NO + H2O.
Сделать сообщения на темы: «Ряд активности металлов», «Пирометаллургия», «Гидрометаллургия», «Электрометаллургия», «Коррозия и меры борьбы с ней».
VII. Заключительный этап урока (3-5 мин.):
7.1. Оценка деятельности студентов.
7.2. Заключительный анализ урока.
4