Проблемный и исследовательский эксперимент на уроках химии

Заниматься исследовательской деятельностью способен любой пытливый ученик, получая при этом удовольствие от самостоятельного поиска и испытывая радость открытия. Передовая педагогика всегда видела   главную задачу обучения не в передаче знаний ученикам, а в развитии их самостоятельного творческого мышления. В настоящее время перед педагогической практикой ставится задача поиска и применения наиболее эффективных методов обучения, позволяющих заниматься исследовательской работой, как на уроках, та...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Слушаю-забываю,

Смотрю-запоминаю,

Делаю-понимаю.

Конфуций.

Одно из перспективных направлений модернизации образования - использование компетентностного подхода в процессе обучения.

Компетентностный подход - это совокупность общих положений, определяющих логику образовательного процесса, ориентированного на развитие системного комплекса осведомлённости, умений, смысловых ориентаций, адаптационных возможностей, опыта и способов преобразовательной деятельности с получением конкретного продукта .

Применительно к компетентностному подходу смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем. Организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Образовательный результат основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Компетентностный подход-это попытка привести в соответствие систему образования и потребностей современного общества. Данный подход обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения. На мой взгляд, эффективно реализовать данные направления можно с помощью организации экспериментального и исследовательского обучения на уроках химии.

Если проследить исторический путь химической науки, то можно убедиться, что в ее развитии огромная роль принадлежит исследованию и эксперименту. Все значимые теоретические открытия в химии являются результатом обобщения большого числа экспериментальных фактов. Познание природы веществ достигается с помощью исследования и эксперимента, он помогает раскрывать взаимосвязи и взаимозависимости между ними.

Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, умеющие оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Психологи давно подметили такую особенность - умственная деятельность учёного, делающего открытия и умственная деятельность ребёнка, познающего новое, идентичны по свое внутренней механике. Для ребёнка гораздо легче изучать и усваивать новое, действуя подобно учёному, чем получать готовые знания. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем.

Внутренняя взаимосвязь деятельности преподавателя и учащихся в процессе исследовательской деятельности позволяет организовать процесс познания химии не на уровне описательного ознакомления с явлениями и процессами, а на уровне овладения их сущностью, объяснения причинно-следственных связей между ними с позиций современной химической науки.

Следовательно, только в тесном взаимодействии эксперимента и теории в учебно-воспитательном процессе достигается высокое качество знаний учащихся по химии. Поэтому целью моей работы является развитие ключевых компетенций учащихся в процессе изучения химии на основе организации проблемного и исследовательского эксперимента на уроках и во внеурочное время.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • изучение теоретического материала по реализации проблемного и исследовательского эксперимента на уроках и во внеурочное время.

  • диагностика первоначального уровня сформированности ключевых и предметных компетенций учащихся,

  • организация обучения на основе применения экспериментальной деятельности учащихся

  • оценка результатов педагогической деятельности не только с точки зрения предметных линий развития, но и развития ключевых компетенций учащихся.

  • вовлечение максимального числа обучающихся в активные формы обучения: на уроке, во внеурочной и внеклассной деятельности

Исследовательская деятельность - это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, знаний и способов деятельности.

Поэтому я считаю, что в условиях компетентностного подхода важнейшей формой обучения химии являются практические занятия, на которых в ходе изучения школьного курса химии можно развивать компетенции школьников.

На практических занятиях по химии можно выделить четыре группы компетенций:

  • экспериментальные (использование различных методов количественных измерений, выполнение химических операций, правильное обращение с реактивами и оборудованием, составление плана эксперимента, зарисовка схем, приборов, запись уравнений реакций, письменное оформление результатов с привлечением справочной и научной литературы);

  • коммуникативные (комментирование опыта, обсуждение результатов эксперимента, планирование эксперимента и теоретическое его обоснование, применение критериев контроля и самоконтроля, самостоятельное определение очередности всех операций);

  • интеллектуальные (определение целей и задач эксперимента, наблюдение и установление характерных признаков явлений и процессов, проведение синтеза, анализа, установление причинно- следственных связей, формулирование выводов);

  • контрольно- оценочные (осуществление самоконтроля по ходу эксперимента, применение различных видов контроля деятельности товарищей).

Во время проведения практических занятий формируется исследовательский подход в обучении, функциями которого являются:

  1. воспитание познавательного интереса;

  2. создание положительной мотивации учения и образования;

  3. формирование глубоких, прочных и действенных знаний;

  4. развитие интеллектуальной сферы личности;

  5. формирование умений и навыков самообразования, т.е. формирование способов активной познавательной деятельности, развитие познавательной активности и самостоятельности.

Исследовательский подход в обучении предполагает:

  1. введение общих и частных методов научного исследования в процессе учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

  2. организацию учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;

  3. актуализацию внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;

  4. усложнение содержательной и совершенствование процессуальной сторон познавательной деятельности;

  5. изменение характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

Заниматься исследовательской деятельностью способен любой пытливый ученик, получая при этом удовольствие от самостоятельного поиска и испытывая радость открытия. Передовая педагогика всегда видела главную задачу обучения не в передаче знаний ученикам, а в развитии их самостоятельного творческого мышления. В настоящее время перед педагогической практикой ставится задача поиска и применения наиболее эффективных методов обучения, позволяющих заниматься исследовательской работой, как на уроках, так и во внеурочное время. Для организации эффективной исследовательской работы с учащимися, необходимо выяснить различия в свойствах личности учащихся, в их интересах, склонностях, способностях, различие «уровней интеллектуального развития», психологических установок на овладение знаниями. Исследовательская работа требует индивидуального дифференцированного подхода к каждому школьнику. Основными критериями дифференциации, лежащими в основе деления учащихся на типологические группы при организации исследовательской деятельности, являются уровень познавательного интереса, а также уровень сформированности исследовательских умений и навыков.

Уровень познавательного интереса определяется как к предмету химия в целом, так и к отдельным видам деятельности на уроках химии. Организуя индивидуальную работу с учащимися, мы должны знать отношение каждого ученика к конкретному виду деятельности для того, чтобы в дальнейшем учитывать это отношение. При постепенном привлечении его к различным видам деятельности, развивается интерес к изучаемому предмету. Из анализа анкетирования учащихся установлено, что наибольшее нежелание у них вызывает работа с учебником и дополнительной литературой. Такое отношение к указанным видам деятельности объясняется их сложностью, слабыми умениями и навыками работы. Работа с литературой требует усидчивости, прилежания, настойчивости, умения читать. При анализе анкет учащихся также следует отметить низкий интерес учащихся к решению химических задач.

Для эффективного определения интересов и склонностей учащимся с 8-го класса в процессе изучения темы предлагается большое количество творческих заданий различного содержания и разной степени сложности, расширяя, таким образом, выбор видов деятельности, которые интересны учащимся, и таких заданий, которые каждый ученик может выполнить. При этом уровень подготовленности каждого учащегося к самостоятельному выполнению исследовательских заданий определяется как с качественной, так и с количественной стороны. Количественные характеристики можно получить с помощью различных видов контроля знаний, умений и навыков. Качественная характеристика уровня подготовки учащихся к осуществлению исследовательской деятельности определяется «зоной ближайшего развития». Можно выделить следующие основные критерии, определяющие уровень сформированности исследовательских умений и навыков:

  • характер суждений и выводов (умение проводить аналогичные исследования, высказывать собственную аргументацию, находить рациональные пути решения проблемы);

  • степень самостоятельности учащихся (самостоятельное выполнение исследования);

  • степень сложности и число используемых учащимися понятий (привлечение знаний, полученных при изучении конкретной темы; использование знаний из разных тем курса и различных школьных дисциплин).


На основании данных подходов можно выделить следующие уровни сформированности исследовательских умений учащихся:

  • низкий - учащиеся могут выполнять единичные операции исследования, используя знания конкретной темы;

  • средний - учащиеся могут логически связывать отдельные элементы исследовательской деятельности, совместно и под руководством учителя исследовать свойства веществ, явлений, рассматриваемых впервые;

  • высокий- учащиеся комплексно используют исследовательские умения, могут не только правильно выполнить аналогичные исследования, но и планировать совместную работу для проверки самостоятельно построенной гипотезы, способны находить рациональные пути исследования проблемы, решение которой требует актуализации знаний из различных школьных дисциплин.

Качественные и количественные характеристики тесно связаны друг с другом в процессе коллективной деятельности и являются результатом совместной деятельности учащихся и учителя.

Индивидуальный подход к организации исследовательской деятельности позволяет учитывать эти специфические для каждого ученика характеристики в большей степени, чем при традиционном обучении. Эти показатели не являются неизменными, они развиваются в процессе работы с учащимися.

Исследовательская деятельность может вызвать затруднения, но способствует большей самостоятельности.

А.С.Обухов, характеризуя учебно-исследовательскую деятельность, подчеркивает основную функцию: инициирование учеников к познанию мира, себя, и себя в этом мире. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в его определении - творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.

Для освоения навыков исследовательской работы на уроках химии основная нагрузка ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов в области химии.

Для эффективной исследовательской деятельности нужно соблюдать следующие условия:

1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получиться.

2. Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь сделать учитель. Как вы сможете руководить исследовательской деятельностью, если не представляете себе всю структуру работы, не знаете методики, не можете определить направления детальности? Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформированы определённые компетентности.

3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже - от своей деятельности и от работы ученика).

Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), учитель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.

Наиболее важными видами исследований учащихся по химии являются следующие:

Решение качественных химических задач .

Данный вид исследования можно предложить учащимся при решении следующей экспериментальной задачи: « Вам выданы две пробирки с растворами кислоты и щелочи. Определите, в какой из них щелочь, а в какой кислота».

Для создания внешней мотивации у учащихся, учитель в начале урока знакомит с целями практической работы, объясняет важность для понимания свойств данных веществ. Для создания внутренней мотивации при обсуждении условий экспериментальной задачи создается проблемная ситуация, при которой у ученика возникает стремление ответить на вопрос: «Каким образом можно определить состав растворов?».Совместно с учащимися определяется цель эксперимента, выдвигаются гипотезы, обсуждается план эксперимента, выполняется непосредственно практическая часть исследования, делаются выводы и заключения.

Поисковая деятельность.

Это такая деятельность, в процессе которой учащиеся, опираясь на уже известный им материал, под руководством учителя ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос. Поисковая беседа обычно проводится на основе создаваемой учителем проблемной ситуации.

При этом учащиеся самостоятельно намечают этапы поиска, высказывая различные предположения, выдвигая варианты решения проблемы. Например, при изучении комплексных соединений учитель может предложить учащимся следующую учебную проблему: «Чем объяснить изменение окраски раствора соли хрома (III) при нагревании?» Проблемная ситуация возникает при демонстрации опыта нагревания раствора хлорида хрома (III). Для того чтобы подготовить учащихся к выдвижению гипотезы, можно привлечь их знания о кристаллогидратах и предложить вспомнить опыты по обезвоживанию медного купороса и гидратации сульфата меди (II). В ходе поисковой беседы учащиеся при помощи учителя раскрывают сущность понятия изомерии комплексных соединений и дают ему определение.

Беседа поискового характера является необходимой подготовительной ступенью к работе учащихся на уровне исследования.

Самостоятельное прогнозирование и моделирование химических процессов и реакций

Это уже творческая задача, для решения которой недостаточно урока, поэтому для решения проблемы необходимо вне урока использовать дополнительную литературу, справочники. Например, подобрать условия для определенной реакции, зная свойства веществ, вступающих в нее, высказать предположения по оптимизации изучаемого производственного процесса.

Проектная деятельность

Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действия по образцу недостаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. Работа по данному методу является для учащихся новым видом учебно-познавательной деятельности, которая во многом отличается от привычной «меловой технологии». Проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно - деятельностный подход в обучении. При организации работы над проектом используются различные виды ориентировочной деятельности и формируются ключевые компетенции учащихся. Например, такие, как познавательная, ценностно-ориентировочная, эстетическая, преобразовательная, коммуникативная и другие. Осуществляя руководство творческими проектами, учитель организует благоприятные субъективные отношения внутри групп и между группами, создает условия для формирования ключевых компетенций учащихся и приобретения ими социального опыта. В ходе работы над проектом развиваются познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формируется критическое мышление.

На начальных этапах организации исследовательской деятельности необходимо формирование коммуникативных явлений (умений работать в группе, участвовать в совместном принятии решений, взаимодействовать с руководителем, обсуждать ход исследования, публично выступать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии со слушателями).

Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности.



Процесс выполнения включает в себя семь этапов:

1) формулирование темы

2) формулирование цели и задач исследования

3) теоретические исследования;

4) экспериментальные исследования;

5) анализ и оформление научных исследований;

6) внедрение и эффективность научных исследований;

7) публичное представление работ на разного рода конференциях, чтениях.

Основополагающим моментом формулирования темы является решение проблемы выбора.

Учащийся должен ответить на вопросы:

1) какое направление (тему) я выберу? (родители, учитель, сам).

2) каким будет вид моей работы? (обычно я советую именно исследовательскую работу, а не реферат, т. к. очень важен процесс успешной реализации работы на конференциях).

3) как я буду её выполнять? - один или в группе?

4) когда я буду её выполнять - в течение года или летом?

5) где я буду её выполнять? - в школе под руководством учителя, в учреждениях дополнительного образования, самостоятельно.

От выбора темы во многом зависит успех работы. Я не приемлю формальный подход, когда тема исследования подбирается под уже существующую методику. Более важным для меня является заинтересованность в том или ином вопросе. Большинство выбранных для исследования вопросов являлись интересными для меня или для моих учеников.

Я не совсем согласна с теми преподавателями, которые считают, что успех исследовательской работы зависит только от правильно поставленных цели и задач. По-моему мнению, главное - правильно определить учащегося и ту тему для разработки, которая наиболее подходит его типу личности.

Я бы дала только одну универсальную рекомендацию: тема должна быть интересна учителю и ученику, посильна в выполнении.

Поэтому в подготовительный период рекомендуется не только выбрать тему для исследования и сформулировать его задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения путём знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Всякому исследованию должно предшествовать полное изучение вопроса по литературным, опросным или любым другим данным.

Важнейшее основание для выбора темы исследования - наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных. Разработка научной темы представляет собой разрешение противоречия, ведущее к развитию наших умений и к получению новых знаний.

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. (что мы хотим узнать)

Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя. "Гигантизм" в выборе темы и цели исследования - наиболее распространённая ошибка начинающих исследователей.

Формулировка задач исследования - тоже довольно сложное и трудоёмкое занятие. При их постановке исследователь должен чётко сформулировать, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ (как мы будем искать ответ на поставленный в цели вопрос).

Планирование работы подразумевает также необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования. Очевидно, что истину дают не предположения, а точно и правильно подобранные факты и их объяснения, поэтому очень важна разработка методики сбора этих фактов. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создаёт основу его успеха.

После постановки цели и задач и выбора методов исследования, совместно с учеником составляется план исследования с указанием временных промежутков.

Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы и любых других источников. Это требует большой самоотдачи от учащихся, как по времени, так и интеллектуальной и организаторской. И здесь мои ученики стали для меня во многом примером для подражания, поражая своей настойчивостью, упорством в достижении цели.

Результаты любой работы зависят от числа проведённых опытов, наблюдений и их обработки. Поэтому при выборе методики необходимо оценить, сколько необходимо провести однотипных измерений, наблюдений и т.п. и какие использовать способы обработки первичных данных.

Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование - недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.

Сотрудничество руководителя и учащегося при написании работы должно выражаться не только в раскрытии способностей ребят, ориентации их на познание как ценность, но и в развитии личности самого преподавателя, способного эффективно использовать вверенные ему человеческие ресурсы. Занятия исследовательской деятельностью позволяют расширить кругозор и учащегося, и руководителя.

Следующий этап работы - анализ и оформление научных исследований. Выводы делаются в соответствии с поставленной целью и задачами. Они должны быть четкими и понятными даже не специалисту. Ни для кого не секрет, что верная оценка результатов исследования является одной из наиболее сложных и в то же время важных задач. Важно научить детей решать поставленные задачи до конца, приводить любое начатое дело к логическому завершению.

Завершающим моментом каждой работы должно стать представление её на конференциях.

Уверенные в своих работах и возможностях дети с удовольствием рассказывают учащимся младших классов, одноклассникам, а некоторые и всей школе о своих работах, «заражая» их своим энтузиазмом.

Выступление на различных конференциях даёт неоценимый опыт конкурентной борьбы, способности отстаивать свои идеи, доказывать важность и актуальность выбранной проблемы.

Демонстрация результатов в виде защиты проекта выявляет не только предметные знания и умения, но и сформированность ключевых компетенций.

Занятия исследовательской деятельностью имеют свои "плюсы" и "минусы".

К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности:

  • рефлексивные умения;

  • поисковые (исследовательские) умения;

  • навыки оценочной самостоятельности;

  • умения и навыки работы в сотрудничестве;

  • менеджерские умения и навыки;

  • коммуникативные умения;

  • презентационные умения и навыки

Негативные стороны исследовательской технологии:

  • неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;

  • сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;

  • риск неудачного окончания работы;

  • повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя;

  • невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.

Занятие научно-исследовательской деятельностью - это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Моя задача, как преподавателя - организатора исследовательской работы, - выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности.

На основании изучения уровня познавательного интереса, а также уровня сформированности исследовательских умений и навыков для приобщения учащихся к исследовательской деятельности организую уроки с элементами исследования и уроки-исследования. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д. На таких уроках использую технологию проектного и проблемного обучения. В учебном процессе используются термины: проблема, гипотеза, подтверждение гипотезы, вывод, а также вопросы: В чем проблема? Каковы этапы деятельности исследователя? Что такое гипотеза? Как можно выдвинуть предположение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное?

На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках использую технологию сотрудничества (работу в малых группах). Деятельность учащихся направляется в русло исследовательской работы без использования терминов: гипотеза, проверка гипотезы, интерпретация данных. Обращается внимание учеников на схему исследовательской деятельности. Используются вопросы: С чего необходимо начинать исследование? Как это сделать? Как поступил бы исследователь? Верный ли вы сделали выбор?

Организация собственно исследования - это более высокий уровень. К такому виду работы учащиеся готовятся с 8-го класса.

Практика преподавания химии в школе показала невысокий уровень выполнения учащимися химического эксперимента на начальном этапе изучения предмета и недостаточную эффективность его применения в учебном процессе. Учащиеся часто не получали необходимых экспериментальных знаний, не умели объяснить причины и следствия наблюдаемых химических явлений. Причины этого, конечно, разные, но главная из них заключается в том, что в школе недостаточное внимание обращалось на выполнение проблемных экспериментов с целью развития познавательной активности учащихся.

Поэтому одним из средств инновационной деятельности в практике моей работы стало использование проблемных и исследовательских экспериментов.

Решение учениками проблем с применением исследовательских методов характеризуется как сложное учебное умение, которому нужно специально обучить. Проблемный эксперимент ставит проблему в процессе обучения (путем создания противоречий), а исследовательский эксперимент направлен на ее решение. Хотя нужно отметить, что и исследовательский эксперимент тоже может приводить к созданию проблемных ситуаций, а они, в свою очередь, потребуют проведения новых или дополнительных исследований. Чтобы учащиеся могли провести какое-либо исследование, им нужно предложить проблемное задание на основе теоретического материала или проблемного эксперимента.

Проблемно-развивающие опыты влияют на уровень теоретических знаний учащихся. Если в ходе экспериментов они получают новые, неожиданные факты, противоречащие сложившимся у них теоретическим представлениям, то, пытаясь эти факты осмыслить и объяснить, они целенаправленно выводятся на новый уровень понимания материала. Именно поэтому, при обучении химии необходимо проводить проблемные эксперименты, которые обогащают знания учащихся новыми или необычными фактами. Разрешение противоречий происходит только тогда, когда учащиеся переходят на новый уровень мышления. Вследствие этого и возникает новое решение, появляется ясность в изучаемом вопросе.

В своей практике работы с учащимися использую методику проведения проблемных и исследовательских опытов по химии. В 2007 году получен «кабинет химии», который оснащен необходимыми реактивами, наглядными пособиями. Учащиеся могут выполнять исследования и практические опыты как в парах, группах, так и индивидуально. Для этого есть всё необходимое оборудование. Техника выполнения большинства экспериментов очень проста, не требует какого-либо сложного оборудования.

Возможность постоянного проведения разнообразных проблемных и исследовательских экспериментов на уроках и во внеурочное время заметно повлияла на усиление интереса школьников к предмету, способствовала повышению уровня развития учащихся.

Совместно с психологом школы систематически проводится анкетирование учащихся с целью определения мотивации школьников на уроках химии в связи с уровнем сформированности ключевых компетенций и общеучебных навыков. Результаты свидетельствуют об успешности применения данной технологии.

Мотивация учебной деятельности на уроках химии.

Учебная деятельность полимотивирована. Она направляется разными учебными мотивами. Есть мотивы, наиболее адекватные учебным задачам; если они формируются у ученика, его деятельность становится осмысленной и эффективной. Школьник должен быть мотивирован не только результатом, но самим процессом учебной деятельности. Уровень развития мотивации связан с глубиной и устойчивостью интереса к изучению предмета химии. Низкий уровень мотивации к изучению предмета химии состоит в наличии интереса только к фактическому материалу и внешней оценке деятельности; средний уровень - интерес к выяснению химических закономерностей; высокий уровень -интерес к получению знаний и самообразованию по предмету.

Рисунок 1: Уровень мотивации учащихся к изучению предмета химии (без ориентации на экспериментальную работу)

Проблемный и исследовательский эксперимент на уроках химии

Рисунок 2: Уровень мотивации учащихся к изучению предмета химии ( с ориентацией на экспериментальную работу)

Проблемный и исследовательский эксперимент на уроках химии











Динамика уровня подготовленности учащихся 11-ых классов к самостоятельному выполнению исследовательских заданий на всем протяжении изучения предмета.


(2007-2008,2008-2009,2009-2010,2010-2011учебный год)



МПроблемный и исследовательский эксперимент на уроках химииониторинг уровня подготовленности проводился в конце каждого учебного года.

В 2009 году в рамках аккредитации школы выпускники 9 и 11 классов успешно выполнили диагностическую работу по химии.

Ежегодно ученики успешно сдают выпускные экзамены в форме ГИА и ЕГЭ и подтверждают свои знания, обучаясь в медицинском и педагогическом ВУЗах, медицинских училищах и колледжах. Выпускники показывают конкурентоспособность при поступлении в вузы.

Практическим результатом использования проблемных и исследовательских экспериментов на уроках и во внеурочное время можно считать активное вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.

Результаты работ были представлены на научно-практических конференциях школьников:

2008г- III открытая региональная научно-практическая конференция школьников «Эврика»

- V районная научно-практическая конференция «Жизнь- это движение, движение - это жизнь»

2009г - VI районная научно-практическая конференция «Я хочу быть здоровым! Я могу быть здоровым! Я должен быть здоровым!»

2010 г- I областной педагогический конкурс «Урок здоровья»

2011 г.- научно-практическая конференция школьников «Эврика»

- фестиваль педагогических идей «Открытый класс»

Результатами и методикой своей деятельности делюсь с коллегами, выступая на РМО, педагогических советах школы.

Таким образом, систематическое применение проблемного и исследовательского эксперимента в обучении химии дает реальные результаты в формировании познавательных компетенций учащихся, а также их творческого потенциала.


16

© 2010-2022