• Преподавателю
  • Химия
  • Статья на тему: Межпредметные связи как самостоятельный дидактический принцип развития познавательного интереса студентов к предмету

Статья на тему: Межпредметные связи как самостоятельный дидактический принцип развития познавательного интереса студентов к предмету

 Межпредметность – современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливает системность знаний, активизирует методы обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса, позволяет преодолеть предметную инертность.Практическое осуществление межпредметных связей способствует конкретизации знаний, позволяет опираться на ранее пройденный материал по другим предметам, выявлять перспективы в использовании полученных знаний в дальне...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Плотникова Т. П.,

преподаватель,

ФГОУ СПО «Казанский строительный колледж», г. Казань

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ К ПРЕДМЕТУ

Межпредметность - современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливает системность знаний, активизирует методы обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса, позволяет преодолеть предметную инертность.

Практическое осуществление межпредметных связей способствует конкретизации знаний, позволяет опираться на ранее пройденный материал по другим предметам, выявлять перспективы в использовании полученных знаний в дальнейшей трудовой деятельности. Комплексный подход усиливает воспитательные функции межпредметных связей, содействуя раскрытию единства природы, общества и человека.

Проблемы обучения не новы, они существовали всегда, и, не смотря на многочисленные реформы в области образования, вопрос эффективности обучения остается открытым. В связи с этим, особую актуальность приобретает развитие познавательного интереса к учебе в целом, и к химии в частности.

Не секрет, что современная школа допускает у учащихся два состояния: присутствие знаний и отсутствие таковых. Большая часть знаний носит схоластический характер, не видя их практического применения, студенты утрачивают в дальнейшем интерес к предмету. Поэтому неотъемлемой задачей обучения является переход от иллюзорного мира схоластических знаний к установлению взаимосвязей с окружающим миром, т.е. к активному процессу перераспределения информации.

Содержание курса химии позволяет преподавателю внести свой весомый вклад в эстетическое, экологическое, трудовое, нравственное и социально-психологическое воспитание студентов, так как включает в себя не только сведения, объясняющие студенту химические явления в окружающем мире, но и информацию о действительном аспекте химической науки. Все это возможно при условии осуществления межпредметных связей не только в рамках естественнонаучного цикла, но и с гуманитарными предметами: литературой, историей, обществознанием.

Объединение знаний о молекулах и атомах, полученных на уроках физики и химии, позволяет подвести студентов к выводу о том, что в природе не существует физических и химических молекул, т.е. к выводу о единстве молекул и атомов. На знание физики следует опираться и при объяснении механизма теории электролитической диссоциации (полярность Н2О), химической связи (анионы, катионы, электронное строение атомов), строения металлов и неметаллов.

Основой межпредметных связей химии с биологией является изучение воды, элементов ІV и V групп периодической системы элементов.Водород, кислород, азот, углерод и фосфор − элементы, составляющие основу живой клетки, на чем необходимо заострить внимание студентов. Изучая такие темы как «Углеводы», «Жиры», «Аминокислоты», «Белки», необходимо указывать на их взаимосвязь с биологической наукой, закрепляя такие понятия как биосинтез, денатурация, метаболизм, липидный обмен и т.д.

Язык математики - всеобщий язык науки. Математика позволяет в наглядной, обобщенной форме выразить сущность физических, химических, биологических законов природы. На уроках химии применяются различные методы решения вычислительных задач: решение пропорции, приведение к единице, решение системы, составление алгебраических выражений. При изучении периодического закона и периодической системы элементов практически решается математическая задача, разбивая множества на подмножества, мы получаем группы и подгруппы периодической таблицы. При изучении строения органических веществ формируются пространственные представления у студентов. Используя геометрические понятия «пирамида», «тетраэдр» и т.д., преподаватель указывает на взаимосвязь математики и химии. Говоря математическим языком, мы определяем число возможных перестановок, составляя изомеры углеводородов, их производных, белковых молекул, состоящих из остатков различных α-аминокислот.

Открытие законов химии связано с законами обществознания: переход количества в качество, отрицание отрицания, взаимоотношение части и целого.

При изучении периодической системы интерес у учащихся вызывают не только факты биографии Д.И.Менделеева, но и вопросы, связанные с литературой, т.к. многие элементы неоднократно воспевались в стихах и поэмах. Студентам предлагается найти примеры «поэтизации химии и химизации поэзии», с чем они блестяще справляются, приводя выдержки из литературных произведений, а также пословицы и поговорки, в которых упоминаются элементы периодической системы.

Изучение периодической системы не ограничивается этим. Студентам предлагается найти информацию об элементах, названия, которые связаны с названием стран, частей света, столиц европейских государств, героями мифологии.

В последние десятилетия стало очень популярным слово «экология». Мы слышим его почти на каждом шагу. Изучая разделы химии: «Подгруппа углерода», «Оксиды», «Соединения водорода», «Минеральные удобрения», необходимо указывать на такие злободневные проблемы как парниковый эффект и глобальное потепление, смог, кислотные дожди, загрязненность пищевых продуктов нитратами, жесткость и низкое качество питьевой воды. Можно использовать для этого и краткие сообщения, и пятиминутки с полезной информацией в начале или конце занятия, и демонстрационные опыты. Особое внимание заслуживает организация научно-исследовательской работы студентов. Человек, выполнивший собственное научное исследование и сделавший выводы, как правило, не забывает их всю жизнь.

Помогают заинтересовать студентов и пробудить в них желание работать такие активные методы обучения, как химические диктанты, химическая эстафета, всевозможные викторины, игры-расследования и познавательные игры. При использовании этих методов необходимо тщательно продумывать задания с учетом уровня знаний студентов и их возможностей. Такая дифференциация и интеграция необходимы. Для каждого студента ставится определенная конкретная задача, которую он может выполнить.

С развитием информатизации общества актуальным становится применение знаний студентов в области информатики и информационных технологий. Студенты очень активно ищут интересные факты из биографий ученых химиков, из истории открытия элементов и соединений, используя глобальную сеть - Интернет. Наиболее подготовленные студенты сами создают компьютерные презентации по темам.

Отказ от зазубривания материала, творческий подход к получению информации создают предпосылки к лучшему усвоению материала и развитию познавательного интереса к химии.

Химия проникает во все отрасли промышленного производства и все сферы жизни. Поэтому особенно важно дать студентам определенный объем знаний по химии и научить их использовать эти знания независимо от того, кем они станут в жизни.

Литература

  1. Зверев И.Д. Взаимосвязь учебных предметов / И.Д. Зверев. - М: Знание,. 1977. - 164с.

  2. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе в современной школе / В.Н. Максимова, И.Д. Зверев. - М.: Просвещение, 1987. - 180с.

  3. Межпредметные связи на уроках химии. Чернышева Л.А. [Электронный ресурс] / Copyright © 2011. - Режим доступа: festival.1september.ru/, свободный

© 2010-2022