Рабочая программа факультатива 7 класс Основы химии

Раздел Химия
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Факультативного курса по химии «Основы химии » 7 класс

на 2015 - 2016 учебный год

Составитель: Гилева Светлана Николаевна Учитель химии и биологии











Содержание

Стр.

1.Пояснительная записка ……………………………………………………………….3

2. Требования к уровню подготовки обучающихся……………………………………3

3.Содержание программы…………………………………………………………………5

4.Календарно-тематическое планирование……………………………………………....6

5.Учебно-методический комплект………………………………………………………..11








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Перечень нормативно - правовых документов, на основе которых была разработана рабочая программа.

• федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

• примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03- 1263);

• приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря

2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» (зарегистрирован Минюстом России 30 января 2013 г., регистрационный № 26755)

• приложение 13 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013г. № 03-02/5639.

• Образовательная программа МАОУ ООШ №19

Изучение вводного курса химии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. подготовить учащихся к изучению нового учебного предмета;

  2. создать познавательную мотивацию к изучению нового предмета;

  3. сформировать предметные знания, умения и навыки (в первую очередь расчетные и экспериментальные), на которые недостаточно времени при изучении курса химии основной школы;

  4. показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии;

  5. интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».

Курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базисным учебным планом, поэтому в программе отсутствуют сведения курса химии, предусмотренного федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по химии для основной школы.

Химия - наука экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются такие важнейшие методологические понятия, как «эксперимент», «наблюдение», «измерение», «описание», «моделирование», «гипотеза», «вывод».

Для формирования экспериментальных умений учащихся в программе предусмотрены несложные по технике выполнения эксперименты, лабораторные опыты и практические работы. Также этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы продолжительного по времени характера.

Изучение предлагаемого курса предусматривает широкое использование активных форм и методов обучения: повышение роли самостоятельной работы учащихся в обучении (например, проведение домашнего химического эксперимента), в том числе подготовка сообщений для ученических конференций, защита проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента.

Рабочая программа предусматривает развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т. д.

Программа построена на основе межпредметных связей, прежде всего, с курсом физики, биологии, географии, математики.

В рабочую программу внесено следующее изменение: добавлен 1 час на изучение курса в конце года в виде заключительного занятия для подведения итогов года, так как авторская программа рассчитана на 34 часа, а при изучении материала 1 час в неделю общее число часов должно составлять 35часов. Распределение времени, а также темы занятий и экспериментальных работ полностью сохранены согласно авторской программе.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Школьники должны знать:

- о видах химического загрязнения окружающей среды и способах борьбы с ними;

- о ПДК основных загрязнителей атмосферы, воды, почвы;

- состав, строение, области применения в быту различных химических препаратов;

Школьники должны уметь:

-моделировать простейшие химические и экологические эксперименты;

- применять химические препараты по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними.



Содержание курса

Химия в центре естествознания(11часов): Химия как часть естествознания. Предмет химии. Методы изучения. Моделирование. Химические знаки и формулы .Химия и физика .Химия и география Химия и биология.

Математика в химии(9часов) Относительные атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в сложном веществе. Чистые вещества и смеси. Объемная доля газа в смеси. Массовая доля примесей.

Явления, происходящие с веществами(11часов) Разделение смесей. Способы разделения смесей. Фильтрование. Адсорбция. Дистилляция. Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций. Признаки химических реакций.

Рассказы по химии(4часа)

Реализация практической части федерального компонента государственного образовательного стандарта

№ урока

Тема урока

№ ПР в КТП

Содержание ПР

1

Инструктаж по ТБ.П.Р.№1 Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности

3

Лабораторное оборудование: устройство, назначение, приемы обращения

2

Инструктаж по ТБ. П.Р.№2Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки

4

Наблюдение. Устройство спиртовки и правила обращения с нагревательными

приборами

3

Инструктаж по ТБ.Практическая работа № 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества

17

4

Обсуждение результатов ПР № 4

25

ПР № 4. Выращивание кристаллов соли (домашний опыт)

5

Инструктаж по ТБ.Практическая работа № 5. «Очистка поваренной соли»

26

6

Обсуждение результатов ПР № 6

29

ПР № 6 «Изучение процесса коррозии железа» (домашний опыт)

Реализация национально-регионального компонента

№ урока

Тема урока

№ НРК в КТП

Содержание НРК

1(0,5)

Химия и биология

10

Профессии, связанные с химией в регионе.

2(0,5)

Чистые вещества и смеси

14

Анализ воды ,полученной при таянии снега в близ дорог

3(0,5)

Массовая доля примесей

18

Основные загрязнители вод в Челябинске (очистка воды).

4(0,5)

Фильтрация

22

Какие фильтры используем дома?

5(0,5)

Адсорбция

23

Адсорбирующие свойства угля.

6(0,5)

Коррозия

29

Как уберечься от коррозии



Календарно-тематическое планирование

№ урока

дата

Тема урока

Кол-во часов

Формы контроля

РК

примечание

1

05.09

Инструктаж по ТБ.Химия как часть естествознания. Предмет химии

1

2

12.09

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии

1

текущий

3

19.09

Инструктаж по ТБ.П.Р. № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности

1

П/Р

4

26.09

Инструктаж по ТБ. П.Р.№2

Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.

1

П/Р

5

03.10

Моделирование

1

текущий

6

10.10

Химические знаки и формулы

1

текущий

7

17.10

Химия и физика

1

текущий

8

24.10

Агрегатные состояния веществ

1

текущий

9

31.10

Химия и география

1

текущий

10

13.11

Химия и биология

1

текущий

РК

11

21.11

Качественные реакции в химии

1

текущий

12

28.11

Относительные атомная и молекулярная массы

1

Решение задач

13

05.12

Массовая доля элемента в сложном веществе

1

Решение задач

14

12.12

Чистые вещества и смеси

1

Решение задач

РК

15

19.12

Объемная доля газа в смеси

1

Решение задач

16

26.12

Инструктаж по ТБ. Массовая доля вещества в растворе

1

Решение задач

17

16.01

Инструктаж по ТБ.Практическая работа № 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества

1

П/Р

18

23.01

Массовая доля примесей

1

Решение задач

РК

19

31.01

Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии»

1

Решение задач

20

06.02

Обобщение по теме «Математика в химии»

1

Тематический - тест

21

13.02

Разделение смесей. Способы разделения смесей

1

текущий

22

20.02

Фильтрование

1

текущий

РК

23

27.02

Адсорбция

1

текущий

РК

24

06.03

Дистилляция

1

текущий

25

13.03

Обсуждение результатов ПР № 4. Выращивание кристаллов соли (домашний опыт)

1

П/Р

26

20.03

Инструктаж по ТБ.ПР № 5. «Очистка поваренной соли»

1

П/Р

27

03.04

Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций

1

текущий

28

10.04

Признаки химических реакций

1

текущий

29

17.04

Обсуждение результатов ПР № 6 «Изучение процесса коррозии железа» (домашний опыт)

1

П/Р

РК

30

24.04

Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления, про исходящие с веществами». Подготовка к КР №2

1

текущий

31

08.05

Обобщение по теме «Явления, происходящие с веществами»

1

Тематический - тест

32

15.05

Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики». 0 жизни и деятельностиМ. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева,А. М. Бутлерова

1

текущий

33

22.05

Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое химическое вещество». Об открытии, получении и значении выбранного химиче- ского вещества

1

текущий

34

29.05

Конкурс учениче-ских проектов, посвя щенный исследова-ниям в области хими ческих реакций

1

проект

35

29.05

Итоговый урок

1

К/Р


Список литературы:

  1. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке - Ярославль: Академия развития: Академия, К0 : Академия Холдинг, 2000. - 240 с., ил. - (Серия: «Это мы не проходили»). 2

  2. . Химия. 9 класс: сборник элективных курсов/ сост. В.Г.Денисова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 166 с.

  3. 3. Е.Л. Куликова Вечера занимательной химии - Минск: «Народная асвета», 1966. - 184 с. 4.

  4. Научно-методический журнал. Химия в школе - 2004. №






© 2010-2022