Доклад Формирование компетентностного подхода у учащихся к изучению химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию доклад на тему: «Формирование компетентностного подхода у учащихся к изучению химии»

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности.

(Слайд 2)

Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

(Слайд 3)

Компетентностный подход возник в ответ на существующий в рамках «знаниевого» подхода разрыв между знаниями и умениями их применять для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

Сущность компетентностного подхода заключается прежде всего в том, что компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личной и профессиональной деятельности. Ведущая роль в обучении с использованием компетентностного подхода принадлежит ученику, задача учителя - обеспечить условия, в частности, предоставить учащимся выбор: средств обучения, способов действия и форм работы.

А.В.Хуторской предлагает рассматривать трехуровневую иерархию компетенций школьников:

- ключевые компетенции, которые надпредметны и относятся к общему содержанию образования;

- общепредметные (метапредметные), применимые к определенным образовательным областям и имеющие интегративный характер;

- предметные компетенции - частный случай по отношению к предыдущим видам. В частности, к данной группе относятся химические компетенции учащихся.

(Слайд 4)

Для успешной самореализации выпускник школы должен обладать следующими ключевыми компетенциями (по А. В. Хуторскому): ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и компетенция личностного самосовершенствования.

Формированию ключевых компетенций способствуют разные методы и приемы.

(Слайд 5)

Например, ценностно-смысловую компетенцию можно формировать путем постоянного обращения к действительности. В рамках этой компетенции формируется способность человека видеть и понимать окружающий мир, осознавать роль химических явлений, прогнозировать направление научного использования знаний в практической деятельности человека. При проведении урока необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик четко для себя представлял, что и как он будет изучать, что ему пригодится из изученного в последующей жизни. Для этого можно использовать следующие приемы:

- Перед изучением темы рассказать о ней, а учащиеся должны сформулировать по этой теме вопросы «почему?», «зачем?», «как?», «о чем?», «как это сделать?». Данный прием позволяет учащимся осмыслить,

зачем он изучает этот материал, увидеть значение данной темы для повседневной жизни, для своей будущей профессии и т. п.

- Можно предложить учащимся самостоятельно изучить параграф учебника и составить развернутый план-конспект. В этом случае у учащихся формируется умение выделять главное, конкретизировать материал, анализировать его, делать выводы.

- Можно использовать тестовые задания, содержащие упражнения с лишними или пропущенными данными или понятиями.

- Необходимо вовлекать учащихся в предметные школьные олимпиады, которые включают решение нестандартных задач, требующих применение учеником предметной логики, а не только знание материала предметного курса.

Общекультурная компетенция. Формирование данной компетенции происходит на уроках химии, факультативах и во внеурочной деятельности через воспитание отношения учеников к химии как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития химии.

Учебно-познавательной компетенции можно отвести главную роль, т. к. степень ее сформированности определяет качество результата обучения. У обучающихся должны сформироваться интеллектуальные умения - целеполагания, анализа, синтеза, сравнения, классификации, систематизации, выдвижения гипотез, рефлексии и самооценки. Значительно способствует формированию данной компетенции метод проектов. Подготовка проектов формирует умения самостоятельно ставить цель исследования, конкретизировать ее до задач, выбирать формы деятельности, прогнозировать результаты. Можно предлагать учащимся для решения нестандартные, занимательные, исторические задачи; проводить мини-исследования при проблемном способе изучения темы. Ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя определенный материал, сам получает из него новую информацию.

Информационная компетенция - Для развития данного вида компетенции можно использовать приемы:

- Использование словарей, справочников при изучении новых понятий, терминов.

- Подготовка презентаций, дальнейшее применение их в учебной деятельности.

- Работа на уроке с разными УМК, чтобы ученики находили необходимую для себя информацию, изучая разные источники.

- Использование Интернет-ресурсов, телевизора, СМИ при подготовке докладов, презентаций, сообщений, рефератов.

- Использование заданий прикладного характера. У учащихся будет формироваться не только информационная компетенция, но и накапливаться определенный жизненный опыт.

- Привлечение учащихся самим составлять всевозможные задачи на производственные, бытовые темы.

(Слайд 6)

Коммуникативная компетенция - Для формирования этой компетенции можно использовать приемы:

- Решение задач, запись уравнений реакций с комментированием, с подробным объяснением всех происходящих процессов.

- Устное рецензирование и обсуждение ответов других учащихся.

- Сдача зачетов в устной форме.

- Работа в группах, в парах: совместно изучают определенную тему или решают задачи, обсуждают, спорят, приходят к определенному мнению или результату и высказывают свое суждение классу.

- Использование тестовых заданий со свободным ответом и устное его обсуждение.

- Различные ролевые игры.

- Использование метода проектов, который подразумевает работу в группе, где у каждого ученика есть своя деятельность.

Социально-трудовая компетенция. В процессе изучения химии школьник знакомится с основами химических производств, знания о которых помогут ему осознанно подойти к выбору профессии, связанной с химическими технологиями. - Развитию данной компетенции могут способствовать следующие приемы:

- Задания социально-трудового характера.

- Исследовательская деятельность.

- При проектной деятельности проведение анализа достоинств и недостатков полученного продукта.

Для развития компетенции личностного самосовершенствования эффективны разные виды урочной и внеурочной деятельности. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств.

С целью формирования данной компетенции можно применять такие методы:

- Самоконтроль и взаимоконтроль.

- Решение химических задач разными способами и нахождение более рационального способа.

- Самостоятельное составление тестовых заданий.

- Работа по карточкам-заданиям, где даны «лишние данные», отрабатывается прием самоконтроля.

- Исследовательская деятельность.

(Слайд 7)

Предметная образовательная компетенция применительно к химии включает в себя:

  • Понятие о химии как неотъемлемой составляющей единой естественно - научной картины мира. Химия - центральная наука о природе, тесно взаимодействующая с другими науками.

  • Представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способностью к превращениям. Существует связь между структурой, свойствами и применением веществ.

  • Химическое мышление, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке.

(Слайд 8)

  • Понимание роли химии в повседневной жизни и ее прикладного значения в жизни общества, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической, оборонной и др.

  • Навыки безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни и практической деятельности, а также умение управлять химическими процессами.

Взаимосвязь и взаимозависимость формирования компетенций учащихся представлены на схеме.

(Слайд 9)

Индикаторы сформированности компетенций учащихся

Доклад Формирование компетентностного подхода у учащихся к изучению химии

При любой учебной деятельности у обучающихся может формироваться сразу несколько компетенций.

Компетентностный подход является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания и умения.

И в заключение из китайской мудрости.

Слайд(10)

«Скажи мне - и я забуду, подскажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь»

(Слайд 11)

Спасибо за внимание.

Литература


  1. Баранников А. В. Содержание общего образования. Компетентностный подход. - М., ГУ ВШЭ -2002.

  2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования (Электронный ресурс) / И. А. Зимняя// Интернет-журнал «Эйдос». - *****/journal/

  3. Габриелян О.С., Краснова В.Г. Компетентностный подход в обучении химии. ХвШ, 2007, № 2, с. 16.

  4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2005, 101 с.

  5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 5. С. 55-61.







8


© 2010-2022