Конспект урока: «Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам. »

Урок по теме: «Оксиды. Классификация оксидов химическим свойствам» для 8 класса разработан с использованием современных образовательных технологий: проблемного обучения, критического мышления, исследовательских и цифровых технологий. По типу является уроком изучения нового материала. При работе на уроке использована блок-схема. Которая выполняет функцию: актуализации знаний, источником знаний при изучении нового материала и используется учащимися на стадии «рефлексии» и подготовки к домашнего за...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Открытый урок по химии

в 8 классе

тема: «Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам».








Работу выполнила учитель химии

МОУ СОШ №10 п.Моревка МО Ейский район

Афанасьева Н.Г.














Открытый урок в 8 классе по теме:

«Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам».

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цель урока: систематизировать, углубить знания обучающихся об оксидах.

Задачи урока:

  1. Сформировать знания о классификации оксидов.

  2. Научить учащихся записывать реакции химических свойств оксидов, подставлять в схему формулы оксидов.

  3. Закрепить умение расстановки коэффициентов в уравнениях реакций.

  4. Воспитывать у обучающихся сотрудничество и сплоченность в коллективе.

Оборудование: таблица «Оксиды», блок-схема «Получение и химические свойства оксидов», ПК с медиапроектором, коллекция «Минералы», раздаточный материал - карточки с заданиями;

лабораторное оборудование: спиртовка, спички, пробиркодержатель, ложечка для сжигания веществ; вещества: медная проволока, этанол.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы начинаем изучение большого раздела «Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства». И первый параграф этого раздела «Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам». Прочитайте внимательно тему урока. С какими понятиями вы уже знакомы?

II. Актуализация знаний по блок-схеме:

1. Пять обучающихся работают по карточкам.

2. Фронтальный опрос обучающихся по вопросам:

1) Вещества подразделяют на простые и сложные, укажите их отличия?

2) Перечислите классы неорганических соединений.

3) Дайте определение понятию «Оксиды».

4) Перечислите виды оксидов.

А как вы понимаете понятие «классификация»?- распределение по какому-либо признаку.

И так сформулируйте цель нашего урока:

  1. Усвоить понятие оксиды.

  2. Научиться классифицировать оксиды.

Запишите дату и тему урока в тетрадь.

  1. Изучение основного содержания:

По химическим свойствам все оксиды подразделяют на солеобразующие и несолеобразующие.

Работа с учебником стр.156 ст. «Классификация оксидов»

-прочитайте статью и ответьте на вопрос:

1. На какие классы подразделяются оксиды?

Почему одни оксиды называют кислотными, а другие - основными?

• Дети отвечают, что в кислотных помимо кислорода содержится неметалл, а в основных оксидах - металл.

Это правильный ответ, но я хочу, чтобы вы еще раз внимательно вслушались в названия этих оксидов, может быть, в них самих кроется ответ на вопрос?

  • Кислотные

  • Основные

Почему в их названиях скрываются кислоты и основания?

1. Дайте определение понятию «Основания».

2.Дайте определение понятию «Кислоты»

3. Дайте определение понятию «Соли».

Работа с блок-схемой:

Ребята, взгляните на схему и попытайтесь догадаться, с каким веществом реагируют оксиды с образованием кислот и оснований?

• Учащиеся отвечают, что это вода.

Замечательно! Действительно кислотные оксиды с водой образуют кислоты, а основные - с водой образуют основания, поэтому они так и называются.

Кто догадается, видя стрелки в схеме, какими еще свойствами обладают оксиды?

  • Кислотные оксиды взаимодействуют с основаниями, в результате чего образуются соль и вода.

  • Основные оксиды взаимодействуют с кислотами, в результате также образуются соль и вода.

  1. Закрепление.

Учитель просит учащихся еще раз повторить по схеме и провести по стрелкам «схемы» взаимодействия оксидов с водой, кислотами и основаниями и «проговорить», что в результате реакций образуется.

И какое же последнее свойство у оксидов, исходя из схемы?

• Оксиды реагируют друг с другом с образованием соли.

Ребята, теперь попробуйте внимательно мысленно повторить свойства оксидов (даю 2 минуты!), затем я закрою схему и вы постараетесь по памяти ее зарисовать в тетрадь. Итак, время пошло!

Обучающиеся переносят в рабочие тетради блок-схему.(см.Приложение1)

(Ограничение времени на задание обычно концентрирует у детей внимание и стимулирует желание быстрее и лучше других запомнить схему!)

После перенесения схемы в тетрадь по памяти учитель опять открывает свою рабочую схему, и учащиеся проверяют правильность сделанной работы, выясняют, где допустили неточность или ошибку.

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА СО СХЕМОЙ.

СОСТАВЛЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ

Ребята, запомните, каждому кислотному оксиду соответствует определенная кислота. Например:

СО2 → Н2СО3

2 → H23

3 → Н24

N2О5 → HNO3

P2О5 → H3PO4

Каждому основному оксиду соответствует определенное основание. Например:

Na2O → NaOH

CaO → Ca(OH)2

Al2O3 → Al(OH)3

FeO → Fe(OH)2

Fe2O3 → Fe(OH)3

Как вы думаете, почему так происходит?

Учащиеся отвечают, что в этом опять играет роль вода, эти оксиды при взаимодействии с водой образуют соответствующие кислоты или основания.

Например: N2O5 + Н2O → 2HNO3

А теперь давайте подставим вместо названий оксидов формулы и напишем химические свойства конкретных оксидов. Например: CaO и SO3.

СаО + Н2O → Ca(OH)2

(Осн. оксид + вода = основание)

СаО + H2SO4 → CaSO4 + H2O

(Осн. оксид + кислота = соль + вода)

SO3 + H2O → H2SO4

(Кисл. оксид + вода = кислота)

SO3 + Са(ОН)2 → CaSO4 + Н2O

(Кисл. оксид + осн-е = соль + вода)

СаО + SO3 → CaSO4

(Осн. оксид + кисл. оксид = соль)

Далее дается задание самостоятельно написать уравнения реакций химических свойств следующих оксидов:

1 вариант

ответ

2 вариант

ответ

Основные оксиды.

взаимодействие с кислотами:

BaO + 2HCl

= BaCl2 + H2O

оксид бария (II)

б) взаимодействие с водой:

MgO + H2O

= Mg(OH)2 оксид магния (II)

в) взаимодействие с кислотным оксидом

CaO + CO2

= CaCO3 оксид кальция (II)

взаимодействие с амфотерным оксидом

Na2O + ZnO

= Na2ZnO2 цинкат натрия

2) Кислотные оксиды.


а) взаимодействие с водой

SO3 + H2O

= H2SO4 оксид серы (VI)

б) взаимодействие с основанием

Ca(OH)2 + CO2

= CaCO3 H2O гидроксид кальция (II)

в) взаимодействие с основным оксидом

CO2 + CaO

= CaCO3 карбонат кальция

3) Амфотерные оксиды.


а) взаимодействие с кислотами:

ZnO + 2HCl

= ZnCl2 + H2O

хлорид цинка

б) взаимодействие с основаниями:

ZnO + 2NaOH

= Na2ZnO2 + H2O Гидроксид натрия

Рефлексия:

Проверка этой работы покажет качество усвоения изученного материала, позволит на следующем уроке откорректировать моменты непонимания, осуществить дифференцированную помощь учащимся.

IV. Домашнее задание:

1. И.И.Новошинский, Н.С. Новошинская, «Химия 8 класс», Глава VI, §45

2. Выучить схему. Составить уравнения реакций химических свойств следующих оксидов: N2O5 и Al2O3.

Литература и средства обучения:



  1. . И.И.Новошинский, Н.С. Новошинская, Химия. 8 класс.,М.:ООО «ТИД «Русское слово», 2007г.

  2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. - М.: Экзамен, 2001.

  3. images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD&stype=image

  4. images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%B0%D0%BF%D1%84%D0%B8%D1%80&stype=image

  5. images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B4+%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&stype=image

  6. images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%82&stype=image

  7. images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BD%D0%B8&stype=image

  8. images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B4+%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B8%D1%8F&stype=image

  9. images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%BA&stype=image

  10. images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8F%D0%BA&stype=image

  11. images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%83%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D1%81%D0%BB%D1%8B%D0%B9+%D0%B3%D0%B0%D0%B7&stype=image

  12. images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5&nl=1&stype=image

  13. images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0&stype=image

  14. images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8&stype=image

  15. images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0&stype=image&ed=1

  16. images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%85%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB&stype=image

images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B0+%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%B0&stype=image&ed=1

© 2010-2022