Экологический учрежденческий проект «Большие возможности маленькой мухи»

Данный проект может быть реализован на уровне учреждения с включением в деятельность большинства творческих объединений различных направленностей с применением различных видов деятельности (исследовательская, изобразительная, декоративно-прикладная, театрализованная). Проект предполагает сочетание коллективной и  индивидуальной деятельности, а также участие родителей. Реализация проекта позволит качественно повысить уровень экологической культуры младших школьников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования. Проект «Большие возможности маленькой мухи» был реализован в Центре внешкольной работы с привлечением 1/3 всех объединений по интересам и продуктами проекта стали: информационная папка, детские творческие работы, выполненные  в различных техниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства, театрализованное представление «Муха Цокоту...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по реализации проекта

«Большие возможности маленькой мухи»



«…Ну, может быть, вы на это посмотрите по-другому,

вздохнула Алиса. -

А для меня это не жизнь, а сплошная мука…»

Аннотация

Метод проектов занимает особое положение в ряду технологий экологического воспитания младших школьников. По мнению американского педагога У. Кильпатрика проектная деятельность является «энергичной от всего сердца деятельностью». Таким свойством может обладать только деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основанная на актуальных детских интересах. Только в проекте происходит процесс обучения на основе расширения, обогащения индивидуального жизненного опыта учащегося. В основу данных рекомендаций положен практический опыт реализации экологического проекта для младших школьников «Большие возможности маленькой мухи» в учреждении дополнительного образования Ямальский Центр внешкольной работы (далее ЯЦВР), с учетом того, что воспитанники ЯЦВР в основном дети коренной национальности (ненцы), проживающие в отдаленном северном поселке.

Современный мир переживает чрезвычайно трудный этап своего развития: цивилизация вошла в противоречие с законами природы.

Экологическое воспитание востребовано изменением качества жизни людей и необходимостью обучить подрастающее поколение новым формам культурной коммуникации с окружающей средой, в основе которой лежит принцип согласованности действий и поведения человека с состоянием среды обитания, приобщить к таким основополагающим ценностям как Добро, Самоограничение. Созидание.

Данный проект может быть реализован на уровне учреждения с включением в деятельность большинства творческих объединений различных направленностей с применением различных видов деятельности (исследовательская, изобразительная, декоративно-прикладная, театрализованная).

Проект предполагает сочетание коллективной и индивидуальной деятельности, а также участие родителей.

Реализация проекта позволит качественно повысить уровень экологической культуры младших школьников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования.

Проект «Большие возможности маленькой мухи» был реализован в Центре внешкольной работы с привлечением 1/3 всех объединений по интересам и продуктами проекта стали: информационная папка, детские творческие работы, выполненные в различных техниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства, театрализованное представление «Муха Цокотуха» для дошкольников и младших школьников, информация в СМИ.

Сведения об авторах:

Мухамедзянова Наталия Владимировна, директор

первая квалификационная категория

Щекотова Лариса Анатольевна,

заместитель директора по методической работе

первая квалификационная категория

Бульдяева Ольга Анатольевна, методист,

кандидат биологических наук

контактный телефон 8(34996)30-428, 30-255







  1. Пояснительная записка

Данные рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования, реализующим программы экологической направленности в учреждениях дополнительного образования. Многочисленные психолого-педагогические исследования доказывают важность проектно-исследовательской деятельности в развитии детей. Стремление узнавать, искать, открывать, способность прогнозировать ход поисковой деятельности и результаты, элементы самооценки, самоконтроля, самостоятельное устранение ошибок. Подготовка ребенка к проектно-исследовательской деятельности, развитие у него исследовательских способностей становятся важнейшими задачами современного образования. Доказано современной наукой, что у детей младшего школьного возраста возросла возможность развития исследовательских способностей. Маловероятно, не обучаясь исследовательской деятельностью в младшем возрасте, данные способности проявятся у старшеклассников без определенных усилий и подготовки. Проекты эколого-биологической направленности являются важной составляющей в дополнительном образовании дошкольников и младших школьников.

Экологическое воспитание востребовано изменением качества жизни людей и необходимостью обучить подрастающее поколение новым формам культурной коммуникации с окружающей средой, в основе которой лежит принцип согласованности действий и поведения человека с состоянием среды обитания, приобщить к таким основополагающим ценностям как Добро, Самоограничение. Созидание.

По мнению профессора Алексеева С.В., типичное «природное» окружение современного ребенка - это каменные джунгли, в которых он проводит большую часть своей жизни. За время обучения в школе многие дети не посадили ни одного деревца, не видели «в живую» многих животных. Природа для них остается некоей абстракцией, которая существует сама по себе, без их непосредственного участия. Исследованиями, проведенными автором А. Павловым в 1902 г., позже в 1991 г. и 2012 г. показатели по ряду положений не изменились, а некоторые даже ухудшились. Например, по сравнению с 1902 г. старшеклассники практически никогда не видели доения коровы (треть опрошенных!), птичьего гнезда на дереве (49%), живого творца (53%, половины подростков не слышали пения соловья).

Традиционное экологическое образование общество в каком-то смысле не устраивает. Среди социальных ожиданий и прогнозируемых образовательных результатов от вводимых в образование инноваций, ФГОС всех ступеней образования:

  • принятие экологических ценностей, сформированность экологического сознания;

  • социальная активность в деле в деле охраны окружающей среды, опыт участия в социально значимых акциях;

  • сформированность критического мышления, толерантных отношений, умения работать в команде.

Описание проблемы: В последнее время все большее внимание уделяется понятию экологии и всех связанных с этим понятием вопросами. Принимаются различные нормативные документы на разных уровнях, и создается впечатление, что экологическое образование в нашей стране является действительно приоритетным. Практика же показывает обратное. На вопрос «Что такое экология?» большинство людей отвечают, что это охрана природы, сохранение биологического разнообразия, формирование навыков здорового образа жизни, поддержание чистоты на нашей планете. Но в то же время, обыкновенную муху как часть экосистемы всерьез не рассматривают, считают ее назойливым насекомым (стоит только обратить внимание на широкий ассортимент предлагаемых инсектицидных препаратов!!!). Но ведь каждое живое существо не случайно на нашей планете и у каждого свое предназначение. Таким образом, была сформулирована следующая проблема.

Проблема: Крайне низкое понимание сущности экологии как современной развивающейся науки, критически низкий уровень экологической культуры населения (особенно детей).

Идея: Педагогическое влияние на процесс формирования экологической культуры личности младшего школьника связано с созданием условий, при которых взаимодействие ребенка с окружающей средой при ведущей роли эмоционально-чувственной сферы обогащает его позитивным опытом.

Цель: Организация процесса освоения ребенком окружающего мира, развитие эмоционально-чувственной сферы личности в процессе экологически ориентированной деятельности посредством включения их в проектную деятельность

Участники: дошкольники и младшие школьники, занимающиеся в объединениях по интересам разной направленности в учреждении дополнительного образования, родители, педагоги дополнительного образования.

Срок реализации: учебный год

Ресурсы: Материально-техническая база ЯЦВР, сеть Интернет, детская районная библиотека, концертный зал РДКиТ с. Яр-Сале, опыт участия педагогов ЯЦВР в проектной деятельности

Новизна: В целенаправленной, организованной части процесса приобретения социокультурного опыта дошкольников и младших школьников через экологическое воспитание в условиях коллективного проекта. На повышение уровня экологической культуры влияет разноплановая деятельность ребенка, пережитые эмоции ребенка, собственные экологически значимые действия предпринятые ребенком, взаимодействия с другими участниками проекта. Все это даст позитивный опыт эмоциональных переживаний, и опыт участия в доступных видах экологической деятельности.

  1. Содержание

При реализации проекта «Большие возможности маленькой мухи» был использован интегративный подход, при котором необходимо использовать знания из разных предметных областей (словесность, хореография, декоративно-прикладное искусство, физическая культура). Такой подход к пониманию метода проектов предлагается взять на вооружение тем, кто приступит к организации проектной деятельности детей в процессе экологического воспитания, направленной на формирование экологической культуры младших школьников. Реализованный проект позволил организовать педагогический процесс как взаимодействие педагога, родителей, воспитанника между собой и окружающей средой в доступных видах деятельности (сбор информации о насекомых, выполнение творческих работ экологической тематики, проведение исследовательской работы, подготовка и участие в театрализованном представлении, участие в акциях). При этом педагогическое воздействие опирается и расширяет собственный опыт ребенка по взаимодействию с окружающим миром. Таким образом, метод проектов идет от детских потребностей и интересов и стимулирует детскую самодеятельность.

Моделирование деятельности по реализации проекта:

  • целеполагание, согласованность общего плана, создание координационного центра старт проекта

  • реклама педагогических услуг (выступления, фото, буклеты, работа на сайте, разработка эмблемы проекта для сувенирной продукции)

  • повышение компетентности педагогов-участников, воспитанников-участников (информирование, обучение, создание информационных папок, проведение исследовательской деятельности, подготовка выступлений, изготовление творческих работ, разработка итогового сценария, подготовка реквизитов)

  • диагностика (тесты, анкетирование, наблюдение, опросный лист для родителей)

  • методическое сопровождение участников проекта

  • подведение итогов (оформление продуктов - выставка, папки, информация в СМИ, награждение участников, рефлексия, анализ)

  1. План-памятка для участников коллективного экологического проекта (прил. 1):

  • Организация работы по подготовке сообщений о различных насекомых, об их местах обитания и просто интересных моментов из жизни (пауки, жуки, бабочки, пчелки, комары и т.д.). Этот этап подразумевает работу с литературными источниками (октябрь-ноябрь)

  • Подготовка творческих работ по различным направлениям (ИЗО, плакаты, декоративно-прикладные работы, разучивание стихов, песен, сочинение необычных историй). Этап подразумевает практическую деятельность по подготовке творческих работ в различных техниках (октябрь-декабрь)

  • Проведение мини-исследования («Освобождение бусинок из ледяного плена», «Муха крупным планом» и т.п.) (октябрь-ноябрь) (прил.3)

  • Участие в выставке-конкурсе «Мир насекомых» (презентация творческих работ, художественных номеров, исследований). Этап подразумевает предоставление возможности воспитанникам объединений показать свое видение мира насекомых в готовых выполненных работах. Творческие работы, представленные к выставке сопровождаются мультимедийной презентацией, исполнением песен, чтением рассказов, стихов, созданием рекламы, выступлением агит-бригады, обращением к зрителям (январь).

  • Организация экскурсий в окрестностях поселка с заранее подготовленными планами-заданиями с последующим фотоотчетом (апрель). Этап предполагает практическую деятельность воспитанников по ознакомлению с природой, с достопримечательностями, экологическими «ямами» - умения анализировать экологические ситуации.

  • Просмотр видеофильмов о природе.

  • Участие в акциях «Посади цветок», «Мусору НЕТ» (март-май). Этап подразумевает практическую работу по приобретению опыта в доступных видах экологической деятельности, повышая культуру взаимодействия учащихся с окружающей средой.

  • Участие в мероприятии спортивной направленности «Волшебница Вода», приуроченного Международному Дню воды 22 марта. Этап подразумевает активную форму экологического воспитания с включением здоровьесберегающих технологий.

  • Подготовка и участие в заключительном мероприятии «Муха Цокотуха» (прил.2). Этап способствует самоактуализации и развитию творческих способностей воспитанников. Создание условий для развития личности в коллективной деятельности.

  • Ведение реестра активных участников проекта с записью в «Книге почетных гостей Цокотухи»

Критериями оценки эффективности можно считать следующие признаки сформированности у ребенка:

  • проявляет интерес к объектам окружающего мира к условиям жизни людей, животных, пытается оценить их с позиции «хорошо», «плохо» (частота проявления)

  • с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности (активность участия по 3-х бальной системе)

  • эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать чувства в доступных видах творчества: рассказ, рисунок, песня, танец и т.п. (оригинальность, насыщенность, позитивность исполнения)

  • участие со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества (степень самостоятельности до 3-х баллов)

  • самостоятельное выполнение правил поведения в окружающей среде (всегда, иногда, никогда)

Предполагаемые продукты проекта выставка детских творческих работ, информационная папка-отчет, оформленная исследовательская работа, фотофакты, видеозаписи, театрализованный показ мюзикла «Муха Цокотуха» (прил. 6).

Рекомендации по решению организационных вопросов, материально-техническому, финансовому и кадровому обеспечению предполагаемых видов деятельности:

Перед началом реализации проекта на уровне учреждения, с включением максимального количества объединений по интересам, необходимо сформировать нормативно-правовую базу (Положение о реализации проекта, Положения о проведении творческих конкурсов, акций, мероприятий, договора о сотрудничестве с социальными структурами, диагностические материалы) и создать Координационный центр для решения организационных, технических, финансовых вопросов, обеспечить качественное методическое сопровождение (прил. 4, 5).

Проблема

Решение проблемы

  • низкая мотивация педагогов, отрицательное отношение к теме, связанной с насекомым Муха


  • реклама педагогических услуг (выступления, презентация буклетов, разработка эмблемы проекта для сувенирной продукции)

  • недостаточное финансирование для выпуска сувенирной продукции

  • помощь родителей и спонсоров

  • отсутствие помещения для подготовки и показа театрализованного мюзикла

  • заключение договора о сотрудничестве с РДКиТ с привлечением специалистов

  • недостаточность специалистов, занимающихся театрализованной деятельностью

  • заключение договора о сотрудничестве с ЦБС с привлечением специалистов

Подготовка театрализованного представления включала:

  • подготовка реквизитов, костюмов;

  • оформление задника сцены,

  • светомузыкальное оформление зала и сцены;

  • разработка программок;

  • проведение рабочих (этюды), прогоночных и генеральной репетиций;

  • подготовка грима;

  • подготовка грамот и сувениров участникам проекта.

«Зеленые аксиомы» для устойчивой реализации проекта:

  • управляй мягко (обеспечивай баланс интересов всех участников);

  • учитывай слабое звено (контролировать все риски невозможно, нужна профилактика прорыва узкого места);

  • управляй не природой, а собой (изменить законы природы мы не можем, их надо познавать и считаться с ними).

Как отмечал Эйнштейн, «вся наука является ничем иным, как, усовершенствованием повседневного мышления». Поэтому главным вопросом социального познания, и экологического воспитания в том числе, становится соотнесение его с повседневными значениями. Этот принцип стал основой для организации и реализации проекта экологической направленности «Большие возможности маленькой мухи» в условиях дополнительного образования.

Список рекомендуемой и использованной литературы:

  1. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей / А.В. Золотарева. - Ярославль: Академия развития, 2004 - 303 с.

  2. Домбровский Андрей Метод проектов. Размышления собственными руками. - СПб.: Атлант, 2005. - 96 с.

  3. Степанчук Н.А. Модели экологического образования / Н.А. Степанчук. - Волгоград: Учитель, 2011. - 295 с.

  4. Волжина О.Б. Эко-проект / О.Б. Волжина, И.В. Цветкова. - М., 2003. - 21 с.

  5. Колесова Е.В. Экология и культура / Е.В. Колесова, Г.И. Батурина. - М., 2002. - 48 с.

  6. Научно-методический журнал Экологическое образование №2, 2013.



11


© 2010-2021