- Преподавателю
- Химия
- Методические разработки вводных уроков химии по технике безопасности (8-11кл.)
Методические разработки вводных уроков химии по технике безопасности (8-11кл.)
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ryaskina E.V. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методические разработки вводных уроков химии
по технике безопасности. (8-11кл.)
Пояснительная записка: Исходя из специфики предмета химии, каждый первый урок нового учебного года учитель химии обязан начинать с повторения или изучения правил техники безопасности при работе в химической лаборатории. Вместе с тем, в учебниках химии этому вопросу уделяется очень мало внимания. Только в 8 и в 10 ЕМ классе идет подробный перечень правил поведения в кабинете химии. В последующие годы учитель вынужден повторять эти правила, что явно надоедает детям, или ставить отметку о проведенном с учащимися инструктаже почти фиктивно. Таким образом, возрастает риск получения травм и несчастных случаев при проведении опытов, особенно в старших классах, когда практические работы усложняются. Более чем двадцатилетний стаж работы привел меня к разработке данного курса, которым я пользуюсь уже много лет.
8 класс (2ч.)
Цель занятия:
Дать понятие учащимся о технике безопасности при работе в химической лаборатории школы и на производстве.
Раскрыть необходимость и важность соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов в химической лаборатории.
Изучить основные правила техники безопасности, освоить работу с нагревательными приборами, хим. посудой, реактивами.
Знать правила оказания первой помощи при несчастных случаях и уметь оказывать первую помощь при этом.
-
Урок. Тема: Техника безопасности при работе в хим. лаборатории.
Вступительное слово учителя:
Химия - сложная, но очень интересная и нужная человеку наука. Без химии в настоящее время человек не может нормально, комфортно жить. Почти 100% одежды, которую мы носим, составляют искусственные и синтетические волокна, а это продукты химического производства.
Где еще применяет человек продукты химического производства?
Обувь (кожзаменитель), искусственный мех, бензин, краски, мебель, лекарства и др. - все это результат победы человека над природой с помощью химической науки.
Но, большинство химических веществ - это вредные, а порой и опасные для организма вещества. Они могут быть, как говорят химики агрессивными, или даже ядовитыми. Иные вещества легко воспламеняются и могут вызвать взрыв.
А есть ли, по вашему, безвредные вещества, которые мы даже употребляем в пищу?
Подумайте и назовите их. (ребята называют соль, сахар, сода, уксус, учитель подчеркивает, что только разбавленный водой, и т.д.).
Но в химической лаборатории чаще всего химики имеют дело с другими, более вредными веществами, поэтому, для того, чтобы проводить опыты и изучать вещества, не повредив здоровье, необходимо строго соблюдать определенные правила. Эти правила называются ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.
Далее можно по учебнику произвести разбор правил поведения в хим. лаборатории, обращая внимание ребят на необходимость этого правила и несчастные случаи, которые могут произойти при несоблюдении его. Одновременно можно демонстрировать визуально посуду, нагревание и т. д.
-
Хим. реактивы нельзя пробовать на вкус. (Многие химические реактивы похожи на те, которые мы употребляем в пищу, они могут быть белые, кристаллические как соль или сахар или прозрачные и бесцветные как вода).
-
Использовать реактивы, имеющие надписи и этикетки.
-
При выполнении опытов пользоваться только чистой посудой.
-
Нельзя принимать пищу в химической лаборатории.
-
Химические реактивы можно брать только специальными приспособлениями,- ложечками, шпателями, наливать жидкие растворы с помощью воронок или пипеток, груш.
-
При нагревании вещества в пробирке, сначала прогреть всю пробирку, а затем там, где вещество.
-
Пробирку с нагреваемой жидкостью держать отверстием в сторону от себя и от товарищей.
-
Не пользоваться посудой с трещинами, сколами.
-
Чтобы определить вещества по запаху, необходимо направлять к себе воздух из пробирки движением руки.
-
Нельзя наклоняться над сосудом с кипящей жидкостью.
-
Не бросать в водопроводные раковины бумагу, битое стекло, остатки металлов и т.д. Для этого есть специальные емкости.
-
Нельзя смешивать неизвестные вам вещества. Вы должны предполагать исход вашего опыта и результат, который может получиться.
-
Если на кожу попала кислота или щелочь, необходимо сообщить об этом учителю, промыть рану большим количеством воды.
При необходимости можно добавлять правила, конкретно для вашей лаборатории.
В заключении урока предложите ребятам ребусы и загадки по технике безопасности. (А.А. Тыльдсепп, В.А. Корк «Мы изучаем химию»).
1. Начав с левого верхнего угла таблицы, расшифруйте правило техники безопасности.
Х→
И↓
Р
Е
А
К
П
Р
О
Б
О
У
С
И
←М
Е
И
И
Т
Я
З
Ь
А
В
К
В
Ч→
Е
С
К
В
Ы
Н
Е
Л
Т
Ь
Н
А
Химические реактивы нельзя пробовать на вкус.
2.
П
У
С
Н
Р
Е
В
А
Е
Р
К
Р
А
Г
Д
И
Ж
М
О
Б
И
Д
Ю
К
О
Й
О
А
Ж
Р
Е
Ь
Т
С
Р
О
Т
И
Е
М
В
С
Т
О
Н
Ь
Т
С
А
В
О
Т
Т
У
О
Е
Р
Р
И
Я
И
О
О
Т
В
Й
Е
Щ
Б
Е
С
Т
Пробирку с нагреваемой жидкостью держать отверстием в сторону от себя и от товарищей.
Домашнее задание: Составить загадку, ребус или кроссворд по теме сегодняшнего урока. Выучить правила техники безопасности, подготовиться к зачету.
2 Урок Тема: Знакомство с химической посудой.
Вводная часть урока - проведение зачета по технике безопасности. Формы проведения могут быть различные. Один из вариантов - письменный зачет по билетам.
I вариант
-
Почему посуда для опытов должна быть чистой.
-
Как нагревать пробирку с веществом.
-
Почему нельзя есть в химической лаборатории.
II вариант
-
Как определить вещества по запаху.
-
Почему нельзя смешивать неизвестные вещества.
-
Какой посудой можно пользоваться для опытов.
III вариант
-
Что делать при попадании кислоты или щелочи на кожу.
-
Почему нельзя наклоняться над нагреваемым веществом.
-
Куда следует помещать остатки неиспользованных реактивов, металлов.
Разбор новой темы:
Посуда, которой пользуются химики для проведения опытов, обычно отличается от той, которую вы используете в быту. Отличие объясняется назначением той или иной посуды. Например, в химии часто бывает нужно видеть результат превращений, которые происходят с веществами, поэтому здесь очень много используется стеклянной посуды. Но она должна одновременно быть прочной и выдерживать высокие температуры при нагревании и кипячении. Вместе с тем, трудно себе представить, чтобы вы варили борщ в стеклянной кастрюле. В этом нет необходимости.
Но некоторые виды химической посуды похожи на те, что есть у вас дома.
Рассмотрим некоторые из них.
Учитель демонстрирует различные виды химической посуды, обьясняя назначение каждого вида, предлагая учащимся зарисовать их в тетради и записать название.
-
Химический стакан.
-
Химическая стеклянная воронка.
-
Колба.
-
Пробирка.
-
Прибор для нагревания.
-
Стеклянная палочка.
-
Фильтровальная бумага.
-
Предметное стекло.
-
Держатель.
-
Ложка, шпатель.
-
Чашка Петри.
-
Мерный цилиндр, мензурка.
-
Капельница.
-
Штатив.
При закреплении материала можно провести химический диктант, при котором учитель показывает какую-либо химическую посуду или прибор, а учащиеся определяют название и назначение.
Также можно предложить ребятам кроссворд по названиям химической посуды или использовать интерактивную доску, программа СhemLab Pro.
9 класс (2ч.)
Цель занятия:
Расширить знания учащихся по вопросам техники безопасности при работе в химической лаборатории
Дополнить знания разделами «Содержимое аптечки», «Основные средства пожаротушения», и другими.
Более подробно разобрать наиболее распространенные несчастные случаи в лаборатории и оказание первой помощи при этом.
Повторить некоторые химические формулы веществ.
-
Урок. Тема: Техника безопасности при работе в хим. лаборатории.
Содержимое аптечки.
В начале урока учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое техника безопасности и для чего каждый год надо повторять правила работы в химической лаборатории.
Какие правила техники безопасности изучались в 8 классе. Вспомните их.
Были ли случаи, когда приходилось применять эти знания?
Для оказания первой помощи при несчастных случаях в каждой химической лаборатории должна быть аптечка с необходимыми препаратами.
Что же должно быть в аптечке?
С помощью учителя ребята записывают и разбирают назначение каждого препарата.
-
Бинт, вата, иод. Применяется при порезах стеклом, других травмах.
-
Раствор марганцовки (Вспомнить формулу перманганата калия КMnO4) Применяется как дезинфицирующее средство, а также при отравлениях для очищения желудка.
-
Раствор этилового спирта (учитель дает формулу C2H5OH). Применяется как дезинфицирующее средство.
-
Нашатырный спирт (NH4OH). Используется для приведения человека в чувство при обмороках.
-
Раствор соды (NaHCO3). Используют для нейтрализации кислоты на поверхности кожи.
-
Раствор борной кислоты (Н3ВО3). Применяется при попадании щелочи на кожу или в глаза.
-
Раствор перекиси водорода (Н2О2). Применяется для обеззараживания ран, как дезинфицирующее средство.
-
Активированный уголь (С). Применяется в случаях отравления организма, обладает свойством адсорбции - впитывает своей поверхностью частицы вредных веществ.
Оказание первой помощи при несчастных случаях.
При разборе этой темы можно привлекать ребят, посещающих занятия санитарных постов.
1. В лаборатории часто приходится иметь дело со стеклянной посудой. Один из самых распространенных несчастных случаев здесь - это порезы.
При порезах стеклом необходимо удалить стекло из раны, продезинфицировать и, если порез обширный, наложить бинт.
2. При попадании кислоты или щелочи в глаза промыть несколько минут под струёй холодной воды. Остатки вещества нейтрализовать,- при попадании щелочи - раствором борной кислоты.
3. При отравлении газом,- вывести пострадавшего на свежий воздух, проветрить помещение.
( Обратить внимание учащихся на вытяжные шкафы, которые должны быть в химической лаборатории, их назначение).
4.При попадании вредных веществ внутрь организма, выпить большое количество теплой кипяченой воды, подкисленной марганцовкой, для очистки желудка вызвать рвоту.
Основные средства противопожарной безопасности в лаборатории.
Так как химикам часто приходится иметь дело с огнем или нагревательными приборами, в каждой лаборатории обязательно имеются средства для тушения пожаров. К ним относятся:
огнетушитель,
ящик с песком, расфасованным мелкими порциями,
асбестовое одеяло или другая негорючая ткань
(Во время беседы продемонстрировать, где эти средства находятся в вашей лаборатории).
-
Урок. Тема: Зачет по технике безопасности.
Зачет проводиться в любой, доступной форме, это может быть письменная проверочная работа, тест, с использованием интерактивной доски, взаимопроверка, работа в парах и т.д. Можно дополнить вопросы, разбираемые в 9 классе вопросами прошлого года. Ребята обычно быстро вспоминают правила техники безопасности из 8 класса.
10 класс ЕМ (1ч.)
Цель занятия:
Углубить знания учащихся по технике безопасности,
дать понятия техники безопасности на производстве, познакомить с различными видами инструктажей,
разобрать правила противопожарной безопасности, работу с электронагревательными приборами, меры при возникновении пожаров
дать понятие ожогов различных степеней и оказание первой помощи при ожогах.
-
Урок. Тема: Техника безопасности при работе в хим. лаборатории.
Вводная часть урока - повторение правил техники безопасности предыдущих лет.
На химическом производстве выполнение техники безопасности напрямую связано с жизнью и здоровьем работников, поэтому каждый поступающий на работу обязательно проходит инструктаж по технике безопасности, ставит свою подпись в специальном журнале или даже сдает экзамен.
При дальнейшей работе инструктажи периодически повторяются.
Инструктажи бывают:
-
Вводный (работника знакомят с основными правилами техники безопасности на данном производстве, обращая внимание на наиболее опасные участки работы)
-
Первичный инструктаж на рабочем месте (речь идет о правилах поведения и основных опасностях, подстерегающих человека на рабочем месте).
-
Повторный инструктаж ( каждые полгода или год происходит повторение инструктажей и в зависимости от характера производства, сдача экзаменов или зачетов по технике безопасности)
-
Внеплановый инструктаж ( проводится в случае чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться потерей здоровья людей)
При закреплении можно разобрать с ребятами виды инструктажей, перенеся их на школьную действительность.
Какой инструктаж мы с вами проходим сегодня? (Повторный)
Правила противопожарной безопасности
В помещениях лабораторий или других производств обязательно должны быть основные средства пожаротушения. Повторим их (огнетушитель, ящик с песком, негорючая ткань).
Каковы основные правила противопожарной безопасности?
-
При возгорании электропроводки нельзя тушить пожар водой, необходимо прежде всего отключить рубильник (обесточить место возгорания), а затем тушить пожар подручными средствами, используя песок или негорючую ткань.
-
Нельзя применять для тушения воду, если горит нерастворимое в воде вещество (бензин, керосин, скипидар и т.д.)
-
При возникновении пожара все огнеопасные и взрывчатые вещества должны быть вынесены в безопасное место.
-
В случае возгорания одежды на человеке гасить пламя обертыванием в любую подручную плотную ткань, ни в коем случае не бежать!
-
Ваши действия при пожаре: необходимо сообщить руководителю о возгорании и одновременно использовать средства пожаротушения, если очаг пожара небольшой, или вызвать пожарную службу и эвакуироваться согласно плана эвакуации, который должен быть в каждой лаборатории на видном месте.
Ожоги.
Ожоги бывают химические и термические.
Химические - это ожоги кислотами, щелочами и другими едкими веществами. Основная помощь при таких ожогах - нейтрализовать вредное вещество и обязательно обратиться к медицинскому работнику.
Термические ожоги - это ожоги высокой температурой пламени или прикосновением к раскаленному предмету. Они имеют несколько степеней.
1 степень характеризуется покраснением кожи, болью, жжением. Первая помощь при этом - сразу же охладить место ожога водой, смочить концентрированным раствором перманганата калия, так, чтобы кожа побурела. Существуют специальные препараты - пены, кремы, помогающие при ожогах первой степени. Можно также использовать народные средства - белок куриного яйца, облепиховое масло и т.д.
2 степень ожога - это появление волдырей на коже. Это более тяжелая степень, сопровождается сильной болью и жжением. Ни в коем случае нельзя прокалывать волдыри, так как можно занести инфекцию. Первая помощь та же, что и при первой степени, но многократно.
3 степень ожога - самая сложная, она сопровождается обугливанием участков кожи и тканей. Это ожог, опасный для жизни человека. Первую помощь может оказать только врач. Единственное, что можно сделать на месте, наложить стерильную повязку.
В заключительной части урока можно провести закрепление материала или зачет по технике безопасности.
11 класс ЕМ (1ч.)
Цель занятия:
Углубить знания учащихся по технике безопасности,
Разобрать понятия предельно допустимой концентрации вредных веществ.
Познакомить с ядовитыми веществами и ядовитыми газами, разобрать оказание первой помощи при отравлениях.
1 Урок. Тема: Обобщение знаний по технике безопасности при работе в химической лаборатории.
Вводная часть - повторение изученного в 10 классе, вопросы о противопожарной безопасности, ожоги и первая помощь при ожогах различной степени.
Предельно допустимая концентрация. ПДК.
Для вредных и ядовитых веществ устанавливаются ПДК - предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочего помещения, в воде или в почве.
Превышение этих научно обоснованных концентраций недопустимо, так как может нанести вред здоровью человека, загрязняет атмосферу и почву, разрушая природу.
В лабораториях и помещениях химического производства ведется контроль над тем, чтобы концентрации вредных веществ, которые могут присутствовать в рабочих помещениях по условиям проводимой работы, не превышали ПДК.
Примеры: ПДК аммиака (NH3) = 5мг\м3
ПДК (СО)= 20 мг\м3
ПДК (С6Н6)=20 мг\м3
ПДК (толуола С6Н5СН3) = 50 мг\м3
ПДК бензина = 300мг\м3
Решите задачу: При производстве аммиака в воздухе рабочего помещения, площадью 34 м2 и высотой потолка 2,5 м оказался аммиак, объёмом 1,12л. Превышена ли ПДК данного газа? (Ответ: да, ПДК превышена в 2 раза)
Ядовитые вещества и газы.
К ядовитым веществам или попросту ядам относятся вещества, даже в крайне малых количествах опасные для организма человека. Они могут оказывать внешнее воздействие, попадать в организм через органы пищеварения, дыхания, попадать через раны или проникать через кожу.
Человек очень давно научился применять растительные яды и яды животных в своих целях. Это могла быть охота, когда люди готовили отравленные стрелы, яды змеи использовались как лекарство от многих болезней. Французские монархи во время правления династии Людовиков очень опасались быть отравленными в борьбе за корону…
Отрывок из романа Мориса Дрюона «Яд и корона».
…Опять магия, воск и заклинания! - воскликнула графиня Маго. - На Людовика уже насылали порчу, а посмотри-ка на него! Нет, мне нужно, чтобы он сейчас сдох, немедля. Вот что, Беатриса,- обратилась она к служанке,- достань-ка ты яду, да не забудь сказать, что мы будем травить оленей,…
Приблизившись к изголовью королевского ложа, графиня Маго, несмотря на мучительную боль в зубе, взяла кубок с драже и мужественно стала грызть конфетку здоровыми зубами.
- Ой, мне попалась горькая миндалина, - воскликнула она. - Попробую другую.
Повернувшись спиной к королеве и Жанне Пуатье, стоявшим в шагах пяти от неё, Маго вытащила из сумки начиненные ядом драже и положила их в кубок.
«Поди отличи одно от другого,- подумала она,- а если оно покажется ему чуточку горьковатым, он подумает, что это из-за миндалины»…
Изобретательность отравителей того времени была удивительна. Ядами пропитывались листы книг, мышьяк подсыпался в вино и еду, мучительной смертью умирала жертва, одежда которой была пропитана ядом.
В настоящее время ядовитые вещества разделяют на следующие разряды:
1 разряд - самые сильные яды.
Это мышьяк и его соединения, белый фосфор, соединения ртути, метанол и другие вещества.
-
разряд: Бром, плавиковая кислота НF, нитробензол, соединения урана.
-
разряд: Анилин, уксусная кислота (от 80%-ной), соединения свинца и др.
Особо выделяют ядовитые газы, например, пары анилина, аммиак, пары бензола, оксиды азота NO2 и NO и другие.
При отравлении газами пострадавшего необходимо вывести на свежий воздух, при необходимости сделать искусственное дыхание, вызвать врача, помещение проветрить
Закрепление знаний техники безопасности можно провести в форме зачета, устного или письменного по усмотрению учителя. Примерные вопросы в билетах.
1 вариант
1) Почему твердую щелочь нельзя брать руками
а) можно отравиться
б) плавится в руках
в) получишь ожог рук
г) пачкаются руки
2) Окажите первую помощь при порезах стеклом
а) продезинфицировать спиртом или перекисью водорода
б) смазать иодом
в) перевязать бинтом
г) всё, указанное в п а),б),в).
3) Куда следует сливать агрессивные жидкости
а) в раковину
б) в специальные емкости, в вытяжном шкафу, сэтикетками
в) вынести и вылить на улицу
г) куда угодно.
-
вариант.
-
Окажите первую помощь при ожоге первой степени огнем
-
а) смыть водой
б) охладить рану водой, льдом или снегом
в) обработать уксусной кислотой
г) обработать щелочью
2) Как приготовить разбавленный раствор серной кислоты
а) кислоту льем в воду
б) воду льем в кислоту
в) нет разницы
г) сливаем все вместе
3) Почему нельзя пробирку с раствором нагревать в одном месте
а) плохо нагревается раствор
б) может произойти выброс жидкости при вскипании
в) долго не закипит
г) неравномерный нагрев, пробирка может лопнуть.
Литература:
-
Методическое пособие Томского политехнического университета.- Томск:
Издательство ТПУ, 2005г.
-
uznavanii.com›tehnika_laboratornyh_rabot…
-
П. И. Воскресенский "Техника лабораторных работ" Издание 10-е, стереотипное.
-
Учебник химии 8 кл. для общеобразовательных школ /Н.Н. Нурахметов, К.А.
Сарманова, К.М. Жексембина.- Алматы: Издательство «Мектеп», 2004.
-
Учебник химии 10кл. естественно-математического направления
общеобразовательных школ/Н.Н.Нурахметов, К.Б. Бекишев, Н.А. Заграничная.
- Алматы: Издательство «Мектеп», 2006.
Автор-разработчик Ряскина Елена Владимировна
школа-гимназия №4 г. Степногорск Акмолинская область
Методические
разработки вводных уроков химии по технике безопасности
8-11классы
15