- Преподавателю
- Химия
- Статья по химии на тему методы практической реализации технологии научного исследования на уроках химии в условиях ФГОС ООО
Статья по химии на тему методы практической реализации технологии научного исследования на уроках химии в условиях ФГОС ООО
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Громак Н.М. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
В УСЛОВИЯХ ФГОС ООО
Громак Наталия Михайловна,
учитель химии МКОУ
«Унъюганская СОШ №1», п. Унъюган, Октябрьский район
Аннотация:
Статья представляет опыт работы по использованию методов практической реализации технологии научного исследования на уроках химии и во внеурочной деятельности, начиная с начальной школы, которые позволяют не только успешно осваивать новые знания, но и организовывать процесс познавательной активности обучающихся, приобретать необходимые навыки для дальнейшего обучения и дальнейшей жизни.
Материал может представлять интерес для учителей химии и начальных классов
Введение
Изменения в практике отечественного образования, происходящие в последнее время, не оставили без изменения ни один вид деятельности в школе. Для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [1] потребовались новые методы, которые должны, в первую очередь, развивать познавательный интерес учащихся, реализовывать принцип связи обучения с жизнью.
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры [2].
В Примерной основной образовательной программе основного общего образования в изучении курса химии значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, описанию результатов ученического эксперимента, соблюдению норм и правил безопасной работы в химической лаборатории.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии среди других наук о природе [2].
Одним из эффективных способов для достижения данных результатов является использование технологии научного исследования, которая даст возможность разнообразить, сделать более значимым и интересным предмет химии.
Цель данной технологии:формированиеу обучающихся системы понятий, определений, правил, приемов, методов научного исследования, необходимых не только в учебе, но и в повседневной жизни.
Технология научного исследования позволяет решать задачи:
-
образовательной мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
-
информационной грамотности: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
-
социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.
На базе этой технологии можно показать единство школьных предметов, так как она дает возможность интегрировать разные учебные дисциплины: литературу и химию, историю и химию, математику и химию, не говоря уже о физике и биологии, что немаловажно при формировании УУД, требующегоработы с предметным или междисципдинарным содержанием.
-
Актуальность использования технологии научного исследования в условиях ФГОС ООО
Как показывает практика, предмет химии на всех этапах школьной программы на сегодняшний день является трудным для понимания и усвоения. В том изложении, в котором предлагается материал в учебниках до введения нового ФГОС, он не вызывает интереса и потребности в предмете.В результате борьбы за научную полноту и точность содержания, которая шла параллельно с процессом сокращения учебных часов, отводимых Базисным учебным планом на изучение химии, школы перестали приобретать новые приборы, препараты, ограничиваясь электронными образовательными ресурсами. Уроки химии «под презентацию» и «мел», использование «виртуальных лабораторий» - вот та реальность, которая бытует сегодня в школе.Объем информации, сообщаемой ученикам на таких «уроках», стал такой, что разговоры о формировании личностных, метапредметных и даже предметных результатах обучения при переходе на новый стандарт перестают иметь смысл, успеть бы «выдать» материал. Вместе с тем, любой хороший учитель, преподающий естественнонаучные предметы, на вопрос: «Чем бы в первую очередь вы занялись с учениками, если бы у вас появилось несколько свободных уроков?» - обязательно ответит, что провел бы интересный опыт, исследовательскую работу, поставил бы эксперимент, организовал бы обсуждение, дискуссию по итогам проделанного. С началом реализации ФГОС ООО в основной школе у учителей-естественников появилась возможность в большей степени реализовать такие приемы и методы, где используется исследовательская, проектная, коммуникативная, аналитическая деятельность обучающихся, что обеспечивает деятельный подход к процессу обучения, необходимый длядостижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
-
Педагогическое содержание методов технологии научного исследования
Технология представляет систему конкретных методов, дающих возможность реализовать данную технологию на практике в различных предметных областях (естественнонаучной, математической, филологической, обществоведческой и др.) и для обучающихся разных возрастных групп (начальная, основная, средняя школа, вузы). Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая для интеграции с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных педагогических задач.
1.Методы работы с научной информацией:
-
методы поиска информации;
-
методы обработки полученной информации;
-
методы систематизация и хранение научной информации.
2. Методы научного познания:
-
наблюдение, сравнение, анализ, синтез, поиск аналогий, дедукция, индукция, обобщение, абстрагирование, моделирование, конкретизация, метод выдвижения гипотез, метод продуцирования идей.
3. Методы практического решения проблемы исследования:
-
метод структурного анализа проблемы исследования;
-
метод лабораторного опыта;
-
метод практической работы;
-
метод аналогий;
-
метод «Если бы...»;
-
метод моделирования и другие.
Весьма значимой для разрешения вопросов формирования УУД на уроках химии выступает учебно-исследовательская деятельность, основной функцией которой должно являться инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Конечно, урок является основной формой обучения химии. Но в то же время учитель ограничен временем, учебно-тематическим планом. Поэтому внеурочная деятельность так важна в системе образования современного школьника.
Учебно-исследовательская работа учащихся может быть организована по двум направлениям:
-
урочная учебно-исследовательская деятельность обучающихся: проблемные уроки; семинары; практические и лабораторные занятия и др.;
-
внеурочная учебно-исследовательская деятельность обучающихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:
-
урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок- защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
-
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
-
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени[2].
-
Методы практической реализации технологии научного исследования на уроках химии и во внеурочной деятельности
В моей практике я интегрирую урок-исследование с учебным экспериментом, что позволяет при проведении урока-исследования ставить две цели: обучение предмету и обучение практико-ориентированной исследовательской деятельности.
Освоение учащимися исследовательских знаний и умений должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности ученика.В структуре урока-исследования выделяют несколько этапов:
-
актуализация знаний;
-
мотивация;
-
создание проблемной ситуации;
-
постановка проблемы исследования;
-
определение темы исследования;
-
формулирование цели исследования;
-
выдвижение гипотезы;
-
проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов);
-
интерпретация полученных данных;
-
вывод по результатам исследовательской работы;
-
применение новых знаний в учебной деятельности;
-
подведение итогов;
-
домашнее задание.
Именно поэтому весьма существенным становится вопрос выбора и определения темы и проблемы исследования ученика совместно с учителем. В постановке проблемы исследования разумно особое внимание уделять ее актуальности для возраста обучающихся. Важно, чтобы толчок к исследованию шел «изнутри» ученика.
Например, начиная изучать тему «Соли» в 8 классе, я даю заданиеобучающимся найти как можно больше примеров использования соли в жизни человека.
Для себя я ставлю цель и задачи урока, определяю формируемые УУД.
Цель урока - создание условий для формирования знаний по теме «Соли».
-
в образовательном аспекте: познакомить с новым классом веществ, с их свойствами, номенклатурой;
-
в развивающем аспекте: развивать навыки экспериментальной деятельности, анализировать полученную информацию, развивать эмоциональную сферу, настрой на практико-ориентированную исследовательскую деятельность через выполнение лабораторных опытов;
-
в воспитательном аспекте: Усилить эмоциональное воздействие при изучении химии как школьного предмета, продолжить формирование диалектико-материалистического мышления обучающихся.
Универсальные учебные действия в ходе урока:
-
регулятивные: определение темы и цели деятельности учениками с помощью учителя; самостоятельный анализ своих действий; выделение и осознание усвоенного, прогноз;
-
познавательные: систематизация информации до изучения нового материала, извлечение новой информации из проблемной ситуации, выделение основной и второстепенной информации, построение логических цепей рассуждений, использование знаково-символических средств для написания формул веществ;
-
коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, осуществлять контроль, корректировка своих и окружающих действия, приведение к общему решению при совместной деятельности.
А для обучающихся нахожу пути выхода на тему «Соли» и целей урока:
-
Дать определение солей.
-
Рассмотреть состав и название солей.
-
Познакомить с некоторыми свойства солей.
После объяснения нового материала - обязательное выполнение лабораторной работы, предусмотренной УМК О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» в новой редакции в соответствии с ФГОС ООО.
Один из самых трудных и важных этапов - окончательное оформление результатов исследования. К исследовательской работе школьника предъявляются по существу те же требования, что и к любой научной статье или отчету. В работах ученики сводят полученные результаты в таблицы, проводят обсуждение полученных результатов и делают выводы [3] (приложение 1).
Хочется особое внимание уделить анализу УМК О.С. Габриеляна.УМК по химии О.С. ГАБРИЕЛЯН «Вертикаль» (ФГОС) включает в себя
-
Учебник;
-
Рабочая программа;
-
Электронное приложение к учебнику;
-
Рабочая тетрадь для учащихся;
-
Контрольные и проверочные работы;
-
Методическое пособие для учителей;
-
Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ;
-
Тетрадь для оценки качества знаний;
-
Методическая поддержка на drofa.ru.
Особенности УМК по химии О.С. ГАБРИЕЛЯН «вертикаль» (ФГОС):
-
Знания не заучиваются, а выводятся на основании минимальных, но тщательно отобранных первоначальных сведений, например о строении атома. С первых же уроков учащиеся знакомятся с таблицей Менделеева.
-
В основу курса положено ключевое понятие «химический элемент», рассматриваемый в виде трех форм его существования (атомы - простые вещества - соединения).
-
Основные правила и определения, ключевые слова и словосочетания выделены в тексте таким образом, чтобы более прочному их запоминанию способствовала также зрительная память ученика. Параграфы существенно дополнены опытами и лабораторными работами. В конце каждого параграфа приводится перечень вопросов, направленных на демонстрацию связи химии с другими науками и повседневной жизнью.
-
Успешность курсаобеспечивают его многопрофильность и многогранность. Данная линия УМК, выпущенная издательством «ДРОФА», включает более 60 наименований. Ни по одному предмету, в том числе по химии, нет более полной линии УМК [3].
Одним из самых эффективных способов для достижения данных результатов является изучение материала во время внеурочной деятельности.
На изучение темы «Вода» в рамках программы по химии отведенного времени явно недостаточно как в 8, так и в 9 классе. Практически вне поля зрения остается очень важная проблема экологии питьевой воды. Поэтому часть материала выносится во внеурочную деятельность, где идет интеграция материала с краеведческим аспектом уроков географии, а именно в целях экономии времени просматривается видеоотчет с экскурсии на станцию очистки питьевой воды предприятия Газпром. А результаты исследования, выполняемые обучающимися в рамках курса географии, презентуются на конференции.
Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в раннем детстве. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми и должен уметь обращаться с ними. Однако к началу изучения химии в 8 классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. В этом отношении работа кружка по химии в рамках внеурочной деятельности будет частью общей работы школы по достижению планируемых результатов освоения ООП.
Кружок ориентирован наобучающихся3-4 и 5-7 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Программа курса максимально наполнена химическим экспериментом, так как химия - наука экспериментальная. Химический эксперимент используется простой, безопасный, познавательный и объясняемый (чтобы его можно было объяснить). Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. Казалось бы, для работы такого кружка необходима богатая материальная база химического кабинета. Но на занятиях изучаются вещества, которые имеются у нас на кухне и в ванной комнате, на приусадебном участке, в продуктовом и хозяйственном магазинах, в аптеке. Поэтому серьёзных проблем с приобретением большинства «реактивов» не возникнет. А интернет всегда поможет с видео презентациями «опытов». Эффективно зарекомендовала себя «Лаборатория в чемодане», индивидуальные химические лаборатории, позволяющие превращать занятия в исследовательские лаборатории.
И хотя кружок называется «Школа магии и волшебства», дети всем классом (3 и 4 классы) бегут до уроков (а обучаются они во вторую смену) на «химию». А ученики 5 и 7 классов, что не выбрали данный кружок, с завистью смотрят на них и спрашивают «А у нас такой кружок будет?»
В течение первого года обучающиеся уже получили первоначальные представления о науке химии, простейшие навыки работы с лабораторным оборудованием и веществами. Во время второго и последующих лет обучения основное направление будет направлено на формирование навыков исследовательской деятельности химико-экологической направленности.
Дети, приходя домой, устраивают дома целые мини-лаборатории при проведении домашнего эксперимента, используя знания, полученные на кружке, расширяют свои знания с помощью сети интернет. Практика показывает - домашние опыты и наблюдения способны изменить отношение учащихся к химии. Школьники осознают, что изучать эту науку можно не только в лаборатории, но и дома.
Заключение
Таким образом, очевидно, что выполнение исследовательской работы, эксперимента при применении методов технологии научного исследования ведет к выработке ключевых компетентностей учащихся [2], [5], а также к достижению личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов согласно требованиям стандартов нового поколения [4].
Литература
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования standart.edu.ru;
-
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15, С. 403 fgosreestr.ru/node/2068);
-
УМК О.С. Габриеляна.УМК по химии О.С. ГАБРИЕЛЯН «вертикаль» (ФГОС) drofa.ru;
-
Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий // Серия стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2011. - 159с;.
-
Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост.:Татарченкова С. С., Телешов С. В.; Под. ред. С. С. Татарченковой. - СПб.: КАРО, 2008.
Приложение 1
Технологическая карта к уроку «Соли, их классификация и свойства»
ФИО________________________________________________класс__________
Номер
пробирки
Формула соли
Формула реагента
Что наблюдали
Выводы
№ 1
№ 2
№ 3
Номер
пробирки
Формула соли
Формула реагента
Что наблюдали
Выводы
№ 1
№ 2
№ 3
Номер
пробирки
Формула соли
Формула реагента
Что наблюдали
Выводы
№ 1
№ 2
№ 3
Номер
пробирки
Формула соли
Формула реагента
Что наблюдали
Выводы
№ 1
№ 2
№ 3
Лабораторный опыт № _______, №________, №________, №________
Номер
пробирки
Формула соли
Формула реагента
Что наблюдали
Выводы
№ 1
№ 2
№ 3
Номер
пробирки
Формула соли
Формула реагента
Что наблюдали
Выводы
№ 1
№ 2
№ 3
Номер
пробирки
Формула соли
Формула реагента
Что наблюдали
Выводы
№ 1
№ 2
№ 3
Номер
пробирки
Формула соли
Формула реагента
Что наблюдали
Выводы по условиям
№ 1
№ 2
№ 3