Внеклассное мероприятие Химия - наука чудес и превращений (9–11-й классы)

Химия - наука старая и вместе с тем молодая. Старая потому, что ещё в древнем Египте люди умели осуществлять разные превращения веществ. Ведь уже тогда они научились добывать огонь, лепить и обжигать посуду из глины, окрашивать ткани, печь хлеб... А ведь всё это - химические явления. Химия-наука молодая, потому что, в подлинном смысле наукой, со своими законами, она стали всего два с лишним века назад, правда, за эти два столетия она достигла значительных успехов, чем в предыдущие тысячелетия. С...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие

"Химия - наука чудес и превращений" (9-11-й классы)

Интерес к химии как науке, нужно развивать не с 8 класса, а как можно раньше. Внеклассное мероприятие «Химия - наука чудес и превращений» мы проводим в школе для учащихся 4-7 классов во время месячника естественных наук. Урок помогают проводить учащиеся 9-10 классов. Дети после таких уроков с интересом ждут изучения новой для них науки - химии.
Цели урока : Пробудить у ребят познавательный интерес к химии, вовлечь в исследовательскую работу их. Показать необходимость изучения химии для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни; выявить значение химической науки; показать ее связь с другими естественными науками.
Оборудование :Стеклянные стаканчики (6 шт.), стеклянные палочки (Зшт.). асбестовая сетка, спиртовка, штатив для пробирок, лабораторный штатив, пипетки (2шт.). стеклянная трубочка, пробирки (5шт.).
Реактивы: Серная кислота (конц.), растворы гидроксида натрия, хлорида железа (III), соляной кислоты, перманганат калия, раствор гидроксида кальция, йодида калия, ацетата свинца, карбоната натрия, индикаторы, бихромат аммония.

Ход урока.

Учитель : Ребята, сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашей школы - кабинет химии. Все вы в детстве читали немало сказок о добрых феях и могущественных волшебников, но в жизни нет ни тех, ни других. А вот чудеса - они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а люди, вооруженные знаниями. Наука - вот истинная волшебница.
Химия - наука старая и вместе с тем молодая. Старая потому, что ещё в древнем Египте люди умели осуществлять разные превращения веществ. Ведь уже тогда они научились добывать огонь, лепить и обжигать посуду из глины, окрашивать ткани, печь хлеб... А ведь всё это - химические явления.
Химия-наука молодая, потому что, в подлинном смысле наукой, со своими законами, она стали всего два с лишним века назад, правда, за эти два столетия она достигла значительных успехов, чем в предыдущие тысячелетия. С помощью химии человек раскрыл немало природных тайн.
Чудесные превращения сегодня вам предлагают посмотреть ученики 9-х классов, посещающие кружок «Юный химик». Они расскажут вам об удивительной и чудесной науке о веществах - науке химии.

Первый ведущий : Что же такое химия? Химия - это наука о веществах, ее еще называют «индустрией чудесных превращений». Это одна из наук о природе, об изменениях, происходящих в природе. Сама природа является объектом естествознания. Таким образом, химия относится к естественным наукам. Она тесно связана с физикой, биологией, геологией и другими науками о природе. Велика роль химии практически во всех сферах деятельности человека. Она настолько пронизывает всю нашу жизнь, что современный человек не быть знакомым с ней просто не может. Благодаря работам ученых и специалистов-практиков химия достигла огромных результатов, но многое предстоит еще исследовать вам.

Второй ведущий
Хоть чудес на свете нет.
Химия дает ответ.
«Чудеса на свете есть.
И, конечно, их не счесть!»
Мы вам несколько покажем
И, конечно, все расскажем!

Первый ведущий:
Сапоги мои того:
Пропускают Н20.
О каком веществе идет речь?
Правильно о воде.
А теперь посмотрите, как пишется вода на химическом языке - H 2 О.
А как ее можно распознать, не пробуя на вкус?

ОПЫТ№1
На столе три стакана с растворами кислоты, щелочи и водой. Распознавание с помощью универсального индикатора.
Первый ведущий:
На суку сидит сова, выдыхает СО 2.
О каком веществе идет речь?
Да, действительно, сова и другие животные, и человек выдыхают углекислый газ. В этом можно легко убедиться с помощью известковой воды. Если через нее пропускать углекислый газ, она помутнеет. Кто из вас желает в этом убедиться?

ОПЫТ №2
Ученик дует в стеклянную трубочку, опущенную в пробирку с известковой водой.

Третий ведущий: Ребята, кто из вас может сделать только из воды малиновый сироп, а из сиропа снова - воду? Хотите посмотреть?

Опыт № 3 «Вулкан на столе»
На демонстрационном столе макет вулкана. В кратер вмонтирован фарфоровый тигель, в который насыпан измельченный бихромат аммония (NH 4)2Cr2O7 оранжевого цвета. Ведущий сильно нагревает стеклянную палочку и опускает в тигель с бихроматом аммония , удерживая его там до начала реакции. Затем он вынимает палочку и реакция протекает самопроизвольно с выбрасыванием искр и «вулканического пепла»-Сг 2О 3.
Второй ведущий: Давайте представим , что мы с вами оказались в первобытном обществе. Первобытные люди боялись огня. Они видели, как молния попадала в дерево и оно загоралось. Сейчас вы увидите опыт «Самовозгорание костра».

Опыт №4«Самовозгорание костра».
В фарфоровую чашку поместить немного кристаллического перманганата калия КМп0 4. Аккуратно смочить кристаллы концентрированной серной кислотой . Фарфоровую чашку поместить на металлический поддон и замаскировать ее, уложив с верху и вокруг древесные стружки , внимательно следя, чтобы стружки не попали внутрь фарфоровой чашки. Незаметно для зрителей смочить кусочек ваты спиртом и быстро выжать несколько капель спирта над фарфоровой чашкой .Руку сразу убрать . Костер ярко вспыхивает и быстро сгорает.
Третий ведущий:
В средние века жили люди, которые много времени проводили в небольших лабораториях, изучая различные вещества. Это были алхимики. Они пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали во дворцах алхимиков, чтобы они получали для них золото. Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото, поэтому алхимию запретили во многих странах. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах. Я покажу вам опыт «Превращение воды в золото».

Опыт №7 «Цветная фотография»
На листе ватмана заранее делается рисунок - портрет мальчика - спиртовым раствором фенолфталеина. В пульверизаторе находится концентрированный раствор карбоната натрия, при смачивании которым листа бумаги появляется малиновый рисунок, изображающий мальчика.
Второй ведущий: Вы слышали русскую пословицу: «Нет дыма без огня»? А я могу показать противоположное, вы увидите дым, но при этом я ничего поджигать не буду.

Учитель: Дорогие ребята! Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты. Надеемся они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты «чудес». Подрастайте и приходите к нам изучать эту очень интересную науку - химию. До новых встреч!

© 2010-2022