Организация проектной деятельности по химии в рамках ФГОС

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ В РАМКАХ ФГОС ООО

Мандрюк Оксана Алексеевна

МАОУ «Лицей №62» Октябрьского района г.Саратова

учитель химии


Федеральный государственный стандарт основного общего образования предоставляет большие возможности для организации плодотворной проектной деятельности учащихся. Во время реализации учебного проекта знания учащихся по химии углубляются, так как при выполнении проекта они вынуждены работать с дополнительной учебной литературой и другими источниками информации. В свою очередь, проектная деятельность учащихся дает возможность расширить индивидуальное образовательное пространство каждого школьника, совершенствовать практические умения и навыки в работе с лабораторным оборудованием, в организации и проведении исследования. Учащиеся глубже знакомятся с методологией химической науки.

Работу над проектом можно разделить на несколько этапов. На этапе подготовки химического проекта определяется проблема, выбирается тема исследования, уточняются цель и задачи. Деятельность учителя на этом этапе заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся, побудить их выполнить поставленные цели и задачи.

Этап планирования предполагает обсуждение и поиск способов решения поставленной проблемы. Учащиеся объединяются в группы или работают индивидуально. При этом уточняется план работы каждой группы учащихся или ученика в отдельности, обсуждается дальнейший ход выполнения проекта. Учитель при этом направляет деятельность учащихся, помогает найти оптимальный вариант решения. Следует отметить, что учитель выступает в роли консультанта, но сам не участвует в выполнении проекта.

На последующих этапах учащиеся в присутствии учителя обсуждают полученные результаты, делают соответствующие выводы, работают с источниками информации. В процессе оформления результатов выполненной работы учащиеся представляют свое конкретное решение поставленной ранее проблемы, готовят схему, установку, фильм и т.д. Учитель дает рекомендации, консультирует и готовит учащихся к публичной защите проекта. По окончании защиты проекта оцениваются итоги проведенной работы, проводится анализ и самоанализ. Учитель оценивает работу каждого ученика и группы в целом. Лучшие работы рекомендуются для участия в конкурсах или конференциях различного уровня.

В проект по химии необходимо включить химический эксперимент.

Стоит отметить, что при выполнении проектных работ у учащихся возникали трудности. На первых этапах желающих принимать участие в исследовательской деятельности достаточно много. Но более половины этих школьников работу над проектами по целому ряду причин не завершили.

Учащимся очень сложно давался анализ найденной литературы. Ребята столкнулись с неточностями и расхождениями данных в литературе, которые ставили их в затруднительное положение. Сложно было также спланировать и провести химический эксперимент без помощи учителя.

Нелегко давалось и подведение итогов. Сформулировать выводы и рекомендации получалось лишь при поддержке учителя.

Оформить результаты своей работы у учащихся получилось, но приходилось много редактировать. Шрифты, заголовки, интервалы не соответствовали общепринятым требованиям оформления документов. В тексте встречались опечатки и несоответствующее научному стилю изложение материала.

Для защиты на конференции необходимо было создать презентации с основными положениями своей работы. Учащиеся на уроках информатики уже знакомились с программой Power Point, но правил оформления они не знали. Возникла необходимость ознакомления учащихся с основными правилами оформления презентаций.

По окончании проектной деятельности учащиеся участвовали в научно-практических конференциях. Большинство из них, не имея достаточного опыта выступлений перед незнакомой аудиторией, испытывали трудности при защите проекта. Некоторые заучили текст и, боясь забыть, быстро тараторили, поэтому их речь трудно воспринималась аудиторией. Многие терялись при ответе на вопросы слушателей.

Основной задачей учителя является помощь учащимся в преодолении изложенных выше сложностей, так как значение проектной деятельности в обучении химии достаточно велико.

Проектная деятельность позволяет учащимся в процессе самостоятельной работы над проектом получить новые знания; научиться ориентироваться в потоке информации; научиться анализу, сравнению, сопоставлению, обобщению фактов; оформлять и публично защищать результаты своей работы; научиться работать в группе. Организация проектной деятельности способствует углублению и расширению уровня общеобразовательной подготовки учащихся, открывает большие возможности для приобретения личного и профессионального опыта, позволяет выработать у учащихся стремление и умения самостоятельно добывать и использовать знания, отстаивать свою точку зрения, и более осознанно сделать выбор будущей профессии.


© 2010-2022