• Преподавателю
  • Химия
  • Подготовка к уроку. Методический материал Учебная деятельность, обеспечивающая личностное развитие обучающихся в процессе реализации курса химии

Подготовка к уроку. Методический материал Учебная деятельность, обеспечивающая личностное развитие обучающихся в процессе реализации курса химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовка к уроку. Методический материал Учебная деятельность, обеспечивающая личностное развитие обучающихся в процессе реализации курса химииПодготовка к уроку. Методический материал Учебная деятельность, обеспечивающая личностное развитие обучающихся в процессе реализации курса химииПодготовка к уроку. Методический материал Учебная деятельность, обеспечивающая личностное развитие обучающихся в процессе реализации курса химииПодготовка к уроку. Методический материал Учебная деятельность, обеспечивающая личностное развитие обучающихся в процессе реализации курса химииПодготовка к уроку. Методический материал Учебная деятельность, обеспечивающая личностное развитие обучающихся в процессе реализации курса химииПодготовка к уроку. Методический материал Учебная деятельность, обеспечивающая личностное развитие обучающихся в процессе реализации курса химииПодготовка к уроку. Методический материал Учебная деятельность, обеспечивающая личностное развитие обучающихся в процессе реализации курса химииПодготовка к уроку. Методический материал Учебная деятельность, обеспечивающая личностное развитие обучающихся в процессе реализации курса химииПодготовка к уроку. Методический материал Учебная деятельность, обеспечивающая личностное развитие обучающихся в процессе реализации курса химииПодготовка к уроку. Методический материал Учебная деятельность, обеспечивающая личностное развитие обучающихся в процессе реализации курса химииПодготовка к уроку. Методический материал Учебная деятельность, обеспечивающая личностное развитие обучающихся в процессе реализации курса химииПодготовка к уроку. Методический материал Учебная деятельность, обеспечивающая личностное развитие обучающихся в процессе реализации курса химииПримеры учебной деятельности, обеспечивающей личностное развитие обучающихся в процессе реализации курса химии в школе



Сферы развития личностных результатов



Примеры форм деятельности обучающихся

РОДИНА, ГРАЖДАНИН, ДОЛГ

В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий

1). Прочтите высказывания Д.И. Менделеева и подготовьте сообщение о нем как о человеке и гражданине (тема «Периодический закон». 9 кл.):

  • «Первая моя служба Родине - наука, вторая - просвещение, третья - промышленность»

  • «Я люблю свою страну, как мать, а свою науку - как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств»

  • «Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества»

2). Напишите эссе по теме, подготовьте выступление с опорой на мультимедиа-представление, подготовьте виртуальную экскурсию по местам жизни и деятельности учёных и т.д. (chem.msu/ru/rus/history)

3). Заключительные уроки 10 кл. Подготовьте и проведите виртуальную экскурсию по музею Казанской химической школы (ksu.ru).

В рамках внеклассной работы:

  • информационные проекты: работа учёных-химиков в годы Великой Отечественной Войны «Всё для фронта, всё для победы» и др.

ТРУД, ПРОФЕССИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ

В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий

1). На каждом учебном занятии: совместная с учениками постановка учебных целей на урок, организация этапа рефлексии для определения качества достижения поставленных целей и определения трудностей и причин, если цель не достигнута.

2). Организация дифференцированного домашнего задания - ученик сам выбирает один из вариантов домашнего задания в зависимости от того, насколько хорошо он усвоил учебный материал на уроке.

3). Подготовьте сообщения с презентациями о профессиях, в которых применяют методы химического анализа: «технолог пищевых биотехнологий», «нефтехимик», «клинический фармаколог», «военный химик», и пр. Опишите профессии по алгоритму: содержание деятельности, условия труда, доминирующая профессиональная направленность, необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии, требования к здоровью, востребованность профессии, где можно получить начальное профессиональное образование, где можно получить высшее образование, возможность продолжения образования, повышения квалификации, карьерного роста.

В рамках внеклассной работы:

  • учебные экскурсии, знакомящие учащихся с характерными особенностями труда провизоров и фармацевтов (в аптеке), техников и лаборантов (на водоочистной станции), инженеров, технологов, лаборантов-экологов, химиков-лаборантов (на объектах по производству пластмасс, волокон, продуктов питания и др.)

  • встречи со специалистами: учеными, аналитиками, геологами, криминалистами, врачами и др.

ЗНАНИЯ, НАУКА, КУЛЬТУРА

В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:

1). Решение практико-ориентированных химических задач по темам курса, например:

практическое занятие по определению кислотности среды раствора с использованием образцов различных моющих средств и косметологических жидкостей (тоник, пенка для умывания) с последующей оценкой воздействия на кожу.

2). Урок-дискуссия, например: «Жесткая вода - полезная или нет», «Высокобелковая диета: логика и мифы?».

3). На каждом уроке, связанном с изучением новых веществ, учащиеся могут выступать с небольшими сообщениями, подготовленными заранее, о применении или нахождении в природе изучаемых веществ.

4) Мини-проекты для домашних работ: «Почему вода имеет стратегическое значение?», «Озон: друг или враг?», «Вещества и минералы в повседневной жизни»

В рамках внеклассной работы:

Предметные недели, темы которых обеспечивают формирование высокого уровня функциональной грамотности по предмету, например: «Химия внутри и вокруг человека».

ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ЕДИНСТВО, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:

1). На любом уроке - защитой собственной позиции в дискуссии с оппонентом.

2). Подготовьте сообщения

  • «Пагуошское движение - лауреат Нобелевской премии мира».

  • Сообщения о коллективном и интернациональном характере науки в истории подтверждения прогнозов Д.И. Менделеева (Периодический закон утвердился благодаря работам ученых Франции, Германии, Швеции, Англии и др.)

В рамках внеклассной работы:

Предметные недели, темы которых обеспечивают формирование высокого уровня толерантности и взаимопонимания, например: «Наука без границ».

ЗАКОН, ПРАВИЛА, УПРАВЛЕНИЕ

В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:

1). На любом уроке - элементы модульного обучения: задаётся определённый объём информации в виде учебного задания, ученик сам определяет степень и своего продвижения в изучении темы, обучается постановке и формулировке целей, выбору форм деятельности для достижения целей, самоконтролю, рефлексии, самооцениванию.

2). Знакомство с Законом об образовании в РФ для определения места курса «Химия» в учебном плане, Правилами безопасного поведения школьника на уроках химии, Правилами безопасного использования интернета.

3). Подготовка учащимися учебных презентаций, проведение мини-игр и викторин по правилам техники безопасности при работе в химическом кабинете и с химическими реактивами.

В рамках внеклассной работы:


  • Участие обучающихся в проектировании, реализации и анализе качества внеурочной деятельности по предмету.

ЦЕННОСТИ, НРАВСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬ, ВЫБОР, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:

1). Организация бесед-дискуссий, обсуждений, написание эссе по темам, требующим высказывание собственной позиции: «Хлор-первый боевой отравляющий газ. Химическое оружие»; «История известных алмазов «Куинур», «Большая роза», «Хоуп», «Шах», «Моральные аспекты алкоголизма»; «Проблема истребления животных ради получения ценных веществ»; «Саяно-Шушенская ГЭС: боль и надежда России» и др.

2). Сообщения о судьбе известных учёных в 30-е годы в СССР - Ипатьев, Ландау, Чичибабин, Каблуков.

3). Обсуждение рассказа М. Булгакова «Морфий», дискуссия о судьбе его главного героя.

В рамках внеклассной работы:

  • Интегрированные декады биологии, химии, литературы, истории: «Кровь объединяет» (химия и биохимия крови, кровь и здоровье, обращение верующих и поэтов к крови; личностные качества ученых, изучающих кровь; донорство; родословные и др.)

ОБЩЕНИЕ, ДИАЛОГ, ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СОТРУДНИЧЕСТВО

В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:

1). Организация групповой работы на уроке, в том числе совместное составление числовых или цифровых диктантов, решение учебных заданий каждым для получения общего успеха - приём работы на единую цель.

2) Организация учебных дискуссий или диспутов.

3) Ролевые игры, например: «Слушается дело об этиловом спирте».

В рамках внеклассной работы:

Подготовка учащимися групповых проектов.

ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЗОЖ

В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:

1). Сообщения учащихся или учителя по темам, связанным с физиологическим воздействием изучаемых веществ на организм человека и правилами безопасного обращения с ними - кислоты, щёлочи, кислород, озон, углекислый, угарный, сернистый газы, аммиак, соли тяжёлых металлов, органических веществ и пр.

2). Создание комфортной здоровьесберегающей среды на уроке: демонстрирование принятия ученика таким, какой он есть, создание ситуации успеха через уровневую дифференциацию учебного материала как по знаниям, так и по уровню учебных возможностей учащихся, предупреждение перегрузки школьников на уроке через сменяемость видов деятельности, оптимального соотношения темпа и плотности урока, дозирование домашнего задания.

В рамках внеклассной работы:

Внеклассные мероприятия-игры, посвящённые борьбе с вредными привычками, например, «Вредным привычкам - нет!».

Проектные работы: «Химия на моей кухне», «Вода и здоровье», «Вкусное - не всегда полезное», «Пищевые добавки: это нужно знать» и др.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ, СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:

1). Практические работы по исследованию почвы, воздуха и воды той социальной и природной среды, в которой живут учащиеся.

2). Проектные работы: «Кислотные дожди: угроза человечеству?», «Город моей мечты», «Не руби сук, на котором сидишь», «Разумная охрана природы - это и охрана человечества»?

В рамках внеклассной работы:

Информационно-исследовательские проекты «Влияние солевых реагентов на окружающую среду»; «Загазованность воздуха в крупных городах - причины, последствия и способы предотвращения», «Проблемы мусорных отходов в больших городах», «Проблемы очистки сточных вод».

СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ, УВАЖЕНИЕ, ЗАБОТА

В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:

1). Подготовьте рассказ с презентацией на одну из тем: «Фарфор. Изделия из фарфора», «Искусство Гжели», «Разновидности кварца. Поделочные и полудрагоценные камни» (тема «Кремний и его соединения». 9 кл. ); подготовьте сообщение об основных средствах и методах профилактики сахарного диабета (тема «Углеводы». 10 кл.). Познакомить с основными идеями своего сообщения членов своей семьи и т.д.

2). Сообщения об истории известных семей учёных: Пьера и Марии Кюри, Д.И. Менделеева

3). Домашнее задание для учащихся 10 кл.: Представьте себя врачами-диетологами и составьте примерный суточный пищевой рацион для членов вашей семьи, с учетом возраста, рекомендаций врачей и физических нагрузок. Для этого используйте таблицу: «Состав пищевых продуктов и их калорийность».

В рамках внеклассной работы:

Информационно-исследовательские проекты: «Анализ химического состава полуфабрикатов и других продуктов», «Чистящие средства на моей кухне и их химический состав» и т.д.

КРАСОТА, ИСКУССТВО, ЭСТЕТИКА

В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:

1). Напишите и оформите для стенда заметку на тему «Художественный образ вещества или химического процесса»

2). Конкурсы синквейнов «Химия в моем мире» и др. Критерии оценивания: соответствие жанру, содержание, оформление.

В рамках внеклассной работы:

  • Подготовка литературных проектов - стихи и сказки о веществах, художественные проекты, посвящённые химическим элементам или веществам.

  • Сделайте постеры для кабинета химии «Вода: как много в этом слове…», «Внимание - мороженое!», «Антиреклама сладких газированных напитков и фаст-фуда»

  • Элективные курсы или внеклассные мероприятия «Химия красоты», «Химия в парикмахерской», «Химия в искусстве и архитектуре»





РОДИНА, ГРАЖДАНИН, ДОЛГ


В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:

1). Прочтите высказывания Д.И. Менделеева и подготовьте сообщение о нем как о человеке и гражданине (тема «Периодический закон» 9 кл.):

  • «Первая моя служба Родине - наука, вторая - просвещение, третья - промышленность»

  • «Я люблю свою страну, как мать, а свою науку - как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств»

  • «Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества»

2). Написать эссе по теме, подготовить выступление с опорой на мультимедиа-представление, подготовить виртуальную экскурсию по местам жизни и деятельности учёных и т.д. (chem.msu/ru/rus/history)

3). Заключительные уроки 10 кл. Подготовьте и проведите виртуальную экскурсию по музею Казанской химической школы (ksu.ru).

В рамках внеклассной работы:


  • информационные проекты: работа учёных-химиков в годы Великой Отечественной Войны «Всё для фронта, всё для победы» и др.


ТРУД, ПРОФЕССИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ


В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:

1). На каждом учебном занятии: совместная с учениками постановка учебных целей на урок, организация этапа рефлексии для определения качества достижения поставленных целей и определения трудностей и причин, если цель не достигнута.

2). Организация дифференцированного домашнего задания - ученик сам выбирает один из вариантов домашнего задания в зависимости от того, насколько хорошо он усвоил учебный материал на уроке.

3). Подготовить сообщения с презентациями о профессиях, в которых применяют методы химического анализа: «технолог пищевых биотехнологий», «нефтехимик», «клинический фармаколог», «военный химик», и пр. Описать профессии по алгоритму: содержание деятельности, условия труда, доминирующая профессиональная направленность, необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии, требования к здоровью, востребованность профессии, где можно получить начальное профессиональное образование, где можно получить высшее образование, возможность продолжения образования, повышения квалификации, карьерного роста.

В рамках внеклассной работы:


  • учебные экскурсии, знакомящие учащихся с характерными особенностями труда провизоров и фармацевтов (в аптеке), техников и лаборантов (на водоочистной станции), инженеров, технологов, лаборантов-экологов, химиков-лаборантов (на объектах по производству пластмасс, волокон, продуктов питания и др.)

  • встречи со специалистами: учеными, аналитиками, геологами, криминалистами, врачами и др.


ЗНАНИЯ, НАУКА, КУЛЬТУРА


В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:

1). Решение практико-ориентированных химических задач по темам курса, например:

практическое занятие по определению кислотности среды раствора с использованием образцов различных моющих средств и косметологических жидкостей (тоник, пенка для умывания) с последующей оценкой воздействия на кожу.

2). Урок-дискуссия, например: «Жесткая вода - полезная или нет», «Высокобелковая диета: логика и мифы?».

3). На каждом уроке, связанном с изучением новых веществ, учащиеся могут выступать с небольшими сообщениями, подготовленными заранее, о применении или нахождении в природе изучаемых веществ.

4) Мини-проекты для домашних работ: «Почему вода имеет стратегическое значение?», «Озон: друг или враг?», «Вещества и минералы в повседневной жизни»

В рамках внеклассной работы:

- Предметные недели, темы которых обеспечивают формирование высокого уровня функциональной грамотности по предмету, например: «Химия внутри и вокруг человека».


ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ЕДИНСТВО, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ


В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:

1). На любом уроке - защита собственной позиции в дискуссии с оппонентом.

2). Подготовить сообщения

  • «Пагуошское движение - лауреат Нобелевской премии мира».

  • Сообщения о коллективном и интернациональном характере науки в истории подтверждения прогнозов Д.И. Менделеева (Периодический закон утвердился благодаря работам ученых Франции, Германии, Швеции, Англии и др.)

В рамках внеклассной работы:

- Предметные недели, темы которых обеспечивают формирование высокого уровня толерантности и взаимопонимания, например: «Наука без границ»









ЗАКОН, ПРАВИЛА, УПРАВЛЕНИЕ



В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:

1). На любом уроке - элементы модульного обучения: задаётся определённый объём информации в виде учебного задания, ученик сам определяет степень и своего продвижения в изучении темы, обучается постановке и формулировке целей, выбору форм деятельности для достижения целей, самоконтролю, рефлексии, самооцениванию.

2). Знакомство с Законом об образовании в РФ для определения места курса «Химия» в учебном плане, Правилами безопасного поведения школьника на уроках химии, Правилами безопасного использования интернета.

3). Подготовка учащимися учебных презентаций, проведение мини-игр и викторин по правилам техники безопасности при работе в химическом кабинете и с химическими реактивами.

В рамках внеклассной работы:


  • Участие обучающихся в проектировании, реализации и анализе качества внеурочной деятельности по предмету.


ЦЕННОСТИ, НРАВСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬ, ВЫБОР, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:

1). Организация бесед-дискуссий, обсуждений, написание эссе по темам, требующим высказывания собственной позиции: «Хлор-первый боевой отравляющий газ. Химическое оружие»; «История известных алмазов «Куинур», «Большая роза», «Хоуп», «Шах», «Моральные аспекты алкоголизма»; «Проблема истребления животных ради получения ценных веществ»; «Саяно-Шушенская ГЭС: боль и надежда России» и др.

2). Сообщения о судьбе известных учёных в 30-е годы в СССР - Ипатьев, Ландау, Чичибабин, Каблуков.

3). Обсуждение рассказа М. Булгакова «Морфий», дискуссия о судьбе его главного героя.

В рамках внеклассной работы:

  • Интегрированные декады биологии, химии, литературы, истории: «Кровь объединяет» (химия и биохимия крови, кровь и здоровье, обращение верующих и поэтов к крови; личностные качества ученых, изучающих кровь; донорство; родословные и др.)


ОБЩЕНИЕ, ДИАЛОГ, ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СОТРУДНИЧЕСТВО



В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:

1). Организация групповой работы на уроке, в том числе совместное составление числовых или цифровых диктантов, решение учебных заданий каждым для получения общего успеха - приём работы на единую цель.

2) Организация учебных дискуссий или диспутов.

3) Ролевые игры, например: «Слушается дело об этиловом спирте».

В рамках внеклассной работы:

- Подготовка учащимися групповых проектов.

















ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЗОЖ



В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:

1). Сообщения учащихся или учителя по темам, связанным с физиологическим воздействием изучаемых веществ на организм человека и правилами безопасного обращения с ними - кислоты, щёлочи, кислород, озон, углекислый, угарный, сернистый газы, аммиак, соли тяжёлых металлов, органических веществ и пр.

2). Создание комфортной здоровьесберегающей среды на уроке: демонстрирование принятия ученика таким, какой он есть, создание ситуации успеха через уровневую дифференциацию учебного материала как по знаниям, так и по уровню учебных возможностей учащихся, предупреждение перегрузки школьников на уроке через сменяемость видов деятельности, оптимального соотношения темпа и плотности урока, дозирование домашнего задания.

В рамках внеклассной работы:

- Внеклассные мероприятия-игры, посвящённые борьбе с вредными привычками, например, «Вредным привычкам - нет!».

- Проектные работы: «Химия на моей кухне», «Вода и здоровье», «Вкусное - не всегда полезное», «Пищевые добавки: это нужно знать» и др.


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ, СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ



В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:

1). Практические работы по исследованию почвы, воздуха и воды той социальной и природной среды, в которой живут учащиеся.

2). Проектные работы: «Кислотные дожди: угроза человечеству?», «Город моей мечты», «Не руби сук, на котором сидишь», «Разумная охрана природы - это и охрана человечества»?

В рамках внеклассной работы:

- Информационно-исследовательские проекты: «Влияние солевых реагентов на окружающую среду», «Загазованность воздуха в крупных городах - причины, последствия и способы предотвращения», «Проблемы мусорных отходов в больших городах», «Проблемы очистки сточных вод».







СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ, УВАЖЕНИЕ, ЗАБОТА



В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:

1). Подготовить рассказ с презентацией на одну из тем: «Фарфор. Изделия из фарфора», «Искусство Гжели», «Разновидности кварца. Поделочные и полудрагоценные камни» (тема «Кремний и его соединения». 9 кл.); подготовить сообщение об основных средствах и методах профилактики сахарного диабета (тема «Углеводы». 10 кл.). Познакомить с основными идеями своего сообщения членов своей семьи и т.д.

2). Сообщения об истории известных семей учёных: Пьера и Марии Кюри, Д.И. Менделеева

3). Домашнее задание для учащихся 10 кл.: Представьте себя врачами-диетологами и составьте примерный суточный пищевой рацион для членов вашей семьи, с учетом возраста, рекомендаций врачей и физических нагрузок. Для этого используйте таблицу: «Состав пищевых продуктов и их калорийность».

В рамках внеклассной работы:

- Информационно-исследовательские проекты: «Анализ химического состава полуфабрикатов и других продуктов», «Чистящие средства на моей кухне и их химический состав» и т.д.



КРАСОТА, ИСКУССТВО, ЭСТЕТИКА



В формате учебной деятельности на уроках и при подготовке домашних заданий:

1). Написать и оформить для стенда заметку на тему «Художественный образ вещества или химического процесса»

2). Конкурсы синквейнов «Химия в моем мире» и др. Критерии оценивания: соответствие жанру, содержание, оформление.

В рамках внеклассной работы:

  • Подготовка литературных проектов - стихи и сказки о веществах, художественные проекты, посвящённые химическим элементам или веществам.

  • Сделайте постеры для кабинета химии «Вода: как много в этом слове…», «Внимание - мороженое!», «Антиреклама сладких газированных напитков и фаст-фуда»

  • Элективные курсы или внеклассные мероприятия «Химия красоты», «Химия в парикмахерской», «Химия в искусстве и архитектуре»


19


© 2010-2022