Рабочая программа по химии к учебнику Габриеляна О. С

Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10 класс (1 час в неделю, всего 36 часов, из них 4 часа резервное время)

Пояснительная записка

Программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы к учебнику Габриелян О.С. «Химия 10 класс»

В 10 классе рассматривается органическая химия, и курс ее строится с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе. Некоторые темы, преимущественно теоретические рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне.

После повторения важнейших понятий рассматривается строение и классификация органических соединений, теоретическую основу которой составляет современная теория химического строения с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии. Логическим продолжением ведущей идеи о взаимосвязи «состава - строения - свойств» веществ является тема «Химические реакции в органической химии», которая знакомит учащихся с классификацией реакций в органической химии и

дает представление о некоторых механизмах их протекания.

Полученные в первых темах теоретические знания учащихся затем закрепляются и развиваются на богатом фактическом материале химии классов органических соединений, которые рассматриваются в порядке усложнения от более простых (углеводородов) до наиболее сложных - биополимеров. Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии.

В программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 36 часов для обязательного изучения учебного предмета «Химия 10 класс» на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 учебных часов для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращении и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Цели и задачи:

-освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

-овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов

-развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

-воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

-применение поученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в 10 классе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Характеристика 10 класса

Основную массу учащихся 10 класса можно отнести к сильным учащимся-15 человек,3 учащихся к слабым.

На основании этого я использую следующие методы обучения:

Традиционные методы обучения репродуктивные воспроизводящие изученное: лекции, беседы, диалоги.

Продуктивные, развивающие и проблемные методы, самостоятельные и практические работы,

дифференцированный подход в обучении - работа в парах («консультант» сильный ученик - «ученик» слабый учащийся), творческие работы, исследовательские работы.

Содержание программы «Органическая химия» 10 класс

(1 ч в неделю; всего 36 ч, из них 2 ч - резервное время)

Введение (1ч)

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических веществ в сравнении с неорганическими веществами. Краткий очерк зарождения и развития органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук.

Тема 1. Повторение важнейших понятий органической химии за курс основной школы (2ч)

Структурные формулы. Ковалентная химическая связь, ее полярность и кратность.

Понятие о гомологических рядах алканов, алкенов, алкинов, предельных одноатомных спиртов и предельных одноосновных карбоновых кислот. Понятие об изомерии и гомологии на основе этих рядов.

Тема 2. Строение и классификация органических соединений (4 ч)

Электронное строение атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Гибридизация орбиталей на примере атома углерода. Виды гибридизации: sр3 - на примере молекулы метана, sр2 - на примере молекулы этилена, sр - на примере молекулы ацетилена. Геометрия молекул этих веществ, Π- и б-связи в сравнении. Теория строения органических соединений. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова.

Виды изомерии в органической химии: структурная и пространственная (стереоизомерия). Разновидности структурной изомерии. Изомерия положения (кратной связи на примере алкенов, функциональной группы на примере спиртов). Межклассовая изомерия . Классификация и основы номенклатуры органических соединений. Классификация органических соединений по структуре углеродного скелета. Ациклические соединения как соединения с незамкнутой цепью атомов углерода с одинарными, двойными и тройными связями. Карбоциклические соединения: алициклические, ароматические (арены). Гетероциклические соединения. Классификация органических соединений по функциональным группам. Галогенопроизводные углеводородов. Спирты, фенолы, простые эфиры. Карбонильные соединения (альдегиды и кетоны). Карбоновые кислоты, сложные эфиры. Углеводы. Азотсодержащие соединения: нитросоединения, амины, аминокислоты. Основы номенклатуры органических соединений.

Демонстрации. Шаростержневые модели органических соединений различных классов. Модели изомеров разных видов изомерии.

Тема 3. Химические реакции в органической химии (2ч)

Типы химических реакций в органической химии. Реакции замещения, присоединения, отщепления (элиминирования), изомеризации.

Тема 4. Углеводороды (6 ч)

А л к а н ы. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Получение алканов. Физические свойства алканов. Химические свойства алканов. Реакции радикального замещения, горения, дегидрирования, изомеризации. Применение алканов.

А л к е н ы. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкенов. Физические свойства алкенов. Химические свойства алкенов. Гидрирование алкенов. Полимеризация. Применение

Алкины. Строение, гомологический ряд, изомерии и номенклатура алкинов. Получение алкинов. Физические свойства алкинов. Химические свойства алкинов. Гидрирование алкинов. Димеризация и тримериаация ацетилена.Применение алкинов.

Д и е н ы. Состав и строение. Кумулированные, сопряженные и изолированные диены. Изомерия и номенклатура диенов. Получение диенов. Химические свойства: 1,2- и 1,4-присоединениие к диенам, полимеризация. Натуральный и синтетический каучуки. Резина.

Ц и к л о а л к а н ы. Строение, изомерия, номенклатура. Получение циклоалканов. Химические свойства

Арены. Строение ароматических углеводородов. Изомеризация и номенклатура. Физические свойства. Способы получения. Химические свойства.Применение бензола .

Тема 5. Спирты и фенолы (3ч)

Спирты. Состав и классификация спиртов. Строение спиртов и их физические свойства. Химические свойства спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов (качественная реакция на многоатомные спирты). Важнейшие представители класса спиртов: метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин. Применение спиртов.

Фенолы. Строение, изомерия, номенклатура. Многоатомные фенолы. Физические свойства фенола. Химические свойства фенола. Качественные реакции фенолов.

Тема 6. Альдегиды, кетоны (2ч)

Альдегиды. Классификация, номенклатура и изомерия альдегидов. Строение карбонильной группы. Химические свойства альдегидов. Реакция «серебряного зеркала». Галогенирование. Поликонденсация формальдегида с фенолом.

Тема 7. Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры (3ч)

Карбоновые кислоты. Классификация, номенклатура. Строение карбоксильной группы. Физические свойства одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства. Кислотность (взаимодействие с металлами, основаниями, оксидами, солями). Реакция этерификации.

Сложные эфиры. Строение сложных эфиров. Гидролиз сложных эфиров. Жиры. Строение и распространение жиров. Омыление жиров. Жиры как сырье для получения мыла. Мыла, их моющие свойства.

Тема 8. Углеводы (3ч)

Этимология названия класса. Классификация углеводов: моносахариды, дисахариды и полисахариды.Моносахариды. Их классификация. Гексозы и их представители. Глюкоза, строение ее молекулы.Физические и химические свойства глюкозы, обусловленные ее строением: реакции с гидроксидом меди (II), как многоатомного спирта и как альдегида; другие альдегидные реакции глюкозы (реакция «серебряного зеркала» и восстановление водородом в сорбит); реакции спиртового и молочнокислого брожения. Применение глюкозы на основании ее свойств. Дисахариды. Общая формула и представители. Сахароза, ее физические и химические свойства. Нахождение в природе и биологическая роль. Получение сахара в промышленности.

Полисахариды. Общая формула и представители: декстрины, гликоген, крахмал и целлюлоза. Гидролиз полисахаридов. Свойства крахмала и целлюлозы в сравнении. Применение полисахаридов на основании их свойств (волокна). Нахождение в природе и их биологическая роль.

Тема 9. Азотсодержащие органические соединения (3ч)

Амины. Строение, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические и ароматические амины. Получение алифатических и ароматических аминов. Аминокислоты и белки. Строение и изомерия аминокислот. Свойства аминокислот, обусловленные наличием в их молекулах основной амино- и кислотной карбоксильной групп. Реакции поликонденсации, пептидная связь, образование полипептидов. Белки как полимеры. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Биологическая роль белков.

Практикум (7 ч)

  1. Качественный анализ органических соединений.

  2. Углеводороды.

  3. Спирты и фенолы.

  4. Альдегиды.

  5. Карбоновые кислоты.

  6. Углеводы.

  7. Амины, аминокислоты, белки

В результате изучения курса химии 10 класса учащиеся должны:

1. Называть:

1.1.Вещества по их химическим формулам.

1.2Общие свойства классов органических соединений;

1.3.Функциональные группы органических веществ.

1.4.Основные положения теории химического строения органических веществ А. М. Бутлерова

1.5.Признаки классификации органических веществ.

1.6.Признаки и условия осуществления химических реакций.

1.7.Типы химических реакций.

1.8.Области применения отдельных органических веществ (например, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка и др.).

1.9.Области практического применения пластмасс, волокон , продуктов переработки нефти, природного газа и каменного угля.

2.Определять:

2.1.Принадлежность веществ к соответствующему классу.

2.2.Валентность и (или) степень окисления химических элементов по формулам соединений.

2.3.Возможность образования водородной связи между молекулами органических веществ.

2.4.Тип химической реакции по всем известным признакам классификации.

2.5.Гомологи и изомеры различных классов органических веществ.

3.Составлять:

3.1Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

3.2.Уравнения химических реакций, различных типов, подтверждающих свойства органических веществ, их генетическую связь.

3.3.План решения экспериментальных задач по распознаванию веществ, принадлежащих к различным классам соединений.

3.4.Отчет о проведении практической работы по получению

веществ и изучению их химических свойств.

4.Характеризовать:

4.1.Химические свойства веществ - представителей важнейших классов органических соединений.

4.2Химическое строение органических веществ.

4.3.Связь между составом, строением, свойствами веществ и их применением.

4.4.Свойства и физиологическое действие на организм этилового спирта, бензина.

5. Объяснять:

5.1Сущность основных положений теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова

5.2.Способы образования донорно-акцепторной и водородной связей.

5.3.Зависимость химических свойств органических веществ от вида химической связи и наличия функциональных групп.


5.4.Причины многообразия органических соединений.

6.Соблюдать правила:

6.1.Техники безопасности при обращении с химической посудой, лабораторным оборудованием и химическими реактивами.

6.2.Личного поведения при обращении с веществами в химической лаборатории и повседневной жизни.

6.3.Оказания первой помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.

7.Проводить:

7.1.Опыты по получению, собиранию и изучению свойств органических веществ.

7.2.Распознавание предельных и непредельных органических соединений.

7.3.Изготовление моделей молекул веществ: метана, этана, ацетилена, этанола, уксусной кислоты.

7.4.Расчеты по установлению формулы органического вещества по продуктам сгорания или процентному составу химических элементов.


© 2010-2022