- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока Химические свойства альдегидов
Конспект урока Химические свойства альдегидов
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кочулева Л.Р. |
Дата | 04.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Аннотация к уроку
Содержательные особенности урока позволяют активно вовлекать школьников в процессы постановки и решения учебных проблем, реализации внутри- и межпредметных связей, выполнения лабораторных опытов, составления символико-графических записей (кластеров, структурных формул, схем, уравнений реакций в общем виде, опорных конспектов), компьютерное составление моделей молекул, рассмотрение физиологического действия альдегидов и сфер использования их человеком.
Тема урока: Химические свойства альдегидов.
Альдегиды в природе и жизни человека.
Цель урока:
Показать обусловленность химических свойств альдегидов наличием функциональной альдегидной группы и сформировать понимание практического значения альдегидов в природе и жизни человека.
Образовательные задачи:
-
Сформировать знания об альдегидах как о самостоятельном классе кислородсодержащих органических соединений;
-
Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль, сотрудничать, использовать компьютер, интерактивную доску);
-
Продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся с учебником, справочной литературой, ресурсами сети Интернет.
Развивающие задачи:
-
Развивать информационно-познавательную компетентность учащихся;
-
Продолжить развитие коммуникативных умений школьников;
-
Развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся.
-
Развивать мышление, умения делать логические выводы .
Воспитательные задачи:
-
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, культуру речи;
-
Продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду, взаимопомощи;
-
Продолжить формирование экологической культуры и научного мировоззрения школьников.
Методы обучения: беседа, постановка и решение учебных проблем, объяснение, химический эксперимент, слайдовая презентация, демонстрация натуральных объектов, самостоятельная работа, дискуссия.
Средства обучения: внутри- и межпредметные связи, таблицы, рисунки, модели молекул, лабораторное оборудование и реактивы, инструкции к лабораторным опытам, интерактивная доска, компьютер, медиапроектор, магнитофон.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, пробиркодержатель, спиртовка, спички, 40%-ный раствор формалина, уксусный альдегид, аммиачный раствор оксида серебра, сульфат меди(II), гидроксид натрия, фуксинсернистая кислота.
Лабораторные опыты:
-
Окисление формальдегида аммиачным раствором оксида серебра.
-
Окисление уксусного альдегида гидроксидом меди(II).
-
Взаимодействие растворов формалина и уксусного альдегида с фуксинсернистой кислотой.
Предварительная подготовка к уроку:
-
Постановка проблемы.
-
Прогнозирование практических результатов работы.
-
Организация групповой деятельности учащихся во внеурочное время (обсуждение и отбор информации, полученной из разных источников).
-
Создание слайдовой презентации.
Структура урока:
-
Стадия вызова.
-
Стадия осмысления.
-
Рефлексия.
Литература:
Ход урока
-
Организационный момент.
2.Вызов.
Слайд №1.
Учитель. Тема нашего урока - «Химические свойства альдегидов. Альдегиды в природе и жизни человека».
Эпиграф нашего урока - крылатая фраза Козьмы Пруткова «Зри в корень!» И это не случайно, так как химические свойства органических соединений зависят от внутренней структуры их молекул. Зная химическое и электронное строение молекул можно предсказать свойства вещества. Об этом свидетельствует одно из положений классической теории химического строения А.М. Бутлерова.
Класс органических соединений альдегиды мы продолжаем изучать по знакомой вам схеме: состав→строение→свойства→применение
Слайд №2.
Учитель. Цели урока:
- Показать обусловленность химических свойств альдегидов наличием функциональной альдегидной группы;
- Углубить знания учащихся о взаимном влиянии атомов в молекулах.
- Расширить знания учащихся о типах и механизмах химических реакций;
- Показать генетическую связь между альдегидами и другими органическими веществами.
- Сформировать понимание практического значения альдегидов в природе и жизни человека.
Оценивать работу мы будем с помощью листов контроля (слайд№3)
Слайд №4.
Структура урока.
Слайд №5
Учитель. Для погружения в урок предлагаю составить кластер. Учащиеся называют фразу, которая приходит в голову при слове «альдегиды», а один из учеников записывает их на интерактивной доске (слайд №5)
Вы уже достаточно много знаете об альдегидах и можете ответить на следующие вопросы. Используем прием «Верите ли вы?». Класс разбивается на 4 группы и каждой группе предлагаем ответить на два вопроса. На обсуждение дается 1 минута.
Вопросы первой группе:
-
Верите ли вы, что среди альдегидов нет газообразных веществ?
-
Верите ли вы, что альдегиды и кетоны могут быть изомерами?
Вопросы второй группе:
-
Верите ли вы, что альдегиды и кетоны содержат одну и ту же функциональную группу?
-
Верите ли вы, что индикаторы меняют окраску в растворах альдегидов?
Вопросы третьей группе:
-
Верите ли вы, что между молекулами альдегидов образуются водородные связи?
-
Верите ли вы, что уксусный альдегид и этаналь являются гомологами?
Вопросы четвертой группе:
-
Верите ли вы, что все альдегиды хорошо растворяются в воде?
-
Верите ли вы, что раствор формальдегида обладает дезинфицирующим действием?
У каждого ученика на рабочем столе есть лист самоконтроля, в котором они выставляют оценки за ответы своей группе.
3. Осмысление.
Слайд №6. По схеме выясняем электронное строение молекул альдегидов, по существу двойной связи С=О, т.к. электронная природа всех других связей учащимся известна.
Учитель ставит перед учениками проблемный вопрос: «Чем двойная связь С=О отличается от двойной связи С=С?»
Учащиеся выдвигают гипотезу о том, что электронная плотность в молекулах альдегидов смещена к атому кислорода как более электроотрицательному. Они также могут предположить, что в наибольшей степени смещается электронная плотность π-связи как более подвижной. Таким образом, школьники делают вывод о том, что двойная связь С=О поляризована в отличии от двойной связи С=С. Графическим выражением данного вывода является структурная формула с обозначением направления сдвига электронной плотности и частичных зарядов. Далее выявляем реакционные центры молекулы. Это прежде всего электрофильный центр (Сδ+), способный присоединять нуклеофильные реагенты, нуклеофильный центр (О δ-), кислотный центр (α-углеродный атом).
На основе электронного строения учащиеся высказывают предположение о высокой реакционной способности альдегидов и прогнозируют химические свойства (слайд№7).
Чтобы более тесно связать химические свойства с характером строения, знакомим учащихся с механизмом реакций нуклеофильного присоединения (слайды 8, 9, 10).
Учащиеся уже знакомы с механизмом реакций электрофильного присоединения, поэтому по аналогии могут определить направление присоединения нуклеофильных частиц к положительно поляризованному атому углерода карбонильной группы.
Слайд №11
Разобравшись в механизме реакций нуклеофильного присоединения учащиеся составляют уравнения реакций присоединения к альдегидам синильной кислоты, гидросульфита натрия, спиртов, воды и водорода. В случае затруднения учащиеся могут воспользоваться учебником (О.С.Габриелян §19).
Далее рассматриваем реакции идущие по месту разрыва связи С - Н альдегидной группы. Учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: «Влияет ли характер связи С=О на связь С - Н в альдегидной группе и как это сказывается на свойствах веществ?»
Учащиеся могут выдвинуть гипотезу о том, что вследствие наличия избыточного положительного заряда на карбонильном атоме углерода, электронная плотность, связывающая его с атомом водорода, несколько сместится к углероду и атом водорода приобретет большую реакционную способность. Как подтверждение этой гипотезы рассматриваем реакции окисления альдегидов (слайд №12).
Учащиеся выполняют лабораторные опыты по предложенной инструкции.
Инструкция
-
В чистую пробирку налейте 1 мл аммиачного раствора оксида серебра(I) и добавьте по стенке 5 капель формалина. После этого поместите пробирку в стакан с горячей водой. Что вы наблюдаете? Составьте уравнение реакции.
-
В пробирку с 3 мл медного купороса прибавьте избыток едкого натра. К образовавшемуся осадку прилейте 2 мл формалина и смесь нагрейте. Как изменился цвет осадка? Составьте уравнения реакций.
Соблюдайте правила техники безопасности!!!
После выполнения лабораторных опытов школьники делают вывод о легкой окисляемости альдегидов.
На следующем этапе урока проводим физкультминутку (в это время звучит музыка из произведения П.И. Чайковского «Времена года»).
-
Упражнение для улучшения мозгового кровообращения:
Исходное положение стоя. 1 - 2 - плавно наклонить голову назад, 3 - 4 -плавно наклонить голову вперед. Повторить 3 раза, темп медленный.
-
Упражнение для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
Исходное положение стоя, кисти тыльной стороны на поясе. 1 - 2-свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 3 раза. Затем руки опустить вниз и потрясти расслабленно, темп медленный.
-
Упражнение для глаз:
Быстро поморгать, закрыть глаза и медленно досчитать до 4.
Слайд №13.
Учитель. Продолжаем изучение химических свойств и рассмотрим реакции, протекающие по α-углеродному атому.
На слайде дана схема, где показано распределение электронной плотности. Атом углерода, непосредственно связанный в молекуле с функциональной группой, называется α-углеродным атомом. Так как электронная плотность смещена в сторону альдегидной группы, то α-углеродный атом для восполнения недостатка электронов оттягивает на себя электронную плотность от атомов водорода, делая их более подвижными, способными замещаться другими атомами.
Учащиеся записывают уравнение реакции уксусного альдегида с хлором с образованием хлораля.
Учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: « Какое вещество более реакционноспособно: хлораль или этаналь?»
Учащиеся сравнивают строение молекул, показывают стрелочками распределение электронной плотности, вспоминают какими электронными эффектами обладают атомы хлора и метильный радикал. Акцент делается опять на взаимное влияние атомов в молекулах.
Учащиеся предполагают, что этаналь будет проявлять меньшую активность в реакциях нуклеофильного присоединения, чем его трихлорзамещенный аналог - хлораль , т.к. метильный радикал, обладая электронодонорными свойствами, замедляет эту реакцию, а у хлораля за счет электроноакцепторного действия группы СCl3 наблюдается увеличение реакционной способности карбонильного углерода.
Слайд №14.
Учитель. Под влиянием минеральных кислот альдегиды способны полимеризоваться с образованием линейных и циклических продуктов.
Слайд №15
На основании изученных химических свойств учащиеся могут сделать вывод о том, что альдегиды являются весьма реакционноспособными веществами.
Слайд №16
Учащиеся выполняют самостоятельную работу по вариантам. По предложенным схемам учащимся необходимо составить уравнения реакций по генетической связи альдегидов с другими органическими веществами.
Слайды №17 - 26
Учащиеся показывают заранее подготовленную презентацию о роли альдегидов в природе и жизни человека.
-
Рефлексивно-оценочный этап.
-
Заполнение оценочного листа (слайд №27). Выставление и комментирование оценок.
-
Поделитесь своими впечатлениями по уроку, для этого закончите предложения (слайд №28)
Слайд №29 Домашнее задание. §19, упр. 4 - 10, задачи 11, 13, 14.
Сдайте листы с лабораторной и самостоятельной работой, листы самоконтроля. Всего доброго!
Литература.
1. А.И. Артеменко. Органическая химия. Учебник для школ с углубленным изучением химии. - М.: Дрофа, 2008 г.
2. Гара Н.Н. Кузнецова Н.Е. Титова И.М. Химия. 10 класс. Учебник: Профильный уровень- М.: Вентана-Граф, 2005.
3 Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 10 класс: Учебно-методическое пособие- М.: Вентана-Граф, 2007.
4.Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии. 10 класс- М.: Вентана-Граф, 2007.
Кочулева Людмила Рамановна. МОУ «СОШ № 73» Конспект урока «Химические свойства альдегидов. Альдегиды в природе и жизни человека»