Урок по химии на тему Сера

Раздел Химия
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ХИМИИ В 9 КЛАССЕ

Тема «Сера: строение, физические и химические свойства, применение»

Цели урока:

охарактеризовать серу в свете трех форм существования этого химического элемента: в форме атомов, простых

веществ, а следовательно, и аллотропию ее, а также в форме некоторых соединений серы;

химические свойства серы как простого вещества рассмотреть в свете окислительно-восстановительных реакций.

Задачи:

• обеспечить усвоение знаний о строении серы, аллотропных модификациях, ее свойствах, применении и зна­чении;

• способствовать расширению знаний о предприятиях города, экологической обстановке, мерах по ее улучшению;

• развивать умение анализировать, делать выводы исходя из строения, свойств, положения элемента в периоди­ческой системе Д.И. Менделеева;

• развивать умение владеть химической терминологией, четко формулировать и высказывать мысли; интерес к предмету, эрудицию;

• воспитывать аккуратность, самостоятельность мышления, учебной деятельности;

• формировать ответственное отношение к делу, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

учебник: Габриелям О.С. Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 2002 периодическая таблица, дидактический материал - тесты по теме «Кислород»;

видеопроектор, компьютер, экран, презентация урока;

сера, стаканчик, вода, демонстрационный столик.

План урока (на доске, скрытая часть):

L Применение серы.

2. Характеристика серы на основании положения в периодической системе

3. Аллотропные видоизменения серы.

4. Физические свойства серы. Флотация.

5. Химические свойства серы (взаимодействие с металлами, водородом, кислородом, бертолетовой солью).

6. Сера в природе.

Слова-понятия: халъкогены, демеркуризация, ромбическая сера, моноклинная сера, пластическая сера, аллотропия, флотация.

I Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Настрой на работу.

II. Подготовка учащихся к усвоению.

Мы начали изучать неметаллы и подгруппу кислорода. На прошлом уроке мы познакомились со свойствами кислорода. Решение заданий в виде теста позволит проверить знания по этой теме. Работу выполняем в тетрадях для проверочных работ. Дата на полях. Посередине строки вариант. Записываем номер вопроса и букву правильного ответа. {Задание на экране.) Приступаем. Сдаем тетради.

Проверьте правильность выполнения задания. (На экране правильные ответы теста). | У кого все верно? Кто допустил ошибку в первом вопросе, втором, третьем, четвертом, пятом? (Учащиеся поднимают руки.) Я проверю ваши работы, и мы отработаем допущенные ошибки.

Итак, мы с вами изучаем группу халькогены. Чтобы определить тему сегодняшнего урока, послушайте материал, подготовленный вашим одноклассником.

С этим веществом человечество знакомо с глубокой древности. В переводе с древнеиндусского означает светло-желтая. Еще древние греки и римляне нашли ей разнообразное практическое применение. Это вещество использо­вали в религиозных обрядах - поджигали при различных церемониях, ритуалах, для изгнания злых духов, этим веще­ством чернили оружие. Применялось в Древнем Египте для приготовления красок, беления тканей, изготовления кос­метических средств, для лечения кожных заболеваний, для дезинфекции, изготовления пороха. У алхимиков это ве-| щество было основной составляющей «философского камня». Это жизненноважный элемент. Входит в состав белков,

ферментов, витаминов, гормонов. При недостатке этого вещества в организме наблюдается хрупкость костей, выпаде­ние волос. На древнеиндусском звучит как сира. О каком веществе был рассказ?

Действительно, значение серы велико, разнообразны области применения. От чего зависят области применения вещества? А свойства? !

На экране схема: применение - свойства - строение.

Сформулируйте, что мы сегодня будем изучать? Открываем рабочие тетради. Записываем дату и тему урока.

III. Изучение нового

3.1. В каких формах существует химический элемент? (Атом, простое вещество, соединение).

Дадим характеристику элемента по его положению в периодической системе Д.И. Менделеева, охарактеризуем строение атома.

Учащиеся по цепочке дают характеристику, записывают в тетрадь.

Электронная конфигурация и электронно-графическая формула - 1 учащийся у доски.

3.2. Переходим к характеристике простого вещества. Какое явление определяет многообразие простых веществ. {Аллотропия.) Дайте определение. Это явление характерно и для серы. Каковы причины аллотропии? {Разное строе­ние кристаллической решетки, разное количество атомов в молекуле.)

Известны три аллотропные видоизменена серы: ромбическая, моноклинная, пластическая (запись в тетрадь). Это разные простые вещества, соответственно с разными свойствами.

Ромбическая сера - S8. Ее кристаллы имеют вид октаэдров со срезанными углами. В эту модификацию при комнатной температуре превращаются все другие.

Гимнастика для глаз

Сера горит в воздухе голубоватым пламенем, в кислороде - ярко-синим.

Образуется оксид серы (IV), или диоксид серы, или сернистый газ. Моноклинная сера - игольчатые кристаллы.

Пластическая сера состоит из длинных полимерных цепочек.

Посмотрим видеозапись опыта перехода ромбической серы в пластическую. {Демонстрируется на экране.)

Опишем (устно) физические свойства ромбической серы {демонстрируется кусок серы, нерастворимость в вoдe).

Твердое вещество желтого цвета, не растворяется в воде, порошок плавает на поверхности воды, не смачивает­ся {демонстрация) - флотация.

Химические свойства серы.

Как и все неметаллы, должна проявлять свойства окислителя или восстановителя? Окислителя. Так как на внешнем слое 6 электронов, то будет принимать недостающие электроны и проявлять степень окисления - 2.

1. Взаимодействие с металлами (исключение золото и платина). Запишем уравнения реакций и рассмотрим их в свете окислительно-восстановительных реакций. {Учащиеся записывают уравнения реакций в тетрадь {на доске электронный баланс).)

2Na + S = Na2S

Hg + S = HgS {Киноварь издревле использовали в качестве ярко-красной краски.)

Со ртутью реакция идет при обычной температуре, что используется при обеззараживании помещений от про­литой там ртути - демеркуризация. Название означает следующее. Приставка «де» - отщепление, удаление. «Меркуризация» - алхимики связывали металлы с небесными телами, ртуть - с Меркурием.

2. Взаимодействие с водородом

Образуется сероводород {подписать). Ядовитое вещество. Его запах мы чувствуем, когда протухают яйца. Вывод: в реакциях с металлами, водородом сера является окислителем.

3. Взаимодействие с кислородом - горение. «Природа серы огненная, горючая, нацело сгорает, улетучиваясь в дым», - так написано в одном алхимическом трактате.

S + 02 = S02

Мы говорим просто, что на улице газ. Этот вредный для здоровья человека газ является причиной кислотных осадков (дожди, туманы, снег), наносящих вред всему живому. Диоксид серы составляет 95 % всех выбросов пред­приятий компаний в Заполярном филиале «Норильского никеля». Он образуется из-за того, что исходное сырье для производства металлов - сульфидная руда - содержит соединения серы. В других городах из диоксида серы получают серную кислоту. В Норильске ее получают только в объемах, необходимых предприятиям города, так как вывозить дорого и рискованно. Норильчане объявили войну диоксиду серы. Теперь из сернистого газа будут производить не менее 85 тысяч тонн элементарной серы. Соответственно, меньше будет выбрасываться в атмосферу. (ПДК = 0,5 мг на 1 м3 воздуха.) Поэтому на новое оборудование для получения серы возлагаются большие надежды. Производство серы затратное, но экономисты, технологи продолжают решать этот вопрос, и уже есть положительные результаты.

Демонстрация опыта - кислотные осадки,

В колбе вода, в которую добавлен лакмус. В пробку вставлена ложка для сжигания веществ. В ложку помещаем небольшой кусочек серы, поджигаем и опускаем в колбу (ложка не касается воды). Образующийся диоксид серы со­единяется с парами воды, лакмус краснеет.

4. Взаимодействие со сложными веществами 2КСЮ3 + 3S = 2KCI + 3 S02

Такая реакция лежит в основе работы спичек. Красный фосфор и сульфид сурьмы наносят на боковую поверх­ность спичечного коробка, а головку спички готовят из бертолетовой соли, серы, оксида кремния и клея. Под действием теплоты трения частицы красного фосфора превращаются в белый, который воспламеняется на воздухе и поджига­ет головку спички.

Вывод. Итак, какие свойства проявляет сера - простое вещество? {Окислительные по отношению к металлам, водороду и восстановительные по отношению к более сильным окислителям.)

Какие степени окисления проявляет? {0, -2, +4)

Сера входит в состав сложного вещества - серной кислоты, которую называют хлебом химической промыш­ленности. Определите степень окисления серы. {+6) Таким образом, степени окисления серы могут быть 0, -2, +4, +6.

На следующих уроках мы подробнее познакомимся со свойствами соединений серы.

Нахождение серы в природе. (Учебник, с. 98). В каких формах находится в природе? {Самородная, сероводо­родная (соли сероводородной кислоты), сульфатная (соли серной кислоты).)

IV. Закрепление

На экране:

Закончите предложение:

Сера существует в следующих формах... {Атом, простое вещество, соединение.)

Аллотропные модификации серы... (Ромбическая, моноклинная, пластическая.)

Степени окисления серы... (0, -2, +4, +6)

Сера является восстановителем в реакциях... (С кислородом.)

Сера является окислителем в реакциях... (Сметаллами, водородом.)

Решим задачу. {Если останется время.)

Вычислите объем кислорода (н.у.), необходимый для сжигания 64 г серы.

V. Домашнее задание.

Учебник: §21, с. 99, в. 1,3

VI. Подведение итогов. Релаксация

Выставление отметок. Все получают отметки за тестирование.

Спасибо за работу всем. Активно работали..., старались..., жду большей активности, точности от...

Тест

1. Какое количество кислорода по объему содержится в атмосфере: а) 47%; б) 21%; в) 65%?

2. В каком виде кислород встречается на земле: а) жидкий кислород; б) газ; в) в виде химических соединений?

3. В результате каких процессов кислород освобождается из соединений: а) горение; б) дыхание; в) фотосинтез?

4. валентность кислорода: а)I; б)II; в)IV; г)VI?

5. Выбери оксиды:H2SO4, CrO3, BaCI2, P2O5.

6. Формулы оксидов составлены неправильно: P2O3 ; СаО; Na2O; Fe2O3.

7. Аллотропные изменения - это..

а) простые вещества одного и того же химического элемента, различающиеся строением и свойствами;

б)простые вещества, различающиеся способами получения;

в) простые вещества, образуемые различными элементами.

8.аллотропные модификации кислорода различаются: а) порядком расположения атомов в молекулах; б) запахом; в) количеством атомов в молекулах.

9. Формула молекулы атмосферного кислорода:

а) О2; б)О; в)О3

10. Физические свойства озона: а) жидкость с резким запахом; б) газ без цвета и запаха; в) газ с характерным запахом свежести.





Самоанализ урока

Урок химии в 9 классе «Сера: строение, свойства, применение» является вторым уроком темы «Неметаллы».

Учащимися уже усвоены понятия «аллотропия», реакции соединения, учащиеся могут давать характеристику элементу на основании его положения в периодической системе Д.И. Менделеева, рассматривать свойства веществ в свете окислительно-восстановительных реакций.

Качественное усвоение материала урока готовит учащихся к следующим урокам темы «Неметаллы», а также к расширенному изучению химии в 11 классе.

Данный урок относится к типу изучения, первичного закрепления и совершенствования знаний.

При планировании урока учитывались реальные учебные возможности учащихся, день недели, номер урока. В 9 классе около 40 % учащихся имеет хорошие учебные возможности, они могут работать самостоятельно. Ос­тальные учащиеся работают под руководством учителя, требуют индивидуального, дифференцированного подхода.

На уроке были поставлены задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.

Главной задачей было обеспечить усвоение знаний о строении серы, аллотропных модификациях, ее свойствах. А также способствовать расширению знаний по проблеме переработки диоксида серы, экологических знаний, а именно о кислотных осадках.

Для активизации внимания, актуализации знаний использован тест, что позволило проверить степень усвоения опорных знаний по пройденной теме «Кислород», подготовить учащихся к тестовой форме контроля на итоговой ат­тестации в 11 классе. Выбранная форма позволила рационально использовать время.

Данная тема имеет прикладное значение. Поэтому на всех этапах урока проводилась взаимосвязь с жизнью, практикой, устанавливалось ее значение для каждого.

На всех этапах урока использовался видеопроектор и программа презентации. Демонстрировались видеофраг­менты опытов, что обеспечивало охрану здоровья участников образовательного процесса. Своевременно проведена гимнастика для глаз, что обеспечивало здоровьесберегающий режим.

Применены следующие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, практический.

Данные методы способствовали развитию самостоятельности мышления, умения обобщать, анализировать яв­ления.

Контроль и корректировка первичного усвоения знаний, умений и навыков осуществлялась путем проведения фронтальной беседы, выполнения проверочной работы «Закончи предложение».

Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществляется логичный переход от одного этапа к другому.

Работа проходила в режиме сотрудничества учителя с учениками. Чередование и смена видов деятельности обеспечивало поддержание работоспособности учащихся на уроке.

На уроке поддерживалась благоприятная, доброжелательная атмосфера, рабочая обстановка. Учащиеся были включены в работу на всех этапах урока, активность средняя (что является нормой для данного класса).

При отборе содержания урока учитывались принципы научности, доступности, последовательности.

Объем домашнего задания соответствует нормам, дифференцированно.

Урок окончен вовремя, итоги подведены, оценки выставлены объективно. Считаю, что намеченный план вы­полнен, поставленные задачи решены.


© 2010-2022