- Преподавателю
- Химия
- Урок на тему: Количества вещества. Молярная масса
Урок на тему: Количества вещества. Молярная масса
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ермак С.Ю. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Количество вещества. Молярная масса.
Цель урока. Познакомить учащихся с понятием «количество вещества», «моль»; сформировать представление о молярной массе вещества; научить вычислять количество вещества по известной массе вещества и массу вещества по известному количеству вещества.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Технологии: элементы технологии сотрудничества и проблемного обучения.
Методы: эвристическая беседа, поисковая деятельность,
Основные понятия. Количество вещества, моль, число Авогадро, постоянная Авогадро, молярная масса.
Планируемые результаты обучения. Знать число Авогадро, определения количества вещества и моля. Уметь определять число структурных единиц по данному количеству вещества и наоборот. Знать о равенстве числовых значений молярной и относительной молекулярной масс. Уметь вычислять массу данного количества вещества.
Оборудование периодическая таблица Д.И. Менделеева.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка проблемы урока и цели.
А урок наш мы начнем со смешной, нестандартной ситуации, которая однажды произошла в магазине.
Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему 10 молей поваренной соли. Что ответила Косте продавщица?
На этот вопрос вы ответите после изучения новой темы.
А какой термин для вас новый?
- Моль.
Расскажу сегодня, что ли, о зловредной роли моли.
Моль съедает шерсть и мех - просто паника у всех…
Ну а в химии - изволь! Есть другое слово «моль».
И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с этим понятием.
Наш урок называется «Количество вещества. Молярная масса» (записать в тетрадь).
Цель нашего урока: во-первых: познакомиться с понятием «количество вещества», «моль»;
во-вторых: сформировать представление о молярной массе вещества;
в-третьих: научиться вычислять количество вещества по известной массе вещества и массу вещества по известному количеству вещества.
3. Изучение нового материала.
Все подлежит измерению. И вы уже знакомы с единицами измерения массы или объема. Например,
При покупке сахара мы определяем его ___(вес) при помощи весов, пользуясь единицами измерения-________(килограммами, граммами).
При покупке разливного молока мы определяем его _____(объем) при помощи мерной посуды, пользуясь единицами измерения______ (литр, миллилитр)
Также мы можем определить, сколько штук (частиц) в 1 килограмме?
Химия наука о веществах. Вещества состоят из атомов или молекул. В каких единицах можно измерить, вещества? Ведь атомы и молекулы невозможно подсчитать и взвесить.
И тогда для измерения вещества была выбрана особая единица, в которой соединились две величины - число молекул и масса вещества.
Такая единица называется количество вещества или моль.
Чтобы отмерить 1 моль вещества, нужно взять столько граммов его, какова относительная масса вещества:
1 моль H2 весит 2 г (Mr(H2) = 2)
1моль O2 весит 32 г (Mr(O2) = 32)
1моль H2O весит 18 г (Mr(H2O) = 18)
А сколько реальных частиц - молекул содержится в 1 моле любого вещества?
Установлено, что 1 моль любого вещества всегда содержит одинаковое число молекул. Это число равно 6 • 1023 . Например,
1 моль воды = 6 . 1023 молекул Н2О,
1 моль железа = 6 . 1023 атомов Fe,
1 моль хлора = 6 . 1023 молекул Cl2,
1 моль ионов хлора Cl- = 6 . 1023 ионов Cl-.
В честь итальянского ученого Амедео Авогадро это число назвали постоянной Авогадро
Обозначается NA = 6 ∙1023
Постоянная Авогадро настолько велика, что с трудом поддается воображению.
В пустыне Сахара содержится менее трех молей самых мелких песчинок.
Если взять 1 моль долларовых бумажек, то они покроют все материки Земли 2-х километровым плотным слоем.
Теперь мы с вами можем записать определение понятия «моль».
МОЛЬ - это КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА, в котором содержится 6 • 1023 структурных единиц данного вещества - молекул или атомов.
Количества вещества обозначается буквой - n , измеряется в молях
Чтобы узнать число молекул (N) можно воспользоваться формулой:
N = n ∙ NA
зная число молекул можно найти количество вещества:
n = N/NA
А что нужно сделать, чтобы отмерить 1 моль вещества?
Нужно взять столько граммов этого вещества, какова его относительная молекулярная масса.
Масса 1 моль вещества называется Молярной массой. Обозначается буквой - М. находится по формуле:
М = m/n.
Предположите, в каких единицах будет измеряться молярная масса?
измеряется в (г/моль)
Молярная масса по значению совпадает с относительной атомной или молекулярной массой, но различаются единицами измерения (М - г/моль; Mr, Аr - безразмерные величины).
М (г/моль) = Mr
В таблице для иллюстрации приведены молярные массы М для нескольких веществ разного строения.
Таблица. Молярные массы различных веществ.
Вещество
Молекулярная или атомная масса
Mr, (Аr)
Молярная масса
М
Число Авогадро
NА
Вода Н2О
18
18 г/моль
6,02∙1023 молекул
Оксид кальция СаО
56
56 г/моль
6,02∙1023 молекул
Углерод 12С
12
12 г/моль
6,02∙1023 атомов
Медь Cu
64
64 г/моль
6,02∙1023 атомов
Атом хлора Сl
35,5
35,5 г/моль
6,02∙1023 атомов
Молекула хлора Cl2
71
71 г/моль
6,02∙1023 молекул
Молярные массы веществ отличаются друг от друга, но количество вещества остается одинаковым - 1 моль.
Количество молей вещества n находят из отношения массы m этого вещества (г) к его молярной массе М (г/моль).
n = m/M
Следовательно, массу можно найти по формуле:
m = n ∙ M
Установим взаимосвязь основных величин: m = n ∙ M, n = m/M, М = m/n, n = N/NA, N = n ∙ NA, где NA 6,02∙1023моль-1
4. Закрепление материала
Мы определили, как связаны между собой количество и масса вещества. Теперь решим задачи с использованием рассмотренных выше понятий.
Задача № 1. Определите массу кислорода количеством вещества 3,6 моль.
m = n ∙ M;
Задача № 2. Какое количество вещества будут содержать 64 г кислорода?
n = m/M
Задача № 3. Вычислите количество вещества и число молекул, содержащихся в углекислом газе массой 11 г.
N = m/M ∙ NA
Задача 4. Найдите массу 24 . 1023 молекул озона О3.
Попробуем ответить на вопрос, заданный вначале урока:
если продавщица хорошо училась в восьмом классе, то она быстро посчитает: масса (ΝaCl)= 58,5 (г/моль)∙10 (моль)=585 грамм.
После чего она насыпает соль в пакет, взвесит и вежливо скажет « Платите в кассу».
5. Домашнее задание.
§15, № 2,3.
Итак, друзья, пришла пора проститься.
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с охотою трудиться.
И никогда не унывать.
-
Попробуйте оценить собственные знания и умения после сегодняшнего урока
-
мне понятно всё, смогу научить другого.
-
я могу объяснить новую тему при некоторой помощи.
-
мне сложно разобраться самостоятельно в новой теме, нужна помощь.
Формула
Относительная молекулярная масса (Mr)
Количество вещества (n, моль))
Молярная масса (М, г/моль)
Масса (m, грамм)
Количество частиц (N)
H2O
18
1
18
18
6∙1023
CO2
44
2
NaCl
3,74
CH4
2,83
H2
12∙1023
NH3
5
O2
32
Формула
Относительная молекулярная масса (Mr)
Количество вещества (n, моль))
Молярная масса (М, г/моль)
Масса (m, грамм)
Количество частиц (N)
H2O
18
1
18
18
6∙1023
CO2
44
2
NaCl
3,74
CH4
2,83
H2
12∙1023
NH3
5
O2
32
Формула
Относительная молекулярная масса (Mr)
Количество вещества (n, моль))
Молярная масса (М, г/моль)
Масса (m, грамм)
Количество частиц (N)
H2O
18
1
18
18
6∙1023
CO2
44
2
NaCl
3,74
CH4
2,83
H2
12∙1023
NH3
5
O2
32