Урок на тему: Количества вещества. Молярная масса

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Количество вещества. Молярная масса.

Цель урока. Познакомить учащихся с понятием «количество вещества», «моль»; сформировать представление о молярной массе вещества; научить вычислять количество вещества по известной массе вещества и массу вещества по известному количеству вещества.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Технологии: элементы технологии сотрудничества и проблемного обучения.

Методы: эвристическая беседа, поисковая деятельность,

Основные понятия. Количество вещества, моль, число Авогадро, постоянная Авогадро, молярная масса.

Планируемые результаты обучения. Знать число Авогадро, определения количества вещества и моля. Уметь определять число структурных единиц по данному количеству вещества и наоборот. Знать о равенстве числовых значений молярной и относительной молекулярной масс. Уметь вычислять массу данного количества вещества.

Оборудование периодическая таблица Д.И. Менделеева.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемы урока и цели.

А урок наш мы начнем со смешной, нестандартной ситуации, которая однажды произошла в магазине.

Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему 10 молей поваренной соли. Что ответила Косте продавщица?

На этот вопрос вы ответите после изучения новой темы.

А какой термин для вас новый?

- Моль.

Расскажу сегодня, что ли, о зловредной роли моли.

Моль съедает шерсть и мех - просто паника у всех…

Ну а в химии - изволь! Есть другое слово «моль».

И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с этим понятием.

Наш урок называется «Количество вещества. Молярная масса» (записать в тетрадь).

Цель нашего урока: во-первых: познакомиться с понятием «количество вещества», «моль»;

во-вторых: сформировать представление о молярной массе вещества;

в-третьих: научиться вычислять количество вещества по известной массе вещества и массу вещества по известному количеству вещества.

3. Изучение нового материала.

Все подлежит измерению. И вы уже знакомы с единицами измерения массы или объема. Например,

При покупке сахара мы определяем его ___(вес) при помощи весов, пользуясь единицами измерения-________(килограммами, граммами).

При покупке разливного молока мы определяем его _____(объем) при помощи мерной посуды, пользуясь единицами измерения______ (литр, миллилитр)

Также мы можем определить, сколько штук (частиц) в 1 килограмме?

Химия наука о веществах. Вещества состоят из атомов или молекул. В каких единицах можно измерить, вещества? Ведь атомы и молекулы невозможно подсчитать и взвесить.

И тогда для измерения вещества была выбрана особая единица, в которой соединились две величины - число молекул и масса вещества.

Такая единица называется количество вещества или моль.

Чтобы отмерить 1 моль вещества, нужно взять столько граммов его, какова относительная масса вещества:

1 моль H2 весит 2 г (Mr(H2) = 2)

1моль O2 весит 32 г (Mr(O2) = 32)

1моль H2O весит 18 г (Mr(H2O) = 18)

А сколько реальных частиц - молекул содержится в 1 моле любого вещества?

Установлено, что 1 моль любого вещества всегда содержит одинаковое число молекул. Это число равно 6 • 1023 . Например,

1 моль воды = 6 . 1023 молекул Н2О,

1 моль железа = 6 . 1023 атомов Fe,

1 моль хлора = 6 . 1023 молекул Cl2,

1 моль ионов хлора Cl- = 6 . 1023 ионов Cl-.

В честь итальянского ученого Амедео Авогадро это число назвали постоянной Авогадро

Обозначается NA = 6 ∙1023

Постоянная Авогадро настолько велика, что с трудом поддается воображению.

В пустыне Сахара содержится менее трех молей самых мелких песчинок.

Если взять 1 моль долларовых бумажек, то они покроют все материки Земли 2-х километровым плотным слоем.

Теперь мы с вами можем записать определение понятия «моль».

МОЛЬ - это КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА, в котором содержится 6 • 1023 структурных единиц данного вещества - молекул или атомов.

Количества вещества обозначается буквой - n , измеряется в молях

Чтобы узнать число молекул (N) можно воспользоваться формулой:

N = n ∙ NA

зная число молекул можно найти количество вещества:

n = N/NA

А что нужно сделать, чтобы отмерить 1 моль вещества?

Нужно взять столько граммов этого вещества, какова его относительная молекулярная масса.

Масса 1 моль вещества называется Молярной массой. Обозначается буквой - М. находится по формуле:

М = m/n.

Предположите, в каких единицах будет измеряться молярная масса?

измеряется в (г/моль)

Молярная масса по значению совпадает с относительной атомной или молекулярной массой, но различаются единицами измерения (М - г/моль; Mr, Аr - безразмерные величины).

М (г/моль) = Mr

В таблице для иллюстрации приведены молярные массы М для нескольких веществ разного строения.

Таблица. Молярные массы различных веществ.

Вещество

Молекулярная или атомная масса

Mr, (Аr)

Молярная масса

М

Число Авогадро

NА

Вода Н2О

18

18 г/моль

6,02∙1023 молекул

Оксид кальция СаО

56

56 г/моль

6,02∙1023 молекул

Углерод 12С

12

12 г/моль

6,02∙1023 атомов

Медь Cu

64

64 г/моль

6,02∙1023 атомов

Атом хлора Сl

35,5

35,5 г/моль

6,02∙1023 атомов

Молекула хлора Cl2

71

71 г/моль

6,02∙1023 молекул

Молярные массы веществ отличаются друг от друга, но количество вещества остается одинаковым - 1 моль.

Количество молей вещества n находят из отношения массы m этого вещества (г) к его молярной массе М (г/моль).

n = m/M

Следовательно, массу можно найти по формуле:

m = n ∙ M

Установим взаимосвязь основных величин: m = n ∙ M, n = m/M, М = m/n, n = N/NA, N = n ∙ NA, где NA 6,02∙1023моль-1

4. Закрепление материала

Мы определили, как связаны между собой количество и масса вещества. Теперь решим задачи с использованием рассмотренных выше понятий.

Задача № 1. Определите массу кислорода количеством вещества 3,6 моль.

m = n ∙ M;

Задача № 2. Какое количество вещества будут содержать 64 г кислорода?

n = m/M

Задача № 3. Вычислите количество вещества и число молекул, содержащихся в углекислом газе массой 11 г.

N = m/M ∙ NA

Задача 4. Найдите массу 24 . 1023 молекул озона О3.

Попробуем ответить на вопрос, заданный вначале урока:

если продавщица хорошо училась в восьмом классе, то она быстро посчитает: масса (ΝaCl)= 58,5 (г/моль)∙10 (моль)=585 грамм.

После чего она насыпает соль в пакет, взвесит и вежливо скажет « Платите в кассу».

5. Домашнее задание.

§15, № 2,3.

Итак, друзья, пришла пора проститься.
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с охотою трудиться.
И никогда не унывать.

  1. Попробуйте оценить собственные знания и умения после сегодняшнего урока

  • мне понятно всё, смогу научить другого.

  • я могу объяснить новую тему при некоторой помощи.

  • мне сложно разобраться самостоятельно в новой теме, нужна помощь.

Формула

Относительная молекулярная масса (Mr)

Количество вещества (n, моль))

Молярная масса (М, г/моль)

Масса (m, грамм)

Количество частиц (N)

H2O

18

1

18

18

6∙1023

CO2

44

2

NaCl

3,74

CH4

2,83

H2

12∙1023

NH3

5

O2

32

Формула

Относительная молекулярная масса (Mr)

Количество вещества (n, моль))

Молярная масса (М, г/моль)

Масса (m, грамм)

Количество частиц (N)

H2O

18

1

18

18

6∙1023

CO2

44

2

NaCl

3,74

CH4

2,83

H2

12∙1023

NH3

5

O2

32

Формула

Относительная молекулярная масса (Mr)

Количество вещества (n, моль))

Молярная масса (М, г/моль)

Масса (m, грамм)

Количество частиц (N)

H2O

18

1

18

18

6∙1023

CO2

44

2

NaCl

3,74

CH4

2,83

H2

12∙1023

NH3

5

O2

32

© 2010-2022