Приемы постановки проблемных ситуаций на уроках химии и биологии

Раздел Химия
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель химии и биологии

МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»

г. Ноябрьск

Колдыркаева Г.И.


Приемы постановки проблемных ситуаций

на уроках химии и биологии.

Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
А. Дистервег

(Слайд 2)

В начале своего выступления я хочу напомнить, что методологической основой реализации стандартов нового поколения, является системно-деятельностный подход, который интегрирует технологии, представленные вашему внимаю: (Слайд 3):

  • Проблемного обучения И.Я. Лернера;

  • Развивающая технология деятельностного типа (проблемно - диалогическая) Мельниковой Е.Л.

  • Развивающего обучения Занкова Л. В.,

  • Критического мышления Дж. Стила, К. Мередита и Ч. Темплома

  • Проектно-исследовательской деятельности Е. Полата

  • Личностно-ориентированного подхода к обучению И. С. Якиманской

  • Структурно-интеграционная теория интеллекта М.А.Холодной

Как видно, на первое место я выделила технологию проблемного обучения. Сразу возникает вопрос: мы все это знаем и давно применяем? Но наверно, уместна фраза, «что все новое-это хорошо забытое старое».

Психологи отмечают, что проблемная ситуация является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им способов действия, знаний. Эта познавательная потребность является «двигателем» в обучении (Слайд 4).

Согласно обобщенной структуре проблемного урока, разработанного Мельниковой Еленой Леонидовной проблемный урок делится на 4 блока, в которых ученик проходит четыре звена научного творчества, как видим на этапе введения знаний - это (Слайд 5):

Постановка проблемы и поиск решения проблемы

А на этапе воспроизведения знаний - это (Слайд 6):

Выражение решения и реализация продукта

Обращаю ваше внимание, что постановка проблемы может быть осуществлена различными приемами: в виде метода яркого пятна или актуальности, метода побуждающего диалога и метода подводящего диалога (Слайд 7).

Как Вы видите, поиск решения может быть осуществлен путем разброса мнений, выдвижение гипотез для решения проблемы, путем анализа теоретических данных. (Слайд 8)

И наконец, воспроизведение, при котором учащиеся должны произнести сформулированное основное понятие и зафиксировать его путем рефлексии. При этом ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах: «от мысли к действию» (Слайд 9).

Сегодня, я хочу подробнее остановиться на создании проблемных ситуаций, так как их разрешение зависит от специфики предмета и возрастных особенностей детей, поэтому каждый педагог выстраивает их разрешение по-своему. А вот создание проблемных ситуаций одинаково для всех предметов и возрастных характеристик детей.

Создать проблему значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения. (Слайд 10).

Итак, роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно» или «актуальность»

Здесь могут быть использованы сказки, легенды и мифы, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Вы все это используете на своих уроках (Слайд 11).

Но я приведу пример из своих дисциплин, так на уроке химии в 9 классе при изучении темы: «Углерод» использую следующий прием метода яркого пятна: «В Аравийской пуcтыне растет дерево Caratina cilikva (каратина силиква), косточка плодов которого (царьградские рожки) весит ровно 0.2г. Этот точный вес косточки имеют всегда: в любой год и на любом дереве. Поэтому ювелиры древности и применяли для своих весов такие гирьки. Искусственно ограненные алмазы называются бриллиантами и являются самыми дорогими украшениями. А что такое алмазы? (Слайд 12).

Актуальность - понимание учащимися практической значимости знаний. (Слайд 13).

Примером приема актуальность может быть обычный текст, взятый из современной прессы. Например, в газете «Аргументы и факты» недавно была опубликована, заметка «Жвачка без сахара»: «Сахаразаменитель ксилитол, получаемый из березы и известный у нас как ксилит, содержится во многих фруктах, в скорлупе миндаля. Финские и американские врачи провели исследования большого количества детей в одном из государств Центральной Америки, продолжавшиеся более трех лет. Учителя давали детям жвачку с ксилитом. Чем дольше ее держишь во рту, тем лучше для зубов. Уменьшается вредный налет на зубах, во рту восстанавливается нормальное кислотно-щелочное равновесие, в итоги уменьшается количество стрептококков, способствующих появлению кариеса, в слюне возрастает содержание кальция». Прочитав заметку, на первый взгляд все кажется прекрасным: жуй жвачку с ксилитом - сохранишь здоровые зубы. Помогаю учащимся найти проблему, задавая наводящие вопросы:
1. Какая кислота входит в состав желудочного сока? (Соляная)

2. Что происходит в желудке, если в него интенсивно начинает поступать много желудочного сока, а желудок при этом пустой? (Жевать резинку необходимо только после еды, потому что, если жевать резинку на пустой желудок или в перерывах между едой, то желудок работает в холостую и переваривает собственные стенки, что приведет к воспалению желудка и болезням: гастрит, язва)

3. Нужно ли изучать на обертке состав жвачки? Из какого каучука она состоит? Какие красители, ароматизаторы и вкусовые добавки? Разрешены ли эти вещества для применения в пищевых продуктах?

Вывод: Быть внимательным к экспертизе продукта, не употреблять вредных для здоровья жевательных резинок, например, таких как Power, Turbo, Transformer - они содержат бутадиен - стирольный каучук, который не разрешен к применению в пищевых продуктах. Кроме того, они содержат пищевые добавки, закодированные символами Е-320 (холестерин) и Е-330 (ракообразующий), которые представляют серьезную опасность для организма детей).

Методы же побуждающего и подводящего диалогов является наиболее сложными для учителя, поскольку требует последовательного осуществления педагогических действий, поэтому давайте рассмотрим подробнее каждый из них. (Слайд 14).

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие. Существует несколько приёмов формулировки вопросов (Слайд 15):

1. Чтобы добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?».

2. Если же классу предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения)?».

3. Если возник разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же в нашем классе разных мнений?».

4. Развести различные представления учеников можно репликой: «Вы что предполагали? А что получается на самом деле?» (Слайд 16).

5. При осознание не решаемой ситуации стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?» или «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?».

Поэтому побуждающий диалог методисты сравнивают с экспрессом, движение которого скоростное, быстрое. (Слайд 17).

Иным типом диалога является подводящий диалог к проблемной ситуации диалог. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока. (Слайд 18).

В подводящем диалоге показывается логическая цепочка создания проблемной ситуации на методах:

1. Сравнения, нахождения общего и различий.

2. В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычное), и мыслительные (проанализируй). (Слайд 19).

Но последний вопрос учителя обязательно будет на обобщение, а ответом на него станет формулировка темы урока, ибо нет особого смысла подводить учеников к какому-то непонятному вопросу.

Как видите, второй способ диалога проще первого. Учителю не нужно создавать проблемную ситуацию: подводящий диалог, как правило, прекрасно выстраивается «от повторения». Его можно сравнить с локамативом, который медленно подводит «вопросы вагоны в депо», в нашем случае к теме урока. (Слайд 20).

Таким образом, постановка правильного проблемного диалога помогает учителю направить деятельность ребенка «от мысли к действию», ведь не случайно Луи де Бройль сказал: «Знания - это дети удивления и любопытства». (Слайд 21).















Приложение 1.

Приемы постановки проблемных ситуаций


Актуальность

Понимание учащимися практической значимости знаний.

  • Сказки

  • Легенды и мифы

  • Фрагменты из художественной литературы

  • Случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни.

Яркое пятно

Заинтриговать и захватить внимание учеников проблемой

Побуждающий от проблемной ситуации диалог- отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие.

Осознание противоречивости двух фактов

  • Что вас удивило?

  • Что интересного заметили?

  • Какие факты налицо?»

Осознание противоположности научных теорий или точек зрения

  • Почему вы удивились?

  • Сколько существует теорий

  • (точек зрения)?

Разброс мнений

  • Сколько же в нашем классе разных мнений?

Разведение различных представлений учеников

  • Вы что предполагали?

  • А что получается на самом деле?

Осознание не решаемой ситуации

  • Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?

  • Вы смогли выполнить задание? Почему не получается?

  • Чем это задание не похоже на предыдущее?

Подводящий диалог к проблемной ситуации диалог - система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

Выстраивается логическая цепочка создания проблемной ситуации с обязательным завершающим вопросом учителя на обобщение

  • Сравнения, нахождения общего и различий.

  • Репродуктивные задания

(вспомни, выполни уже привычное)

  • Мыслительные задания (проанализируй)


5


© 2010-2022