- Преподавателю
- Химия
- Программа учебной дисциплины Химия
Программа учебной дисциплины Химия
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Макарова Л.А. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 3
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ТО
___________ С.В.Баталова
. «_____» ______________ 2015г.
ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы);
08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования;
08.01.02 Монтажник трубопроводов;
08.01.07 Мастер общестроительных работ;
08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства;
26.01.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов.
Профиль обучения: технический
Хабаровск, 2015
Программа общеобразовательной учебной дисциплины Химия составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего общего образования в пределах освоения соответствующей программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) образовательных программ среднего профессионального образования (далее - СПО).
Организация разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение № 3 (далее - КГБ ПОУ 3)
Разработчик(и) программы учебной дисциплины:
преподаватель Л.А. Макарова
методист Л.В. Вертянкина
заместитель директора по ТО С.В. Баталова
Одобрена на заседании методической комиссии естественно -научного цикла
Протокол № 1 от «_____» сентября 2015г.
Председатель МК ___________________ /Л.А. Макарова/
_
___________________________________
Рецензенты: _________________ ____________________
(подпись) (Ф.И.О.)
_____________
___________
СОДЕРЖАНИЕ
1
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ
стр.
4-6
2
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ
6-8
3
СТРУКТУРА и содержание ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ
9-23
4
условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ
24-26
5
Контроль и оценка результатов Освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ
27-30
6
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ПРОГРАММУ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ
31
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ
1.1. Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессиям СПО
15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), входящей в укрупнённую группу профессий 15.00.00 Машиностроение;
08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования;
08.01.02 Монтажник трубопроводов;
08.01.07 Мастер общестроительных работ;
08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства, входящих в укрупненную группу профессий 08.00.00.Техника и технологии строительства;
26.01.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов, входящей в укрупненную группу профессий 26.00.00 Техника и технологии кораблестроения ии водного транспорта.
Программа учебной дисциплины может быть использована при изучении учебных дисциплин предметной области: естественные науки.
1.2. Место учебной дисциплины: входит в общеобразовательные учебные дисциплины базового уровня
1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
-
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
-
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
-
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
-
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
-
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
-
связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
-
решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
-
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
-
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
-
важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода;
-
органические вещества: природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины:
Профилированное изучение химии осуществляется внутри тем базового курса химии, обеспечивающих своевременную проработку материала курса химии, проведением химического эксперимента - лабораторных опытов, в которых рассматриваются химические явления, используемые в ходе подготовки обучающихся по конкретной профессии, решением практико-ориентированных задач.
1.5. Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной учебной дисциплины, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 192 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 128 часов;
самостоятельной работы обучающегося 64 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ химия
Личностные результаты освоения учебной дисциплины Химия должны отражать:
-
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
-
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
-
готовность к служению Отечеству, его защите;
-
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
-
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
-
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
-
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
-
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
-
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
-
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
-
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения учебной дисциплины Химия должны отражать:
-
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
-
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
-
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
-
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
-
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
-
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
-
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
-
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
-
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения учебной дисциплины Химия должны отражать:
-
сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
-
владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
-
владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
-
сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
-
владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
-
сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ
3.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
192
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
128
в том числе:
лабораторные работы
15
практические занятия
23
контрольные работы
8
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
64
в том числе:
работа над проектом
7
внеаудиторная самостоятельная работа
57
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
3.2. Тематический план, содержание учебной дисциплины Химия и основные виды учебной деятельности
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Общая и неорганическая химия
Введение
2
1,2
Тема 1.1.
Основные понятия и законы
Содержание учебного материала
3
1, 2
1
Вещество
2
Атом
3
Молекула
4
Химический элемент
5
Аллотропия
6
Простые и сложные вещества
7
Качественный и количественный состав веществ
8
Химические знаки и формулы
9
Относительная атомная и молекулярная массы
10
Количество вещества
11
Стехиометрия
12
Закон сохранения массы веществ
13
Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры
14
Закон Авогадро и следствия из него
Практическое занятие:
1
2,3
Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.
Лабораторная работа №1:
«Решение экспериментальных задач» (физические и химические явления).
1
2,3
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
3
3
- Составить обобщающую схему по основным законам химии
- Составить блок-схему (сравнительная характеристика): «Аллотропные модификации углерода, олова, кислорода»
- Написать эссе «Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова»
Проект на тему:
- Перспективы развития химии
- Из истории химии.
Тема1. 2.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
Содержание учебного материала
5
1,2
1
Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона
2
Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева
3
Периодическая система химических элементов - графическое отображение периодического закона
4
Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная)
5
Атом - сложная частица
6
Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка
7
Изотопы
8
Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов (2)
9
Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов) (2)
10
Орбитали (2)
11
s-, p-, d- Орбитали (2)
12
Электронные конфигурации атомов химических элементов
13
Современная формулировка периодического закона
14
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира
Практическое занятие:
Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.
2
2,3
Практическое занятие:
Характеристика элементов по положению в периодической системе.
2
2,3
Контрольная работа «Строение атома и периодический закон»
1
2,3
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
5
3
- Составление библиографии Д.И. Менделеева
- Работа с интернет ресурсами: Плазма - четвёртое состояние вещества
- Привести примеры: Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине
- Подготовить доклад: Использование радиоактивных изотопов в технических целях
- Подготовка к практическому занятию: Периодическому закону будущее не грозит разрушением
Проект на тему:
- Паспорт элемента № ... .
- Сказания об одном веществе.
Тема 1.3.
Строение вещества
Содержание учебного материала
7
1,2
1
Химическая связь
2
Виды химической связи
3
Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования
4
Электроотрицательность
5
Степень окисления и валентность химических элементов
6
Ионная связь. Заряд иона
7
Катионы и анионы
8
Металлическая связь
9
Водородная связь
10
Характеристика химической связи
11
Вещества молекулярного и немолекулярного строения
12
Типы кристаллических решеток: молекулярная, атомная, ионная, металлическая
13
Зависимость свойств химических элементов от типов кристаллических решеток
14
Аллотропия неорганических веществ
15
Взаимосвязь строения и свойств.
Практическая работа «Моделирование кристаллических решеток неорганических соединений»
1
2,3
Лабораторная работа № 2
«Экспериментальное решение задач по неорганической химии»
1
2,3
Контрольная работа
1
2,3
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
- Составление сравнительной таблицы: Аномалии физических свойств воды
5
3
- Составление обобщающей таблицы: Дисперсные системы
- Составление сообщения: Косметические гели
- Мини-сочинение: Применение суспензий и эмульсий в профессиональной деятельности
- Мини-сочинение: Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности
Проект на тему:
- Химия и литература. Точки соприкосновения.
- Воздух, которым мы дышим
Тема 1.4.
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
Содержание учебного материала
4
1,2
1
Вода как растворитель
2
Растворимость веществ
3
Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы
4
Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов
5
Массовая доля растворенного вещества
6
Электролиты и неэлектролиты
7
Электролитическая диссоциация
8
Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи
9
Гидратированные и негидратированные ионы
10
Степень электролитической диссоциации
11
Сильные и слабые электролиты
12
Основные положения теории электролитической диссоциации
13
Кислоты, основания и соли как электролиты
Лабораторная работа № 3«Приготовление растворов соли с заданной массовой долей»
1
2,3
Практическое занятие
«Решение задач на нахождение массовой доли растворенного вещества»
1
2,3
Контрольная работа
1
2,3
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
- Решение задач: Массовая доля растворенного вещества
4
3
- Составление исторической справки: Жизнь и деятельность С.Аррениуса
- Мини-сочинение: Растворы вокруг нас
- Обобщающая схема: Роль воды в химических реакциях
Проекты на тему:
- Вода, которую мы пьем
- Очистка и использование сточных вод
Тема 1.5.
Классификация неорганических соединений и их свойства
Содержание учебного материала
11
1,2
1
Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам
2
Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации
3
Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами
4
Основные способы получения кислоты
5
Основания как электролиты, их классификация по различным признакам
6
Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации
7
Разложение нерастворимых в воде оснований
8
Основные способы получения оснований
9
Соли как электролиты
10
Соли средние, кислые и оснóвные
11
Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации
12
Способы получения солей
13
Гидролиз солей
14
Солеобразующие и несолеобразующие оксиды
15
Основные, амфотерные и кислотные оксиды
16
Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла
17
Химические свойства оксидов
18
Получение оксидов
Лабораторная работа № 4
Решение экспериментальных задач
1
2,3
Практическое занятие
Решение расчётных задач по основным классам неорганических соединений
1
2,3
Контрольная работа: классы неорганических веществ
2
2,3
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
4
3
- Упражнения на химические превращения: Генетическая связь между классами неорганических соединений
- Подготовка к выполнению и сдаче лабораторных работ
- Сообщение: Серная кислота - «хлеб химической промышленности»
- Составление сравнительной таблицы: Использование минеральных кислот на предприятиях различного типа
Проект на тему:
- Кислотные осадки: их природа и последствия.
- Химические вещества - строительные материалы.
Тема 1.6.
Химические реакции
Содержание учебного материала
8
1,2
1
Реакции соединения, разложения, замещения, обмена
2
Каталитические реакции
3
Обратимые и необратимые реакции
4
Гомогенные и гетерогенные реакции
5
Экзотермические и эндотермические реакции
6
Тепловой эффект химических реакций
7
Термохимические уравнения
8
Степень окисления
9
Окислитель и восстановление
10
Восстановитель и окисление
11
Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций
12
Понятие о скорости химической реакции
13
Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов
14
Обратимые и необратимые реакции
15
Химическое равновесие и способы его смещения
Лабораторная работа № 5
Закономерности протекания химических реакций
1
2,3
Практическое занятие
Составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса
2
2,3
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
6
3
- Решение расчётных задач: Катализ
- Составление тезисов по учебнику: Электролиз расплавов и растворов
- Составление схемы: Электролиз расплавов электролитов
- Составление схемы: Электролиз растворов электролитов
- Сообщение: Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика
- Составление таблицы: Типы химических реакций
Содержание учебного материала
9
1,2
Тема 1.7.
Металлы и неметаллы
1
Положение металлов в периодической таблице химических элементов
2
Особенности электронного строения атомов металлов
3
Физические и химические свойства металлов
4
Электрохимический ряд напряжения металлов
5
Общие способы получения металлов
6
Понятия о металлургии
7
Сплавы черные и цветные
8
Положение неметаллов в периодической таблице химических элементов (2)
9
Неметаллы - простые вещества (2)
10
Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе
11
Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности
Практическое занятие
«Ознакомление и определение металлов и сплавов по их физическим свойствам»
1
2,3
Практическое занятие
«Решение расчётных задач по теме»
1
2,3
Лабораторная работа
«Решение экспериментальных задач» (свойства металлов и сплавов)
2
2,3
Контрольная работа
1
2,3
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
3
3
-Работа с интернет-ресурсами: Роль металлов в истории человеческой цивилизации
-Составление конспекта: Коррозия металлов, её виды. Способы защиты от коррозии.
-Мини-сочинение: Химия металлов в моей профессиональной деятельности
Проект на тему:
- Металлы в искусстве
- Чугун: и волшебство, и вдохновенье. .
- Сталь: от оружия до ... ювелирных изделий.
- Влияние микроэлементов на организм растений.
Раздел 2.Органическая химия
Тема 2.1.
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
Содержание учебного материала
3
1,2
1
Общее представление об органических веществах
2
Отличие органических веществ от неорганических
3
Валентность атома углерода в органических соединениях
4
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах по валентности
5
Основные положения теории строения органических соединений А. Н. Бутлерова
6
Изомерия и изомеры
7
Химические формулы и модели молекул в органической химии
8
Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп
9
Гомологи и гомология
10
Реакции присоединения, отщепления, замещения, изомеризации
Практическое занятие
«Составление моделей органических соединений»
2
2,3
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
3
3
Работа с текстом учебника: Основные понятия органической химии
Составление библиографической справки: Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова
Работа с Интернет-ресурсами, составление сообщения: Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии
Проект на тему:
- Химия вокруг нас.
Тема 2.2.
Углеводороды и их природные источники
Содержание учебного материала
10
1,2
1
Общее представление об углеводородах
2
Предельные углеводороды (алканы, парафины)
3
Гомологический ряд алканов
4
Понятие о гомологах
5
Изомерия и номенклатура гомологов метана
6
Химические свойства метана
7
Требования безопасности при работе с алканами
8
Применение алканов на основе свойств
9
Этиловые углеводороды (алкены, олефины)
10
Гомологический ряд алкенов
11
Изомерия и номенклатура алкенов
12
Химические свойства этилена
13
Применение полиэтилена на основе свойств
14
Ацетиленовые углеводороды (алкины)
15
Области применения ацетилена
16
Диеновые углеводороды - алкадиены, их строение
17
Природный каучук
18
Синтетический каучук
19
Резина, ее отличие от каучука
20
Бензол, строение его молекулы
21
Физические и химические свойства бензола
22
Применение бензола на основе свойств
23
Природный газ, нефть, уголь - природные источники углеводородов
24
Нефть: состав и свойства
25
Основные способы переработки нефти
26
Крекинг: термический и каталитический (2)
28
Применение нефти и продуктов её переработки (2)
29
Техника безопасности при работе с нефтепродуктами (2)
Практическое занятие
«Изготовление моделей молекул алканов»
1
2,3
Практическое занятие
«Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины».
1
2,3
Практическое занятие
«Решение расчётных задач на установление молекулярной формулы органического вещества»
1
2,3
Лабораторная работа
«Определение углерода, водорода и хлора в органическом соединении»
1
2,3
Лабораторная работа
«Получение этилена и опыты с ним»
1
2,3
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
7
3
- Составление систематической таблицы по углеводородам
- Составление сравнительной таблицы «Классификация и назначение каучуков»
- Составление схемы: Процессы промышленной переработки нефти
- Работа с Интернет-ресурсами, составление сообщения: Нефть и её транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества
- Изучение нормативных документов: Экологические аспекты использования углеводородного сырья
- Изучение СМИ: Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья
-Мини-сочинение: Сварочное производство и роль химии углеводородов в нем
Проект на тему:
- Природные источники углеводородов и перспективы развития нефтеперерабатывающей промышленности
- От алхимии к настоящей химии.
Тема 2.3.
Кислородсодержащие органические соединения
Содержание учебного материала
14
1,2
1
Спирты и их классификация
2
Гомологический ряд спиртов
3
Химические свойства: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид
4
Применение спиртов на основе свойств
5
Алкоголизм, его последствия и предупреждения
6
Характеристика многоатомных спиртов: этиленгликоля и глицерина
7
Качественные реакции на многоатомные спирты
8
Применение глицерина
9
Фенол
10
Влияние фенола и продуктов его переработки на организм человека и окружающую среду
11
Понятие об альдегидах
12
Альдегидная функциональная группа
13
Свойства альдегидов на примере формальдегида
14
Понятие о карбоновых кислотах
15
Гомологический ряд карбоновых кислот
16
Свойства и применение карбоновых кислот
17
Сложные эфиры в природе, их значение
18
Применение сложных эфиров на основе их свойств
19
Жиры как сложные эфиры
20
Свойства жиров, гидролиз, синтез и гидрирование жиров
21
Применение жиров на основе свойств
22
Мыла соли высших карбоновых кислот
23
Углеводы, их классификация
24
Глюкоза - представитель моносахаридов
25
Свойства глюкозы
26
Применение глюкозы на основе свойств
27
Биологическая роль глюкозы в организме человека
28
Значение углеводов в живой природе и жизни человека
29
Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений
Практическое занятие
«Решение расчетных задач»
2
2,3
Лабораторная работа
«Решение экспериментальных задач (карбоновые кислоты и их свойства)»
1
2,3
Лабораторная работа
«Синтез уксусно-этилового эфира»
1
2,3
Лабораторная работа
«Качественные реакции на кислородсодержащие соединения»
1
2,3
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
8
3
-Выпуск бюллетеней «Этанол: величайшее благо и страшное зло».
-Сообщение «Алкоголизм и его профилактика»
-Конспектирование текста учебника «Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолформальдегидную смолу»
-Составление презентации «Многообразие карбоновых кислот»
-Подготовка к выполнению и сдаче лабораторных работ «Химические свойства кислородсодержащих соединений»
-Работа с интернет-ресурсами «Жиры как продукт питания и химическое сырьё»
-Сравнительная таблица: Мыла. Синтетические моющие средства
-Работа со словарями и справочниками: Средства гигиены на основе кислородсодержащих соединений
Проект на тему:
- Пищевые добавки: за и против.
- Все о пище с точки зрения химика
- Витамины и их роль в жизнедеятельности человека
- Моющие и чистящие средства.
- Антибиотики - мощное оружие.
Тема 2.4.
Азотсодержащие органические соединения
Содержание учебного материала
9
1,2
1
Общие понятия об азотосодержащих органических соединениях
2
Классификация азотосодержащих органических соединений
3
Понятие «амины»
4
Классификация, строение аминов (2)
5
Анилин - представитель ароматических аминов (2)
6
Строение анилина (2)
7
Характерные свойства анилина (2)
8
Применение анилина (2)
9
Аминокислоты, их строение (2)
10
Характеристики аминокислот как амфотерных органических соединений (2)
11
Свойства и применение аминокислот (2)
12
Пептидная связь и полипептиды
14
Белки - высокомолекулярные вещества (2)
15
Химические свойства белков: денатурация, гидролиз, горение. Цветные реакции на белки (2)
16
Биологические функции белков (2)
Лабораторная работа
«Свойства белков»
1
2,3
Лабораторная работа
«Распознавание пластмасс и волокон»
1
2,3
Лабораторная работа
«Решение экспериментальных задач на распознавание органических и неорганических веществ»
1
2,3
Практическая работа
«Решение расчётных задач»
2
2,3
Дифференцированный зачет
2
2,3
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
9
3
- Работа с дополнительной литературой, составление сообщения: Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы
- Заполнение таблицы: Биологические функции белков
- Выпуск информационных листов «СПИД и его профилактика»
- Работа с учебными пособиями «Химия и биология нуклеиновых кислот»
- Составление сравнительной таблицы «Химические волокна»
- Конспектирование текста из учебника «Фенолформальдегидные пластмассы»
-Составление презентации: Пластмассы - современные конструкционные материалы
- Подготовка к выполнению и сдаче лабораторных работ «Пластмассы и волокна»
- Работа с интернет ресурсами «Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации»
Проект на тему:
- Синтетические высокомолекулярные соединения и полимерные материалы на их основе.
- Полимеры - современные конструкционные материалы.
- Ферменты и их использование в быту и на производстве
Всего:
192
4. условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины Химия
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета, совмещенного с учебной лабораторией.
Оборудование учебного кабинета, совмещенного с учебной лабораторией:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
Коллекции
-
Алюминий
-
Волокна
-
Каменный уголь и продукты его переработки
-
Каучук
-
Металлы и сплавы
-
Нефть и важнейшие продукты ее переработки
-
Пластмассы
-
Редкие металлы
-
Стекло и изделия из стекла
-
Чугун и сталь
Модели
-
Модель установки для получения ацетилена
-
Наборы атомов со стержнями для составления моделей молекул
-
Модель нефтеперегонной установки
-
Модели пространственной кристаллической решетки
- алмаза
- графита
- магния
-
Наборы для составления объёмных моделей молекул
Приборы
-
Аппарат для получения газов
-
Бюретки обыкновенные с краном
-
Приборы для окисления спиртом над медным катализатором
-
Ареометр
-
Плитка электрическая
-
Спиртовки
-
Наборы деталей узлов для монтажа простейших приборов
Принадлежности для опытов
-
Ерши для мытья посуды
-
Ложки для веществ
-
Ложки для сжигания веществ
-
Палочки стеклянные
-
Ступки
-
Трубки стеклянные
-
Штативы для демонстрационных опытов
-
Штативы для пробирок
-
Подставки под цилиндры
Посуда
-
Воронки
-
Колбы круглодонные
-
Колбы плоскодонные
-
Колбы мерные
-
Мензурки
-
Пробирки
-
Стаканы
-
Чаши кристаллические
-
Колпаки стеклянные с кнопкой и рантом
Материалы
-
Карбонат кальция
-
Карбид кальция
-
Крахмал картофельный
-
Керосин
-
Сухой спирт (горючие)
-
Пробки резиновые разных размеров
-
Трубки резиновые
-
Трубки стеклянные
Технические средства обучения:
-
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-
мультимедийный проектор.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
-
Габриелян, О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учеб./ И.Г. Остроумов.-М.: Академия, 2014.-253с.
Дополнительные источники
-
Габриелян, О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2008.-223с.
-
Габриелян, О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2009.-191с.
Электронные пособия
-
Химия. 8-11 класс: Библиотека электронных наглядных пособий (ООО ''Кирилл и Мефодий''; ФЦ ЭМТО)
-
Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория: Учебное электронное издание (Лаборатория системы мультимедиа, МарГТУ)
-
Химия общая и неорганическая 10-11 классы
-
Школьные тесты по химии
-
1С: Репетитор. Химия.
-
Открытая химия
-
Репетитор по химии Кирилла и Мефодия
-
Биология, химия, экология
-
Уроки химии Кирилла и Мефодия
5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины ХИМИЯ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формируемые общие компетенции
Элементы технологий формирования общих компетенций
(на учебных занятиях)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения:
называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
Отчеты по лабораторным работам; отчеты по практическим занятиям;
наблюдение за выполнением лабораторной и практической работы.
определять: валентность и степень окисления химичес-ких элементов, тип химичес-кой связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неоргани-ческих и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлеж-ность веществ к разным классам неорганических и органических соединений
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
Отчеты по лабораторным работам; отчеты по практическим занятиям;
наблюдение за выполнением лабораторной и практической работы.
характеризовать: элементы малых перио-дов по их положению в Периодичес-кой системе Д.И. Менделе-ва; общие химические свойства металлов, неме -таллов, основных классов неорганических и органи-ческих соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
Отчеты по лабораторным работам; отчеты по практическим занятиям;
наблюдение за выполнением лабораторной и практической работы.
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
Отчеты по лабораторным работам; отчеты по практическим занятиям;
наблюдение за выполнением лабораторной и практической работы.
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
Отчеты по лабораторным работам; отчеты по практическим занятиям;
наблюдение за выполнением лабораторной и практической работы.
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
Отчеты по лабораторным работам; отчеты по практическим занятиям;
наблюдение за выполнением лабораторной и практической работы.
Освоенные знания:
важнейшие химические понятия
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
Тестирование; контрольная работа; лабораторные работы; отчеты по практическим занятиям
основные законы химии:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
Тестирование; контрольная работа; лабораторные работы; отчеты по практическим занятиям
важнейшие вещества и материалы
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
Тестирование; контрольная работа; лабораторные работы; отчеты по практическим занятиям
-
органические вещества
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Развивающего обучения
Групповая и коллективная технология
ИКТ
Тестирование; контрольная работа; лабораторные работы; отчеты по практическим занятиям
6. ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ПРОГРАММУ О УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением
БЫЛО
СТАЛО
Подпись лица, внесшего изменения
1