Образовательный проект учителя химии и биологии

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Сынтульская СОШ»

Социализация учащихся посредством метапредметности и проектной деятельности на уроках и внеурочных занятия по химии и биологии.



Область научных знаний, рассмотренных в проекте: биология, химия, экология.

Данные об авторе: Анохина Любовь Александровна - учитель химии и биологии МОУ «Сынтульская СОШ»

Web-адрес, по которому размещена работа: multiurok.ru/anokhinalubow/

Название населенного пункта: г.п. Сынтул,

Год написания работы: 2015

Оглавление

Наименование главы

Раздел главы

Номер страницы

Введение

1.Актуальность выбранной темы.

2.Проблема.

3.Цель проекта.

4.Задачи.

5.Условия реализации проекта

3

4-5

5

5

6-7

Описание проектной работы и ее результаты

1Теоретическая часть.

2.Практическая часть.

3.Назначение и применение проекта.

4.Выводы.

5.Список литературы, интернет-ресурсы.

6. Приложение.

7-10

11-13

13-14

15

15-16

16-19

Рефлексия

Оценивание результатов работы

20





2.

Актуальность выбранной темы.

Образование XXI века- это образование для человека. Окружающий нас мир стал другим. Он стал динамичным, постоянно изменяющимся. Пришло понимание, что ситуация в мире складывается так, что теперь нужно все время учиться, буквально всю жизнь. Поэтому встает необходимость переходить от образования, базирующегося на изучении суммы знаний, к образованию, базирующемуся на умении работать с этими знаниями, связывать в единое целое информацию из разных источников. Социальная значимость «химико-биологического образования» обусловлена необходимостью поддержания и повышения традиционного высокого уровня изучения химии и биологии, формирования будущего кадрового научно-химического и химико-биологического потенциала общества в современном социуме, поскольку наблюдается повышенный интерес к изучению химии и биологии как к предметам профессиональной подготовки и прежде всего к получению высшего образования, связанного с данными предметами. Удовлетворяя запросы социума, учителя занимаются химическим или биологическим образованием, углубляясь в предмет, забывая о том, что их задача не только научить детей, но и развить социально адаптированную личность, личность готовую конкурировать на рынке труда.

Адаптированность - это принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом, а также способность придавать событиям желательное для себя направление.

К сожалению, полученные знания по химии даже в углубленном виде не всегда позволяют выпускникам правильно адаптироваться и приспосабливаться к различным жизненным ситуациям. Поэтому создание модели социально адаптированной личности выпускника посредством метапредметности, учебной и внеклассной работы учителя химии и биологии является актуальной для развития современной системы образования.

В связи с этим происходят кардинальные изменения государственной политике в области образования. Вводятся новые образовательные стандарты, в основе которых лежит «системно-деятельностный подход, позволяющий выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся». Принимается Закон «Об образовании

3

в Российской Федерации». Этот закон напрямую затрагивает интересы

порядка 40 млн. наших граждан - учеников и их родителей, учителей, преподавателей и всех, кто вовлечен в образовательный процесс.

Проблема.

По большому счету закон «Об образовании» касается всех, потому что образование - ключевой фактор в жизни каждого человека, основа развития и благополучия нашего общества. Читая новые документы, понимаешь, что для формирования и развития универсальных учебных действий основой признаётся активность обучающегося, знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Что развитие универсальных учебных действий может происходить не только в форме занятий по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ и курсов (факультативов, кружков, элективов, клубов, секций). В связи с этим особую актуальность сегодня приобретают понятия "метапредмет" и "метапредметное обучение". Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Метапредметные связи предусматривают взаимную согласованность содержания образования разных учебных предметов, и такое изложение, которое соответствовало бы цели образования и дидактическим задачам конкретного предмета, а также обеспечивают последовательности в преподавании.

Так передо мной и возникла эта проблема, то есть, если:

* мотивировать обучающегося,

*вызвать личностный интерес для освоения химии и биологии,

* создать психологический комфорт обучающимся

*создать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» обучающегося в образовательном пространстве,

*создать среду для развития мыслительных способностей обучающегося,

*в образовательном пространстве урока применять проблемные, эвристические, рефлексивные методы,

* учебно-воспитательный процесс строить на субъективном характере отношений,

4

*обеспечивать организацию поисковой продуктивной деятельности обучающегося на занятиях химии и биолгии,

*деятельность обучающегося проектировать с опорой на зону ближайшего его развития и осуществлять перевод в зону ближайшего развития,

то мы получим всесторонне развитую личность, легко адаптирующуюся к любым социальным ситуациям.

Актуальность проблемы, связанной с необходимостью реализации инновационных изменений в преподавании химии и биологии очевидна и заключается:

  • в освоении новых технологий организации деятельности учеников;

  • в формах и методах обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства;

  • в формировании и развитии универсальных учебных действий;

  • в новых подходах к системе оценки достижения планируемых результатов школьников.

Цель проекта.

Опираясь на «Закон об образовании» и, реализуя метапредметный подход, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, способность к труду и жизни в условиях современного мира.

Направить свою работу как учителя на создание образовательной среды, модели химического образования, способствующей развитию творческого потенциала обучающегося, максимальному развитию ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации обучающегося в современном обществе через интеграцию учебной и познавательной деятельности. Задачи для достижения поставленной цели:

  • Совершенствовать собственную методику преподавания химии и биологии в рамках метапредметных технологий путем повышения квалификации и изучения теоретического материала.

  • Вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков, являющихся базой для формирования и развития универсальных учебных действий.

  • Учить самостоятельно находить и видеть задачу в окружающей действительности и решать её.

  • Развивать у учащихся - речь, память, внимание, воображение, восприятие, творческое мышление.

5.

Условия для реализации проекта:

  1. Изменение роли учителя:

  • учитель - диагност, понимающий, какова ведущая мотивация данного конкретного ребенка, какие способности у него развиты в большей степени, какие методы обучения работают на его ближайшую зону развития;

  • учитель - инженер-конструктор индивидуального образовательного пути ученика;

  • учитель - консультант, сопровождающий процесс образования ученика;

  • учитель - эксперт, оценивающий глубину освоения материала и сформированности универсальных учебных действий.

  1. Изменение содержания образования, использование практики открытых задач, включающей в себя все ключевые понятия, взаимосвязи между ними, методические рекомендации по обучению, теоретический инструментарий для учащихся.

  2. Ломка привычных, рутинных методов педагогического труда, конструирование деятельностных метапредметных сценариев учебных занятий.

  3. Необходимость консультационной методической и психологической поддержки всех участников проекта.

  4. Органичное сочетание проекта с программой по предмету химия и биология.

  5. Потребность социума в успешной адаптации к социальным и экономическим условиям в быстро меняющемся современном мире.

  6. Использование современных образовательных программ, УМК, мультимедийных приложений к уроку.

  1. Учебники:

Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман Химия 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений.- М. Просвещение, 2008.

Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман Химия 9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений.- М. Просвещение, 2010.

Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман Химия 10 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений.- М. Просвещение, 2012.

Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман. Химия 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений.- М. Просвещение, 2012.

2. Мультимедийные приложения к урокам

Мультимедийное учебное пособие нового образца 8 класс. - Электронная библиотека. Просвещение. 6.

Самоучитель. Химия для всех. Решение задач.

Учебное электронное издание - Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория.

Химический эксперимент. Методические рекомендации по использованию микролаборатории для химического эксперимента.

Мультимедийный репетитор. Химия -полный курс 8-11 классы.

  • Квалификационный уровень учителя.

  • Наличие мультимедийной системы (компьютер, проектор), интерактивной доски в кабинете химии, что способствует применению современных технологий образования

Описание проектной работы и ее результаты.

1.Теоретическая часть

Реализация задач данного проекта в действительности требует применения новых форм, методов, технологий в организации учебного процесса. Чтобы достичь желаемого результата необходимо, чтобы каждый обучающийся стал активным участником учебного процесса, то есть стал субъектом учения, имел потребность и желание познавать учебный материал и применять его к практическим задачам, а это невозможно без соответствующей мотивации обучения. Выполняя задания, содержащие метапредметные связи, учащиеся могут реализовать свои знания из других дисциплин для более глубокого понимания сущности химических, биологических, физических явлений, составить целостное представление об окружающем мире. Метапредметные связи с биологией, физикой, географией, историей, литературой доказывают единство явлений в природе, умение их пояснить, доказывают познаваемость окружающего нас. Всем естественным наукам присущ краеведческий подход к изложению, что вызывает у учащихся интерес к изучению химии, биологии, способствует активизации учебного процесса, создает условия для самостоятельной работы. Опираясь на исторические сведения, я знакомлю с мировоззрением ученых, интересными фактами из их биографии, характеризую развитие различных тенденций эпохи, технического прогресса. Исторические сведения о возникновении и дальнейшем развитии идей, теорий, открытия тех или иных законов развития материи незаменимы в проблемном обучении, когда наблюдается постепенное проникновение в тайны научных поисков и открытий.

  • Например, при изучении темы «Первоначальные химические понятия» (8 класс) характеризуются взгляды древних атомистов на примере Демокрита, которые считали, что все тела состоят из неделимых 7

частичек - атомов, вспоминаем сведения о строении атома, уже знакомые из физики. При изучении темы «Вода и ее свойства» обязательно ввожу дополнения из биологии и географии. Изучая основы строения и функционирования организма человека, рассматривая профилактические аспекты, нельзя обойтись без химизма процессов и особенностей воздействия некоторых веществ, например воды, спиртов и других. Современная химия и биология не могут обходиться без математических расчетов умения использовать ИКТ. Например, составление пропорций, умение считать и применять расчетные формулы, оформление результатов своей деятельности, поиск информации - все это формируется через метапредметность и согласованную работу учителей различных дисциплин.

Как руководитель школьного методического объединения, я всегда в ежегодном плане работы предусматриваю мероприятия, направленные на развитие метапредметных связей и проектной деятельности. Учителя на заседаниях ШМО делятся опытом работы и имеют возможность скорректировать построение своих уроков в зависимости от того, что учебный материал уже частично знаком учащимся при изучении другого предмета.

У меня как учителя химии и биологии есть уникальная возможность проводить интегрированные уроки, которые не только позволяют проходить учебную программу при ее корректировке, но и , главное, реализуется принцип целостности содержания образования. Интегрированные уроки позволяют повышать качество знаний, развивают творческую фантазию, обогащают речь, повышают эрудицию и знания, воспитывают культуру и вкус. Усвоение, нахождение истины через смежные области, достижение цели через

8

смежные знания позволяет расширить объем информации, ее многопрофильность. Интегрированные уроки являются дидактической моделью, отражением в дидактике единства и целостности научной картины мира.

Проблема взаимосвязи между отдельными школьными дисциплинами очень важна, так как их установление способствует выявлению настоящих связей между предметами и явлениями природы, формированию целостной картины природы в мировоззрении ребенка, созданию системы знаний.

Формирование ключевых компетенций, в том числе и социальных, возможно лишь на основе реализации деятельностного подхода в образовании. Организация деятельностного подхода осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Урочная деятельность

Во время урока включение учащихся в деятельность идет через применение метапредметных связей, через использование современных технологий личностно-ориентированной направленности, а именно использование

. уровневой дифференциации

. проблемного обучения

  • проектного обучения

  • обучение в сотрудничестве

  • имитационно-моделирующего обучения

  • информационного обучения

  • рефлексивного

Исследовательская деятельность (внеурочная)

В нашей школе я уже несколько лет работаю с учащимися в этом направлении. Именно благодаря исследовательской деятельности идеально реализуется технология проектного обучения, активнее применяются метапредметные знания, полученные на уроках и внеурочных занятиях. С каждым годом учащиеся все больше выбирают нестандартные темы для проектов, проявляя умение анализировать имеющиеся факты, делать выводы, проведения самостоятельных научных исследований. Все это способствует

9

успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Убеждена, что ситуация, когда ученик оказывается в роли исследователя, способствует овладению способами самостоятельной мыслительной деятельности, повышению продуктивности памяти (ее объема), длительности, развитию наглядно - образного и абстрактно - логического мышления. Учебный проект - с точки зрения учителя
- это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении их в определенной ситуации.
- это интегративное динамическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

  • Проблематизации (рассмотрение проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы)

  • Целеполаганию и планированию деятельности

  • Самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта)

  • Презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов

  • Умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования

  • Поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля

  • Практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях

  • Выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования

  • Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению)

Учебный проект - с точки зрения ученика
- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
- это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый

10

результат, деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими уч-ся в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
- это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы - нет проекта.


2. Практическая часть.

Методика осуществления учебного проекта.
Этапы :

1) - погружение в проект
2) - организация деятельности
3) - осуществление деятельности
4) - презентация результатов

Учитель

Учащиеся

1 -ый этап - погружение в проект

Формулирует:

1 - проблему проекта
2 - сюжетную ситуацию
3 - цель и задачи

Осуществляют:

1 - личностное присвоение проблемы
2 - вживание в ситуацию
3 - принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

2 -ой этап - организация деятельности

Организует деятельность - предлагает:

- организовать группы
- распределить амплуа в группах
- спланировать деятельность по решению задач проекта
- возможные формы презентации проектов

Осуществляют:

- разбивку на группы
- распределение ролей в группе
- планирование работы
- выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

3 -ий этап - осуществление деятельности

Не участвует, но:

- консультирует учащихся по необходимости
- ненавязчиво контролирует
- дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость
- репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов

Работают активно и самостоятельно:

- каждый в соответствии со своим амплуа и сообща
- консультируются при необходимости
- "добывают" недостающие знания
- подготавливают презентацию результатов

4-ый этап - презентация

Принимает отчет:

-обобщает и резюмирует полученные результаты
- подводит итоги обучения
- оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность …
- акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе, на общий результат …

Демонстрируют:

- понимание проблемы, цели, задачи
- умение планировать и осуществлять работу
- найденный способ решения проблемы
- рефлексию деятельности и результата.
Дают взаимооценку деятельности и ее результативности

1 этап - погружение в проект
Учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляет акценты значимости, обращает внимание на возможность использования знаний из других дисциплин, предлагает тот или иной ракурс рассмотрения темы, формулирует тему проекта. Из общей темы проекта вычленяются подпроблемы, ее уточняющие (проблематизация). В результате проблематизации выделяют цели и задачи проекта - поиск способа или способов решения проблемы проекта.
Проблемное поле - это часть предметной области теоретического или практического знания человечества, в котором имеются неразрешенные задачи, непознанные разделы и вопросы.
Проблематизация - это аналитический процесс работы в проблемном поле с

12

целью выделения проблемы или ряда проблем для последующего их рассмотрения и /или решения.
Этапы проблематизации:

  1. Очерчивание и обозначение проблемного поля и/или его частей.

  2. Формулировка проблемы в общих чертах, задается только вектор направления поиска проблем(ы).

  3. Обозначение (выделение, высказывание) ракурсов, точек обзора, углов зрения, под которыми может рассматриваться предложенная проблема.

  4. При рассмотрении под определенным углом зрения происходит сужение, конкретизация, уточнение проблемы.

  5. А рассмотрение общей проблемы под разными углами зрения приводит к формулированию нескольких похожих проблем, которые можно назвать подпроблемой исходной.

  6. Формулируется подпроблема. Если она еще общая, то процесс повторяется.

  7. Поиск нужной формулировки заканчивается, когда найденная формулировка устраивает.

4 -ый этап - презентация.
Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Интересующий результат проектной деятельности - это, прежде всего ход самой деятельности.
Для учеников - предъявления роста своей компетентности, самоанализа.
Результат проекта - найденный способ решения проблемы. Надо рассказать доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какие были вытекающие из нее цель и задача, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые побочные способы ее решения, показать преимущества выбранного способа.

3.Назначение и применение проектной деятельности и метапредметных связей.

Урочная работа.


Учебный проект и метапредметноть тем и отличаются от коллективно подготовленного мероприятия, групповой работы с предоставлением наглядных результатов, что демонстрируется главный результат работы над проектом - анализ деятельности и предъявления способа решения проблемы проекта.


13

Для успешной работы на этом этапе нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала, понадобятся так же приемы самоанализа и рефлексии.
Ученики учатся:

  1. Аргументировано излагать свои мысли

  2. Анализировать свою деятельность

  3. Предъявлять результаты

  4. Применять знания из разных дисциплин и использовать их на практике.

  5. Быть толерантными.

  6. Не бояться себя "предъявлять", высказывать свое мнение, даже если оно отличается от позиции остальных, слышать мнение других, соглашаться или возражать, вступать в дискуссию.

  7. Развивают презентативные умения и навыки.

  • кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;

  • демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

  • анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

  • демонстрировать найденное решение;

  • анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

  • проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение.

Внеклассная работа.

Подготовка и проведение различных мероприятий в рамках предметных недель помогают учащимся чувствовать себя более нужными, значимыми личностями, что в последующем положительно сказывается на их умении адаптироваться в обществе, проявлять организационные и коммуникативные способности. Предметные недели становятся для ребят той площадкой, которая в полной мере позволяет им продемонстрировать свой умения, навыки, достижения в проектной работе.Порой из-за активного участия и

14

желания продемонстрировать свой работы, предметные недели становятся длиннее, а интерес учащихся к внеклассной деятельности возрастает.

4.Выводы. Результаты.

Благодаря образовательному проекту активнее происходит социализация учащихся, повышается их коммуникабельность и уверенность в выборе профессии. Практически ежегодно на протяжении ряда лет ребята выбирают профессии напрямую или косвенно связанные с химией и биологией. Метапредметный подход к преподаванию, проектная деятельность помогает им в освоении курсов высших и средних учебных заведений на тему «Концепция современного естествознания». Создание исследовательских проектов позволяет школьникам участвовать в различных конкурсах. В 2015 году был отправлен на конкурс проект по теме « Определение качества воды в реке Гусь» (Сиротин Роман - 10 класс). Несколько проектов в этом году находятся в стадии работы над ними - это «Курить - здоровью вредить» (коллективная работа 8 - 10 класс), «Жевательная резинка - все за и против» (Локтаева Кристина 7 класс), «Типы биоценотичеких связей между живыми организмами» (Шишов Иван-10 класс), « В мире алмазов» (Зайцева Мария 9 класс). Минипроектная и метапредметная работа применяется мной на уроках, пропагандируется и находит отклик среди учителей, которые также стараются внедрить ее в свою деятельность.

Список использованной литературы, электронные адреса.

1.Заблоцкая Е. « Использование метапредметных связей с целью формирования научного мировоззрения учащихся.» Биология в школе- 2003.

2. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии М.: Просвещение,1986.

3.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.

4.Из выступления министра образования Дмитрия Ливанова о проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 18 октября 2012.

5.Инновационное образование. Обучение в процессе создания новых знаний: Учебно-методическое пособие / Погребная Т.В., Козлов А.В., Сидоркина О.В. - Красноярск: ККИПКиППРО, 2008. - 157 с.

15

6 Александрова В.Г. «Инновации как способ изменения качества педагогической реальности в процессе творческого освоения профессионального опыта». teacher-of-russia.ru

7. Громыко Н.В., Половкова М.В. «Метапредметный подход как ядро российского образования». teacher-of-russia.ru

8. Интернет-ресурсы:

eor.edu.ru/ ed.gov.ru rnmc.ru/

eor-np.ru fcior.edu.ru school-collection.edu.ru

standart.edu.ru kpfu.ru Единые требования к ЭОР

openklass.ru festival.1september.ru experiment.edu.ru

Приложение. Изучение качества воды в реке Гусь (сбор материалов)

Образовательный проект учителя химии и биологии.

16

Образовательный проект учителя химии и биологии.

Изучение качества воды в реке Гусь (лабораторные исследованя)

Образовательный проект учителя химии и биологии.

17

Значение воды для организма человека (Элемент краеведения на уроке )

Образовательный проект учителя химии и биологии.

Работа над оформлением проектов по химии и биологии

Образовательный проект учителя химии и биологии.

18

Образовательный проект учителя химии и биологии.

Образовательный проект учителя химии и биологии.

19

Рефлексия деятельности

При работе над проектом планировалось достижение следующих результатов:

  • Создание благоприятной образовательной среды, способствующей развитию творческого потенциала обучающегося, максимальному развитию ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации обучающегося в современном обществе;

  • Разработка индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, их реализация на основе деятельностного подхода;

  • Создание образовательного пространства, единого по целям, но с широкими возможностями для учащихся, в интересах соблюдения их права на получение качественного образования;

  • Разработка более гибких критериев оценивания достижений обучающихся.

Практически все позиции успешно выполняются.











20

© 2010-2022