- Преподавателю
- Химия
- Элективный курс для 10–11-х классов Решение усложненных задач по химии
Элективный курс для 10–11-х классов Решение усложненных задач по химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хмелевская Л.П. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Элективный курс для 10-11-х классов "Решение усложненных задач по химии"
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данный курс по выбору является углубленным и предназначен для 10-11-х классов биолого-химического профиля и рассчитан на 68 часов (34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе).
Цель элективного курса: закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по химии путем решения разнообразных задач повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям письменных вступительных экзаменов по химии.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.
Главным назначением данного курса является:
-
совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
-
сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
Задачи курса:
-
конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
-
развитие навыков самостоятельной работы;
-
развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
-
развитие учебно-коммуникативных умений.
-
формирование навыков исследовательской деятельности.
2. Общая характеристика курса
Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он предназначен для учащихся 10 классов. К этому времени пройдена программа общей и неорганической химии, учащиеся в основном курсе уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает возможность на занятиях элективного курса обратить внимание на наиболее сложные и мало встречающиеся в основной программе направления решения задач
При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание на типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход и разноуровневые контрольные работы.
Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения.
Несомненно, представленный элективный курс можно расценивать как динамичный "тренинг", но для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности следует обращаться к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления).
Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций).
Особенности курса:
-
использование знаний по математике, физике, биологии;
-
составление авторских задач и их решение;
-
использование местного материала для составления условий задач.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
-
способы решения различных типов усложненных задач;
-
основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
-
стандартные алгоритмы решения задач.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
-
решать усложненные задачи различных типов;
-
четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
-
видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;
-
работать самостоятельно и в группе;
-
самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;
-
владеть химической терминологией;
-
пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.
Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо, чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические и химические законы.
3. Описание места курса в учебном плане
Программа курса рассчитана на два года обучения 70 часов, из расчета 1 ч в неделю
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Деятельность учителя в обучении химии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
-
в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
-
в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;
-
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметныти результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
-
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
-
систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
-
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
-
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
-
использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
В области предметных результатов изучение химии предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования научиться:
а) давать определения изученным понятиям;
б) описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
в) объяснять строение и свойства изученных классов неорганических и органических соединений;
г) классифицировать изученные объекты и явления;
5. Содержание курса
1-й год (10-й класс) - этап решения задач по курсу органической химии. Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач на параллельные и последовательные превращения, использование газовых законов, нахождение молекулярных формул органических веществ различных гомологических рядов, использование знаний об окислительно-восстановительных процессах с участием органических веществ, и, кроме того, решению качественных задач и задач комбинированного характера.
2-й год (11-й класс) - заключительный этап. Решение наиболее сложных задач, преимущественно комбинированного характера, кроме того, предусматривается знакомство учащихся с тестовыми заданиями, используемыми при проведении Единого Государственного экзамена по химии.
ПРОГРАММА КУРСА
Учебный план
№
п/п
Наименование тем
Всего часов
1
Введение.
8
2
Резерв.
3
3
Задачи на тему "Углеводороды".
10
4
Задачи на тему "Кислородсодержащие и азотсодержащие органические вещества".
7
5
Задачи на тему "Вещества живых клеток".
1
6
Задачи на генетическую взаимосвязь между классами веществ.
5
7
Задачи на тему "Основные законы химии".
7
8
Резерв.
4
9
Задачи на тему "Растворы".
6
10
Задачи на тему "Основные закономерности протекания химических реакций".
7
11
Комбинированные задачи.
10
Учебно-тематический план
№
урока
Тема
Кол-во часов
Форма контроля
1-й год обучения (1 ч. в неделю, всего 34 ч.)
Введение
1
Общие требования к решению задач по химии. Способы решения задач.
1
Входное тестирование
2
Решение смешанных типовых задач на уравнениях реакций.
1
Отчет по решенным задачам
3
Задачи с использованием понятий "мольная доля", "объемная доля", "молярная масса смеси веществ".
1
Отчет по решенным задачам
4,5
Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по данным массовых долей элементов.
2
Отчет по решенным задачам
6,7,8
Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по продуктам сгорания.
3
Дифференцированное тестирование
Резерв
9
Школьная химическая олимпиада.
1
Конкурс
10,11
Избранные задачи городской химической олимпиады по химии прошлых лет.
2
Конкурс
Углеводороды
12,13
Задачи на тему "Алканы".
2
Отчет по решенным задачам
14
Задачи на тему "Циклоалканы".
1
Отчет по решенным задачам
15
Задачи на тему "Алкены".
1
Отчет по решенным задачам
16
Задачи на тему "Алкадиены".
1
Отчет по решенным задачам
17,18
Задачи на тему "Алкины".
2
Отчет по решенным задачам
19
Задачи на тему "Бензол и его гомологи".
1
Отчет по решенным задачам
20
Комбинированные задачи по разделу "Углеводороды".
1
Самостоятельная работа
21
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ и задачи на них
1
Отчет по решенным задачам. Диф. тестирование
Кислородсодержащие и азотсодержащие органические вещества
22
Задачи на тему "Предельные одноатомные спирты".
1
Отчет по решенным задачам
23
Задачи на тему "Многоатомные спирты - этиленгликоль и глицерин".
1
Отчет по решенным задачам
24
Задачи на тему "Фенолы и ароматические спирты".
1
Отчет по решенным задачам
25
Задачи на тему "Карбонильные соединения - альдегиды и кетоны".
1
Отчет по решенным задачам
26
Задачи на тему "Предельные одноосновные карбоновые кислоты".
1
Отчет по решенным задачам
27
Задачи на тему "Непредельные, двухосновные и ароматические карбоновые кислоты".
1
Отчет по решенным задачам
28
Задачи на тему "Амины и аминокислоты".
1
Отчет по решенным задачам. Сам. работа.
Вещества живых клеток
29
Задачи на тему "Жиры. Углеводы. Белки".
1
Отчет по решенным задачам
Генетическую взаимосвязь между классами веществ
30,31,
32
Задачи на генетическую взаимосвязь между классами органических веществ.
3
Отчет по решенным задачам
33,34
Решение задач на частичное взаимодействие смесей органических веществ с определенными реагентами.
2
Отчет по решенным задачам. Диф. тестирование.
2-й год обучения (1 ч. в неделю, всего 34 ч.)
Основные законы химии
1,2
Задачи на газовые законы (закон Авогадро и его следствия, объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака и уравнение Клапейрона-Менделеева).
2
Отчет по решенным задачам
3,4
Задачи с использованием закона эквивалентных отношений.
2
Отчет по решенным задачам
5
Задачи по уравнениям последовательных превращений.
1
Отчет по решенным задачам
6,7
Задачи по уравнениям параллельных реакций.
2
Отчет по решенным задачам. Сам. работа.
Резерв
8,9
Школьная химическая олимпиада.
2
Конкурс
10,11
Избранные задачи городской химической олимпиады по химии прошлых лет.
2
Конкурс
Растворы
12
Растворимость веществ и расчеты на основе использования графиков растворимости.
1
Отчет по решенным задачам
13
Концентрация растворов (массовая доля, молярная и нормальная концентрация).
1
Отчет по решенным задачам
14
Задачи на растворение в воде щелочных металлов, кристаллогидратов.
1
Отчет по решенным задачам
15,16
Задачи на разбавление и концентрирование растворов с использованием правила смешения.
2
Отчет по решенным задачам
17
Задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах.
1
Отчет по решенным задачам. Диф. тестирование.
Основные закономерности протекания химических реакций
18
Задачи на тему "Термохимия" (применение следствия закона Гесса).
1
Отчет по решенным задачам
19
Задачи на возможность протекания химических реакций на основе нахождения энергии Гиббса.
1
Отчет по решенным задачам
20,21
Качественные и расчетные задачи по теме "Электролиз растворов и расплавов электролитов".
2
Отчет по решенным задачам
22,23
Задачи с использованием ряда стандартных электродных потенциалов металлов.
2
Отчет по решенным задачам
24
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронно-ионного баланса и расчеты по ним.
1
Отчет по решенным задачам. Сам. работа.
Комбинированные задачи
25
Задачи на химические превращения с участием смесей неорганических веществ.
1
Дифференцированное тестирование
26,27
Качественные и количественные задачи на превращения неорганических и органических веществ.
2
Дифференцированное тестирование
28
Авторские задачи.
1
Защита авторских задач
29-34
Задания ЕГЭ по химии выпускников средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации прошлых лет
6
Конкурс
7. Учебно-методическое обеспечение
Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Химия. Задачник, 8-11 классы, 2001.
Короленко М.В. Задачи по органической химии с методическими рекомендациями и примерами решений. М.: ИМА-Принт, 1993, 48 с.
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гора Н.Н. Химия: учебник для 10 класса общеобразовательного учреждения/ под ред. проф. Н.Е. Кузнецовой-М.: Вентана Граф, 2004.
Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. Химия: учебник для 11 класса общеобразовательного учреждения (профильный уровень, в 2ч.)/ под ред. проф. Н.Е. Кузнецовой. -М.: Вентана Граф, 2005.
Кузьменко Н.Е., Магдесиева Н.Н., Еремин В.В. Задачи по химии для абитуриентов: курс повышенной сложности с компьютерным приложением. М.: Просвещение, 1992, 191 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1997, 528 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. В 2 т. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1997, т. 1, 448 с.; т. 2, 384 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1998, 512 с.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999, 560 с.
Семенов И.Н. Задачи по химии повышенной сложности (для абитуриентов). В 4 выпусках. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991, вып. 1, 16 с.; вып. 2, 16 с.; вып. 3, 16 с.; вып. 4, 16 с.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. -М.: Новая волна, 1996.
Химия. Пособие-репетитор для поступающих в ВУЗЫ. - Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 2004.
Шириков Н.А., Ширикова О.З.. Расчетные задачи по химии (для подготовки к вступительным испытаниям). Вологда: "Русь", 2005