- Преподавателю
- Химия
- Организация работы по формированию научно-исследовательских навыков на уроках химии
Организация работы по формированию научно-исследовательских навыков на уроках химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Богданова А.А. |
Дата | 26.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ХИМИИ
Богданова А.А.,
учитель химии первой квалификационной категории
МАОУ "СОШ № 50 с углубленным изучением отдельных предметов"
города Набережные Челны Республики Татарстан
Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что содержание школьного образования должно быть научным и в тоже время соответствовать возможностям школы.
Одним из путей творческого восприятия современных наук является систематическая научно-исследовательская работа по актуальным вопросам химического образования.
Химия, как и многие другие предметы, дает возможность приобщить учащихся к исследовательской работе, развить их творческие способности.
Исследовательская деятельность - это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.
Учебно-исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Главное в исследовании не овладение новыми, неизвестными фактами, а обучение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть, затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Словом, исследовательская деятельность, такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.
Для успешного осуществления исследовательской деятельности необходимы исследовательские способности. Эти способности достигаются при помощи способов и методов исследования, такие как:
-
Умение видеть проблемы;
-
Умение вырабатывать гипотезы, наблюдать, синтезировать, сравнивать, моделировать, проводить эксперименты.
На основании вышеизложенного материала мы можем привести организацию работы по формированию научно-исследовательских навыков учащихся на уроках химии.
Формы организационной деятельности научного общества учащихся:
-
Коллективные формы деятельности
-
Индивидуальная исследовательская деятельность
Формы организации научно - исследовательских работ на уроках химии могут быть следующими:
-
Реферативные работы. Хороший реферат - это тоже научная работа при наличии анализа и обработки представленного материала;
-
Творческие работы - примеры задач творческого характера.
Интересны будут следующие примеры творческого характера:
-
Предположите, что произойдет в Мире, если на Земле исчезнет железо?
-
Усложните (упростите) условие выданной вам задачи. Составьте условие задачи с графическим изображением.
-
Натуральный мед содержит глюкозу и фруктозу. Предложите способ получения искусственного меда.
Хорошим творческим эффектом обладает работа учащихся по рецензированию предложенного учителем материала. Можно предложить следующие варианты работы с текстом:
-
Найдите и исправьте в тексте ошибки;
-
Опровергните предложенную информацию;
-
Предложите свое, более точное определение;
-
Догадайтесь, что имел в виду автор в данном отрывке.
-
Исследовательские работы: проведение опытов, наблюдения эксперимент.
Метод эксперимент как никакой другой метод в химии является ведущим методом решения исследовательских задач. Этот метод осуществляется через лабораторные и практические работы. Индивидуальные исследовательские задания учащиеся получают не сразу. Сначала им необходимо проявить себя на уроках при выполнении лабораторных практикумов учебно-исследовательского характера.
Систематическая реализация таких посильных лабораторно-практических работ прививает основы культуры химического эксперимента: аккуратность в обращении с химическими реактивами, посудой; уметь фиксировать результаты эксперимента в лабораторной тетради; формулировать выводы и оформлять отчеты; обобщать полученные результаты и докладывать их классу.
Функции эксперимента заключаются в решении исследовательской задачи, которая формулируется в виде проблемы. Для решения проблемы выдвигается гипотеза. Гипотеза - научное предположение, в определенной степени обоснованное.
В экспериментальной деятельности можно выделить 3 этапа:
-
Подготовка к воспроизведению явления,
-
Воспроизведения явления,
-
Обработка (явления) результатов.
Очевидно, что центральную часть эксперимента занимает воспроизведение явлений, т.е. объективного события.
По окончании эксперимента на основании протоколов проводится заключительный этап экспериментального исследования. Этот этап сводится к тому:
-
Приведение результатов к определенной форме;
-
Математическому, аналитическому анализу результатов;
-
Выводы, обсуждение результатов.
В настоящее время все большую роль в обеспечении достоверности результатов эксперимента играют технические средства. Поэтому после разработки программы эксперимента необходимо создать материальную базу для его осуществления.
В заключении можем привести общую структуру экспериментальной деятельности:
-
Постановка проблемы, выдвижение гипотезы,
-
Разработка программ эксперимента
-
Создание материальной базы эксперимента,
-
Проведение эксперимента
-
Обработка результатов,
-
Проведение итогов, защита.
Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
В итоге мы можем говорить, что «исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Список литературы:
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся/Исследовательская работа школьников. 2008.- с.24-34
2. Даниленко Б.В., Зарипова Р.С., Файрушина С.М.,Смирнова А.В. Исследовательская деятельность как часть учебно-воспитательного процесса: учебное пособие. -Казань: МОиН РТ, 2011.-164с.
3.Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.М., 2009.- с.56-65