- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока 8 класс Кислоты
Конспект урока 8 класс Кислоты
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Борисова С.П. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
8 класс
Тема урока: Кислоты, их состав и названия.
Цель урока: Познакомить учащихся с классом неорганических соединений - кислотами
Задачи урока:
Образовательные.
-
Познакомить учащихся с составом, названиями и классификацией кислот.
-
Познакомить учащихся с важнейшими кислотами.
Развивающие.
-
Развивать умения сравнивать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.
-
Развивать мышление учащихся, память.
Воспитательные.
-
Прививать культуру умственного труда.
-
Развивать коммуникабельность.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: периодическая таблица, таблица растворимости, кислоты. Межпредметные связи: биология
Пояснительная записка.
На уроке используется компьютерная презентация, которая позволяет:
-
Показать дополнительный материал по теме урока;
-
Является средством для обеспечения наглядности и уплотнения материала;
-
Экономично расходовать время урока.
План урока.
-
Организационный этап- 1 мин.
-
Повторение - 7 мин.
-
Объяснение нового материала - 24 мин.
-
Закрепление материала - 7мин.
-
Аналитический этап - 5 мин.
-
Задание на дом - 1 мин.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
-
Этап: Организационный
Учитель проверяет готовность детей к уроку
Готовятся к уроку
-
Повторение
Задача этапа: Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.
Методы контроля: устный опрос, письменная работа
Учитель проводит:
1.Фронтальный опрос.
Слайд 2. ВОПРОСЫ:
-
Какие вещества мы будем называть оксидами?
-
Какие вещества мы будем называть основаниями?
-
Дайте классификацию оксидов?
-
Приведите примеры оксидов.
-
Как классифицируют основания?
-
Приведите примеры оснований.
-
Охарактеризуйте свойства некоторых оснований.
2.Письменная работа. На доске: CaO, NaOH, HCl, Cu(OH)2 , H2SO4 , Al2O3, K2O, H2CO3 , Al(OH)3 , выбрать из формул оксиды и основания. Оформить в виде таблицы:
оксиды
основания
Учащиеся отвечают на вопросы
Ответы:
-
Оксиды -сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород
-
Основания - сложные вещества, состоящие их катионов металла и одной или нескольких гидроксогрупп
-
Оксиды металлов и неметаллов
-
Например, углекислый газ, вода, оксид азота, оксид меди
-
Основания одно-двух-и трехосновные, расворимые и нерастворимые
-
Гидроксид натрия, гидроксид калия, гидроксид меди и тд.
-
Едкие, мылкие на ощуп, в основном белые и при обычных условиях твердые вещества
Выполняют письменную работу
Ответы:
оксиды
основания
CaO, Al2O3, K2O,
NaOH, Cu(OH)2 , Al(OH)3
-
Объяснение нового материала
Задачи этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
Методы: беседа, самостоятельная (сообщения) и индивидуальная работа учащихся
Учитель: запишем тему нашего урока: «Кислоты»
Учитель: как вы думаете, какие вещества мы будем называть кислотами?
Слайд 3. Определение
Кислоты - это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.
Слайд 4. Общая формула кислот
Н-КО
Водород кислотный остаток
Слайд 5. Названия распространенных кислот
-
HCl - хлороводородная (соляная)
-
HF - фтороводородная (плавиковая)
-
HBr - бромоводородная
-
HI - йодоводородная
-
H2S - сероводородная
-
H2CO3 - угольная
-
H2SO4 - серная
-
H2SO3 - сернистая
-
HNO3 - азотная
-
HNO2 - азотистая
-
H3PO4 - ортофосфорная
Слайд 6. Классификация кислот
Кислоты:
-
Бескислородные
-
Кислород содержащие
Слайд 7.
Кислоты:
-
Одноосновные
-
Двухосновные
-
Трехосновные
Слайд 8.
Кислоты:
-
Твердые
-
Жидкие
Слайд 9-10.
Сообщение учащегося о кислотах в природе
Слайд 11. Где находятся кислоты?
-
В организме человека
-
В организме животного
-
В организме насекомого
-
В лекарствах
-
В пище
-
В растениях
Слайд 12. Кислоты в организме
-
Молочная кислота в мышцах
-
Соляная кислота в желудке
Слайд 13. Кислоты неорганические
(небольшие выступления учащихся о кислотах)
Слайд 14. H2SO4 - серная кислота
тяжелая маслянистая жидкость, сильный окислитель, электролит.
Издавна её называют «матерью всех кислот», «Купоросное масло»
Концентрированная серная кислота - это бесцветная маслянистая жидкость, без запаха, примерно в два раза тяжелее воды.
Слайд 15. HCl -хлороводородная (соляная) кислота
бесцветная жидкость.
Она имеет запах хлороводорода. Соляная кислота "дымит" на воздухе - это является её характерным свойством.
Слайд 16. Серная и соляная кислоты - едкие вещества, они повреждают ткань, бумагу и древесину. При попадании на кожу вызывают ожоги.
Слайд 17. HNO3 -азотная кислота
Бесцветная летучая жидкость с резким запахом, дымит на воздухе, сильный окислитель.
Её называют «царицей всех кислот»
Она необходима для взрывчатых веществ, для красителей, лаков, лекарств.
Фотопленка, целлулоид, полимеры, удобрения - вот ее применение.
Слайд 18. СН3 СООН - уксусная кислота - самая древняя . Упоминания о ней содержатся в древнейших рукописях. Впервые она получена из виноградного сока
Слайд 19. Н2СО3 - угольная кислота
В свободном виде не существует, так как разлагается на воду и соответствующий газ
Записывают
Дают предполагаемые определения
Записывают определение и общую формулу кислот в тетрадь
Знакомятся с кислотами, проговаривают формулы и названия
Знакомятся с классификацией кислот, записывают схемы, приводят примеры - хотя бы 1-2х кислот
Кислоты:
-
Бескислородные (HCl, H2S)
-
Кислород содержащие (H2SO4, HNO3)
-
Одноосновные (HNO3 ,HF)
-
Двухосновные (H2CO3, H2SO4 )
-
Трехосновные (H3PO4)
-
Твердые (лимонная)
-
Жидкие (соляная)
Учащийся выступает с сообщением, остальные слушают, записывают основное
Обсуждают - где находятся кислоты, записывают материал в тетрадь
Учащийся выступают с сообщениями, остальные слушают, записывают основное
-
Закрепление материала
Задачи этапа: Формирование целостной системы ведущих знаний по теме
Методы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа учащихся
Слайд 20.
Задание: Дайте характеристику кислот
1 вариант: азотной
2 вариант: фосфорной
По плану:
-
Формула
-
Наличие кислорода
-
Основность
-
Растворимость
-
Степени окисления элементов
-
Соответствующий оксид
Выполнение упражнений по учебнику после параграфа
Выполняют задание
Ответы:
Азотная
HNO3
Кислородсодержащая
Одноосновная
Растворимая
H+1 N+5 O3-2
N2O5
Фосфорная
H3PO4
Кислородсодержащая
Трехосновная
Растворимая
H3 +1P +5 O4 -2
P2O5
Выполняют
-
Аналитический этап
Задачи: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
Методы: беседа
Учитель: предлагаю сделать выводы по уроку
Делают выводы
-
Домашнее задание
Задачи: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Слайд 21.
§ 20
Записывают домашнее задание
Список литературы.
-
В.Г. Денисова "Химия. Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна", Волгоград 2009.
-
Т.А. Боровских "Обучение химии в 8 кл. Методическое пособие.", Москва 2007.